г. Чапаевск Самарской области 13 августа 2015 года
Чапаевский городской суд Самарской области в составе:
Председательствующего судьи Законова М.Н.,
при секретаре Бажановой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Чапаевского городского суда гражданское дело № 2-1258/15 по заявлению Мастецкого ФИО9 о признании действий незаконными, выразившихся в незаконном хранении и обработке персональных данных,
У С Т А Н О В И Л :
Мастецский Л.Л. обратился в суд с заявлением об обязании Главного Управления МФД России по Самарской области, ФКУ ГИАЦ МВД удалить из банка данных информацию о судимости.
В судебном заседании заявитель Мастецкий Л.Л. и его представитель Пимонов В.А. заявление поддержали, сославшись на то, что <Дата обезличена> Информационным центром ГУМВД России по <Адрес обезличен> Мастецкову Л.Л. была выдана справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования. В данной справке имеется запись о судимости: <Данные изъяты>. На основании ст. 57 УК РСФСР судимость погашена. Считая обработку, в том числе хранение указанных сведений незаконными и нарушающими конституционные права, Мастецкий Л.Л. обратился в ГУМВД России по <Адрес обезличен> с заявлением об удалении из банка данных Информационного центра Главного Управления МВД России по <Адрес обезличен> указанной информации. <Дата обезличена> Главным Управлением МВД России по <Адрес обезличен> было отказано в удалении персональных данных. Действия заинтересованных лиц - Главного Управления МВД России по <Адрес обезличен> и ФКУ «ГИАЦ МВД РФ», выразившиеся в хранении и обработке персональных данных, считает незаконными.
В ответе <Дата обезличена> № <Номер обезличен> заинтересованное лицо ссылается на статью 17 Федерального закона от 07.02.2011N 3-ФЗ "О полиции". Действительно, в соответствии с п.2 ч.3 статьи 17 Федерального закона "О полиции" внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления. Исходя из данной правовой нормы, информация о лицах, не являющихся осужденными, не подлежит внесению в банки данных. В соответствии с ч. 2 ст. 47 УПК РФ осужденным именуется лицо, в отношении которого вынесен обвинительный приговор. Правовой статус осужденных определяется Уголовно-исполнительным кодексом Российской Федерации, в силу действия которого осужденным является лицо, отбывающее основное и (или) дополнительное уголовное наказание. В силу действия ст. 86 УК РФ лицо является осужденным за совершение преступления лишь до погашения или снятия судимости. Заявитель полагает, что не может являться осужденным за совершение преступления, поскольку уже давно не является судимым. Если же соглашаться с тем, что заявитель считается лицом, осужденным за преступление, это все равно, что соглашаться с тем, что судимость в России не имеет сроков давности. Кроме того, обработка указанной информации является не обязанностью, а правом полиции, которым полиция может воспользоваться только для выполнения возложенных на полицию обязанностей (ч. 1 ст. 17 закона «О полиции»). В ст. 12 Федерального закона «О полиции», значится только две обязанности относительно сбора и обработки персональных данных:
- предоставлять по запросам избирательных комиссий, комиссий
референдума сведения о наличии неснятой или непогашенной судимости у лиц,
являющихся кандидатами на должность Президента Российской Федерации,
кандидатами в депутаты законодательных (представительных) органов
государственной власти, кандидатами на выборные должности местного
самоуправления (пункт 31 части 1 статьи 12 Федерального закона от 07.02.2011
N 3-ФЗ «О полиции»); - предоставлять по межведомственным запросам органов государственной власти, органов местного самоуправления, предоставляющих государственные
или муниципальные услуги, сведения о наличии у лица непогашенной или
неснятой судимости, если для предоставления государственной или
муниципальной услуги предусмотрено предоставление таких сведений или документа, содержащего такие сведения, в указанные государственные органы или органы местного самоуправления (пункт 39 части 1 статьи 12 Федерального закона от <Дата обезличена> N 3-ФЗ «О полиции»). Однако непогашенной и неснятой судимости он не имеет. В связи с чем, обработку персональных данных заинтересованные лица осуществляют вопреки предоставленных им федеральным законодательством полномочий.
Заинтересованное лицо Главное Управление МВД России по Самарской области, в высланном мне ответе <Дата обезличена> № <Номер обезличен> ссылается на ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, согласно которой права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Вместе с тем действия заинтересованных лиц в данном случае не обусловлены законодательством в области защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Федеральный закон от <Дата обезличена> N 61-ФЗ (ред. от 03.02.2014, с изм. от 04.06.2014) "Об обороне" не предусматривает какой-либо обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по УК РСФСР, поскольку каких - либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит; Федеральный закон от <Дата обезличена> N 390-ФЗ "О безопасности" не предусматривает какой-либо обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по УК РСФСР, поскольку каких -либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит; Федеральный закон от <Дата обезличена> N 35-ФЗ (ред. от 31.12.2014) "О противодействии терроризму" не предусматривает какой-либо обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по УК РСФСР, поскольку каких - либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит; Статья 10 Федерального закона от <Дата обезличена> N 16-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "О транспортной безопасности" не предусматривает обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по УК РСФСР, поскольку каких - либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит; Федеральный закон от <Дата обезличена> N 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "О противодействии коррупции" не предусматривает какой-либо обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по УК РСФСР, поскольку каких - либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит; Федеральный закон от <Дата обезличена> N 229-ФЗ (ред. от 22.12.2014) "Об исполнительном производстве" не предусматривает какой-либо обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по ТС РСФСР, поскольку каких - либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит; Уголовно-исполнительный кодекс РФ не предусматривает какой-либо обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по УК РСФСР, поскольку каких - либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит; Федеральный закон от <Дата обезличена> N 63-ФЗ "Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации" не предусматривает какой-либо обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по УК РСФСР, поскольку каких - либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит; Федеральный закон от <Дата обезличена> N 3-ФЗ "О полиции" не предусматривает какой-либо обязанности полиции предоставлять и обрабатывать сведения о факте осуждения по УК РСФСР, поскольку каких - либо запретов и ограничений к лицам, в отношении которых применялась ст. 196 УК РСФСР закон не содержит.
Вместе с тем, заинтересованные лица фактически применяют к Мастецкому Л.Л. меры принуждения, поскольку формирование и ведение банков данных о гражданах, осужденных за совершение преступления отнесено законом «О полиции» к мерам государственного принуждения. Статья 17 указанного Закона находится в главе 4 закона «Применение полицией мер государственного принуждения». Следовательно, такие меры, как хранение и обработка персональных данных о факте давнего осуждения в отношении заявителя являются мерой государственного принуждения, что связано с ограничением прав заявителя, а это значит, что нарушается конституционный принцип справедливости и недопустимости ответственности дважды за одно и тоже деяние.
В соответствии с главой 4 Федерального закона от <Дата обезличена> N 3-ФЗ «О полиции» определены следующие виды мер государственного принуждения, которые применяются полицией: задержание (ст. 14 Закона); вхождение (проникновение) в жилые и иные помещения, на земельные участки и территории (ст. 15 Закона); оцепление (блокирование) участков местности, жилых помещений,
строений и других объектов (ст. 16 Закона); формирование и ведение банков данных о гражданах (ст. 17 Закона). Формирование и ведение банков данных о гражданах предполагает в том числе и обработку персональных данных в виде предоставления информации о гражданине вопреки его воли, по запросам государственных и муниципальных органов о снятой судимости.
По результатам представленной на основе запросов информации о факте осуждения заявителю приходится доказывать потенциальному работодателю, что он не преступник, что не представляет угрозы для окружающих, вынужден претерпевать меры государственного принуждения дважды за одно и то же деяние: первый раз во время привлечения к уголовной ответственности и осуждения, а второй раз -спустя время после снятия судимости деяния.
Таким образом, в нарушение статьи 18 Конституции Российской Федерации заинтересованные лица злоупотребляют правом, поскольку информация хранится независимо от характера и степени тяжести совершенного деяния, независимо от прошедшего срока со дня погашения судимости; независимо от смены общественно-политических формаций, независимо вообще от каких-либо условий.
Считает нарушенным его конституционное право на уважение личной жизни, предусмотренное частью 1 ст. 23 Конституции РФ и статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Заключена в г. Риме 04.11.1950), ратифицированной Российской Федерацией и являющейся составной частью ФИО1 правовой системы. Справку, о наличии (отсутствии) судимости выдают по его требованию. Вместе с тем работодатель имеет право настаивать на предоставлении ему соответствующих сведений хотя бы потому, что в соответствии со статьей 65 Трудового кодекса РФ работодатель в ряде случаев вправе потребовать такую справку. В этом случае, помимо воли заявителя приходится представлять информацию о факте осуждения, имевшем место десятки лет назад, что является ничем иным как вторжением в личную жизнь.
Действия заинтересованных лиц, выразившиеся в хранении персональных данных, не основаны на законе. Из смысла нормы статьи 15 Основного закона о конституционно-правовой законности, сроки хранения персональных данных должны устанавливаться Федеральным законом, а не подзаконным актом. Вместе с тем, в соответствии с Приказом МВД РФ от <Дата обезличена> № 89-дсп "Об утверждении наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» данные в отношении лиц, имевших судимость находятся в актуальном состоянии до достижения этими лицами 80-летнего возраста, после чего учетные документы уничтожаются, а сведения архивируются и хранятся постоянно. Ни о каких сроках хранения персональных данных речи в указанном приказе нет.
В соответствии с п. ч. 8 ст. 17 Федерального закона «О полиции» «персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей. Об утрате необходимости свидетельствует факт погашения судимости, длительное правомерное поведение заявителя, неактуальность информации, а также несоответствие действий заинтересованных лиц целям обработки информации, каковыми является ( Часть 1 статья 17 Федерального закона от <Дата обезличена> N 3-ФЗ «О полиции») выполнение возложенных на полицию обязанностей.
Ни один федеральный закон не обязывал МВД безгранично долго хранить и обрабатывать персональные данные Мастецкого Л.Л. В соответствии со ст. 17 ФЗ «О полиции, а также согласно ч. 3 ст. 13 этого же закона хранение и обработка персональных данных - это право полиции, но не обязанность. Соблюдение МВД своих прав не должно умалять прав граждан, что следует из ст. 17 Конституции РФ. Когда законом не определены сроки хранения персональных данных следует руководствоваться Конституцией РФ в ст. 2, которой определен принцип верховенства прав человека.
Действия Главного Управления МВД России по Самарской области, а также ФКУ «ГИАЦ МВД», ограничивают конституционные права Мастецкого Л.Л., поскольку персональные данные, подвергающиеся обработке Информационным центром: не являются адекватными, являются чрезмерными для целей их хранения, сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, значительно дольше, чем это требуется для целей хранения этих
данных.
Просит обязать Главное Управление МВД России по Самарской области, а также ФКУ ГИАЦ МВД удалить из банка данных информацию следующего содержания: «<Данные изъяты>». Взыскать с Главного Управления МВД России по Самарской области, а также ФКУ ГИАЦ МВД в пользу заявителя уплаченную государственную госпошлину в размере 300 рублей за
подачу заявления в суд; понесенные расходы, связанные с оплатой юридических услуг в размере <Данные изъяты> рублей.
Заинтересованы лица ГУ МВД России по Самарской области, ФКУ «ГИАЦ МВД России» в суд не явились, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя, с заявлением не согласны по основаниям, изложенным в отзывах.
Выслушав заявителя, его представителя, исследовав материалы дела, суд считает, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно справке ИЦ ГУ МВД России по Самарской области от <Дата обезличена> Мастецкий Л.Л. был осужден <Дата обезличена> Промышленным <Данные изъяты> (л.д.12).
<Дата обезличена> ГУ МВД России по Самарской области отказало в удалении персональных данных Мастецкого Л.Л. (л.д.13).
Согласно статье 17 Федерального закона от <Дата обезличена> N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления, о лицах, осужденных за совершение преступления). Формирование и ведение банков данных осуществляются в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации.
Ранее данное право было предоставлено органам внутренних дел п.14 ст. 11 Закона Российской Федерации от <Дата обезличена> <Номер обезличен> «О милиции».
Формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов осуществлялся в соответствии с требованиями приказа МВД СССР от <Дата обезличена> № 400дсп «Об утверждении наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов экспертно-криминалистических коллекций органов внутренних дел», далее порядок формирования и ведения данных учетов осуществлялся в соответствии с приказами МВД России от <Дата обезличена> года, № 752дсп, от <Дата обезличена> № 612дсп.
В настоящее время ведение централизованных учетов осуществляется на основании приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны РФ, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры РФ от <Дата обезличена> № 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/92дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп «Об утверждении Наставления по ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации».
Положение о едином порядке регистрации уголовных дел и учета преступлений, утвержденный Приказом Генпрокуратуры России N 39, МВД России N 1070, МЧС России N 1021, Минюста России N 253, ФСБ России N 780, Минэкономразвития России N 353, ФСКН России N 399 от <Дата обезличена> (ред. от 20.02.2014) "О едином учете преступлений", определяет единый для всех органов, осуществляющих дознание, предварительное следствие и судебное производство по уголовным делам, порядок учета преступлений и иных объектов учета.
В силу п. п. 27 настоящего Положения учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения.
Согласно п. п. 40, 41 настоящего Положения учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения. Основаниями учета лица, совершившего преступление, являются обвинительное заключение (акт); обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям); постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
ИЦ в системе органов внутренних дел субъекта Российской Федерации является головной организацией в областях: обеспечения статистической, оперативно-справочной, архивной информацией. К числу основных функций ИЦ относится формирование и ведение централизованных оперативно-справочных, розыскных и оперативных учетов, выдача в установленном порядке правоохранительным органам РФ запрашиваемой информации. Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности органов внутренних дел РФ и других федеральных органов государственной власти по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, в том числе и для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В ФКУ «ГИАЦ МВД России» на федеральный учет ставится информация об осужденных, отбывающих, отбывавших наказание в виде лишения свободы. Учетные документы на лиц, условно осужденных, в ФКУ «ГИАЦ МВД России» не направляются.
В связи с тем, что сведениями о судимости в отношении Мастецкого Л.Л. ГИАЦ МВД России не располагает, требования заявителя к данному учреждению не подлежат удовлетворению.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 27.07.2006 N 152-ФЗ "О персональных данных" на основании и во исполнение федеральных законов государственные органы в пределах своих полномочий могут принимать нормативные правовые акты, нормативные акты, правовые акты по отдельным вопросам, касающимся обработки персональных данных.
Согласно ч.1,3 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (банки данных). Внесению в банки данных подлежит информация, в том числе, о лицах, осужденных за совершение преступления.
В силу ч.3 ст. 10 Федерального закона "О персональных данных" обработка персональных данных о судимости может осуществляться государственными органами в пределах полномочий, предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также иными лицами в случаях и в порядке, которые определяются в соответствии с федеральными законами.
Согласно ч.7 ст. 5 вышеуказанного федерального закона хранение персональных данных должно осуществляться в форме, позволяющей определить субъекта персональных данных, не дольше, чем этого требуют цели обработки персональных данных, если срок хранения персональных данных не установлен федеральным законом, договором, стороной которого, выгодоприобретателем или поручителем по которому является субъект персональных данных.
Статья 4 Федерального закона "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" закрепляет принцип правомерности предоставления государственных услуг и заявительный порядок обращения за их предоставлением (пункты 1 и 2).
В соответствии с этим МВД России на основании статьи 12 Федерального закона "Об организации предоставления государственных услуг и муниципальных услуг" и пункта 4 Правил разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от <Дата обезличена> N 373, утвердило Приказом от <Дата обезличена> N 1121 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования".
В соответствии с п. 15 Административного регламента непосредственное предоставление государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости на территории Российской Федерации осуществляется ФКУ "ГИАЦ МВД России" и ИЦ.
Результатом предоставления государственной услуги является получение заявителем справки о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, либо письма об отказе в выдаче справки о наличии (отсутствии) судимости (п. 17 Административного регламента).
В силу п.74 вышеуказанного Административного регламента в справке о наличии (отсутствии) судимости, в графе "имеются (не имеются) сведения о судимости (в том числе имевшейся ранее) на территории Российской Федерации" при наличии сведений об имеющейся и имевшейся ранее судимости указываются: дата осуждения, наименование суда, вынесшего приговор, пункт, часть, статья уголовного закона, по которым лицо было осуждено, срок и вид наказания, дата и основание освобождения, основания снятия судимости.
Таким образом, удаление данных о наличии судимости (в том числе снятой или погашенной) законодательством Российской Федерации не предусмотрено, а в случае погашения или снятия судимости в информационной базе делается соответствующая отметка о погашении или снятии судимости и основания для ее погашения или снятия.
Как указывалось выше, в настоящее время ведение централизованных учетов осуществляется на основании приказа МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны РФ, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета РФ и Генеральной прокуратуры РФ от <Дата обезличена> № 89дсп/19дсп/73дсп/1адсп/113дсп/108дсп/75дсп/92дсп/19дсп/324дсп/133дсп/63дсп/14/95дсп «Об утверждении Наставления по ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации» (далее-Наставление).
Из Наставления следует, что в пофамильных учетах ГИАЦ МВД России и ИЦ учетные документы хранятся независимо от снятии и погашения судимости (п.15.1), в отношении лиц, которые были привлечены к уголовной ответственности по приговору суда, вступившего в законную силу (п.7.7.), учетные документы хранятсядо достижения ими 80-летнего возраста (п.15.2).
Таким образом, погашение судимости не является основанием для исключения сведений из базы информационного центра.
В соответствии с пунктом 6 статьи 3 Федерального закона "О персональных данных" действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц, являются предоставлением, а не распространением информации. Лицо, получившее доступ к этой информации, обязано обеспечивать защиту персональных данных в соответствии с положениями статьи 7 данного Федерального закона, не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Данное правое регулирование обеспечивает защиту общественных интересов и обязывает ФКУ ГИАЦ МВД России и ИЦ предоставлять информацию обо всех судимостях заявителя, включая погашенные.
В силу ч.3. ст. 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Согласно ст. 65 Трудового кодекса РФ, если иное не установлено настоящим Кодексом, другими федеральными законами, при заключении трудового договора лицо, поступающее на работу, предъявляет работодателю, среди прочего, справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, - при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с настоящим Кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.
Ограничения прав граждан в связи с судимостью, в том числе погашенной, предусмотрены рядом федеральных законов и чаще всего связаны с запретом на занятие определенными видами деятельности.
Таким образом, суд исходит из того, что обработка персональных данных заявителя Мастецкого Л.Л. по его письменному заявлению осуществляется не в рамках уголовно-правовых отношений, определяющих основания аннулирования всех последствий, связанных с судимостью, а в связи с его профессиональной деятельностью и в соответствии с целями обработки, определенными Трудовым кодексом РФ, которые допускают включение в данную справку сведений как об имеющейся, так и об имевшейся у лица судимости.
Вышеуказанное Наставление определяет порядок формирования, ведения и использования централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов (систем хранения и поиска данных о лицах, предметах, событиях и фактах), имеет межведомственный характер. Централизованные учеты предназначены для информационного обеспечения деятельности по выявлению, предупреждению, раскрытию и расследованию преступлений, розыску лиц и похищенного имущества.
Учет лиц, подвергшихся уголовному преследованию - это оперативно-справочный учет, предназначенный для подтверждения наличия (отсутствия) сведений о факте уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования, привлечении лица к уголовной ответственности, судимости, реабилитации, времени и месте отбывания наказания.
В соответствии с п. 15.4 Наставления из оперативно-справочных картотек ГИАЦ МВД России и ИЦ изымаются: ранее составленные учетные документы в случае их переоформления на основании постановлений следователей, дознавателей, постановлений судьи или определений судов об уточнении (изменении) анкетных данных лиц, состоящих на учете, - на основании акта изъятия; учетные алфавитные карточки на лиц, привлеченных в качестве обвиняемых, в отношении которых уголовные дела прекращены на стадии предварительного расследования по основаниям, дающим право на реабилитацию, а также в связи с вынесением оправдательного приговора суда, - после получения подтверждающих документов; учетные алфавитные карточки на лиц, задержанных в качестве подозреваемых, в отношении которых не подтвердилось подозрение в совершении преступления.
Таким образом, ГУ МВД России по Самарской области осуществляет обработку персональных данных в виде совершения действий по предоставлению информации о судимости, в том числе погашенной, и не принимает решение о допуске к трудовой деятельности, непосредственно определяющее правовые последствия, связанные с наличием указанной судимости.
При таких обстоятельствах действия ГУ МВД России по Самарской области, связанные с обработкой сведений в отношении Мастецкого Л.Л. как лица, имеющего погашенную судимость, основаны на нормах действующего законодательства.
Довод Мастецкого Л.Л. о том, что сведения о судимости подлежат исключению из базы данных в силу ст. 86 УК РФ, согласно ч. 6 которой погашение судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью, является несостоятельным. Положения Федерального закона "О полиции" и Наставления, касающиеся хранения персональных данных, не свидетельствуют о наличии последствий, связанных с судимостью, сам по себе факт хранения данной информации не может расцениваться как несоответствие закону или нарушение прав этого лица.
На основании изложенного, суд полагает не подлежащими удовлетворению требования Мастецкого Л.Л.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199, 254-255 ГПК РФ, Федеральным законом от <Дата обезличена> N 3-ФЗ "О полиции", Федеральным законом от <Дата обезличена> N 152-ФЗ "О персональных данных", суд
Р Е Ш И Л :
В удовлетворении заявления Мастецкого ФИО10 о признании действий ГУ МВД России по Самарской области, ФКУ «ГИАЦ МВД России» незаконными, выразившихся в незаконном хранении и обработке персональных данных- отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Чапаевский городской суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Судья
Чапаевского городского суда М.Н.Законов
Мотивированное решение изготовлено <Дата обезличена> года.