Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
<адрес> 20 января 2022 года
Красноглинский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Щетинкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Сухановой Д.А.,
с участием истца Шимочкиной Т.В.,
представителя истца Сафронова В.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Шимочкиной Т. В. к администрации г.о. Самара о признании сделки состоявшейся и признании права собственности на земельный участок,
у с т а н о в и л:
Истец Шимочкина Т.В. обратилась в суд с иском к наследственному имуществу Федюкова В.Н. о признании сделки состоявшейся и признании права собственности на земельный участок.
В обоснование исковых требований истец указала, что <дата> приобрела в собственность земельный участок под садоводство, находящийся по адресу: <адрес>, 19 км, Садоводческое <адрес> под №, общей площадью 0,06 га, на основании договора купли-продажи, заключенным с Федюковым В.Н., от которого по доверенности действовал Адаев Д.В. Участок приобретен стоимость 2500 рублей. С <дата> земельный участок перешел во владение и пользование истца, которая открыто, не от кого не скрывая, по настоящее время осуществляет владением земельным участком, иных лиц, претендующих на участок, не имеется.
Истец просит суд признать сделку купли-продажи земельного участка, находящегося по адресу: <адрес>, 19 км, <адрес>, площадью 586 кв.м, состоявшейся; признать за истцом право собственности на вышеуказанный земельный участок в границах, установленных ООО «Геоид-С», согласно прилагаемого плана границ и каталога координат.
<дата> определением суда к участию в деле в качестве ответчика привлечена администрация г.о. Самара.
В судебном заседании истец заявленные требования поддержала в полном объеме и просила суд удовлетворить иск по изложенным в нем доводам, дополнив, что в 1999 году участок был приобретен зятем Адаевым Д.В., а в 2002 году она приобрела участок. При жизни Федюкова В.Н. не успели оформить переход права на земельный участок. С момента приобретения по настоящее время она пользуется участком в личных целях, который является смежным с участком, приобретенным ее супругом в 1985 году. 1999 года по настоящее время участок имеет ограждение, которое не изменялось и не переносилось, споров по границам участка и правопритязания от иных лиц не поступало.
Представитель истца Сафронов В.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил суд удовлетворить исковые требования в полном объеме.
Ответчик администрация г.о. Самара о рассмотрении дела извещен надлежащим образом, представителя в судебное заседание не направил по неизвестным суду причинам, ходатайств об отложении рассмотрения дела не поступало.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.
Выслушав истца, свидетелей, исследовав материалы настоящего гражданского дела № и гражданского дела №, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 1 ст. 36, ч. 1 ст. 46 Конституции РФ граждане вправе иметь в частной собственности землю, каждому гарантируется защита его прав и свобод.
В соответствии с п.п. 1 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из договоров и иных сделок, предусмотренных законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных законом, но не противоречащих ему.
Согласно п. 2 ст. 218 Гражданского кодекса РФ, право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
В силу п. 1 ст. 421 Гражданского кодекса РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается.
Пунктом 1 ст. 549 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что по договору купли-продажи недвижимого имущества (договору продажи недвижимости) продавец обязуется передать в собственность покупателя земельный участок, здание, сооружение, квартиру или другое недвижимое имущество (статья 130).
Из абз. 1 ст. 550 Гражданского кодекса РФ следует, что договор продажи недвижимости заключается в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами (п. 2 ст. 434).
В силу п. п. 1, 2 ст. 432 Гражданского кодекса РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.
Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названны в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.
На основании п. 1, абз. 1 п. 2 ст. 223 Гражданского кодекса РФ право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, если иное не предусмотрено законом или договором.
В силу п. п. 1, 3 ст. 551 Гражданского кодекса РФ переход права собственности на недвижимость по договору продажи недвижимости к покупателю подлежит государственной регистрации.
В случае, когда одна из сторон уклоняется от государственной регистрации перехода права собственности на недвижимость, суд вправе по требованию другой стороны, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве, также по требованию судебного пристава-исполнителя вынести решение о государственной регистрации перехода права собственности. Сторона, необоснованно уклоняющаяся от государственной регистрации перехода права собственности, должна возместить другой стороне убытки, вызванные задержкой регистрации.
Согласно п. 2 ст. 4 Гражданского кодекса РФ отношения сторон по договору, заключенному до введения в действие акта гражданского законодательства, регулируются в соответствии со статьей 422 ГК РФ.
В соответствии с п. 2 ст. 422 Гражданского кодекса РФ, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.
Согласно п.3 ст.433 Гражданского кодекса РФ договор, подлежащий государственной регистрации, считается заключенным с момента его регистрации, если иное не установлено законом.
При этом, исходя из положения ст.2 ФЗ РФ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» и правовой позицию Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от <дата> по делу № «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Б.А. и Б.Н. на нарушение их конституционных прав пунктом 2 статьи 558 ГК РФ» государственная регистрация создает гарантии надлежащего выполнения сторонами обязательств и, следовательно, способствует упрочению и стабильности гражданского оборота в целом. Она не затрагивает содержания гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность и потому не может рассматриваться как недопустимое произвольное вмешательство государства в частные дела или ограничение прав человека и гражданина, в том числе гарантированных Конституцией РФ прав владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, находящимся у лица на законных основаниях.
Отсутствие государственной регистрации сделки (договора купли - продажи) при условии выполнения сторонами её содержания не свидетельствует о пороке воли продавца и покупателя и нежелании сторон осуществить переход права собственности на объект.
В силу п. 10 ст. 22 Федерального закона № 218-ФЗ от <дата> «О государственной регистрации недвижимости» при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определяющих местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка их местоположение определяется в соответствии с утвержденным в установленном законодательством о градостроительной деятельности порядке проектом межевания территории. При отсутствии в утвержденном проекте межевания территории сведений о таком земельном участке его границами являются границы, существующие на местности пятнадцать и более лет и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что на основании решения горисполкома от <дата> № Федюкову В.Н. был предоставлен садово-дачный участок №. №, в пожизненное наследуемое владение, площадью 0,06 га, с выдачей свидетельства о праве собственности на землю № от <дата> (л.д. 7). По расписке от <дата> Федюков В.Н. получил от Адаева Д.В. деньги в сумме 2500 рублей за проданный им садово-дачный участок от 9 ГПЗ № по ул. 10, 19 км, претензий не имеет. Доверенностями от <дата>, удостоверенными нотариусом <адрес> Матросовой И.В., Федюков В.Н. уполномочил Адаева Д.В. на получение необходимых документов и справок для оформления сделки в отношении земельного участка под садоводство по адресу: <адрес>, 19 км, <адрес> №, под номером 67, и на продажу указанного участка за цену и на условиях по своему усмотрению. Заявлением от <дата>, удостоверенным нотариусом <адрес> Матросовой И.В., Федюкова Л.И. высказала согласие супругу Федюкову В.Н. на отчуждение указанного земельного участка за цену и на условиях ей известных.
По договору купли-продажи земельного участка от <дата>, заключенного между продавцом Федюковым В.Н., в лице представителя по доверенности Адаевым Д.В., и покупателем Шимочкиной Т.В., последняя приобрела в собственность земельный участок, площадью 0,06 га, расположенный по адресу: <адрес>, 19 км, Садоводческое <адрес> ул. №, под <адрес> стоимостью 2 500 рублей. Земельный участок принадлежит продавцу Федюкову В.Н. на праве личной собственности, что подтверждается свидетельством на землю №, выданным <дата> на основании решения горисполкома от <дата> №. Договор подписан сторонами, но не имеется сведений о его регистрации в регистрационном органе.
Допрошенный в судебном заседании Адаев Д.А. показал, что в 1999 году приобрел у Федюкова В.Н. участок, который продал в 2002 году теще Шимочкиной Т.В. Сделки оформить не успели в связи с наступлением смерти Федюкова В.Н. Участком он не пользуется и не намерен его использовать. Претензий о пользовании участком от Федюковых и иных лиц не поступало.
Представленные стороной истца оригиналы документов, свидетельствуют о намерениях собственника по отчуждению земельного участка.
Исходя из изложенных материальных норм и представленных доказательств, суд считает, что между сторонами продавцом Федюковым В.Н., в лице представителя по доверенности Адаева Д.В., и покупателем Шимочкиной Т.В. было достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора купли-продажи земельного участка, стоимость определена, обязательства по сделке сторонами исполнены: участок и денежные средства переданы сторонами, что не оспаривалось в судебном заседании.
<дата> Федюков В.Н. умер, о чем <дата> составлена запись акта о смерти № отделом ЗАГС Самарского <адрес> управления ЗАГС аппарата Администрации Самарской <адрес>. Согласно сведениям Нотариальной Палаты от <дата>, наследственное дело после смерти Федюкова В.Н. не заводилось. Предполагаемые наследники и наследственное имущество после смерти Федюкова В.Н. судом не установлено, в связи с отсутствием имущества и родственников.
В связи с наступлением смерти стороны по сделки купли-продажи Федюкова В.Н., покупатели лишены возможности ее регистрации и регистрации перехода права собственности, а также на совершение иных действий в отношении объекта недвижимого имущества.
Допрошенные в судебном заседании в качестве свидетелей Индейкина К.С., Адаев Д.В., Шимочкин Ю.В., пояснили, что Шимочкина Т.В. пользуется земельным участком № с 2003 года в садоводческих целях. Границы участка определены на местности ограждением и существуют в неизменном виде более 15 лет. Споров, конфликтов по границам участкам не возникало, также отсутствуют правопритязания на участок иных лиц.
Судом принимаются в качестве доказательств показания свидетелей по событиям, очевидцами которых они являлись, в связи с чем оснований сомневаться в правдивости показаний не возникло. Указанные доказательства в совокупности подтверждаются представленными письменными документами.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями п. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Доказательств о недействительности решения о предоставлении земельного участка умершему Федюкову В.Н., либо о предоставлении его иным лицам, о не распоряжении собственником спорным объектом в пользу истца суду не представлено и судом не установлено.
Исходя из представленных документах, судом установлено, что Федюкову В.Н. был предоставлен в установленном законном порядке спорный земельный участок, которым собственник распорядился по своему усмотрению, продав его, регистрация сделки в установленном законом порядке не произведена по независящим от сторон обстоятельствам, в связи с наступлением смерти продавца. Наследственное дело после умершего Федюкова В.Н. не заводилось, наследники и наследственное имущество отсутствуют.
При таких обстоятельствах, суд находит обоснованными и подлежащими удовлетворению требования Шимочкиной Т.В. о признании сделки купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 19 км, <адрес> ул. №, под номером 67, состоявшейся.
Согласно плана границ земельного участка по адресу: <адрес>, 19 км, Садоводческое <адрес>, ул. №, № от <дата>, подготовленного ООО «Геоид-С», объект имеет прямоугольную формы, смежных землепользователей по трем границам и места общего пользования по одной границе, а также следующие координаты:
№ |
Х |
Y |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Данная схема расположения участка тождественна плану установления границ земельного участка под садоводство Федюкова В.Н. от <дата>, подготовлено ЗАО «Геоинформ», на котором отмечено об отсутствии «красных линий».
Актом согласования местоположения границ земельного участка, 586 кв.м, испрашиваемого истцом, подтверждается отсутствие споров по границам участка со смежными землепользователями.
Из информации министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской <адрес> от <дата> следует, что земельный участок в испрашиваемых границах находится вне береговой полосы, вне прибрежной защитной полосы, вне водоохранной зоны водных объектов, к землям лесного фонда не относится.
По выписки из ИСОГД г.о. Самара от <дата> испрашиваемый земельный участок находится в зоне садово-дачных участков и коллективных садов (Р-5), не находится в охранной зоне инженерных коммуникаций, частично расположен в границах красных линий.
Исходя из анализа п.11, п. 12 статьи 1, п. 8 статьи 36 Градостроительного кодекса РФ, п. 12 статьи 85 Земельного кодекса РФ, ст. 6 Постановления Самарской Г. Д. от <дата> № «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе Самаре», «красные линии» отделяют территории общего пользования, которыми могут беспрепятственно пользоваться неограниченный круг лиц от других территорий, которые находятся или могут находиться в собственности юридических и физических лиц.
Судом установлено, что спорный земельный участок используется длительное время с 1950-х годов. Часть земельного участка не соответствует определению территории общего пользования, поскольку каких-либо объектов общего пользования на участке не имеется. Земельный участок занят непосредственно садовым участком. Данное обстоятельство нашло подтверждение, в том числе показаниями свидетеля. Изменения в правила застройки и землепользования в <адрес>, внесены решением Д. г.о. Самары от <дата> №, то есть значительно позже после отвода спорного участка, и определены «красные линии» без учета существующих ограждений земельных участков.
При таких обстоятельствах, отнесении части земельного участка к «красным линиям» необоснованно.
Таким образом судом установлено, что спорный земельный участок сформирован более 65 лет назад является объектом гражданских прав, свободен от притязаний третьих лиц, кроме истца на него никто не претендует, границы участка существует на местности в неизменном виде 15 и более лет, спор по границам отсутствует, препятствий для регистрации земельного участка в собственность не установлено.
Согласно пункту 59 постановления Пленума Верховного Суда РФ №, Пленума ВАС РФ № от <дата> «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав», если иное не предусмотрено законом, иск о признании права подлежит удовлетворению в случае представления истцом доказательств возникновения у него соответствующего права. Иск о признании права, заявленный лицами, права и сделки которых в отношении спорного имущества никогда не были зарегистрированы, могут быть удовлетворены в тех случаях, когда права на спорное имущество возникли до вступления в силу Закона о регистрации и не регистрировались в соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 6 названного Закона, либо возникли независимо от их регистрации в соответствии с пунктом 2 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Учитывая обстоятельства, установленные в судебном заседании, нормы материального права, суд приходит к выводу, что заявленные истцом требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
На основании ч.1 ст. 103 Гражданского процессуального кодекса РФ, ст. 333.19 Налогового кодекса РФ с истца в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере 1 994 рублей, рассчитанная от кадастровой стоимости 1 кв.м смежного земельного участка.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Шимочкиной Т. В. к администрации г.о. Самара о признании сделки состоявшейся и признании права собственности на земельный участок удовлетворить.
Признать сделку по договору купли-продажи земельного участка, по адресу: <адрес>, 19 км Садоводческое товарищество <адрес> от <дата> между Федюковым В. Н. и Шимочкиной Т. В., состоявшейся.
Признать право собственности Шимочкиной Т. В. на земельный участок по адресу: <адрес>, 19 км Садоводческое товарищество 9 ГПЗ, ул.10, участок 67, площадью 586 кв.м, категорией земли – земли населенных пунктов, с видом разрешенного использования – под садоводство, в следующих координатах:
№ |
Х |
Y |
1 |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
№ |
Взыскать с Шимочкиной Т. В. в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 1 994 рублей.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Красноглинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение в окончательной форме изготовлено <дата>.
Судья: И.А. Щетинкина