2-1290/2019
10RS0№ ...-42
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
12 декабря 2019 года |
........ |
Кондопожский городской суд Республики Карелия в составе:
председательствующего судьи Бахориной М.А.,
при секретаре Бахаревой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Калинина В. Ю. к администрации Кондопожского муниципального района (КМР) о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
Истец обратился в суд с иском по тем основаниям, что отец лишен в отношении него родительских прав, мать умерла. Распоряжением ответчика был определен в детский дом. В настоящее время признан нуждающимся в жилом помещении, включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями на территории Кондопожского муниципального района. ХХ.ХХ.ХХ по достижении 18-летнего возраста отчислен из <...>», ХХ.ХХ.ХХ отчислен из <...>. Закрепленное за ним жилое помещение признано аварийным и подлежащим сносу. В собственности жилых помещений не имеет, в связи с чем, вынужден снимать жилье или проживать у родственников. С момента обращения в сентябре 2019 года к ответчику его право на предоставление жилого помещения не реализовано. Просит обязать администрацию КМР предоставить вне очереди на условиях социального найма благоустроенное жилое помещение в границах г. Кондопоги, отвечающее санитарным и техническим требованиям, площадью не ниже нормы предоставления на одного человека.
Истец в судебном заседании поддержал иск по изложенным в нем основаниям, дополнительно указал, что проживает у брата в съемной квартире, <...>. Просил предоставить жилое помещение в границах Кондопожского района.
Представитель администрации КМР Алексахин А.В., действующий на основании доверенности, возражал против удовлетворения заявленных требований, пояснил, что субвенция на осуществление государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выделенная администрации КМР, предоставлена, освоена (приобретено 7 квартир), однако её недостаточно для приобретения жилого помещения истцу.
Министерство социальной защиты РК своего представителя, извещенного о дне и времени рассмотрения дела, в процесс не направило, представило письменный отзыв.
Выслушав явившихся лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Согласно ст. 8 Всеобщей декларации прав человека каждый человек имеет право на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случае нарушения его основных прав, предоставленных ему конституцией или законом. Статьей 25 Всеобщей декларации прав человека предусмотрено, что каждый человек имеет право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи …. Аналогичное положение содержит ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах.
В силу ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими, они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Статьей 40 Конституции РФ каждому гарантировано право на жилище.
В соответствии с п. 1 ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
По заявлению в письменной форме указанных выше лиц, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, организациях социального обслуживания, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
В соответствии с п. 8 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся, в том числе, жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Статьёй 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ст. 3.1 Закона РК от 28.11.2005 № 921-ЗРК «О государственном обеспечении и социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закон РК) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, однократно обеспечиваются благоустроенными жилыми помещениями специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений в порядке, установленном Правительством Республики Карелия.
В силу подп. "з" п. 2 ч. 2 ст. 4 Закона РК орган исполнительной власти РК, уполномоченный Правительством РК, формирует список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в соответствии со ст. 3.1 данного Закона. Таким органом в настоящее время является Министерство социальной защиты РК, которому для формирования списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, предоставляются сведения органами местного самоуправления.
В соответствии с ч. 1 ст. 4 указанного Закона РК и п.п. 4, 6 Порядка предоставления благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного Постановлением Правительства РК от 16.04.2013 № 129-П, органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов принимают решение об однократном предоставлении благоустроенных специализированных жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений указанным лицам и заключают с такими лицами договоры найма специализированного жилого помещения.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что Калинин В.Ю. относится к категории лиц из числа детей-сирот.
Распоряжением администрации КМР от ХХ.ХХ.ХХ № ...-р истец определен в <...> на основании заявления Ю. (отца) в связи с тем, что он находится в трудной жизненной ситуации, мать Калинина В. умерла.
Решением Кондопожского городского суда РК от ХХ.ХХ.ХХ Ю. лишен родительских прав в отношении истца.
Из справки администрации <...> от ХХ.ХХ.ХХ следует, что истец зарегистрирован по адресу: .........
Постановлением администрации КМР от ХХ.ХХ.ХХ № ... многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: ........, признан аварийным и подлежащим сносу.
Постановлением администрации КМР от ХХ.ХХ.ХХ № ... установлен факт невозможности проживания Калинина В.Ю. в ранее занимаемом жилом помещении и нуждающимся в предоставлении жилого помещения специализированного жилищного фонда, включении его в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями в Кондопожском районе.
По сведениям, предоставленным <...>, в собственности истца отсутствуют объекты недвижимости.
Приказом Министерства социальной защиты, труда и занятости РК (в настоящее время - Министерство социальной защиты РК) от ХХ.ХХ.ХХ № ...-П утвержден список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, в котором под порядковым № ... указан истец.
Приказом от ХХ.ХХ.ХХ № ... истец отчислен из <...>». Согласно справки <...> приказом от ХХ.ХХ.ХХ № ... у/с истец, обучавшийся в <...>, также отчислен из образовательного учреждения.
При вынесении решения суд принимает во внимание, что федеральное и региональное законодательство в сфере рассматриваемых отношений, устанавливая необходимость формирования списка лиц, подлежащих обеспечению жильем, не предусматривает очередность предоставления жилого помещения с учетом времени включения в список, образования задолженности по жилищному обеспечению или исходя из другого критерия. Наличие списка служит цели предварительного планирования числа нуждающихся и призвано обеспечить предоставление жилых помещений незамедлительно по мере наступления основания для получения жилья. Также реализация права истца на обеспечение жилым помещением не может ставиться в зависимость от бюджетного финансирования и взаимоотношений органа местного самоуправления с региональными и федеральными органами власти.
Доводы представителя ответчика, изложенные в ходе рассмотрения дела, не могут служить основанием для отказа в предоставлении Калинину В.Ю. благоустроенного жилого помещение специализированного жилищного фонда, поскольку основаны на неверном толковании норм материального права.
Из системного анализа норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, учитывая, что в собственности жилых помещений истец не имеет, не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, ответчиком установлен факт невозможности проживания истца в ранее занимаемом жилом помещении, а также то, что истец отчислен из учебного заведения и не призван для прохождения военной службы по призыву, суд приходит к выводу о том, что истец имеет право на предоставление жилого помещения, как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и удовлетворяет требования истца.
На основании ст. 98 ГПК РФ суд взыскивает с ответчика в пользу истца расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 98, 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать Администрацию Кондопожского муниципального района Республики Карелия предоставить Калинину В. Ю. благоустроенное жилое помещение специализированного жилищного фонда площадью не ниже нормы предоставления, отвечающее санитарным и техническим требованиям по договору найма специализированного жилого помещения на территории Кондопожского муниципального района Республики Карелия.
Взыскать с Администрации Кондопожского муниципального района Республики Карелия в пользу Калинина В. Ю. расходы по государственной пошлине в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Кондопожский городской суд Республики Карелия.
Судья |
М.А. Бахорина |
Решение в окончательной форме изготовлено ХХ.ХХ.ХХ.