Решение по делу № 2-624/2016 ~ М-651/2016 от 21.06.2016

Дело № 2-624/2016

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Прилузский районный суд Республики Коми

в составе председательствующего судьи Кочанов Л.А.,

при секретаре Костылевой М.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в с. Объячево 06 июля 2016 года гражданское дело по иску прокурора Прилузского района в интересах Супрядкиной А.А., Федюневой Е.Л., Черных Г.М., Югановой Т.Н., Поповой Л.А. к Государственному бюджетному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения,

установил:

В прокуратуру Прилузского района поступило коллективное обращение педагогических работников МБОУ «СОШ» <адрес> о проведении проверки ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» и защите в судебном порядке их прав на получение мер социальной поддержки по оплате потребляемой электроэнергии.

В ходе проведенной проверки установлено, что истцы осуществляют педагогическую деятельность в МБОУ «СОШ» <адрес>; зарегистрированы и проживают в жилых помещениях, расположенных на территории <адрес> Республики Коми. Истцы являются получателями мер социальной поддержки в виде денежной компенсации расходов на оплату коммунальных услуг. До августа 2013 года ответчик выплачивал истцам компенсацию фактических расходов на оплату электроснабжения, после чего начал производить начисление и выплату указанной денежной компенсации в пределах оплаты освещения, исходя из установленного норматива потребления, что повлекло снижение объёма мер социальной поддержки. Приводя анализ правовых норм законодательства Российской Федерации и Республики Коми, ссылаясь на недопустимость снижения объёма мер социальной поддержки педагогическим работникам; прокурор просит суд обязать ответчика произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года: Супрядкиной А.А. в размере 7351 руб. 24 коп., Федюневой Е.Л. – 4621 руб. 69 коп., Черных Г.М. – 17340 руб. 78 коп., Югановой Т.Н. – 4705 руб. 16 коп., Поповой Л.А. – 12329 руб. 11 коп.

Представитель прокуратуры Прилузского района, истцы в суде не присутствуют, о времени и месте извещены надлежаще. Супрядкина А.А., Федюнева Е.Л., Черных Г.М., Попова Л.А. направили заявления о рассмотрении дела без их участия.

Представитель ответчика, ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района», представитель третьего лица на стороне ответчика, Министерство труда и социальной защиты Республики Коми, в суд также не явились, предоставив суду письменные отзывы, в которых указано, что с требованиями прокурора не согласны по основаниям, в них изложенных, просят рассмотреть дело в их отсутствие.

Суд счёл возможным рассмотреть дело по существу при имеющейся явке лиц по правилам ст. 167 ГПК РФ.

Исследовав письменные материалы дела в их совокупности, суд приходит к следующему.

Согласно требованиям части 2 статьи 11 ГПК РФ суд, установив при разрешении гражданского дела, что нормативный правовой акт не соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обязан применить нормы акта, имеющего наибольшую юридическую силу.

На основании абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона Российской Федерации от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», в редакции, действовавшей до 11 января 2011 года, педагогические работники образовательных учреждений в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, пользовались правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (посёлках городского типа). Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки, устанавливались законодательными актами субъектов Российской Федерации.

Из содержания приведённой нормы следует, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа) было гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом, положения федерального закона не предполагали какого-либо ограничения, в том числе размера занимаемой жилой площади и нормативов потребления коммунальных услуг.

Федеральным законом от 29.12.2010 № 439-ФЗ «О внесении изменений в статьи 52.2 и 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» (далее - Федеральный закон от 29.12.2010 № 439-ФЗ) абзац 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 был изложен в новой редакции, согласно которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имели право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением этих мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных учреждений устанавливался законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечивался за счёт средств бюджетов субъектов Российской Федерации.

Изменение формы предоставления соответствующих мер социальной поддержки (с натуральной на компенсационную) не изменило существа таких мер и не установило какие-либо ограничения гарантированного федеральным законодательством права педагогических работников на их получение.

Правильность такой правовой позиции была подтверждена статьёй 3 Федерального закона от 29.12.2010 № 439-ФЗ, согласно которой нормативные правовые акты Российской Федерации, нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, принимаемые во исполнение абзаца 3 пункта 5 статьи 55 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1, не могли снижать объём мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих посёлках (посёлках городского типа), на день вступления в силу указанного Федерального закона.

С 01.09.2013 Закон Российской Федерации от 10.07.1992. № 3266-1 «Об образовании» утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», закрепившего для педагогических работников аналогичные социальные гарантии.

Так, в соответствии с частью 8 статьи 47 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ, педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населённых пунктах, рабочих посёлках (посёлках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счёт бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.

При этом в силу части 4 статьи 4 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, законах и иных нормативных правовых актах субъектов Российской Федерации, правовых актах органов местного самоуправления, должны соответствовать настоящему Федеральному закону и не могут ограничивать права или снижать уровень предоставления гарантий по сравнению с гарантиями, установленными настоящим Федеральным законом.

Таким образом, наделение органов государственной власти субъектов Российской Федерации правом принимать нормативные правовые акты, устанавливающие размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам образовательных учреждений субъектов Российской Федерации и муниципальных образовательных учреждений, не влечёт за собой право субъектов Российской Федерации снижать уровень социальных гарантий для соответствующей категории граждан, предусмотренный федеральным законодательством.

Подпункт 4 пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми» в редакции Закона РК от 02.05.2012 № 26-РЗ устанавливал право педагогических работников муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающих и проживающих в сельских населённых пунктах, на меры социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения.

Согласно положениям пунктов 15 и 17 Правил и форм предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённых Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 в редакции Постановления Правительства РК от 25.12.2012 № 605, меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг предоставлялись в виде ежемесячной денежной компенсации (далее - компенсация). Расчёт суммы компенсации выполнялся центрами по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения, исходя из начисленных организациями сумм для оплаты за коммунальные услуги (с учётом перерасчётов), объёма прав граждан на меры социальной поддержки по оплате коммунальных услуг, установленных федеральным законодательством и законодательством Республики Коми, размера общей площади занимаемого жилого помещения (в отдельных комнатах в общежитиях - исходя из площади занимаемых комнат) и численности граждан, зарегистрированных в жилом помещении.

Закон Республики Коми от 24.06.2013 № 54-РЗ внёс изменения в редакцию пункта 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», которые вступили в силу с 12.07.2013.

Согласно внесённым в закон изменениям, педагогическим работникам государственных образовательных учреждений Республики Коми и муниципальных образовательных учреждений в Республике Коми, работающим и проживающим в сельских населённых пунктах или посёлках городского типа, за исключением работающих по совместительству (далее - педагогические работники), предоставляются меры социальной поддержки, включая оплату в размере 100 процентов за освещение (подпункт 3 пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ).

Норма о предоставлении мер социальной поддержки по оплате 100 процентов электроснабжения в новой редакции пункта 1(1) статьи 18 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ исключена.Полномочия по установлению Правил предоставления мер социальной поддержки статьей 20.1 Закона РК от 12.11.2004 № 55-РЗ возложены на Правительство Республики Коми.

Постановлением Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383 Правила и формы предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, утверждённые Постановлением Правительства Республики Коми от 05.05.2009 № 115 дополнены пунктом 15-1, согласно положениям которого, сумма компенсации на оплату освещения жилого помещения для лиц, указанных в части 1(1) статьи 18 Закона Республики Коми «О социальной поддержке населения в Республике Коми», определяется: 1) для проживающих в жилых помещениях, оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учёта потребления электроэнергии на освещение, - исходя из показаний установленных отдельных приборов учёта потребления электроэнергии на освещение жилого помещения; 2) для проживающих в жилых помещениях, не оборудованных в установленном порядке отдельными приборами учёта потребления электроэнергии на освещение, - в пределах установленных нормативов потребления электрической энергии на освещение жилого помещения, но не более фактических расходов на оплату электроснабжения (начисленной платы).

При этом нормативные правовые акты Республики Коми, нормы федерального законодательства не устанавливают порядка оборудования жилых помещений льготной категории граждан отдельными приборами учёта потребления электроэнергии на освещение.

Постановление Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383 вступило в силу с 28.10.2013.

В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы осуществляют педагогическую деятельность в МБОУ «СОШ» <адрес>; с января 2011 года истцы зарегистрированы в ГБУ РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» в качестве граждан, имеющих право на меры социальной поддержки по оплате жилья и коммунальных услуг в соответствии с п. 1(1) ст. 18 Закона Республики Коми от 12.11.2004 № 55-РЗ «О социальной поддержке населения в Республике Коми», то есть как педагогические работники государственного образовательного учреждения, работающие и проживающие в сельском населённом пункте.

Доказано также, что истцы зарегистрированы и проживают в жилых помещениях, расположенных на территории <адрес> Республики Коми: <адрес> (Супрядкина А.А.), <адрес> (Федюнева Е.Л.), <адрес> (Черных Г.М.), <адрес> (Юганова Т.Н.), <адрес> (Попова Л.А.). Жилые помещения истцов отдельными приборами учёта потребления электроэнергии на освещение не оборудованы.

До августа 2013 г. педагогическим работникам государственных образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельских населённых пунктах, в т.ч. истцам, компенсировались фактические расходы на оплату электроснабжения, после чего ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» производит начисление и выплату денежной компенсации, исходя из установленного норматива потребления услуги по освещению, утверждённого приказом Службы Республики Коми по тарифам от 23.08.2012 № 62/21 «О нормативах потребления коммунальных услуг по электроснабжению на территории Республики Коми».

Согласно сведениям ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» от 09.06.2016 № 1526, разница между фактическими расходами истцов на оплату электроснабжения и выплаченной им денежной компенсацией расходов на освещение, исходя из норматива потребления, за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года, составила: Супрядкиной А.А. – 7351 руб. 24 коп., Федюневой Е.Л. – 4621 руб. 69 коп., Черных Г.М. – 17340 руб. 78 коп., Югановой Т.Н. – 4705 руб. 16 коп., Поповой Л.А. – 12329 руб. 11 коп. Приведённые расчёты сторонами не оспариваются.

Между тем, анализ приведённых выше правовых норм федерального законодательства и законодательства Республики Коми в их системном единстве, позволяет суду сделать вывод о том, что педагогическим работникам образовательных учреждений в сельской местности, равно как и перешедшим на пенсию педагогическим работникам, имеющим стаж работы в образовательных учреждениях в сельских населенных пунктах не менее 10 лет, гарантировано право на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением. При этом положения Федерального закона «Об образовании» (по правоотношениям до 01.09.2013), Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (по правоотношениям с 01.09.2013) и Закона Республики Коми «О социальной защите населения в Республике Коми» (в редакции Закона РК от 24.06.2013 № 54-РЗ) не предполагают какого-либо ограничения возмещения расходов по оплате освещения, в том числе в виде нормативов потребления коммунальных услуг.

В силу указанных выше положений закона, обладающих большей юридической силой, чем нормы постановления Правительства Республики Коми от 07.10.2013 № 383, истцы имеют право на получение мер социальной поддержки по оплате освещения в размере фактических расходов на оплату электроснабжения, в том числе, на выплату ответчиком недоплаченной части денежной компенсации за оспариваемые периоды, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.

Отсюда, суд считает необходимым удовлетворить требования прокурора об обязании ГБУ РК «ЦСЗН Прилузского района» произвести истцам компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, в размере фактических расходов на оплату электроснабжения.

В то же время, доводы ответчика о том, что нормативные правовые акты предусматривают выплату компенсации только за освещение в пределах установленного норматива, а не за всю потребленную электрическую энергию, являются необоснованными, поскольку действующим федеральным законодательством не предусмотрено ограничений относительно объёма предоставляемых услуг по освещению, подлежащих компенсации, пределами норматива потребления. Таким образом, снижение объёма мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, противоречит требованиям федерального законодательства, прямо запрещающим такое снижение.

Доводы ответчика о том, что в случае удовлетворения требований прокурора за истцами фактически будет признано право на получение мер социальной поддержки по оплате освещения в размере понесенных расходов по электроснабжению, тем самым приравняв понятия «электроснабжение» и «освещение», подлежат отклонению, как основанные на неправильном толковании норм законодательства, регулирующего спорные правоотношения.

Кроме того, каких-либо доказательств того, что в рамках рассматриваемого спора истцы несли расходы по электроснабжению, не связанному с освещением жилого помещения, ответчиком, в нарушение ст. 56 ГПК РФ, не представлено.

Приведённая в письменном отзыве ссылка на определения Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда РФ от 15.07.2015 № 91-АПГ 15-6 и от 09.09.2015 № 91-АПГ15-8 также не может быть принята во внимание судом, поскольку в Российской Федерации отсутствует прецедентное право и в каждом конкретном случае суд применяет нормы права к возникшим правоотношениям.

Не могут быть приняты во внимание судом и доводы о том, что Постановление Правительства РК от 05.05.2009 № 115, которым утверждены Правила и форма предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, является действующим нормативным актом, в связи с чем п. 15.1 Правил, устанавливающий сумму компенсации в пределах норматива потребления, подлежит обязательному применению при рассмотрении данного спора.

Предметом данного спора являлось оспаривание прокурором объёма предоставляемых мер социальной поддержки, следовательно, разрешение данного вопроса без анализа нормативно-правовой базы, регулирующей спорные правоотношения, не представляется возможным.

Таким образом, принятие судом настоящего решения не представляет собой вмешательства в деятельность органов исполнительной власти Республики Коми, поскольку направлено на восстановление нарушенного права истцов, и его исполнение не требует принятия каких-либо специальных решений по вопросам исключительной компетенции указанных органов власти.

Отсюда, рассмотрев дело в пределах заявленных требований и по заявленным основаниям, применительно к обстоятельствам возникшего спора, положениям ст. ст. 56, 57 ГПК РФ, оценив относимость, допустимость и достоверность, а также достаточность и взаимную связь представленных сторонами доказательств в их совокупности.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление прокурора Прилузского района в интересах Супрядкиной А.А., Федюневой Е.Л., Черных Г.М., Югановой Т.Н., Поповой Л.А. к Государственному бюджетному учреждению РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» о компенсации расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения - удовлетворить.

Обязать Государственное бюджетное учреждение РК «Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района» произвести компенсацию расходов, связанных с оплатой услуг освещения жилого помещения, в размере фактически понесенных расходов на оплату электроснабжения:

- Супрядкиной А.А. – за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года, на общую сумму 7351 (семь тысяч триста пятьдесят один) руб. 24 коп.;

- Федюневой Е.Л. – за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года, на общую сумму 4621 (четыре тысячи шестьсот двадцать один) руб. 69 коп;

- Черных Г.М. – за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года, на общую сумму 17340 (семнадцать тысяч триста сорок) руб. 78 коп.;

- Югановой Т.Н. – за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года, на общую сумму 4705 (четыре тысячи семьсот пять) руб. 16 коп.;

- Поповой Л.А. – за период с августа 2013 года по декабрь 2015 года, на общую сумму 12329 (двенадцать тысяч триста двадцать девять) руб. 11 коп.

На решение может быть подана апелляционная жалоба или принесено апелляционное представление в Верховный суд Республики Коми через Прилузский районный суд в течение месяца со дня принятия настоящего решения.

Председательствующий -                                  Л.А. Кочанов

2-624/2016 ~ М-651/2016

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Прилузского района
Ответчики
ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения Прилузского района"
Другие
Министерство труда и социальной защиты РК
Юганова Татьяна Николаевна
Федюнева Елена Леонидовна
Супрядкина Алена Анатольевна
Черных Галина Михайловна
Попова Лилия Алексеевна
Суд
Прилузский районный суд Республики Коми
Судья
Кочанов Л.А.
Дело на странице суда
priluz--komi.sudrf.ru
21.06.2016Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
21.06.2016Передача материалов судье
21.06.2016Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
21.06.2016Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.06.2016Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
06.07.2016Судебное заседание
06.07.2016Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
06.07.2016Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.07.2017Дело оформлено
05.07.2017Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее