11 июля 2017 года г. Краснодар
Судебная коллегия по гражданским делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Дунюшкиной Н.В.,
судей Башинского Д.А., Роговой С.В.,
по докладу судьи Башинского Д.А.,
при секретаре Артеменко Н.Г.
слушала в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края Игнатенко < Ф.И.О. >22 на решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 30 августа 2016 года,
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия
установила:
В Адлерский районный суд г. Сочи обратились с иском Коваленко < Ф.И.О. >23 Коваленко < Ф.И.О. >24 он же в интересах Коваленко < Ф.И.О. >25 Бояршинова < Ф.И.О. >26 Мерзликин < Ф.И.О. >27 он же в интересах Мерзликиной < Ф.И.О. >28 к Главе муниципального образования г. Сочи, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании пострадавшими и предоставлении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества указав, что Коваленко < Ф.И.О. >29 Коваленко < Ф.И.О. >30 Коваленко < Ф.И.О. >31 Мерзликин < Ф.И.О. >32 Бояршинова < Ф.И.О. >33 Мерзликина < Ф.И.О. >34 являются членами одной семьи и близкими родственниками по отношению к друг к другу.
В период с 1997 года и до 25.06.2015 года истцы постоянно проживали в жилом домовладении по адресу: <...>. Жилое домовладение принадлежит на праве собственности Коваленко < Ф.И.О. >35
В результате сильных ливневых дождей в период с 21 по 25 июня 2015 года произошел резкий подъем воды на реках и затопление территорий город-курорт Сочи.
Стихийное бедствие привело к полному разрушению жилого дома, в котором постоянно проживали Истцы и, соответственно к полной утрате имущества первой необходимости, принадлежащего Истцам.
Жилое помещение, в котором постоянно проживали Истцы было повреждено в результате чрезвычайной ситуации 25.06.2015, что подтверждается, комиссионными актами обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, согласно которых участок и имеющееся строение затоплено, жилой дом на момент осмотра отсутствует, так же справкой старшего УУП ОУУП и ПДН ОП (п. Блиново) УВД по городу Сочи < Ф.И.О. >37 Чернобай о том, что до 15.06.2015 истцы проживали в жилом дом, однако ввиду стихийного бедствия домовладение для проживания стало не пригодным, в связи с чем истцы проживают в хозблоке с 25.06.2015г.
В период с августа 2015 года по май 2016 года истец Бояршинова < Ф.И.О. >36 собственник жилого помещения, неоднократно обращалась в различные органы муниципальной и государственной власти с просьбой оказать помощь, в виде единовременной финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на каждого истца, как гражданам РФ, постоянно проживающим в жилом доме.
Однако, администрация Адлерского внутригородского района города Сочи, письмами от 04.08.2015 № 4151, от 05.08.2015 № 4190 и от 12.08.2015 № 4663; министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края письмами 10.08.2015 № 68-5175/15-01-08, от 18.08.2015 № 68-5382/15-01-08 и 29.04.2016
№ 68-1946/16-0108; Глава города Сочи письмом от 17.05.2016 № 0701-7570 ответили отказом в законности оказания помощи. Отказы мотивированы тем, что в соответствии с актами обследования утраченного имущества от 01.07.2015 на земельном участке по адресу: <...>, жилой дом отсутствует, а имеющееся строение - хозблок, в котором пострадало имущество, не является жилым, в связи с чем, не представляется возможным включить истцов в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Коваленко < Ф.И.О. >38 Коваленко < Ф.И.О. >39 он же в интересах Коваленко < Ф.И.О. >40 Бояршинова < Ф.И.О. >41 Мерзликин < Ф.И.О. >42 он же в интересах Мерзликиной < Ф.И.О. >43 в судебном заседании настаивали на исковых требованиях, просили суд их удовлетворить.
3-е лицо представитель администрации Адлерского района г.Сочи в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований.
Решением Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 30 августа 2016 года удовлетворены исковые требования Коваленко < Ф.И.О. >44, Коваленко < Ф.И.О. >45, он же в интересах Коваленко < Ф.И.О. >46 Бояршиновой < Ф.И.О. >47 Мерзликина < Ф.И.О. >48 он же в интересах Мерзликиной < Ф.И.О. >49 к Главе муниципального образования г. Сочи, Министерству социального развития и семейной политики Краснодарского края о признании пострадавшими и предоставлении финансовой помощи в связи с полной утратой имущества удовлетворить.
Суд обязал включить Коваленко < Ф.И.О. >50, Коваленко < Ф.И.О. >51, Коваленко < Ф.И.О. >52 Бояршинова < Ф.И.О. >53 Мерзликин < Ф.И.О. >54 Мерзликина < Ф.И.О. >55 в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи и единовременной финансовой помощи, в связи с полной утратой имущества (имущества первой необходимости), в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением территорий населенных пунктов вследствие сильных ливневых дождей в муниципальных образованиях <...> и город-курорт Сочи Краснодарского края в июне 2015 года.
Обязал Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края произвести выплату финансовой помощи в размере 100 000 рублей на каждого человека, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Адлерского района г. Сочи Краснодарского края 25 июня 2015 года.
В апелляционной жалобе заместитель министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края Игнатенко < Ф.И.О. >56 просит Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от
30 августа 2016 года изменить, отказав в удовлетворении исковых требований в части обязания Министерства социального развития и семейной политики
Краснодарского края произвести выплату финансовой помощи в размере 100 000 рублей на каждого человека, в результате чрезвычайной ситуации, вызванной наводнением на территории Адлерского района г. Сочи Краснодарского края 25 июня 2015 года.
Проверив материалы дела, выслушав представителя Министерства труда и социального развития Краснодарского края по доверенности Бессонову < Ф.И.О. >57 просившую решение районного суда изменить в части возложения на Министерство выплат гражданам финансовой помощи, апелляционную жалобу удовлетворить, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия оснований для отмены решения суда первой инстанции не усмотрела.
Как следует из материалов дела, Коваленко < Ф.И.О. >58 Коваленко < Ф.И.О. >59 Коваленко < Ф.И.О. >60 Мерзликин < Ф.И.О. >61 Бояршинова < Ф.И.О. >62 Мерзликина < Ф.И.О. >63 являются членами одной семьи и близкими родственниками по отношению к друг к другу.
В период с 1997 года и до 25.06.2015 года истцы постоянно проживали в жилом домовладении по адресу: <...>. Жилое домовладение принадлежит на праве собственности Коваленко < Ф.И.О. >64
В результате сильных ливневых дождей в период с 21 по 25 июня 2015 года произошел резкий подъем воды на реках и затопление территорий город-курорт Сочи.
Стихийное бедствие привело к полному разрушению жилого дома, в котором постоянно проживали Истцы и, соответственно к полной утрате имущества первой необходимости, принадлежащего Истцам.
Согласно преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», данный закон определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан РФ, находящихся на территории Российской Федерации, от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 указанного закона граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причинного их имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. В пункте 2 данной статьи определено, что порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам РФ, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Статьей 16 Закона Краснодарского края от <...> № 135-ФЗ «О защите населения и территорий Краснодарского края от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» установлено, что на территории Краснодарского края гарантируются права граждан в области зашиты населения от чрезвычайных ситуаций закрепленные в соответствующих законах.
Постановлением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25.06.2015 № 266-р территория муниципального образования город- курорт Сочи вошла в предварительные границы зоны чрезвычайной ситуации.
Согласно пункту 129 приложения к постановлению администрации города Сочи от 26.06.2015 № 2022 вся <...> вошла в перечень зон подтопления на территории муниципального образования город-курорт Сочи в связи с обильными осадками 25.06.2015.
Пунктом 1 постановления главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.06.2015 № 558 предусмотрено оказание помощи, в соответствии с Порядком, гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затопление территорий населенных пунктов в следствие сильных ливневых дождей в муниципальном образовании город-курорт Сочи, в виде - единовременной финансовой помощи за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
Пунктом 2 указанного постановления, рекомендовано главе муниципального образования город-курорт Сочи сформировать и утвердить списки граждан РФ, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, имеющих право на получение единовременной материальной помощи.
Указанную выплату, в соответствии с пунктом 4 названного постановления производит Министерство социального развития и семейной политики Краснодарского края.
В соответствии с Порядком, утвержденным постановление главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.06.2015 № 558, пострадавшими гражданами являются граждане РФ, оказавшиеся в зоне чрезвычайной ситуации, постоянно проживающие в жилых помещениях, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации по состоянию на 25.06.2015.
В соответствии с требованиями, указанными в настоящем порядке - Истцы являются пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, что подтверждается следующим: истцы, являются гражданами РФ, что подтверждается паспортом гражданина РФ; жилой дом, по адресу: <...>, в котором постоянно проживали Истцы находился в зоне чрезвычайной ситуации, подтверждается постановлением администрации города Сочи от 26.06.2015 № 2022, приведенным выше по тексту, так же указанное обстоятельство подтверждается справкой начальника управления ГО и защиты населения администрации города Сочи от 01.04.2016 № 129; истцы постоянно проживали в период с 1997 года до 25.06.2015 именно в жилом доме по указанному адресу, что подтверждается письменными показаниями соседей, также справками от начальника ОП (<...>) УВД по городу Сочи от 01.07.2015 № 44/12/26 и старшего УУП ОУУП и ПДН ОП (п. Блиново) УВД по городу Сочи Чернобай < Ф.И.О. >65
Жилое помещение, в котором постоянно проживали Истцы было повреждено в результате чрезвычайной ситуации 25.06.2015, что подтверждается, комиссионными актами обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, согласно которых участок и имеющееся строение затоплено, жилой дом на момент осмотра отсутствует, так же справкой старшего УУП ОУУП и ПДН ОП (п. Блиново) УВД по городу Сочи A.M. Чернобай о том, что до 15.06.2015 истцы проживали в жилом доме, однако ввиду стихийного бедствия домовладение для проживания стало не пригодным, в связи с чем, истцы проживают в хозблоке с 25.06.2015г.
Администрация Адлерского внутригородского района города Сочи, письмами от 04.08.2015 № 4151, от 05.08.2015 № 4190 и от 12.08.2015 № 4663; министерство гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций Краснодарского края письмами 10.08.2015 № 68-5175/15-01-08, от 18.08.2015 № 68-5382/15-01-08 и 29.04.2016 № 68-1946/16-0108; Глава города Сочи письмом от 17.05.2016 № 0701-7570 ответили отказом в законности оказания помощи. Отказы мотивированы тем, что в соответствии с актами обследования утраченного имущества от 01.07.2015 на земельном участке по адресу: <...>, жилой дом отсутствует, а имеющееся строение -хозблок, в котором пострадало имущество, не является жилым, в связи с чем, не представляется возможным включить истцов в списки граждан, нуждающихся в получении единовременной материальной помощи.
Согласно письма ГУ МВД России Управления Внутренних Дел г. Сочи Краснодарского края отдел полиции п. Блиново следует, что в ходе обхода административного участка № 4 было установлено, что по адресу: <...> в настоящее время проживают: Коваленко < Ф.И.О. >66Мерзликин < Ф.И.О. >67 Бояршинова < Ф.И.О. >68 Мерзликина < Ф.И.О. >69 Коваленко < Ф.И.О. >70 Коваленко < Ф.И.О. >71 Антонова < Ф.И.О. >72 Коваленко < Ф.И.О. >73 Коваленко < Ф.И.О. >74
Мерзликин < Ф.И.О. >75 и Бояршинова < Ф.И.О. >76 проживают по указанному адресу с 1997 г., а остальные члены семьи с момента рождения.
До 25.06.2015 г. указанные граждане проживали в жилом доме, однако ввиду стихийного бедствия домовладение для проживания стало не пригодным и с указанного периода граждане выше проживают в хоз.блоке.
В соответствии с положениями ст. 20 ГК РФ местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
25 июня 2015 года в городе Сочи, в том числе и в Адлерском районе г. Сочи, произошло чрезвычайное стихийное бедствие - наводнение.
Распоряжением главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 25 июня 2015 года № 266-р «О введении режима чрезвычайная ситуации на территории Краснодарского края», решением комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности администрации Краснодарского края от 25 июня 2015 года № 783 «О мерах по ликвидации чрезвычайной ситуации на территории Краснодарского края» на территории муниципального образования город-курорт Сочи был введен режим функционирования « чрезвычайная ситуация» с региональным уровнем.
Статьей 18 ФЗ от 21.12.1994 г. № 68 в редакции ФЗ №91 от 19.05.2010 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» закреплено право граждан РФ на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций. Порядок и условия, виды и размеры компенсации и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов.
Согласно постановлению главы администрации (губернатора) Краснодарского края от 26.06.2015 года № 558 предусмотрено оказание помощи в соответствии с Порядком оказания помощи гражданам РФ, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной затоплением территорий населенных пунктов вследствие сильных ливневых дождей в муниципальных образованиях <...> и город-курорт Сочи Краснодарского края в июне 2015 года, в следующих видах : единовременная материальная помощь в размере 10 000 руб. на каждого пострадавшего человека; единовременная финансовая помощь в связи с утратой имущества первой необходимости из расчета за частично утраченное имущество первой необходимости - 50 000 тыс. рублей на человека, за полностью утраченное имущество первой необходимости - 100 тыс. рублей на человека.
Из содержания приведенных выше нормативных положений, регулирующих спорные отношения, следует, что возникновение права истцов - пострадавших граждан на получение единовременной материальной помощи в связи с полной утратой имущества не зависит от отсутствия жилого дома на момент осмотра комиссии и составления актов обследования утраченного имущества граждан, пострадавших в результате чрезвычайной ситуации, поскольку данная финансовая помощь оказывается пострадавшим гражданам в качестве компенсации за утрату имущества первой необходимости, обязательными условиями для ее выплаты является постоянное проживание гражданина в жилом помещении, пострадавшем в результате чрезвычайной ситуации, и установление факта полной утраты гражданином имущества.
Поскольку, фактическое проживание истцов в жилом доме, пострадавшем от чрезвычайной ситуации, а также факт полной утраты истцами имущества, подтверждены свидетельским показаниями, справками и актами представителей органов местного самоуправлениям и органов полиции, то ввиду изложенного имелись основания для оказания Министерством социального развития и семейной политики Краснодарского края, финансовой помощи истцам, как гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации.
Доводы апелляционной жалобы не могут быть приняты судебной коллегией, так как направлены к иной оценке собранных по делу доказательств, неправильному толкованию действующего законодательства, не содержат обстоятельств, опровергающих выводы суда, и не нуждаются в дополнительной проверке.
Выводы суда основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст.67 ГПК РФ.
Юридически значимые обстоятельства судом определены правильно. Нарушений материального либо процессуального права, влекущих отмену решения судом не допущено.
Руководствуясь ст.ст.328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Адлерского районного суда г. Сочи Краснодарского края от 30 августа 2016 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу заместителя министра Министерства труда и социального развития Краснодарского края Игнатенко < Ф.И.О. >77 - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: