Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-289/2019 (2-3791/2018;) ~ М-3801/2018 от 03.12.2018

Дело № 2-289/2019

24RS0035-01-2018-004672-53

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

25 января 2019 года                                     г. Минусинск

Минусинский городской суд Красноярского края в составе:

председательствующего судьи Патова С.М.

при секретаре Герлиц М.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Минусинского межрайонного прокурора в интересах Широковой В.И. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы,

УСТАНОВИЛ:

Минусинский межрайонный прокурор обратился в суд в интересах Широковой В.И. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» (далее КГБУЗ «Минусинская МБ», ответчик) с иском о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы. Требования мотивированы тем, что истец состоит в трудовых отношениях с ответчиком, работает в должности <данные изъяты>. Часть 3 ст.133 ТК РФ предусматривает, что месячная заработная плата работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 г. № 82-ФЗ минимальный размер оплаты труда с 01.01.2017 г. составляет 7 500 рублей, 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля. В силу главы 50 ТК РФ районный коэффициент для работников организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и процентная надбавка за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей должны начисляться к совокупной заработной плате работников, размер которой без этих коэффициента и надбавки не может быть менее минимального размера труда, установленного федеральным законом на всей территории Российской Федерации. Территория г. Минусинска и Минусинского района относится к местностям, где начисляется районный коэффициент 1,30 (Постановление администрации Красноярского края от 13.11.1992 № 393-П) и соответственно северная надбавка 30 % (приказ Министерства труда РСФСР от 22.11.1990 № 2). С учетом коэффициентов, действующих на территории г. Минусинска и Минусинского района Красноярского края, с 01.07.2017 г. минимальная заработная плата равна 12 480 рублей, с 01.01.2018 г. минимальная заработная плата равна 15 182 рубля 40 копеек, с 01.05.2018 г. минимальная заработная плата равна 17 860 рублей 80 копеек. Работодателем заработная плата в 2018 году начислялась с нарушением требований ТК РФ. В связи с этим просит взыскать с КГБУЗ «Минусинская МБ» задолженность по заработной плате в пользу Широковой В.И. за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в сумме 42 590 рублей 94 копейки (л.д.3-4).

В судебном заседании представитель процессуального истца помощник прокурора Беклемешев П.А. поддержал исковые требования, мотивируя изложенным.

Материальный истец Широкова В.И. в судебное заседание не явилась, о времени и месте судебного заседания извещена надлежащим образом (л.д. 48), суду представила заявление с просьбой о рассмотрении дела в ее отсутствие (л.д.46).

Ответчик КГБУЗ «Минусинская МБ» судебное заседание своего представителя не направил, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом (л.д.49, 50). К судебному заседанию представитель ответчика Стрельцова М.В., действующая на основании доверенности (л.д. 55), предоставила ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика (л.д. 54), а также предоставила отзыв на исковое заявление, в котором указала, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практики. Заработная плата работника КГБУЗ «Минусинская МБ» в соответствии со ст.136 ТК РФ, п.7.4 Коллективного договора на 2015-2018 г.г. КГБУЗ «Минусинская МБ» выплачивается 10 и 25 числа каждого месяца. При расчете заработной платы учреждение руководствовалось трехсторонним региональным соглашением от 23.12.2016 г., письмами министерства здравоохранения Красноярского края за исх. № 71/18-18-2019 от 12.01.2017 г., № 71/18-18/3379 от 27.12.2017 г., № 71/18-18 от 14.03.2018 г., ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений», которым установлен размер минимальной заработной платы работникам краевых государственных учреждений здравоохранения. В соответствии с ч.2 ст.4 Закона Красноярского края от 29.10.2009 г. № 9-3864 «О системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» работникам, месячная заработная плата которых при полностью отработанной норме рабочего времени и выполненной норме труда (трудовых обязанностей) ниже размера заработной платы, установленного настоящим пунктом, предоставляется региональная выплата. Для целей расчета региональной выплаты размеры заработной платы составляют 11 016 рублей - для южных территорий края. Региональная выплата включает в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. Размеры заработной платы для расчета региональной выплаты включают в себя начисления по районному коэффициенту, процентной надбавке к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях или надбавке за работу в местностях с особыми климатическими условиями. На сегодняшний день учреждение не располагает нормативным правовым актом, позволяющим устанавливать иной способ расчета заработной платы работникам КГБУЗ «Минусинская МБ». Финансирование учреждения осуществляется в пределах минимальной заработной платы, установленной Законом Красноярского края Федеральным законом от 07.03.2018 г. № 41-ФЗ «О внесении изменений в статью 1 Федерального закона «О минимальном размере оплаты труда» и системах оплаты труда работников краевых государственных учреждений» МРОТ с 1 мая 2018 года установлен в размере 11 163 рубля. В связи с этим просит в удовлетворении исковых требований отказать (л.д. 51-53).

Суд, руководствуясь положениями ст.167 ГПК РФ, в протокольной форме определил, рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участников процесса, поскольку их неявка не препятствует рассмотрению дела.

Выслушав помощника прокурора Беклемешева П.А., исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 2 ст. 7 Конституции РФ - в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в Российской Федерации устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда; каждый имеет право на вознаграждение за труд не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, согласно ч. 3 ст. 37 Конституции РФ.

Часть 1 ст. 129 Трудового кодекса РФ определяет заработную плату работника как вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты) и дает понятия тарифной ставки, оклада (должностного оклада), базового оклада (базового должностного оклада), базовой ставки заработной платы.

На основании ст. 133 Трудового кодекса РФ месячная заработная плата работника, полностью отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда (трудовые обязанности), не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Как следует из ст. 146 Трудового кодекса РФ, труд работников, занятых на работах в местностях с особыми климатическими условиями оплачивается в повышенном сумме.

При этом ст. 148 Трудового кодекса РФ предусматривает, что оплата труда на работах в местностях с особыми климатическими условиями производится в порядке и размерах не ниже установленных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно подчеркивал необходимость при установлении системы оплаты труда в равной мере соблюдать как норму, гарантирующую работнику, полностью отработавшему за месяц норму рабочего времени и выполнившему нормы труда (трудовые обязанности), заработную плату не ниже минимального размера оплаты труда, так и правила статей 2, 132, 135, 146, 148, 315, 316 и 317 Трудового кодекса Российской Федерации, в том числе правило об оплате труда, осуществляемого в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и в местностях с особыми климатическими условиями в повышенном сумме по сравнению с оплатой идентичного труда, выполняемого в нормальных климатических условиях (Определения от 01 октября 2009 г. № 1160-О-О, от 17 декабря 2009 г. № 1557-О-О, от 25 февраля 2010 г. № 162-О-О и от 25 февраля 2013 г. № 327-О).

Таким образом, вышеуказанные нормы трудового законодательства допускают установление окладов (тарифных ставок), как составных частей заработной платы работников, в сумме менее минимального размера оплаты труда при условии, что их заработная плата будет не менее установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.

Вместе с тем, заработная плата работников организаций, расположенных в местностях с особыми климатическими условиями должна быть определена в сумме не менее минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, после чего к ней должны быть начислены районный коэффициент и надбавка за стаж работы в данных районах или местностях.

Данная правовая позиция подтверждена и Постановлением Конституционного Суда РФ от 07 декабря 2017 года № 38-П, в пункте 4.2 которого указано, что в силу прямого предписания Конституции Российской Федерации (ст. 37, ч. 3) минимальный размер оплаты труда должен быть обеспечен всем работающим по трудовому договору, т.е. является общей гарантией, предоставляемой работникам независимо от того, в какой местности осуществляется трудовая деятельность; в соответствии с частью первой статьи 133 Трудового кодекса Российской Федерации величина минимального размера оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации, то есть, без учета природно-климатических условий различных регионов страны. Следовательно, повышенная оплата труда в связи с работой в особых климатических условиях должна производиться после определения размера заработной платы и выполнения конституционного требования об обеспечении минимального размера оплаты труда, а значит, районный коэффициент (коэффициент) и процентная надбавка, начисляемые в связи с работой в местностях с особыми климатическими условиями, в том числе в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, не могут включаться в состав минимального размера оплаты труда. Поглощение выплат, специально установленных для возмещения дополнительных материальных и физиологических затрат работников, связанных с климатическими условиями, минимальным размером оплаты труда, по существу, приводило бы к искажению правовой природы как этой гарантии, так и самих указанных выплат, что недопустимо в силу предписаний статьи 37 (часть 3) Конституции Российской Федерации и принципов правового регулирования трудовых правоотношений.

Постановлением администрации Красноярского края от 24.04.1992 г. № 160-г «Об установлении районного коэффициента к заработной плате» с 1 апреля 1992 г. размер районного коэффициента к заработной плате работников бюджетных учреждений, финансируемых из бюджета края, установлен в сумме - 1,30.

