РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2014 года с.Шигоны
Шигонский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Полянского А.Ю.,
при секретаре Мироновой Т.К.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-260 по заявлению Фомичевой М.Я. о признании незаконным решения, действия (бездействия) органа местного самоуправления,
Установил:
Фомичева М.Я. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, выраженного в письме главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ года, об отказе во включении ее в список ветеранов Великой Отечественной войны (далее – ВОв) 1941-1945 годов и лиц, приравненных к ним, зарегистрированных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для получения социальной выплаты из средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов», и возложении на администрацию района обязанности включить ее в указанный список с ДД.ММ.ГГГГ года.
В обоснование заявленных требований заявитель указала, что является вдовой умершего участника ВОв ФИО1, принимавшего участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья в Западной Украине в период с июля по декабрь 1951 года в составе 215 стрелкового полка в должности стрелка. Постановлением Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский № от ДД.ММ.ГГГГ она была признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в Администрацию муниципального района Шигонский с заявлением о включении в список ветеранов ВОв 1941-1945 годов и лиц, приравненных к ним, зарегистрированных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для получения социальной выплаты из средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения на основании Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года. Оспариваемым решением, выраженным в письме главы Администрации муниципального района Шигонский № 674 от 31.03.2014 года, ей незаконно отказано во включении в указанный список, чем нарушено ее право как вдовы участника ВОв на обеспечение жилым помещением, гарантированное ст. 21 Федерального закона от 12.01.1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»). В обоснование отказа администрация района ссылается на то, что ее муж не принимал участие в боевых действиях в годы ВОв, а также на письмо Минэконоразвития Самарской области от 20.12.2012 года № 7-16/1984, которое не должно применяться, поскольку носит рекомендательный характер и не соответствует положениям ФЗ «О ветеранах».
В судебном заседании заявитель Фомичева М.Я. заявленные требования поддержала по изложенным в заявлении основаниям, дополнив, что ранее право на обеспечение жилым помещением ни она, ни ее супруг ФИО1, умерший ДД.ММ.ГГГГ года, реализовано не было. В новый брак после смерти мужа она не вступала. До 2011 года она проживала в собственном жилом доме, расположенном в <адрес>, общей площадью 31,7 кв.м. Указанный дом был ветхим, сильно изношенным, неблагоустроенным, в нем отсутствовали санузел (туалет на улице), холодное и горячее водоснабжение (вода из уличной колонки), канализация, теплоснабжение (отопление только печное), газификация (плита работала на баллонном газе). По состоянию здоровья она нуждается в постоянном постороннем уходе. В <адрес> нет больницы, обеспечения лекарствами, там нет ее родственников (ранее проживавшая там дочь погибла несколько лет назад). В 2011 году она в связи с тем, что по состоянию здоровья и в связи с преклонным возрастом не могла проживать в своем доме, где не было жилищно-бытовых условий, без постороннего ухода, вынужденно продала его и переехала в жилое помещение, принадлежащее ее дочери ФИО4 и зятю ФИО3, расположенное в райцентре - <адрес>. Указанное помещение представляет из себя половину коттеджа, является благоустроенным, в нем имеется санузел, холодное и горячее водоснабжение, канализация, газификация, в том числе индивидуальное газовое отопление, телефон. В пользование ей выделена спальная комната площадью 12,5 кв.м. При этом ДД.ММ.ГГГГ между ней и зятем ФИО3 заключен договор найма жилого помещения, по которому она оплачивает 500 руб. ежемесячно в качестве платы за проживание и компенсации расходов по коммунальным услугам. В указанном помещении проживает кроме нее 6 человек, в частности, ее внучка ФИО2, которая осуществляет за ней постоянный уход.
Представитель Администрации муниципального района Шигонский по доверенности Логинова Н.В. в судебном заседании с заявлением не согласилась, пояснив, что Фомичева М.Я. постановлением администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский № от ДД.ММ.ГГГГ признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, хотя продала свой жилой дом, расположенный в <адрес>, общей площадью 31,7 кв.м., в 2011 году, то есть менее 5 лет назад, что в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации является основанием для отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ прокурор района внес протест на указанное постановление администрации сельского поселения Шигоны, однако протест был отклонен. В судебном порядке постановление администрации сельского поселения о признании заявителя нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда не оспаривалось. То обстоятельство, что проданный заявителем жилой дом, расположенный в <адрес>, был неблагоустроенным, без санузла, водоснабжения, канализации, газификации, с печным отоплением, не оспаривает. Однако в установленном порядке указанный жилой дом ветхим не признавался. Не оспаривает тот факт, что в <адрес> нет больницы, а также что по состоянию здоровья Фомичева М.Я. нуждается в постоянном постороннем уходе. В настоящее время заявитель проживает в жилом помещении, принадлежащем дочери ФИО4 и зятю ФИО3, расположенном в <адрес>, которое является благоустроенным, в нем имеется санузел, холодное и горячее водоснабжение, канализация, газификация, в том числе индивидуальное газовое отопление. На основании пп. «е» п. 1 ч. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» супруг заявителя ФИО1 являлся участником ВОв как принимавший участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Украины в 1951 году. Право на обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ранее не было реализовано ни Фомичевой М.Я., ни ФИО1 Согласно письму Минэкономразвития Самарской области от 20.12.2012 года № 7-16/1984, основанному на позиции Минэкономразвития РФ, заявитель не подлежит обеспечению жильем в рамках Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года, так как супруг последней участвовал в боевых действиях не в период непосредственно ВОв 1941-1945 годов.
Представитель заинтересованного лица Администрации сельского поселения Шигоны муниципального района Шигонский по доверенности Кузнецова Л.В. в судебном заседании считала заявление Фомичевой М.Я. обоснованным, пояснив, что последняя постановлением администрации сельского поселения № от ДД.ММ.ГГГГ была обоснованно и в установленном порядке, после рассмотрения на заседании жилищной комиссии, признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма. На заседании комиссии был обсужден, в частности, факт продажи Фомичевой М.Я. в 2011 году своего жилого дома, расположенного в <адрес>. Однако оснований для отказа в признании нуждающимся в жилых помещениях в соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено не было, поскольку проданный заявителем более 2 лет назад жилой дом был изношенным и неблагоустроенным, а вселилась Фомичева М.Я. в принадлежащее дочери и зятю благоустроенное жилое помещение в с.Шигоны, со всеми удобствами, с гораздо лучшими жилищными условиями. По мнению администрации сельского поселения Фомичева М.Я. продала дом не с намерением приобретения права стоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, злоупотребления правом в действиях заявителя не усматривается. Приходящаяся на Фомичеву М.Я. общая площадь жилого помещения меньше учетной нормы – 15 кв.м., поскольку там проживают и зарегистрированы еще 6 человек. ДД.ММ.ГГГГ прокурор района внес протест на постановление администрации сельского поселения Шигоны № от ДД.ММ.ГГГГ в части признания заявителя нуждающейся в жилых помещениях, который ДД.ММ.ГГГГ был отклонен как необоснованный. В судебном порядке указанное постановление администрации сельского поселения не оспаривалось, оно до сих пор действует.
Выслушав объяснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона обязана доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Согласно ст. 249 ГПК РФ обязанность по доказыванию законности оспариваемого решения, действия (бездействия) возлагается на орган, должностное лицо, чьи решение, действия (бездействие) оспариваются.
Суд считает, что заявителем представлены убедительные и достаточные доказательства в обоснование заявленных требований.
Согласно ст.ст. 254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействие), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Частью 23 статьи 246 ГПК РФ установлено, что при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.
Судом установлено, что супруг заявителя ФИО1 принимал участие в боевых действиях по ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины в период с июля по декабрь 1951 года в составе 215 стрелкового полка в должности стрелка.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 было выдано удостоверение участника ВОв.
Данные обстоятельства подтверждены копией справки военного комиссариата от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.13), копией свидетельства о заключении брака (л.д.12) и никем по делу не оспариваются.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 умер (л.д.11). После его смерти заявитель в новый брак не вступала.
ДД.ММ.ГГГГ заявителю военным комиссариатом была выдана справка (л.д.14), в соответствии с которой она является вдовой умершего участника ВОв и пользуется всеми льготами, установленными ст. 21 ФЗ «О ветеранах». Аналогичная справка была выдана заявителю ДД.ММ.ГГГГ МКУ Управление социальной защиты населения муниципального района Шигонский (л.д.15).
Судом установлено, что на основании заявления Фомичевой М.Я. от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.30) постановлением администрации сельского поселения Шигоны № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.7-8) она была признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма.
ДД.ММ.ГГГГ прокурором Шигонского района был принесен протест (л.д.53-54) на указанное постановление в части признания заявителя нуждающейся в жилых помещениях. ДД.ММ.ГГГГ протест был отклонен администрацией сельского поселения как необоснованный (л.д.55).
Также судом установлено из материалов дела и пояснений участвующих в деле лиц, что ранее право на обеспечение жилым помещением не было реализовано ни заявителем, ни ее супругом.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Фомичева М.Я. обратилась в Администрацию муниципального района Шигонский с заявлением (л.д.44) о включении в список ветеранов ВОв 1941-1945 годов и лиц, приравненных к ним, зарегистрированных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для получения социальной выплаты из средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения, и представила необходимые для рассмотрения заявления документы.
Судом установлено и никем не оспаривается, что формирование указанного списка в целях реализации Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года на территории муниципального района Шигонский в соответствии с письмом Минэкономразвития Самарской области от 24.12.2012 года № 7-16/2012 (л.д.46-47) осуществляется администрацией района.
Оспариваемым решением, выраженным в письме главы Администрации муниципального района Шигонский № 674 от 31.03.2014 года (л.д.5-6), Фомичевой М.Я. отказано во включении в указанный выше список со ссылкой на письмо Минэкономразвития Самарской области от 20.12.2012 года № 7-16/1984, основанное на позиции Минэкономразвития РФ о том, что заявитель не подлежит обеспечению жильем в рамках Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года, так как ее супруг не принимал участие в боевых действиях по защите Отечества в годы ВОв. Кроме того, администрация района обосновала свой отказ необоснованностью признания заявителя нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, в связи с продажей в 2011 году собственного жилого дома.
В соответствии с ФЗ «О ветеранах» устанавливаются следующие категории ветеранов: ветераны ВОв, ветераны боевых действий на территории СССР, на территории Российской Федерации и территориях других государств (далее - ветераны боевых действий), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда (статья 1).
Статьей 2 данного Закона к ветеранам ВОв отнесены лица, принимавшие участие в боевых действиях по защите Отечества или обеспечении воинских частей действующей армии в районах боевых действий; лица, проходившие военную службу или проработавшие в тылу в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами или медалями СССР за службу и самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны. В частности, к ветеранам ВОв относятся участники ВОв.
Согласно пп. «е» пп. 1 п. 1 ст. 2 ФЗ «О ветеранах» участниками ВОв являются, в частности, военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, бойцы и командный состав истребительных батальонов, взводов и отрядов защиты народа, принимавшие участие в боевых операциях по борьбе с десантами противника и боевых действиях совместно с воинскими частями, входившими в состав действующей армии, в период ВОв, а также принимавшие участие в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территориях Украины, Белоруссии, Литвы, Латвии и Эстонии в период с 01.01.1944 года по 31.12.1951 года.
Таким образом, супруг заявителя ФИО1, принимавший участие с июля по декабрь 1951 года в боевых операциях по ликвидации националистического подполья на территории Западной Украины года в составе 215 стрелкового полка в должности стрелка, имел статус участника ВОв. Данное обстоятельство подтверждено материалами дела и никем не оспаривается.
В соответствии со ст. 8 ФЗ «О ветеранах» государственная политика в отношении ветеранов предусматривает, в частности, реализацию мер социальной поддержки, установленных данным законом и иными нормативными правовыми актами для ветеранов и членов их семей; выделение из федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации средств, необходимых для реализации мер социальной поддержки, указанных в данном законе.
Статья 21 данного Закона устанавливает меры социальной поддержки членов семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОв и ветеранов боевых действий.
В соответствии с п. 1 данной статьи меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников ВОв, ветеранов боевых действий (далее также - погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.
Согласно п. 2 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются, в частности, супруге (супругу) погибшего (умершего) инвалида ВОв и участника ВОв, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.
В соответствии с пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) инвалидов ВОв и участников ВОв, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 указанного Закона. Члены семей погибших (умерших) инвалидов ВОв и участников ВОв имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз и обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.
Статьей 23.2 Закона предусмотрено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 16 и 21 настоящего Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и вставших на учет до ДД.ММ.ГГГГ года, и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьями 14, 15, 17 - 19 и 21 данного Закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. По письменным заявлениям граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения.
В соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2008 года № 714 постановлено считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов ВОв, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОв, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах».
Таким образом, судом установлено, что заявитель как вдова умершего участника ВОв, нуждающаяся в улучшении жилищных условий, на основании пп. 4 п. 1 ст. 21 ФЗ «О ветеранах» имеет право на предоставление меры социальной поддержки в виде обеспечения жильем за счет средств федерального бюджета, в том числе в рамках реализации Указа Президента РФ от 07.05.2008 года № 714.
Не могут быть учтены судом ссылки администрации района на рекомендательное письмо Минэкономразвития Самарской области от 20.12.2012 года № 7-16/1984 (л.д.28-29), основанное на позиции Минэкономразвития РФ о том, что заявитель не подлежит обеспечению жильем в рамках Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года, так как ее супруг не принимал участие в боевых действиях по защите Отечества в годы ВОв. Ни ФЗ «О ветеранах», ни упомянутый Указ Президента РФ не ставят предоставление данной меры социальной поддержки инвалидам и участникам ВОв и членам семей погибших (умерших) инвалидов и участников ВОв, имеющим право на соответствующую социальную поддержку согласно ФЗ «О ветеранах», в зависимость от периода службы, а также иных обстоятельств.
Доводы администрации муниципального района о необоснованности постановления Администрации сельского поселения Шигоны № 81 от 23.10.2013 года в части признания заявителя нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, не могут быть учтены судом по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2.2 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006 года № 77 формирование списков граждан, в частности, членов семей погибших (умерших) участников ВОв, осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства (постоянной регистрации) граждан. Согласно п. 3.1 данного Порядка постановка на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, осуществляется органами местного самоуправления.
Постановление о признании Фомичевой М.Я. нуждающейся в жилых помещениях принято администрацией сельского поселения по результатам рассмотрения ее заявления на заседании жилищной комиссии, в частности, с учетом факта продажи в 2011 году жилого дома, расположенного в с.Кяхта. Доказательств нарушения процедуры принятия указанного решения администрацией района не представлено.
Таким образом, заявитель признана нуждающейся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, на основании решения уполномоченного органа, принятого в пределах его компетенции и в установленном законом порядке.
Во внесудебном порядке указанное постановление администрации сельского поселения не отменялось, утратившим силу не признано. В судебном порядке указанное постановление администрации сельского поселения никем, в том числе администрацией муниципального района, не оспаривалось, незаконным судебным решением не признавалось. Таким образом, оно действует до настоящего времени. Опротестование данного постановления прокурором само по себе правового значения по делу не имеет, поскольку протест был отклонен.
В силу п. 3 ст. 7 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты, принятые органами местного самоуправления, подлежат обязательному исполнению на всей территории муниципального образования.
При таких обстоятельствах администрация района не вправе была самостоятельно, без обжалования в судебном порядке, не применить действующий ненормативный правовой акт, каковым является указанное выше постановление администрации сельского поселения, при рассмотрении заявления Фомичевой М.Я. о включении в упомянутый список. Администрация района не обладает самостоятельными полномочиями как по разрешению заявлений о признании нуждающимся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма, так и по переоценке и отмене решений, вынесенных по таким заявлениям уполномоченным органом.
Кроме того, достаточных доказательств того, что Фомичева М.Я. необоснованно признана нуждающейся в жилых помещениях, администрацией района не представлено.
Согласно ст. 51 Жилищного кодекса Российской Федерации, ст. 3 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» нуждающимися в жилых помещениях признаются, в частности, граждане, постоянно проживающие на территории Самарской области и
1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения;
2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения при условии обеспечения общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 настоящего Закона.
Граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.
Анализ приведенной нормы, учитывая правовую позицию, изложенную в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 19 апреля 2007 года № 258-О-О, свидетельствует о том, что ограничения в постановке граждан на учет нуждающихся в жилых помещениях должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущих привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этой нормы права должно осуществляться во взаимосвязи с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.
Судом установлено, что до 2011 года заявитель проживала в собственном жилом доме, расположенном в <адрес>.
Как следует из пояснений участвующих в деле лиц и копии техпаспорта (л.д.57-70), указанный жилой дом - однокомнатный, деревянный, 1960 года постройки, с износом 40 %, общей площадью 31,7 кв.м. Дом неблагоустроенный, без жилищно-бытовых удобств: с печным отоплением, в нем отсутствует санузел, холодное и горячее водоснабжение, канализация, газификация.
Из материалов дела, в частности, справки ГБУЗ «Шигонская ЦРБ» от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.25), следует, что по результатам ВЭК заявитель по состоянию здоровья нуждается в постоянном постороннем уходе.
Судом также установлено и никем не оспаривается, что в <адрес> отсутствует больница, нет постоянного обеспечения медицинской помощью, лекарствами и средствами первой необходимости.
Из пояснений участвующих в деле лиц и материалов дела, в частности, выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.41), копии договора купли-продажи (л.д.85-88), следует, что ДД.ММ.ГГГГ Фомичева М.Я. продала указанный выше жилой дом в <адрес>.
Судом установлено, что после продажи жилого дома, в 2011 году, Фомичева М.Я. зарегистрировалась по месту жительства и вселилась в принадлежащее на праве собственности на основании договора приватизации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.71) ее дочери ФИО4 и зятю ФИО3 жилое помещение, расположенное в райцентре - <адрес>.
Данное жилое помещение общей площадью 93,6 кв.м., представляющее из себя половину коттеджа, с четырьмя жилыми комнатами, является благоустроенным, в нем имеется санузел, холодное и горячее водоснабжение, канализация, газификация, индивидуальное газовое отопление. Таким образом, в нем созданы гораздо лучшие жилищно-бытовые условия, чем в проданном заявителем жилом доме. Указанные обстоятельства подтверждены копией техпаспорта (л.д.72-77), пояснениями участвующих в деле лиц и никем не оспариваются.
В соответствии со ст. 50 Жилищного кодекса Российской Федерации учетной нормой площади жилого помещения (далее - учетная норма) является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется уровень обеспеченности граждан общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Учетная норма устанавливается органом местного самоуправления.
Согласно Положению «О правилах ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма,… на территории сельского поселения Шигоны…», утвержденному Решением Собрания Представителей сельского поселения Шигоны № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.80-84), учетная норма площади жилого помещения в целях принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях в сельском поселении Шигоны составляет менее 15 кв.м. общей площади жилого помещения, приходящейся на одного человека.
Согласно справке администрации сельского поселения Шигоны от ДД.ММ.ГГГГ № (л.д.79) в указанном выше жилом помещении, кроме заявителя, проживают и зарегистрированы 6 других граждан. Следовательно, на заявителя приходится менее чем 14 кв.м. общей площади, то есть менее учетной нормы.
Как следует из материалов дела, в квартире проживает, в частности, внучка заявителя ФИО2, которая с ДД.ММ.ГГГГ осуществляет за ней постоянный уход, что подтверждено справкой Управления ПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.78).
Из договора найма от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.42-43) и пояснений Фомичевой М.Я. следует, что в пользование ей на условиях договора найма выделена комната площадью 12 кв.м., за что она обязуется оплачивать <данные изъяты>. ежемесячно в качестве платы за проживание и компенсации расходов по коммунальным услугам.
С момента продажи Фомичевой М.Я. жилого дома до подачи ею заявления о признании нуждающейся в жилых помещениях прошло более 2 лет.
Материалами дела подтверждается и никем не оспаривается, что ни в собственности, ни по договору социального найма заявитель жилого помещения не имеет.
Установленные судом обстоятельства свидетельствуют о том, что заявитель продала жилой дом и вселилась в помещение родственников не с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, а по объективным причинам, вынужденно, в связи с тем, что по состоянию здоровья не могла проживать в своем доме, где не было элементарных жилищно-бытовых условий, и без постороннего ухода.
Доказательств обратного администрацией района не представлено.
Согласно ст. 12 ГК РФ одним из способов защита гражданских прав является неприменение судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону.
Вместе с тем, как указано выше, доказательств противоречия постановления администрации сельского поселения Шигоны № от ДД.ММ.ГГГГ законодательству администрацией района не представлено, в связи с чем у суда не имеется оснований для неприменения упомянутого постановления.
Отказ Фомичевой М.Я. во включении в список ветеранов ВОв 1941-1945 годов и лиц, приравненных к ним, зарегистрированных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для получения социальной выплаты из средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года, нарушает ее право как вдовы участника ВОв на обеспечение жилым помещением, гарантированное ст. 21 ФЗ «О ветеранах».
В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
В связи с изложенным заявление следует удовлетворить.
Руководствуясь ст.ст. 194-199, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Фомичевой М.Я. удовлетворить.
Признать незаконным решение Администрации муниципального района Шигонский Самарской области, выраженное в письме главы администрации района № от ДД.ММ.ГГГГ года, об отказе во включении Фомичевой М.Я. в список ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов и лиц, приравненных к ним, зарегистрированных нуждающимися в улучшении жилищных условий, для получения социальной выплаты из средств федерального бюджета на основании Указа Президента Российской Федерации № 714 от 07.05.2008 года «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов».
Обязать Администрацию муниципального района Шигонский Самарской области включить Фомичевой М.Я. в указанный список с ДД.ММ.ГГГГ года.
Решение может быть обжаловано в течение одного месяца со дня принятия в окончательной форме в судебную коллегию по гражданским делам Самарского областного суда через Шигонский районный суд.
Решение принято в окончательной форме 15.04.2014 года.
Судья А.Ю.Полянский