Дело № 2-6964/2017
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
25 декабря 2017 г. г. Петрозаводск
Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе
председательствующего судьи Кузнецовой И.А.
при секретаре Хуттунен О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Курицыной М. Е. к индивидуальному предпринимателю Пугачеву А. В. об обязании совершить определенные действия,
установил:
Курицына М.Е. обратилась в суд с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю Пугачеву А.В. с требованием об обязании ответчика произвести демонтаж установленных рекламных конструкций здания, расположенного по адресу: <адрес>, следующего содержания: «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», по тем основания, что является собственником квартиры в многоквартирном доме по адресу: <адрес>. Письмом от 11 апреля 2017 г. собственник нежилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м. на первом этаже вышеуказанного дома со стороны <адрес> ООО «Норд-Центр» сообщило ТСЖ «Центральное», что арендатором помещения является индивидуальный предприниматель Пугачеву А.В., с которым 01 июня 2017 г. ТСЖ «Центральное» заключило договор № о содержании, ремонте общего имущества в многоквартирном доме, предоставлении коммунальных услуг. Ответчик разместил 2 рекламные конструкции общей площадью <данные изъяты> кв.м. и <данные изъяты> кв.м. на фасаде вышеуказанного дома с вышеуказанным содержанием, чем нарушил право общей долевой собственности на общее имущество истца, которая, как и другие собственники в многоквартирном доме не давали согласие ответчику на размещение рекламных конструкций.
Определением суда от 08 ноября 2017 г. к производству суда приняты увеличенные исковые требования истца, в соответствии с которыми истец просит обязать ответчика произвести демонтаж установленной рекламной конструкции, расположенной на фасаде многоквартирного дома по адресу: <адрес>, следующего содержания: «<данные изъяты>», обязать ответчика произвести демонтаж металлического каркаса, закрепленного к общему имуществу жильцов многоквартирного дома.
Определением суда от 23 ноября 2017 г. к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены индивидуальный предприниматель Семенов М.В., индивидуальный предприниматель Корзунина А.А., индивидуальный предприниматель Коноплева И.Г., индивидуальный предприниматель Пугачева О.В., к производству суда приняты увеличенные исковые требования истца, в соответствии с которыми истец просит суд обязать ответчика произвести демонтаж металлической конструкции, закрепленной к общему имуществу жильцов многоквартирного дома №<адрес>, следующих размеров: <данные изъяты>, расположенной со стороны <адрес> на уровне первого этажа нежилого помещения <данные изъяты> кв.м., принадлежащего на праве собственности ООО «Норд-Центр»; обязать ответчика произвести демонтаж установленной вывески, расположенной на фасаде многоквартирного дома по адресу <адрес>, со стороны <адрес> на уровне первого этажа, следующего содержания: «<данные изъяты>».
Определением суда от 08 декабря 2017 г. к производству суда приняты увеличенные исковые требования истца, в соответствии с которыми истец просит обязать ответчика произвести демонтаж металлической конструкции, закрепленной на фасаде многоквартирного дома по адресу <адрес> со стороны <адрес> по периметру окон нежилого помещения, расположенного на первом этаже общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащее на праве собственности ООО «Норд-Центр» следующих размеров: <данные изъяты>; обязать ответчика произвести демонтаж установленной вывески, расположенной на фасаде многоквартирного дома по адресу: <адрес>, со стороны <адрес> на уровне первого этажа, следующего содержания: «<данные изъяты>».
В судебном заседание истец Курицына М.Е., являющаяся также представителем третьего лица ТСЖ «Центральное», действующим на основании устава, представители истца Балашова Л.Г. и Куренкова Е.В., действующие на основании доверенности, заявленные требования поддержали в полном объеме.
Ответчик индивидуальный предприниматель Пугачев А.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела. Его представитель Кивач Н.Г., действующий на основании доверенности, в судебном заседании просил в удовлетворении иска отказать в полном объеме.
Иные участвующие в деле лица в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела.
Суд, заслушав объяснения участвующих в деле лиц и их представителей, исследовав материалы настоящего гражданского дела, приходит к следующим выводам.
В силу статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных указанным пунктом, суд с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом.
В соответствии со статьей 36 Жилищного кодекса Российской Федерации собственникам помещений в многоквартирном доме принадлежит на праве общей долевой собственности общее имущество в многоквартирном доме. Собственники помещений в многоквартирном доме владеют, пользуются и в установленных настоящим Кодексом и гражданским законодательством пределах распоряжаются общим имуществом в многоквартирном доме. По решению собственников помещений в многоквартирном доме, принятому на общем собрании таких собственников, объекты общего имущества в многоквартирном доме могут быть переданы в пользование иным лицам в случае, если это не нарушает права и законные интересы граждан и юридических лиц.
Согласно положениям статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. Общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме проводится в целях управления многоквартирным домом путем обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится, в частности, принятие решений о пользовании общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме иными лицами, в том числе о заключении договоров на установку и эксплуатацию рекламных конструкций, если для их установки и эксплуатации предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» распространение наружной рекламы с использованием щитов, стендов, строительных сеток, перетяжек, электронных табло, проекционного и иного предназначенного для проекции рекламы на любые поверхности оборудования, воздушных шаров, аэростатов и иных технических средств стабильного территориального размещения (далее - рекламные конструкции), монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта осуществляется владельцем рекламной конструкции, являющимся рекламораспространителем, с соблюдением требований настоящей статьи. Владелец рекламной конструкции (физическое или юридическое лицо) - собственник рекламной конструкции либо иное лицо, обладающее вещным правом на рекламную конструкцию или правом владения и пользования рекламной конструкцией на основании договора с ее собственником. Установка и эксплуатация рекламной конструкции осуществляются ее владельцем по договору с собственником земельного участка, здания или иного недвижимого имущества, к которому присоединяется рекламная конструкция, либо с лицом, управомоченным собственником такого имущества, в том числе с арендатором. В случае, если для установки и эксплуатации рекламной конструкции предполагается использовать общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме, заключение договора на установку и эксплуатацию рекламной конструкции возможно только при наличии согласия собственников помещений в многоквартирном доме, полученного в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации. Заключение такого договора осуществляется лицом, уполномоченным на его заключение общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме. Установка и эксплуатация рекламной конструкции допускаются при наличии разрешения на установку и эксплуатацию рекламной конструкции (далее также - разрешение), выдаваемого на основании заявления собственника или иного указанного в частях 5, 6, 7 настоящей статьи законного владельца соответствующего недвижимого имущества либо владельца рекламной конструкции органом местного самоуправления муниципального района или органом местного самоуправления городского округа, на территориях которых предполагается осуществлять установку и эксплуатацию рекламной конструкции.
При этом, статьей 2 Федерального закона «О рекламе» предусмотрено, что настоящий Федеральный закон применяется к отношениям в сфере рекламы независимо от места ее производства, если распространение рекламы осуществляется на территории Российской Федерации. Настоящий Федеральный закон не распространяется на информацию, раскрытие или распространение либо доведение до потребителя которой является обязательным в соответствии с федеральным законом; вывески и указатели, не содержащие сведений рекламного характера.
Рекламой согласно пункту 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе», при применении пункта 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» следует исходить из того, что не может быть квалифицирована в качестве рекламы информация, которая хотя и отвечает перечисленным критериям, однако обязательна к размещению в силу закона или размещается в силу обычая делового оборота. К такой информации относятся, в частности, сведения, предоставляемые лицами в соответствии со статьей 495 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьей 11 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», статьей 18 Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», статьями 9, 10 Закона «О защите прав потребителей», пунктом 16 статьи 2, частью 5 статьи 18 Федерального закона «О лотереях», статьей 92 Федерального закона «Об акционерных обществах», статьей 27 Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации». То обстоятельство, что информация, обязательная к размещению в силу закона или размещенная в силу обычая делового оборота, приведена не в полном объеме, само по себе не влечет признания этой информации рекламой. Не следует рассматривать в качестве рекламы и размещение наименования (коммерческого обозначения) организации в месте ее нахождения, а также иной информации для потребителей непосредственно в месте реализации товара, оказания услуг (например, информации о режиме работы, реализуемом товаре), поскольку размещение такой информации в указанном месте не преследует целей, связанных с рекламой.
Согласно статьям 9, 10 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан довести до сведения потребителя фирменное наименование (наименование) своей организации, место ее нахождения (адрес) и режим ее работы. Продавец (исполнитель) размещает указанную информацию на вывеске. Изготовитель (исполнитель, продавец) - индивидуальный предприниматель - должен предоставить потребителю информацию о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа. Если вид деятельности, осуществляемый изготовителем (исполнителем, продавцом), подлежит лицензированию и (или) исполнитель имеет государственную аккредитацию, до сведения потребителя должна быть доведена информация о виде деятельности изготовителя (исполнителя, продавца), номере лицензии и (или) номере свидетельства о государственной аккредитации, сроках действия указанных лицензии и (или) свидетельства, а также информация об органе, выдавшем указанные лицензию и (или) свидетельство. Информация, предусмотренная пунктами 1 и 2 настоящей статьи, должна быть доведена до сведения потребителей также при осуществлении торговли, бытового и иных видов обслуживания потребителей во временных помещениях, на ярмарках, с лотков и в других случаях, если торговля, бытовое и иные виды обслуживания потребителей осуществляются вне постоянного места нахождения продавца (исполнителя). Изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. Информация о товарах (работах, услугах) в обязательном порядке должна содержать, в том числе, адрес (место нахождения), фирменное наименование (наименование) изготовителя (исполнителя, продавца), уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя, импортера; информацию о правилах продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг); указание на конкретное лицо, которое будет выполнять работу (оказывать услугу), и информацию о нем, если это имеет значение, исходя из характера работы (услуги).
Учитывая положения вышеуказанных норм права, представленные по делу доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что установленная ответчиком вывеска не является рекламной конструкцией, в связи с чем положения Федерального закона «О рекламе» не подлежат применению в рассматриваемом случае, напротив ответчиком и третьими лица исполнены положения Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей».
01 июня 2017 г. между ответчиком индивидуальным предпринимателем Пугачевым А.В. и ТСЖ «Центральное» заключен договор №2-06/17 о содержании, ремонте общего имущества в многоквартирном доме, предоставлении коммунальных услуг.
Пунктами 2.1, 2.6 - 2.9 Перечня общего имущества и Порядка использования, управления и распоряжения общим имуществом, принадлежащим собственникам недвижимого имущества, расположенного по адресу: <адрес>, утвержденного решением собственников в форме заочного голосования с 10.04.2012 по 24.04.2012, предусмотрено, что общее имущество может быть передано в пользование единоличному собственнику (физическом или юридическому лицу) и третьим лицам только по договору аренды; договор аренды общего имущества может быть заключен на нежилые помещения, в том числе его части, часть земельного участка, а так же на часть фасадов жилого дома для размещения рекламных конструкций, плакатов и иных вывесок, табличек, не связанных с рекламой, другого оборудования. Договор аренды общего имущества заключается с ТСЖ «Центральное» в лице председателя Правления. Арендная плата, полученная от использования общего имущества, является доходом всех собственников, устанавливается решением правления ТСЖ «Центральное» и изменяется 1 раз в год.
При этом, согласно пункту 2.12 вышеуказанного Порядка в случае пользования общим имуществом без договора аренды ТСЖ «Центральное» за все время пользования начисляет убытки в размере арендной платы за пользование общим имуществом, установленной на период времени, в течение которого неправомерно пользовались и пользуются общим имуществом.
Из представленных фотографий и договоров аренды общего имущества для размещения рекламных конструкций с иными лицами следует, что на спорном многоквартирном доме размещались и размещены в настоящий момент различные вывески, в том числе рекламного характера.
Учитывая вышеизложенное, положения вышеуказанных норм права, принимая во внимание недопустимость злоупотребления правом и нарушения прав потребителей, учитывая возможность взыскания ТСЖ «Центральное» с ответчика убытков за пользование общим имуществом без договора аренды, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности по демонтажу вывески, расположенной на фасаде многоквартирного дома по адресу: <адрес>, со стороны <адрес> на уровне первого этажа, следующего содержания: «<данные изъяты>».
В соответствии со статьей 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями пунктом 3 статьи 123 Конституции Российской Федерации и статьи 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Исходя из представленных по делу доказательств в совокупности, в том числе фотографий, суд приходит к выводу, что отсутствуют основания для возложения на ответчика обязанности произвести демонтаж металлической конструкции, закрепленной на фасаде многоквартирного дома по адресу <адрес> со стороны <адрес> по периметру окон нежилого помещения, расположенного на первом этаже общей площадью <данные изъяты> кв.м., принадлежащее на праве собственности ООО «Норд-Центр» следующих размеров: <данные изъяты>, поскольку истцом в нарушение статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не представлены доказательства возведения указанной металлической конструкции именно ответчиком.
Напротив, из фотографий по состоянию на 14.04.2014, сентябрь 2016 г. и приложения № 2 к договору аренды №7-08/14 от 01.08.2014, заключенному между ТСЖ «Центральное» и индивидуальным предпринимателем Семеновым М.В., следует, что спорные металлические конструкции имелись до вступления ответчика во владение и пользование нежилым помещением по спорному адресу. Документы, свидетельствующие о том, что индивидуальным предпринимателем Семеновым М.В. был произведен демонтаж металлических конструкций после расторжения договора аренды, в материалы дела не представлены. Кроме того, в отзыве индивидуальный предприниматель Семенов М.В. указал, что он снял рекламный баннер с металлического каркаса, о чем и был составлен соответствующий акт с ТСЖ «Центральное»; металлический каркас с прожекторами на момент заключения договора от 01.08.2014 уже был установлен; при подписании акта с председателем ТСД требований о его демонтаже не поступало, претензии не высказывались.
Таким образом, в удовлетворении заявленных требований следует отказать в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░. ░. ░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 09 ░░░░░░ 2018 ░.