На основании Постановления Министерства труда РФ № 49 от 11 сентября 1995 г. в южных районах Красноярского края, на территории которых применяются коэффициенты, работающим в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, начисляется на фактический заработок 30-процентная надбавка к заработной плате.

Данное Постановление, устанавливающее повышенный коэффициент к заработной плате в местностях с неблагоприятными природно-климатическими условиями, в сумме - 1,30, применяется и на территории Минусинского района, относящегося к южным районам Красноярского края.

На основании Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном сумме оплаты труда» минимальный размер оплаты труда с 01.07.2016 г. составляет 7 500 рублей в месяц, с 01.07.2017 г. составляет 7 800 рублей в месяц, с 01.01.2018 г. составляет 9 489 рублей, с 01.05.2018 г. составляет 11 163 рубля, с начислением на данную сумму районного коэффициента - 30% и надбавки за стаж работы в особых климатических условиях - 30%. Таким образом, с учетом выполнения нормы рабочего времени, с ДД.ММ.ГГГГ истцы должны были получать размер заработной платы в месяц не менее 12 000 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ - не менее 12 480 рублей, с ДД.ММ.ГГГГ – не менее 15 182 рубля 40 копеек, с ДД.ММ.ГГГГ – не менее 17 860 рублей 80 копеек.

Как следует из материалов дела материальный истец состояла в трудовых отношениях с ответчиком, Широкова В.И. до ДД.ММ.ГГГГ работала в должности <данные изъяты> (л.д. 28-36, 116-120).

Согласно производственному календарю, нормальная продолжительность рабочих часов составляет: в ДД.ММ.ГГГГ - 167 часов, в ДД.ММ.ГГГГ – 168 часов, в ДД.ММ.ГГГГ – 136 часов, в ДД.ММ.ГГГГ – 151 час, в ДД.ММ.ГГГГ – 159 часов, в ДД.ММ.ГГГГ – 167 часов, в ДД.ММ.ГГГГ – 159 часов, в ДД.ММ.ГГГГ – 159 часов, в ДД.ММ.ГГГГ – 176 часов, в ДД.ММ.ГГГГ – 184 часа, в ДД.ММ.ГГГГ – 160 часов.

Из расчетных листков Широковой В.И. следует, что заработная плата ей выплачивалась ежемесячно в следующих суммах: в ДД.ММ.ГГГГ 28 784 рубля 42 копейки (из которых 7 211 рублей 16 копеек оплата отпускных за 18 дней ДД.ММ.ГГГГ, 2 804 рубля 34 копейки оплата отпускных за 7 дней ДД.ММ.ГГГГ, 1 032 рубля 70 копеек оплата больничных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 619 рубля 62 копейки оплата больничных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, 13 628 рублей 22 копейки перерасчет за ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ начислена в сумме 3 488 рублей 38 копеек), в ДД.ММ.ГГГГ 8 070 рублей 10 копеек, в ДД.ММ.ГГГГ 11 016 рублей, в ДД.ММ.ГГГГ 7 989 рублей 71 копейки (из которых 3 026 рублей 29 копеек перерасчет за ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ 11 016 рублей), в ДД.ММ.ГГГГ 20 130 рублей 79 копеек, в ДД.ММ.ГГГГ 13 649 рублей 85 копеек, в ДД.ММ.ГГГГ по 11 163 рубля, и ДД.ММ.ГГГГ 11 445 рублей 60 копеек (из которых 4 663 рубля 20 копеек оплата больничных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и 1 165 рублей 82 копеек оплата больничных за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ начислена в сумме 5 616 рублей 60 копеек), в ДД.ММ.ГГГГ 14 288 рублей 80 копеек (л.д. 9-26, 42-45, 104-115)

При этом, суд находит не верными представленные сторонами в дело расчеты задолженности по заработной плате и представляет следующий расчет.

Так, в ДД.ММ.ГГГГ при норме 167 рабочих часов Широковой В.И. отработано 55 часов, ей начислена заработная плата в размере 3 488 рублей 38 копеек (л.д. 20, 104), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 12 480 рублей, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 621 рубль 80 копеек ((12 480 : 167 х 55) = 4 110,18 – 3 488,38);

в ДД.ММ.ГГГГ при норме 168 рабочих часов Широковой В.И. отработано 128 часов, ей начислена заработная плата в размере 8 070 рублей 10 копеек (л.д. 21, 105), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 12 480 рублей, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 1 438 рублей 47 копеек ((12 480 : 168 х 128) = 9 508,57 – 8 070,10);

в ДД.ММ.ГГГГ с учетом выполнения нормы рабочего времени, Широковой В.И. начислена заработная плата в сумме 11 016 рублей за каждый месяц (л.д. 42, 43), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислено в каждом месяце 4 166 рублей 40 копеек (15 182,40 – 11 016), а следовательно за данный период недоначислена заработная плата в сумме 8 332 рубля 80 копеек (4 166,40 х 2);

в ДД.ММ.ГГГГ с учетом выполнения нормы рабочего времени, Широковой В.И. начислена заработная плата в сумме 20 130 рублей 79 копеек (л.д. 44-45, 108-109), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, при таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что Широковой В.И. в ДД.ММ.ГГГГ недоначислена заработная плата;

в ДД.ММ.ГГГГ с учетом выполнения нормы рабочего времени, Широковой В.И. начислена заработная плата в сумме 13 649 рублей 85 копеек (л.д. 45, 110), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 15 182 рубля 40 копеек, соответственно, работодателем недоначислено 1 532 рубля 55 копеек (15 182,40 – 13 649,85);

в ДД.ММ.ГГГГ с учетом выполнения нормы рабочего времени, Широковой В.И. начислена заработная плата в сумме 11 163 рубля за каждый месяц (л.д. 22, 24, 25, 111, 113, 114), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению в каждом месяце заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислено в каждом месяце 6 697 рублей 80 копеек (17 860,80 – 11 163), а следовательно за данный период недоначислена заработная плата в сумме 20 093 рубля 40 копеек (6 697,80 х 3);

в ДД.ММ.ГГГГ при норме 159 рабочих часов Широковой В.И. отработано 80 часов, ей начислена заработная плата в размере 5 616 рублей 60 копеек (л.д. 23, 112), однако согласно нормам действующего законодательства подлежала начислению заработная плата в сумме не менее 17 860 рублей 80 копеек, соответственно, работодателем недоначислена заработная плата в размере 3 369 рублей 97 копеек ((17 860,80 : 159 х 80) = 8 986,57 – 5 616,60);

в ДД.ММ.ГГГГ при норме 160 рабочих часов Широковой В.И. отработано 128 часов, ей начислена заработная плата в размере 14 228 рублей 80 копеек (л.д. 26, 115), то есть Широковой В.И. ответчиком начислена заработная плата за ДД.ММ.ГГГГ пропорционально отработанному времени (17 860 : 160 х 128 = 14 228,64), следовательно, размер выплачиваемой заработной платы отвечает требованиям, закрепленным в ч. 3 ст. 133 ТК РФ, при таких обстоятельствах у суда не имеется оснований считать, что Широковой В.И. в ДД.ММ.ГГГГ недоначислена заработная плата.

Таким образом, с ответчика в пользу Широковой В.И. подлежит взысканию заработная плата за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ включительно в сумме 35 388 рублей 99 копеек (621,80 + 1 438,47 + 8 332,80 + 1 532,55 + 20 093,40 + 3 369,97).

Довод представителя ответчика в отзыве на исковое заявление о том, что действия ответчика по начислению и выплате заработной платы основаны на действующих правовых актах и существующей в соответствующий период судебной практики, суд находит несостоятельным, основанном на неверном толковании норм материального права, регулирующих спорные отношения.

Согласно ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в силу п.п. 9 п. 1 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ, с ответчика в доход муниципального образования город Минусинск подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в сумме 1 261 рубль 67 копеек.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Минусинского межрайонного прокурора в интересах Широковой В.И. к краевому государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» о взыскании недоначисленной и невыплаченной заработной платы удовлетворить частично.

Взыскать в пользу Широковой В.И. с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» задолженность по заработной плате в сумме 35 388 рублей 99 копеек, в удовлетворении исковых требований в остальной части отказать.

Взыскать с краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Минусинская межрайонная больница» государственную пошлину в доход местного бюджета (муниципального образования город Минусинск) в сумме 1 261 рубль 67 копеек.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Минусинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий

Решение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.

2-289/2019 (2-3791/2018;) ~ М-3801/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Минусинский межрайонный прокурор
Широкова Валентина Ивановна
Ответчики
КГБУЗ " Минусинская МБ "
Суд
Минусинский городской суд Красноярского края
Судья
Патов Сергей Михайлович
Дело на странице суда
minusa--krk.sudrf.ru
03.12.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.12.2018Передача материалов судье
10.12.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.12.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.12.2018Подготовка дела (собеседование)
25.12.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
25.01.2019Судебное заседание
30.01.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
08.02.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2019Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее