Дело № 12-34/2021
№
РЕШЕНИЕ
с. Краснотуранск 12 июля 2021 года
Судья Краснотуранского районного суда Красноярского края Швайгерт Андрей Александрович
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи: Зеленковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника юридического лица, привлеченного к административной ответственности – администрации Краснотуранского района Красноярского края действующего на основании доверенности от 29.04.2021 г. Буйницкого Н.Н. на постановление по делу об административном правонарушении,
УСТАНОВИЛ:
Постановлением № заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. от 16.04.2021 г. юридическое лицо – администрация Краснотуранского района Красноярского края привлечено к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 50 000 рублей.
Согласно постановлению, правонарушение выразилось в том, что в КГКУ «Лесная охрана» из краевого государственного бюджетного учреждения «Краснотуранское лесничество» поступили материалы о лесном пожаре, возникшим на территории государственного лесного фонда: Красноярский край, КГБУ «Краснотуранское лесничество», Краснотуранское сельское участковое лесничество, совхоз «Победа», выделах №, №, квартале №.
В соответствии с плановым рейдовым заданием от ДД.ММ.ГГГГ по маршруту патрулирования, на основании приказа КГКУ «Лесная охрана» от ДД.ММ.ГГГГ № «О проведении мероприятий по контролю (патрулированию) на землях лесного фонда» ДД.ММ.ГГГГ государственныминспектором по охране леса отдела по лесному и пожарному надзору КГКУ «Лесная охрана» Антоновым А.Г., осуществлен осмотр места лесного пожара №, расположенного в выделах №,№, квартале № КГБУ «Краснотуранское лесничество», Краснотуранское сельское участковое лесничество, совхоз «Победа» и прилегающей к нему территорий. В ходе осмотра установлено, что к лесному массиву, пройденному огнем, прилегают земли сельскохозяйственного назначения, на сельхозугодиях имеются следы горения прошлогодней травы. Отсутствие минерализованной полосы и других противопожарных барьеров (в том числе очистка 10-ти метровой полосы от сухих горючих материалов) по границе сельхозугодия привело к беспрепятственному переходу огня в лесной фонд, что является нарушением пункта 9(1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», согласно которому в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации и об отмене некоторых актов федеральных органов исполнительной власти, содержащих обязательные требования, соблюдение которых оценивается при проведении мероприятий по контролю при осуществлении федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах и государственного надзора в области семеноводства в отношении семян лесных растений», Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» утратило силу в связи с утверждением новых правил, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах».
Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах», со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их Организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу (покрытые лесной растительностью земли), обеспечивают их очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, отходов производства и потребления и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от границ территории и (или) леса либо отделяют противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1,4 метра или иным противопожарным барьером.
Согласно приказу Министерства лесного хозяйства Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ. №, на территории Краснотуранского лесничества с ДД.ММ.ГГГГ определено начало, пожароопасного сезона в 2020 году, следовательно, противопожарные мероприятия должны были быть запланированы до указанной даты и осуществляться на протяжении всего указанного опасного периода.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут владельцы имущества.
Согласно акту о лесном пожаре от ДД.ММ.ГГГГ № на месте возникновения лесного пожара особых примет не обнаружено. Причина возникновения пожара - переход с земель иных категорий.
Согласно информации, полученной из публичной кадастровой карты на сайте <данные изъяты> установлено, что земельный участок, примыкающий к кварталу № выделам № с-з «Победа» Краснотуранского сельского участкового лесничества КГБУ «Краснотуранское лесничество», имеет кадастровый №.
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ №, вышеуказанный земельный участок с кадастровым номером № относится к землям сельскохозяйственного назначения, находится в аренде у Воробьева Игоря Владимировича, согласно договору аренды земельных участков от ДД.ММ.ГГГГ №.
Согласно пункту 3 подпункта 3.1 выписки из Единого государственного реестра недвижимости от 08.05.2020, дата государственной регистрации объекта недвижимости ДД.ММ.ГГГГ.
Обязанность по содержанию, а также ответственность собственника/пользователя за ненадлежащее содержание имущества возникает с момента возникновения права.
В случаях, установленных федеральным законом, государственной регистрации подлежат возникающие, в том числе на основании договора, либо акта органа государственной власти, либо акта органа местного самоуправления, ограничения прав и обременения недвижимого имущества, в частности сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда, наем жилого помещения.
Земельный участок с кадастровым номером № образован из земель или земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена. На момент возникновения лесного пожара ДД.ММ.ГГГГ земельный участок находился в полном распоряжении у муниципального образования Краснотуранский район Красноярского края.
Согласно Уставу муниципального образования Краснотуранский район местное самоуправление осуществляется на территории района.
В состав территории района входят: муниципальное образование Краснотуранский сельсовет - (с. Краснотуранск), Лебяженский сельсовет- (с. Лебяжье), Восточенский сельсовет - (с. Восточное, д. Листвягово, д. Диссос), Тубинский сельсовет - (с. Тубинск, с. Новоивановка, п. Джирим, д. Кедровая, с. Галактионово), Саянский сельсовет (с. Саянск, с. Моисеевка, д. Николаевка, п. Теплый Ключ), Кортузский сельсовет - (с. Кортуз, д. Уза, д. Сарушка, д. Кара-Беллык, с. Белоярск), Беллыкский сельсовет - ( с. Беллык, д. Уяр), Новосыдинский сельсовет - (с. Новая Сыда), Салбинский сельсовет (с. Салба, д. Александровка, д. Алгаштык).
К вопросам местного значения района относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности района; участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории района; организация мероприятий межпоселенческого характера по охране окружающей среды; Организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление муниципального лесного контроля; осуществление муниципального земельного контроля в границах сельских поселений и на межселенной территории муниципального района.
Согласно Уставу муниципального образования Краснотуранский район исполнительно-распорядительным органом муниципального образования Краснотуранский район является администрация Краснотуранского района Красноярского края.
Администрация Краснотуранского района Красноярского края от имени района управляет и распоряжается имуществом, находящимся в собственности района, осуществляет иные полномочия, возложенные на нее настоящим Уставом, решениями районного Совета, а также государственные полномочия, возложенные на нее федеральными и краевыми законами.
Таким образом, управление, пользование, владение, распоряжение земельным участком с кадастровым номером №, до момента государственной регистрации права аренды Воробьевым И.В., осуществлялось администрацией Краснотуранского района Красноярского края, которая несет ответственность за нарушение требований пожарной безопасности на земельном участке.
Тот факт, что причиной лесного пожара явилось отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров на земельном участке, примыкающем к лесу, а также неочистка земельного участка от сухой травянистой растительности, само по себе свидетельствует о том, что администрация Краснотуранского района не приняла необходимых и достаточных мер к тому, чтобы исключить переход огня с принадлежащего ей земельного участка в лесной массив.
Учитывая вышеизложенное, распоряжение земельным участком, примыкающим к выделам № квартала № Краснотуранское сельское участковое лесничество, КГБУ «Краснотуранское лесничество», осуществляет Администрация Краснотуранского района.
Время совершения административного правонарушения: ДД.ММ.ГГГГ.
Место совершения административного правонарушения: земельный участок с кадастровым номером №, вдоль границы с кварталом №, выделами №, 23 совхоза «Победа» КГБУ «Краснотуранское лесничество».
Вышеуказанное постановление обжалуется защитником юридического лица– администрации Краснотуранского района Красноярского края действующим на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Буйницким Н.Н., который в жалобе просит постановление по делу об административном правонарушении отменить, производство по делу прекратить. В обоснование своих требований указывает, что земельный участок с кадастровым номером №, прилегающий к лесному массиву, на ДД.ММ.ГГГГ находился в пользовании третьего лица (ИП Воробьева И.В.), несшего обязанности по обеспечению противопожарных мероприятий; администрация не является в этой связи надлежащим субъектом административной ответственности. Кроме того, должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, применило положения не действующего ДД.ММ.ГГГГ нормативно правового акта, чем в нарушение действующего административного законодательства, ухудшило положение администрации района.
В судебном заседании защитник юридического лица, привлеченного к административной ответственности, действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ Буйницкий Н.Н. жалобу поддержал по изложенным в ней доводам.
В судебное заседание представитель КГКУ «Лесная охрана» не явился, извещен, в письменных возражениях на жалобу просил судебное заседание провести без его участия. Судом принято решение о рассмотрении жалобы без его участия.
Проверив имеющиеся в деле материалы, заслушав участника судебного заседания, изучив доводы жалобы, нахожу вынесенное по делу об административном правонарушении постановление подлежащим отмене, а производство по делу подлежащим прекращению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ, задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Исходя из содержания п.8 ч.2 ст. 30.6 КоАП РФ законность постановления по делу об административном правонарушении при рассмотрении жалобы судьей проверяется на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов, проверки и оценки имеющейся совокупности доказательств.
Как установлено ст. 26.11 КоАП РФ, судья, члены коллегиального органа, должностное лицо, осуществляющие производство по делу об административном правонарушении, оценивают доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленную силу.
Согласно положениям ст. 1.5 КоАП РФ, лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Частью 1 ст. 8.32 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах.
Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее Правила), действовавшие по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно п. 9 (1) названных Правил в период со дня схода снежного покрова до установления устойчивой дождливой осенней погоды или образования снежного покрова органы государственной власти, органы местного самоуправления, учреждения, организации, иные юридические лица независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, крестьянские (фермерские) хозяйства, общественные объединения, индивидуальные предприниматели, должностные лица, граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, владеющие, пользующиеся и (или) распоряжающиеся территорией, прилегающей к лесу, обеспечивают ее очистку от сухой травянистой растительности, пожнивных остатков, валежника, порубочных остатков, мусора и других горючих материалов на полосе шириной не менее 10 метров от леса либо отделяют лес противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 0,5 метра или иным противопожарным барьером.
Из буквального содержания данной нормы следует, что соответствующая обязанность возлагается на лиц владеющих, пользующихся и (или) распоряжающихся территорией, прилегающей к лесу, каковыми могут быть, в том числе, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
В соответствии со ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относятся: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения итерритории муниципального района от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Первоначальным основанием (указанным в протоколе № об административном правонарушении составленным ДД.ММ.ГГГГ) для привлечения администрации Краснотуранского района Красноярского края к административной ответственности послужило нарушение последней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, а именно: отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров по периметру земельного участка в местах примыкания к лесному фонду, а также не очистка от сухой травянистой растительности на полосе земельного участка с кадастровым номером №, распоряжение которым осуществляет муниципальное образование Краснотуранский район Красноярского края.
Обосновывая наличие у администрации Краснотуранского района права распоряжения указанным земельным участком, вынесшее обжалуемое постановление должностное лицо КГКУ «Лесная охрана», исходило из содержания п. 2 ст. 3.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», в соответствии с которым предоставление земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, осуществляется органом местного самоуправления муниципального района в отношении земельных участков, расположенных на территории сельского поселения, входящего в состав этого муниципального района, и земельных участков, расположенных на межселенных территориях муниципального района, за исключением случаев, предусмотренных настоящим пунктом.
Возможность определения юридической судьбы имущества, в том числе посредством его предоставления на различных правовых основаниях другим лицам, является составляющей права распоряжения имуществом.
Между тем, из исследованных судом апелляционной инстанции материалов дела (постановление №-п администрации Краснотуранского района Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ и договора аренды № заключённого ДД.ММ.ГГГГ) установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ право пользования вышеуказанным земельным участком в соответствии с договором аренды земельных участков находящихся в государственной собственности за 16/2020 от ДД.ММ.ГГГГ, было закреплено за ИП главы крестьянского (фермерского) хозяйства Воробьевым И.В.
Так в силу положений п. 2.1 указанного договора аренды, срок аренды вышеуказанного земельного участка устанавливается с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п. 5.4.10 договора, при использовании земельного участка арендатор обязан соблюдать требования противопожарных правил. Согласно п. 9.3 Договора, он имеет силу акта приема-передачи земельного участка.
Согласно сведений из Единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости, земельный участок с кадастровым номером № на момент совершения инкриминируемого Администрации административного правонарушения, находился в пользовании третьего лица (Воробьева И.В.), несшего обязанности по обеспечению противопожарных мероприятий.
Вы воды должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о том, что право пользования вышеуказанным земельным участком переходит арендатору только после государственной регистрации договора аренды, основаны на неверном толковании норм права.
Так отсутствие на ДД.ММ.ГГГГ государственной регистрации вышеуказанного договора аренды № не влияет на обязанность арендатора пользоваться арендованным недвижимым имуществом и выполнять принятые на себя обязательства в соответствии с условиями договора (в том числе обеспечения пожарной безопасности на арендованном имуществе), после фактической его передачи ДД.ММ.ГГГГ для аренды.
В п. 14 постановления № от ДД.ММ.ГГГГ (В редакции постановления Пленума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №) Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дал разъяснения о том, что то обстоятельство, что договор аренды не зарегистрирован, имеет значение лишь в отношениях с участием третьих лиц, иными словами, государственная регистрация договора аренды необходима лишь для возникновения его абсолютного эффекта (действия в отношении третьих лиц). Аналогичный подход отражен в постановлении Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ № и п. 3 информационного письма Президиума ВАС РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
В этой связи выводы должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление, о том, что администрация Краснотуранского района Красноярского края является надлежащим субъектом административной ответственности, нельзя признать доказанными.
Кроме того, судом апелляционной инстанции установлено, что основанием для привлечения администрации Краснотуранского района Красноярского края к административной ответственности послужило нарушение последней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ п. 9 (1) Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действовавшие по состоянию до ДД.ММ.ГГГГ, а именно: отсутствие противопожарной минерализованной полосы, иных противопожарных барьеров по периметру земельного участка в местах примыкания к лесному фонду, а также не очистка от сухой травянистой растительности на полосе земельного участка с кадастровым номером №, распоряжение которым осуществляет муниципальное образование Краснотуранский район Красноярского края.
Из обжалуемого же постановления следует, что основанием для привлечения администрации Краснотуранского района Красноярского края к административной ответственности послужило нарушение последней по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, действующих с ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Законодателем в ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ закреплено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу. Закон, устанавливающий или отягчающий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом ухудшающий положение лица, обратной силы не имеет.
Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, осуществляя квалификацию бездействия Администрации Краснотуранского района как нарушение п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, применило нормативно-правовой акт, не действовавший на момент совершения административного правонарушения (ДД.ММ.ГГГГ). Придание же обратной силы указанному выше нормативно-правовому акту, мотивировало тем, что новые Правила не ухудшают и не улучшают положения лица привлекаемого к административной ответственности по сравнению с действовавшими на момент совершения административного правонарушения (Постановление Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №).
Между тем, суд апелляционной инстанции исходит из того, что Правила пожарной безопасности в лесах, как действовавшие ДД.ММ.ГГГГ, так и действующие после ДД.ММ.ГГГГ (на момент вынесения оспариваемого Постановления), не содержат норм устанавливающих ответственность за их нарушение. При этом п. 10 Правил утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, не устраняет какие либо требования и не снижает их объем.Напротив в соответствии с новыми Правилами, требования к владельцам земельных участков граничащих с лесным фондом ужесточаются, так если на ДД.ММ.ГГГГ, по требованиям Правил, минерализованная полоса должна иметь ширину не менее 0.5 метра, то в Правилах действующих с ДД.ММ.ГГГГ, минерализованная полоса должна иметь ширину не менее 1.4 метра. То есть ширина по новым Правилам увеличилась в 3 раза, а как следствие увеличиваются затраты на её создание, что по мнению суда апелляционной инстанции ухудшает требования к пользователю либо собственнику земельного участка.
В связи с чем, у должностного лица, вынесшего обжалуемое постановление отсутствовали основания применять положения об обратной силе закона и вменять администрации Краснотуранского района Красноярского края нарушение п. 10 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
С учетом изложенного, постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ, в отношении администрации Краснотуранского района Красноярского края подлежит отмене.
Производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ - ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 30.7-30.10 КоАП РФ,
РЕШИЛ:
постановление заместителя руководителя краевого государственного казенного учреждения «Лесная охрана» Юрченко Д.А. № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренному ч. 1 ст. 8.32 КоАП РФ в отношении юридического лица – администрации Краснотуранского района Красноярского края отменить, производство по делу об административном правонарушении прекратить на основании п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ – ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых вынесено постановление.
Настоящее решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Краснотуранский районный суд в течение 10 суток со дня получения копии решения.
Судья: А.А. Швайгерт