Дело № 2-510/2012 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
пгт. Большая Мурта 27 ноября 2012 года
Большемуртинский районный суд Красноярского края в составе:
судьи Кузнецовой Е.Ф.,
с участием представителя истца - администрации Большемуртинского района Медведева С.В.,
представителя ответчика - судебного пристава-исполнителя Отдела судебных приставов по Большемуртинскому району Коппель В.В.,
при секретаре Шах Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению администрации Большемуртинского района к Отделу судебных приставов по Большемуртинскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
Администрация Большемуртинского района обратилась в суд с иском к Отделу судебных приставов по Большемуртинскому району об освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Свои требования обосновывает тем, что ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем Отдела судебных приставов по Большемуртинскому району вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора с администрации Большемуртинского района в размере 5000 рублей за неисполнение администрацией района решений суда по предоставлению жилого помещения.
Истец считает, что указанное постановление вынесено судебным приставом-исполнителем без учета вины должника, который в настоящее время не может исполнить свои обязательства перед взыскателями из-за отсутствия целевых финансовых средств.
Выполняя решение суда, администрация района ДД.ММ.ГГГГ за № направлен запрос в Министерство образования и науки Красноярского края, в котором просила предоставить денежные средства для покупки жилого помещения ФИО2.
ДД.ММ.ГГГГ Министерством направлен ответ, что при корректировке бюджета края в 2012 году средства на исполнение решений суда по приобретению жилых помещений детям- сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, будут учтены, в том числе для ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ между Министерством и Администраций подписано дополнительное соглашение №, в котором Администрации выделяются средства субвенций для приобретения жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих жилого помещения. Согласно утвержденного данным соглашением списка денежные средства для покупки помещения предоставлены в т.ч. ФИО2
ДД.ММ.ГГГГ администрацией района проведен электронный аукцион по приобретению жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, однако аукцион признан не состоявшимся по причине отсутствия заявок.
В настоящее время Администрацией приобретена квартира по адресу <адрес>, документы в регистрационной палате.
Таким образом, считает, что администрацией района были приняты меры для исполнения решений суда, но по не зависящим от неё обстоятельствам, данные решения не исполнены до настоящего времени.
Просит освободить администрацию района от взыскания исполнительского сбора в размере 5000 рублей по постановлению судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель администрации Большемуртинского района Медведев С.В., действующий на основании доверенности, исковые требования поддержал в полном объеме, обосновывая их вышеизложенными доводами. Пояснил, что решения суда не были исполнены в срок, поскольку средства на приобретение жилых помещений детям-сиротам выделяет Министерство образования и науки Красноярского края. Администрация района обратилась к Министерству с просьбой о выделении денежных средств для приобретения жилых помещений детям-сиротам, сразу же после вступления решения в законную силу. Но это был январь, поэтому Министерство сообщило, что решить это можно будет после перераспределения бюджета. О перераспределении бюджеты и выделении им средств Министерство сообщило в августе 2012 года. Процедура следующая: Администрация проводит электронный аукцион, (как правило, он не дает результатов) потом сами ищут жилье. Заключают договор, направляют пакет документ в Министерство, они дают согласие, затем договор проходит процедуру регистрации, это еще две недели – срок установлен законодательством. После этого они передают жилое помещение в сельскую администрацию, и те заключают договор социального найма. Для ФИО2 жилое помещение приобретено. Все документы, в том числе переписка с Министерством, приставу направлялась своевременно.
Судебный пристав-исполнитель Коппель В.В. возражала об удовлетворении исковых требований администрации района, пояснила, что в период с января 2012 года по настоящее время требования, содержащиеся в исполнительных документах, должник в добровольном порядке не исполнил, исполнительное производство до настоящего времени не окончено. Истец должен был сообщить о невозможности исполнения решения, предоставив приставу документы.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от суммы, подлежащей взысканию, или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее 500 рублей с должника-гражданина или 5000 рублей с должника-организации. Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем, если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Согласно пунктам 6,7 названной статьи Закона должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.
Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
По пункту 2 Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П исполнительский сбор - это санкция (мера административной ответственности) за неисполнение исполнительного документа, выдаваемого судами и другими уполномоченными органами.
Из содержания указанных норм следует, что исполнительский сбор налагается на должника при наличии двух условий: в случае неисполнения должником исполнительного документа в срок, установленный для его добровольного исполнения, и непредставления должником судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Взыскание с должника исполнительского сбора производится, если исполнительный документ в установленный срок не исполнен им без уважительных причин. Возможность надлежащим образом подтвердить, что нарушение установленных сроков исполнения исполнительного документа вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими непредвиденными, непреодолимыми препятствиями лежит на должнике.
Таким образом, единственным основанием освобождения должника от взыскания исполнительского сбора является наличие чрезвычайных и непредотвратимых обстоятельств, то есть обстоятельств непреодолимой силы.
Данная правовая позиция изложена в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №-П.
Доказательства наличия обстоятельств непреодолимой силы, препятствующих исполнению требования исполнительных документов, ни судебному приставу-исполнителю до вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора, ни суду заявитель не представил. Данное обстоятельство также подтверждается тем, что администрации Большемуртинского района отказано в предоставлении отсрочки исполнения решений суда.
Данные доказательства должны были быть представлены должником судебному приставу-исполнителю в течение пятидневного срока, установленного законом для добровольного исполнения требований исполнительного документа.
Исполнительное производство возбуждено ДД.ММ.ГГГГ № на основании исполнительно листа, выданного Большемуртинским районным судом. Копия была направлена должнику, им не оспаривалась. В Постановлении был установлен срок для добровольного исполнения решения.
Постановление о взыскании исполнительского сбора направлено должнику ДД.ММ.ГГГГ и получено им ДД.ММ.ГГГГ согласно уведомления о вручении. Следовательно, у судебного пристава-исполнителя имелись все основания для вынесения оспариваемого постановления.
Поскольку администрацией района не представлено доказательств уважительности причин неисполнения требований исполнительных документов, а также доказательств непреодолимых обстоятельств, для освобождения от взыскания исполнительского сбора просила в удовлетворении требований администрации Большемуртинского района отказать.
Суд, выслушав доводы участников процесса, изучив представленные истцом документы, не находит оснований для удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Согласно пунктам 6,7 статьи 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об исполнительном производстве» должник вправе обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора. Суд вправе с учетом степени вины должника в неисполнении в срок исполнительного документа, имущественного положения должника, иных существенных обстоятельств отсрочить или рассрочить взыскание исполнительского сбора, а также уменьшить его размер, но не более чем на одну четверть от размера, установленного в соответствии с частью 3 статьи 112 ФЗ «Об исполнительном производстве». При отсутствии установленных Гражданским кодексом Российской Федерации оснований ответственности за нарушение обязательства суд вправе освободить должника от взыскания исполнительского сбора.
В соответствии с частью 1 статьи 112 указанного Федерального закона «Об исполнительном производстве» в случае непредставления судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение исполнительного документа было невозможно вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств в срок, установленный для добровольного исполнения указанного документа, судебный пристав-исполнитель выносит постановление, по которому с должника взыскивается исполнительский сбор в размере семи процентов от взыскиваемой суммы или стоимости имущества должника.
При этом обязанность доказывания в рамках исполнительного производства уважительности причин неисполнения в добровольном порядке исполнительного документа в установленный срок возложена на должника.
В соответствии с пунктами 1,3 статьи 401 ГК РФ лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины ( умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Согласно постановлению судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ, с должника Администрации Большемуртинского района постановлено взыскать исполнительский сбор в размере 5000 рублей.
Истцом суду представлены документы :
- письмо в Министерство образования и науки Красноярского края № от ДД.ММ.ГГГГ, о выделении денежных средств для исполнения решения суда о предоставлении жилого помещения ФИО2 ;
- ответ от ДД.ММ.ГГГГ №/о о том, что при корректировке бюджета края в 2012 году средства на исполнение решений суда по приобретению жилья для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе для ФИО2, будут учтены;
- дополнительное соглашение № от ДД.ММ.ГГГГ ( к Соглашению от ДД.ММ.ГГГГ), согласно которому увеличена сумма субвенций на реализацию полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
- приложение № к дополнительному соглашению - список детей-сирот, которым жилые помещения будут приобретаться и предоставляться на основании решений судебных органов, где ФИО2 значится под номером 13.
- акт обследования помещения от ДД.ММ.ГГГГ по адресу <адрес>, согласно которому жилое помещение- однокомнатная квартира соответствует требованиям, предъявляемым к жилому дому ( квартире) и признается пригодным для проживания.
- сообщение от ДД.ММ.ГГГГ о несостоявшихся электронных торгах жилых помещений для приобретения ее детям- сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей;
- муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ № купли-продажи квартиры, согласно которому Администрация Большемуртинского района купила квартиру у ФИО7 по адресу <адрес> Передаточный акт на квартиру. ;
- свидетельство о государственной регистрации права собственности на квартиру пол адресу <адрес> за муниципальным образованием Большемуртинский район.
- договор социального найма жилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Большемуртинского района и ФИО2
На основании документов, представленных истцом, суд делает вывод об отсутствии вины и наличия оснований для освобождения от ответственности за неисполнение в добровольном порядке требований исполнительного документа.
Неисполнение администрацией исполнительного документа в установленный законом срок было связано с наличием чрезвычайных и объективно непредотвратимых обстоятельств, находящихся вне ее контроля, а именно - с непредоставлением бюджету муниципального района Большемуртинский район Красноярского края из бюджета Красноярского края необходимых субвенций.
При этом из текста Закона Красноярского края от ДД.ММ.ГГГГ N9-4225 " О НАДЕЛЕНИИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ И ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ КРАЯ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ПОЛНОМОЧИЯМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ ЖИЛЫМИ ПОМЕЩЕНИЯМИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ, А ТАКЖЕ ЛИЦ ИЗ ИХ ЧИСЛА, НЕ ИМЕЮЩИХ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ»следует, что такие субвенции являются единственным источником финансового обеспечения осуществления органами местного самоуправления переданного государственного полномочия по обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилой площадью.
Доводы истца о невозможности исполнения своих обязательств перед взыскателями из-за отсутствия целевых финансовых средств являются основанием для освобождения от исполнительского сбора.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Администрации Большемуртинского района к Отделу судебных приставов по Большемуртинскому району удовлетворить.
Освободить Администрации Большемуртинского района от взыскания исполнительского сбора по постановлению судебного пристава- исполнителя Отделу судебных приставов по Большемуртинскому району от ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Большемуртинский районный суд в апелляционном порядке в течение месяца.
Судья Е.Ф. Кузнецова