РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Нижний Тагил 07 августа 2020 года
Ленинский районный суд г. Нижнего Тагила Свердловской области
в составе председательствующего судьи Луценко В.В.,
при секретаре Халтуриной Е.Д.,
с участием прокурора Бызова А.В..,
представителя ответчика Берсеневой В.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы гражданского дела №2-883/2020 по иску прокурора Дзержинского района г. Нижнего Тагила Свердловской области в интересах неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному учреждению культуры «Досуговый центр «Урал» о возложении обязанности в сфере соблюдения требований пожарной безопасности,
установил:
Прокурор Дзержинского района г. Нижнего Тагила обратился в суд в интересах неопределенного круга лиц с иском к Муниципальному бюджетному учреждению культуры «Досуговый центр Урал» (далее - МБУК «ДЦ «Урал») о возложении обязанности по устранению нарушений требований пожарной безопасности, указав, что в связи с поступившим обращением заместителя главного государственного инспектора ОНД и ПР города Нижний Тагил и Горноуральского городского округа УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области ФИО2 проведена проверка исполнения законодательства о пожарной безопасности со стороны МБУК «ДЦ «Урал».
В ходе проверки установлено, что на основании постановления Главы города Нижний Тагил от ДД.ММ.ГГГГ №, нежилые помещения в здании жилого назначения, расположенном по адресу: <адрес>, принадлежат на праве оперативного управления ответчику.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ старшим инспектором ОНД ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области Лебедевой Н.А. была проведена внеплановая выездная проверка указанного объекта, в ходе которой были выявлены нарушения обязательных требований пожарной безопасности.
ДД.ММ.ГГГГ руководителю МБУК «Досуговый центр «Урал» выдано предписание № об устранении нарушений требований пожарной безопасности в срок до ДД.ММ.ГГГГ.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ инспектором ФИО4 на основании распоряжения № от ДД.ММ.ГГГГ, с целью контроля исполнения ранее выданного предписания, была проведена внеплановая выездная проверка в МБУК «Досуговый центр «Урал»»», в результате которой было установлено, что Учреждением не в полном объеме приняты меры по устранению нарушений требований пожарной безопасности, не выполнены в срок до ДД.ММ.ГГГГ пункты №№ 1,6,19 предписания № от ДД.ММ.ГГГГ, а именно: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности: ширина дверей эвакуационного выхода из фойе на улицу менее 1,2 м. (установлена дверь не на всю ширину дверного проема); не проведены работы по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта; в воздуховодах систем общеобменной вентиляции многоквартирного жилого дома, для защиты от проникания продуктов горения (дыма) во время пожара, не установлены огнезадерживающие клапаны; планы эвакуации людей при пожаре не соответствуют требованиям ГОСТ Р 12.2.143-2009, не выполнены с применением фотолюминесцентных материалов.
Руководители организации обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны. Выявленные нарушения законодательства о пожарной безопасности отрицательно сказываются на комплексной безопасности лиц, пребывающих в указанном объекте. Выполнение противопожарных мероприятий направлено на предотвращение воздействия на людей опасных факторов пожара, своевременную эвакуацию и спасение людей на случай пожара и других чрезвычайных ситуаций.
Вышеуказанные нарушения действующего федерального законодательства о противодействии терроризму способствуют снижению антитеррористической защищенности объекта, а также возможности совершения террористических актов.
Ссылаясь на положения ст.ст. 1, 3, 20, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», ст. ст. 56, 58 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, а также на п.п. 7, 50 Правила противопожарного режима РФ, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 № 390, п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», п.п. 6.4, 6.10 Свода правил 7.13130-2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности», п.п. 6.2.7, 7.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009, прокурор просил возложить на МБУК «ДЦ «Урал»» обязанность в срок до 01.10.2020 устранить нарушения требований законодательства о пожарной безопасности в нежилых помещениях Дома культуры в здании жилого назначения, расположенном по адресу: <адрес>, а именно: монтировать двери эвакуационного выхода из фойе на улицу на всю ширину дверного проема не менее 1,2 м., в соответствии с требованиями п. 33 Правил противопожарного режима в РФ, п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений»; провести работы по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, в соответствии с требованиями п. 50 Правил противопожарного режима в РФ; установить огнезадерживающие клапаны в воздуховодах систем общеобменной вентиляции многоквартирного жилого дома для защиты проникания продуктов горения (дыма) во время пожара, в соответствии с требованиями ст. ст. 56, 58 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, п. 6.4, п. 6.10 Свода правил 7.13130.2013 «Отопление, вентиляция и кондиционирование. Требования пожарной безопасности»; выполнить планы эвакуации людей при пожаре в соответствии с требованиями ГОСТ Р 12.2.143-2009, с применением фотолюминесцентных материалов, в соответствии с требованиями ч. 1 ст. 46 Федерального закона № 184-ФЗ «О техническом регулировании», п. 6.2.7, п. 7.1 ГОСТ Р 12.2.143-2009, п. 7 Правил противопожарного режима в РФ.
Протокольным определением суда произведена замена ненадлежащего третьего лица - ОНДиПР г. Нижний Тагил и ГГО УНДиПР ГУ МЧС России по Свердловской области на надлежащее - Главное управление МЧС России по Свердловской области.
В судебном заседании помощник прокурора Бызов А.В. отказался от иска в части требований о возложении на ответчика обязанности по проведению работ по очистке воздуховодов от горючих отходов с составлением соответствующего акта, об установлении огнезадерживающих клапанов в воздуховодах систем общеобменной вентиляции многоквартирного жилого дома для защиты от проникания продуктов горения (дыма) во время пожара, в остальной части заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.
Определением суда от 07.08.2020 принят отказ прокурора Дзержинского района города Нижний Тагил Свердловской области от иска в вышеуказанной части и производство по гражданскому делу в данной части прекращено.
В судебном заседании помощник прокурора дополнительно указал, что 29.07.2020 была проведена проверка с участием инспектора и директора учреждения, в ходе которой было установлено, что ширина дверного проема из фойе на улицу составляет менее 1,2 м., действительно проем двери составляет 1,2 м., однако ширина проема составляет 1,16 м. Размер ширины проема был измерен рулеткой и зафиксирован в акте проверки, к которому были приложены фотографии. Поскольку ширина дверного проема менее 1,2 м. ответчику необходимо устранить данное нарушение. Также пояснил, что при обнаружении нарушения норм ширины дверного проема, инспектор пришел к выводу о не точном исполнении требования законодательства пожарной безопасности.
В судебном заседании представитель ответчика МБУК «ДЦ «Урал»» Берсенева В.Ю. исковые требования не признала, указала, что в предписании государственный инспектор ссылается на СНиП 21-01-097, однако данный СНиП распространяется только на проектируемые, вновь строящиеся и реконструируемые здания и сооружения. Поскольку здание МБУК «ДЦ «Урал»» построено в 1953 году, на него этот СНиП не распространяется. Часть первого этажа указанного здания сразу строилась под здание клуба, верхние этажи и часть первого этажа под квартиры. При сдаче дома в 1953 году, клуб сразу переехал в это здание, на тот момент действовали СНиПы, принятые до 1962 года. Директором МБУК «ДЦ «Урал»» клуб был принят только в 2010 году, в это время еще до неё были установлены дополнительные внутренние двери, поскольку толщина стены составляла всего 60 см., а при большом проеме было холодно, поэтому он частично был заложен кирпичом, после была установлена дверь размером 90 см. В 2018 году при проведении проверки, это было обнаружено, поскольку по нормам дверь должна была быть не менее 1,2 м. После вынесенного предписания внутреннюю дверь убрали, расчистили ранее заложенный кирпичами проем и соскоблили всю штукатурку до капитальной стены, как было изначально заложено при строительстве данного здания. Проем двери получился 1,16 м., не хватало до нормы по 2 см. с каждой стороны. Толстый слой наружной штукатурки позволил сбить ее и установить дверь размером 1,2 м., однако проем остался 1,16 м. Чтобы проем довести до нормы, необходимо сделать проект стоимостью 850 000 рублей, поскольку здание старое и стена, на которой необходимо установить проем шириной 1,2 м. является капитальной. Однако, такое разрешение никто не подпишет, поскольку стена является капитальной и выше клуба находится два этажа жилых квартир, не известно, что может произойти, если произвести расширение проема. Также пояснила, что имеется справка БТИ и РН, из которой следует, что дом введен в эксплуатацию в 1953 году, стены здания являются капитальными, капитальный ремонт не проводился, износ здания составляет 35%. Функциональность здания не менялась с 1953 года. Эксплуатационные характеристики здания не позволяют произвести расширение стены. С учетом изложенного, просила в удовлетворении требований прокурора отказать.
Представитель третьего лица ГУ МЧС России по Свердловской области в судебное заседание не явился.
Выслушав процессуального истца - прокурора, представителя ответчика, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В преамбуле к Федеральному закону от 21.12.1994 №69-ФЗ "О пожарной безопасности» законодатель закрепляет обеспечение пожарной безопасности в качестве одной из важнейших функций государства, определяя общие правовые, экономические и социальные основы обеспечения пожарной безопасности в Российской Федерации, регулируя в этой области отношения между органами государственной власти, органами местного самоуправления, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также между общественными объединениями, индивидуальными предпринимателями, должностными лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства.
Статьей 1 Федерального закона № 69-ФЗ определено, что требования пожарной безопасности представляют собой специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности.
Правила противопожарного режима в Российской Федерации утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 № 390 и содержат требования пожарной безопасности, устанавливающие правила поведения людей, порядок организации производства и (или) содержания территорий, зданий, сооружений, помещений организаций и других объектов в целях обеспечения пожарной безопасности.
Данные Правила обязательны для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.
Согласно ст. 4 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» к нормативным правовым актам Российской Федерации по пожарной безопасности относятся федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.
Статьей 5 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ предусмотрено, что каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Целью создания системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты является предотвращение пожара, обеспечение безопасности людей и защита имущества при пожаре. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.
В соответствии со ст. 34, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» граждане и руководители организации обязаны, в том числе, соблюдать требования пожарной безопасности, а также выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров, не допускать их использования не по назначению.
В силу ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в том числе руководителей организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Судом установлено, что 28.12.2018 по результатам проверки здания и нежилых помещений по адресу: <адрес>, МБУК «ДЦ «Урал»» было выдано предписание № об устранении нарушений пожарной безопасности, состоящее из 19 пунктов.
При проведении ДД.ММ.ГГГГ инспектором ФИО4 контрольной проверки исполнения ранее выданного предписания № от ДД.ММ.ГГГГ было установлено, что предписание выполнено не в полном объеме, поскольку в срок до ДД.ММ.ГГГГ не устранены нарушения обязательных требований пожарной безопасности, указанные в пунктах №№ 1, 6, 19.
После проведения указанной проверки МБУК «ДЦ «Урал»» было выдано новое предписание № 572/1/285 от 19.12.2019 об устранении нарушений пожарной безопасности, состоящее из невыполненных 3 пунктов. Для устранения нарушений установлен срок по ДД.ММ.ГГГГ.
Из постановления мирового судьи судебного участка № 6 Ленинского судебного района г. Нижнего Тагила от 27.12.2019, усматривается, что производство по делу № 5-732/2019 об административном правонарушении, предусмотренном ч. 12 ст. 19.5 КоАП РФ в отношении МБУК «ДЦ «Урал»» прекращено в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава административного правонарушения.
Невыполнение противопожарных мероприятий создает опасность для жизни и здоровья людей и влечет нарушение их прав. Несоблюдение правил пожарной безопасности может повлечь гибель людей, возникновение пожара и явиться угрозой для жизни и здоровья граждан.
Как видно из исследованных материалов дела в здании нежилого помещения МБОУК «ДЦ «Урал»» были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, содержащихся в ст. ст. 1, 3, 20, 37 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», п. 6.16 СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений».
Согласно ст. 51 Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» целью создания систем противопожарной защиты является защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий. Защита людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара и (или) ограничение его последствий обеспечиваются снижением динамики нарастания опасных факторов пожара, эвакуацией людей и имущества в безопасную зону и (или) тушением пожара. Системы противопожарной защиты должны обладать надежностью и устойчивостью к воздействию опасных факторов пожара в течение времени, необходимого для достижения целей обеспечения пожарной безопасности. Состав и функциональные характеристики систем противопожарной защиты объектов устанавливаются нормативными документами по пожарной безопасности.
В силу ст. ст. 1, 3 Федерального закона от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» под пожарной безопасностью понимается состояние защищенности личности, имущества, общества и государства от пожаров. Требования пожарной безопасности - специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также нормативными документами по пожарной безопасности. Нарушение требований пожарной безопасности - невыполнение или ненадлежащее выполнение требований пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности - совокупность сил и средств, а также мер правового, организационного, экономического, социального и научно-технического характера, направленных на профилактику пожаров, их тушение и проведение аварийно-спасательных работ. Основными элементами системы обеспечения пожарной безопасности являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации, граждане, принимающие участие в обеспечении пожарной безопасности в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Основные функции системы обеспечения пожарной безопасности: нормативное правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности; создание пожарной охраны и организация ее деятельности; разработка и осуществление мер пожарной безопасности; реализация прав, обязанностей и ответственности в области пожарной безопасности; проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности; содействие деятельности добровольных пожарных, привлечение населения к обеспечению пожарной безопасности; научно-техническое обеспечение пожарной безопасности; информационное обеспечение в области пожарной безопасности; осуществление федерального государственного пожарного надзора и других контрольных функций по обеспечению пожарной безопасности; производство пожарно-технической продукции; выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности; лицензирование деятельности в области пожарной безопасности (далее - лицензирование) и подтверждение соответствия продукции и услуг в области пожарной безопасности (далее - подтверждение соответствия); тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ; учет пожаров и их последствий; установление особого противопожарного режима; организация и осуществление профилактики пожаров.
Абзацем 4 ст. 20 Федерального закона «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» предусмотрено, что техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ о техническом регулировании в области пожарной безопасности.
Согласно п. п. 6.16 СНиП РФ 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», высота эвакуационных выходов в свету должна быть не менее 1,9 м., ширина не менее: 1,2 м – из помещений класса Ф1.1 при числе эвакуирующихся более 15 человек, из помещений и зданий других классов функциональной пожарной опасности, за исключением класса Ф1.3 – более 50 человек; 0,8 м. – во всех остальных случаях. Ширина наружных дверей лестничных клеток и дверей из лестничных клеток в вестибюль должна быть не менее расчетной или ширины марша лестницы, установленной в 6,29. Во всех случаях ширина эвакуационного выхода должна быть такой, чтобы с учетом геометрии эвакуационного пути через проем или дверь можно было беспрепятственно пронести носилки с лежащим на них человеком.
В соответствии с ч. ч. 2, 3 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008, к нормативным правовым актам РФ по пожарной безопасности относят федеральные законы о технических регламентах, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ, устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности. К нормативным документам по пожарной безопасности относятся национальные стандарты, своды правил, содержащие требования пожарной безопасности (нормы и правила).
Положения Федерального закона № 123-ФЗ от 22.07.2008 об обеспечении пожарной безопасности объектов защиты обязательны для исполнения при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты (п. 1 ч. 2 ст. 1 Федерального закона № 123-ФЗ). При этом в силу ч. 4 ст. 4 Федерального закона № 123-ФЗ в случае, если положениями названного Закона (за исключением положений ст. 64, ч. 1 ст. 82, ч. 7 ст. 83, ч. 12 ст. 84, ч.ч. 1.1 и 1.2 ст. 97 названного Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений названного Закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений названного Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования названного Федерального закона применяются в части соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Аналогичная норма содержится в ч. 3 ст. 80 указанного Федерального закона от 22.07.2008 № 123-ФЗ, согласно которой при изменении функционального назначения зданий, сооружений, строений или отдельных помещений в них, а также при изменении объемно-планировочных и конструктивных решений должно быть обеспечено выполнение требований пожарной безопасности, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом применительно к новому назначению этих зданий, сооружений, строений или помещений.
В пункте 39 приказа Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 16.03.2007 № 140 разъяснено, что требования пожарной безопасности, изложенные во вновь принятых нормативных документах, не распространяются на существующие объекты, здания, сооружения, введенные в эксплуатацию в соответствии с ранее действовавшими нормативными документами, за исключением случаев, когда дальнейшая эксплуатация таких объектов, зданий (сооружений) в соответствии с новыми данными приводит к недопустимому риску для безопасности жизни или здоровья людей.
В соответствии со ст. 6 Федерального закона № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» должностные лица органов пожарного надзора при осуществлении надзорной деятельности имеют право, в том числе, выдавать организациям и гражданам предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности, составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями требований пожарной безопасности, принимать меры по предоставлению таких нарушений.
По результатам проведенной проверки составлен акт проверки от 29.07.2020, в котором указано о невыполнении юридическим лицом (частично) пункта 1 предписания, а именно: при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектных решений и требований нормативных документов по пожарной безопасности: ширина дверей эвакуационного выхода из фойе на улицу менее 1,2 м. (установлена дверь не на всю ширину дверного проема).
Требования СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» распространяются только на проектируемые, вновь строящиеся и реконструируемые здания и сооружения.
Согласно Письма МЧС России от 28.12.2015 № 43-6281-19 «О применении СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», опубликованного в связи с регулярно поступающими жалобами с мест о неправомерности применения СНиП 21-01-97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений» в ходе надзорных мероприятий, в процессе эксплуатации завершённого строительством и введенного в эксплуатацию в установленном порядке здания должны соблюдаться не все предусмотренные СНиП 21-01-97* требования, а только те из них, которые относятся к режиму противопожарного содержания данного здания. В частности, по смыслу п. 4.3 названных строительных норм и правил в процессе эксплуатации следует обеспечить содержание здания и работоспособность средств его противопожарной защиты в соответствии с требованиями проектной и технической документации на них; обеспечить выполнение правил пожарной безопасности, утвержденных в установленном порядке; не допускать изменений конструктивных, объемно-планировочных и инженерно-технических решений без проекта, разработанного в соответствии с действующими нормами и утвержденного в установленном порядке. В соответствии с п. 8.5 СНиП 10-01-94*, действовавших на момент введения в действие СНиП 21-01-97*, на существующие здания и сооружения, запроектированные и построенные в соответствии с ранее действующими нормативными документами, вновь разрабатываемые документы не распространяются, за исключением случае, когда дальнейшая эксплуатация таких зданий и сооружений приводит к недопустимому риску для безопасности жизни и здоровья людей, который может быть определён расчетом, в рамках проверочных мероприятий, выполненным по соответствующим методикам, утвержденным в установленном порядке. В таких случаях в силу приведенной нормы компетентные органы исполнительной власти или собственник объекта должны принять решение о реконструкции, ремонте или сносе существующих зданий и сооружений. Таким образом, изначально при введении в действие СНиП 21-01-97* распространение их действия на ранее введённые в эксплуатацию здания и сооружения не предусматривалось, за исключением случаев возникновения недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей. И даже в этом случае соответствующие требования СНиП 21-01-97* по смыслу п. 4.3 данных правил и п. 8.5 СНиП 10-01-94*, подлежали применению лишь в ходе проведения реконструкции или ремонта здания. Таким образом, системный анализ приведенных выше положений СНиП 21-01-97* и действовавших на момент введения их в действие СНиП 10-01-94* позволяет сделать вывод о том, что в отношении введенных в эксплуатацию до строительства, данные правила подлежат применению только в части установленных или требований пожарной безопасности, предъявляемых к противопожарному режиму эксплуатации объекта.
Нарушения требований правил пожарной безопасности, указанные в рассматриваемом предписании органов государственного пожарного надзора, относятся именно к конструктивным, объемно-планировочным и инженерно-техническим характеристикам здания.
Ответчиком в обоснование своих возражений представлены в материалы дела: справка филиала «Горнозаводское БТИ» от 04.08.2020, с описанием конструктивных элементов здания и определением износа, схемой здания, согласно которым здание МБУК «ДЦ «Урал»» было введено в эксплуатацию в 1953 году, до настоящего времени в зданиях не проводилась реконструкция или капитальные ремонты здания в целом, поэтому приведение конструктивных и объемно-планировочных характеристик в соответствие с новыми нормативами возможно только при условии реконструкции здания или капитального ремонта здания.
Из представленной фототаблицы следует, что существующая ширина дверного проема эвакуационного выхода составляет 1,16 м.
Расчет недопустимого риска для безопасности жизни и здоровья людей, в рамках проверочных мероприятий, выполненным по соответствующим методикам, утвержденным в установленном порядке, не производился.
Поскольку реконструкция или капитальный ремонт здания не производились, здание, введенное в эксплуатацию в 1953 году, соответствовало требованиям пожарной безопасности, действующим на момент его сдачи в эксплуатацию, иное не доказано, поэтому требование п. 6.16 СНиП 21.01.97* «Пожарная безопасность зданий и сооружений», к ширине дверного проема эвакуационного выхода здания введенного в эксплуатацию до вступления в силу действующих требований, является необоснованным, и вследствие этого исковые требования не подлежат удовлетворению.
Прокурор по заявлениям в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц от уплаты государственной пошлины освобожден в силу подпункта 9 пункта 1 статьи 333.36 Налогового кодекса Российской Федерации.
На основании изложенного, и руководствуясь статьями ст.ст. 194-199, 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░ ░░░░░ «░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 14 ░░░░░░░ 2020 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.
░░░░░ ░░░░░
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░.