Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-4715/2019 ~ М-3862/2019 от 04.07.2019

РЕШЕНИЕ

(резолютивная часть)

Именем Российской Федерации

26 сентября 2019 г.                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-/19 по заявлению Моисеева О. В. об оспаривании бездействия Департамента градостроительства г.о. Самара,

Руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья                                В.Ю. Болочагин

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

ДД.ММ.ГГГГ                            <адрес>

Ленинский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Болочагина В.Ю., при секретаре Снежковой Н.А., рассмотрев в открытом судебном заседании дело а-4715/19 по заявлению Моисеева О. В. об оспаривании бездействия Департамента градостроительства г.о. Самара,

установил:

Моисеев О.В. обратился в Ленинский районный суд <адрес> с заявлением в порядке гл.22 КАС РФ к Департаменту градостроительства г.о. Самара. В обоснование заявления указывает, что ДД.ММ.ГГГГ, он как собственник квартиры в не указанном им многоквартирном доме обратился к Главе г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка под домом. ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара ответил, что проект планировки и межевания территории с 2017 г. готовит ООО «Профит», указанная документация не согласована и не утверждена. ДД.ММ.ГГГГ Департамент градостроительства г.о. Самара сообщил, что не располагает информацией о сроках проведения работ. Полагает, что ответы департамента являются фактическим отказом сформировать и поставить на кадастровый учёт земельный участок под многоквартирным домом. Просит признать незаконными не указанные заявителем действия или бездействие Департамента градостроительства г.о. Самара, обязать Департамент градостроительства г.о. Самара устранить нарушения путём формирования и постановки на кадастровый учёт земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.

В ходе разбирательства дела заявитель уточнил исковые требования, пояснил, что оспаривает бездействие Департамента градостроительства г.о. Самара, выразившееся в непринятии мер к формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>.

В судебном заседании заявитель доводы заявления поддержал.

Представитель ответчика по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ<адрес> Кочергина Л.В. в судебном заседании иск не признала по основаниям, изложенным в письменном отзыве (л.д. 33-39).

Изучив материалы дела, заслушав представителя заявителя, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.

Как усматривается из материалов дела, заявителю принадлежит на праве собственности квартира по адресу: <адрес> (л.д. 8).

Из материалов дела следует, что на здание по адресу: <адрес>, распространяется правовой режим многоквартирного жилого дома, поскольку в данном здании существуют жилые помещении, которые принадлежат на праве собственности более чем одному лицу (л.д. 7).

В соответствии со ст.39.20 ЗК РФ, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках. В случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам (неделимый земельный участок), или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора. Особенности приобретения прав на земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав общего имущества многоквартирного дома объекты недвижимого имущества, устанавливаются федеральными законами.

Согласно ст.16 ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» в существующей застройке поселений земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, является общей долевой собственностью собственников помещений в многоквартирном доме. В случае, если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, не сформирован до введения в действие ЖК РФ, на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. В соответствии с постановлением Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ -П с таким заявлением может обратиться и любой из собственников помещений, хотя бы и не уполномоченный на то их общим собранием.

Формирование земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, осуществляется органами государственной власти или органами местного самоуправления. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

К процедуре формирования земельного участка ввиду отсутствия в жилищном законодательстве специального регулирования подлежат применению правила ст.39.14-39.15 ЗК РФ о порядке формирования земельного участка находящегося в государственной или муниципальной собственности, в связи с его предоставлением в частную собственность без проведения торгов. В соответствии с п.1 ст.39.14 ЗК РФ, предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, осуществляется без проведения торгов в следующем порядке:

1) подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать и не утвержден проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

2) подача в уполномоченный орган гражданином или юридическим лицом заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости». В случае, если земельный участок, на котором расположены здание, сооружение, предстоит образовать или границы такого земельного участка подлежат уточнению, с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка в уполномоченный орган может обратиться любой правообладатель здания, сооружения, помещения в здании, сооружении;

3) принятие решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка в порядке, установленном ст.39.15 ЗК РФ, в случае, если земельный участок предстоит образовать или границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с ФЗ «О государственном кадастре недвижимости»;

4) обеспечение заинтересованным гражданином или юридическим лицом выполнения кадастровых работ в целях образования земельного участка в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков либо кадастровых работ, необходимых для уточнения границ земельного участка, в случае, если принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка;

5) осуществление государственного кадастрового учета земельного участка или государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ земельного участка, а также государственной регистрации права государственной или муниципальной собственности на него, за исключением случаев образования земельного участка из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена.

После осуществления государственного кадастрового учета земельный участок считается сформированным. С момента формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме. Принятия решения о предоставлении земельного участка в данном случае не требуется.

Таким образом, первым этапом процедуры формирования земельного участка является подготовка схемы расположения земельного участка в случае, если не утверждён проект межевания территории.

Согласно ст.43 ГрК РФ, подготовка проектов межевания территорий осуществляется применительно к застроенным и подлежащим застройке территориям, расположенным в границах элементов планировочной структуры. Проект межевания территории разрабатывается в целях определения местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков. Подготовка проектов межевания территорий осуществляется в составе проектов планировки территорий или в виде отдельного документа. При подготовке проекта межевания территории определение местоположения границ образуемых и изменяемых земельных участков осуществляется в соответствии с градостроительными регламентами и нормами отвода земельных участков для конкретных видов деятельности, установленными в соответствии с федеральными законами, техническими регламентами.

Подготовка проекта межевания территории, в силу п.5 ст.45 ГрК РФ, обеспечивается органами местного самоуправления городского округа на основании генерального плана городского округа, правил землепользования и застройки.

Согласно п.1 ст.28 Устава городского округа Самара Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара является органом местного самоуправления городского округа Самара, наделяемым Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения в сфере градостроительной деятельности.

В соответствии с Порядком подготовки и утверждения документации по планировке территории г.о. Самара, утверждённым постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ и действовавшим до ДД.ММ.ГГГГ, Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара является уполномоченным органом по принятию решений о подготовке документации по планировке территории (к каковой в силу п.5 ст.41 ГрК РФ относятся и проекты межевания территории), выступает в качестве заказчика такой документации, осуществляет её проверку, организует проведение публичных слушаний, после чего направляет подготовленную документацию Главе г.о. Самара для принятия решения о её утверждении.

В соответствии с действующим Порядком подготовки документации по планировке территории г.о. Самара, утверждённым постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , решение о подготовке документации по планировке территории принимается Департаментом градостроительства г.о. Самара по инициативе органов местного самоуправления г.о. Самара либо на основании предложений физических или юридических лиц о подготовке документации по планировке территории (п.2.1). В решении о подготовке документации по планировке территории отражаются сроки подготовки и содержание документации по планировке территории, а также срок, в течение которого физические или юридические лица вправе представить в Департамент предложения о порядке, сроках подготовки и содержании документации по планировке территории, информация об утверждении задания на выполнение инженерных изысканий, необходимых для подготовки документации по планировке территории (п.2.5).

В соответствии с действующим Порядком утверждения документации по планировке территории г.о. Самара, утверждённым постановлением Администрации г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ , организация работы по утверждению документации по планировке территории осуществляется Департаментом градостроительства г.о. Самара (п.2.1). Департамент в течение 30 дней со дня поступления документации по планировке территории осуществляет проверку такой документации на соответствие требованиям, установленным ч.10 ст.45 ГрК РФ, а также проверяет состав и содержание такой документации в соответствии со ст.42 и 43 ГрК РФ. Если документация по планировке территории не соответствует требованиям, указанным в ч.10 ст.45 ГрК РФ, Департамент не позднее 30 дней со дня поступления документации по планировке территории направляет заявителю (заинтересованному лицу) мотивированное заключение об отклонении такой документации и направлении её на доработку. При принятии решения о направлении документации по планировке территории на доработку в адрес заявителя (заинтересованного лица) направляется письмо с указанием замечаний, сформированных по результатам рассмотрения указанной документации. Рассмотрение документации по планировке территории после доработки осуществляется Департаментом в том же порядке (п.2.2-2.3).

В случае соответствия подготовленной документации по планировке территории требованиям, предусмотренным ч.10 ст.45 ГрК РФ, Департамент направляет документацию по планировке территории в уполномоченный орган для проведения общественных обсуждений (публичных слушаний) по документации по планировке территории (п.2.4).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ истец обратился на имя Главы г.о. Самара с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом с прилегающей территорией (л.д. 11), ссылаясь на решение общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, уполномочивающего его на такое обращение (суду не представлено).

Исходя из общих норм ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» заявление истца должно было быть рассмотрено ответчиком с принятием решения по существу в течение 30 дней, т.е. до ДД.ММ.ГГГГ.

ДД.ММ.ГГГГ, т.е. с соблюдением установленного законом срока, ответчик направил истцу письмо №<адрес>-0-1 в ответ на обращение (л.д. 12), в котором сообщил, что в отношении территории, занимаемой многоквартирным домом по <адрес>, принято решение о подготовке документации по планировке территории, оформленное распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-2606. На день подготовки ответа документация по планировке территории органами местного самоуправления не согласована и не утверждена.

Формирование земельного участка, как уже было указано выше, осуществляется либо на основе схемы расположения земельного участка (и в этом случае начинается с её утверждения) либо на основе проекта межевания территории. Соответственно, по заявлению истца ответчик должен был принять либо решение об утверждении схемы расположения земельного участка либо о формировании земельного участка на основе проекта межевания территории либо об отказе в формировании земельного участка.

В силу пп.4 п.3 ст.11.3 ЗК РФ, образование земельных участков в границах элемента планировочной структуры, застроенного многоквартирными домами, осуществляется исключительно в соответствии с утвержденным проектом межевания территории. Под элементами планировочной структуры, согласно п.1 ст.41 ГрК РФ, понимаются, в частности, микрорайоны и кварталы. Формирование земельного участка, занимаемого многоквартирным домом, по обращению уполномоченного заявителя во всех случаях является обязанностью органа местного самоуправления в силу п.4 ст.16 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ». Отсутствие проекта межевания территории не может являться основанием для отказа в формировании земельного участка по этому обращению, поскольку организация разработки проекта межевания территории относится к компетенции ответчика. В этом случае ответчик обязан обеспечить разработку проекта межевания территории и его передачу на публичные слушания, а затем на утверждение Главе г.о. Самаре.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ ООО «Профит» обратилось в Департамент градостроительства г.о. Самара с заявкой о подготовке документации по планировке территории в границах улиц Буянова, Вилоновской, Спортивной и Красноармейской (л.д. 55).

Распоряжением Департамента градостроительства г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ ООО «Профит» (л.д. 52) разрешена подготовка документации по планировке указанной территории (проекта планировки и проекта межевания), установлен годичный срок для подготовки документации.

Из материалов дела усматривается, что в установленный срок документация по планировке территории была разработана и представлена ООО «Профит» в Департамент градостроительства г.о. Самара. Ответчиком в соответствии с установленным порядком было подготовлено мотивированное заключение от ДД.ММ.ГГГГ об отклонении такой документации и направлении её на доработку (л.д. 73-84), в адрес разработчика направлено письмо от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-1-1 с указанием замечаний, сформированных по результатам рассмотрения указанной документации (л.д. 72).

Исправленная документация была представлена в адрес Департамента градостроительства г.о. Самара в декабре 2018 г., письмом от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-1-1 (л.д. 61-62) ответчик вновь возвратил её на доработку с указанием конкретных замечаний.

В третий раз Департамент градостроительства г.о. Самара направил разработчикам замечания к скорректированной документации письмом от ДД.ММ.ГГГГ<адрес>-1-1 (л.д. 69-71).

Замечания ответчика к разработанной документации во всех трёх случаях носили не формальный характер, а были направлены на устранение её несоответствия действующим градостроительным нормам.

Таким образом, факт бездействия ответчика, выразившегося в непринятии мер к формированию земельного участка под многоквартирным домом по адресу: <адрес>, не нашёл подтверждения в ходе разбирательства дела. Ответчик в установленный законом срок ответил на обращение истца о формировании земельного участка, ответчиком в рамках его компетенции принимаются необходимые меры к разработке документации по планировки соответствующей территории, без чего формирование земельного участка невозможно.

Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд

решил:

В удовлетворении административного искового заявления отказать.

Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд <адрес> в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.

Судья                (подпись)            В.Ю. Болочагин

Копия верна

Судья

Секретарь

2а-4715/2019 ~ М-3862/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Моисеев О.В.
Ответчики
Департамет градостроительства г.о. Самара
Суд
Ленинский районный суд г. Самары
Судья
Болочагин В. Ю.
Дело на странице суда
leninsky--sam.sudrf.ru
04.07.2019Регистрация административного искового заявления
04.07.2019Передача материалов судье
08.07.2019Решение вопроса о принятии к производству
09.08.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
09.08.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.08.2019Подготовка дела (собеседование)
27.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
18.09.2019Судебное заседание
25.09.2019Судебное заседание
26.09.2019Судебное заседание
01.10.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.11.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
13.02.2020Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее