Дело № 12-1045/2019
РЕШЕНИЕ
по жалобе на постановление по делу об
административном правонарушении
29 июля 2019 года г. Благовещенск
Судья Благовещенского городского суда Амурской области Кургунова Н.З.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Шишкова Александра Александровича на постановление №18810028190001054653 от 08.05.2019 г. по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст. 12.25 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
постановлением №18810028190001054653 от 08 мая 2019 года Шишков А.А. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 800 рублей.
Не согласившись с вынесенным постановлением, Шишков А.А. обратился в Благовещенский городской суд Амурской области с жалобой, в которой просил отменить обжалуемое постановление, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указал, что правонарушения он не совершал, транспортным средством не управлял, спал на заднем сидении данного автомобиля, которым управляло иное лицо. Кроме того, сотрудниками ОБ ДПС ГИБДД нарушен порядок привлечения Шишкова А.А. к административной ответственности. Так, из протокола об административном правонарушении, предусмотренном частью 2 статьи 12.25 КоАП РФ усматривается, что Шишков А.А. от объяснений отказался, копия протокола направлена в его адрес почтой, место и время рассмотрения дела об административном правонарушении - 15 мая 2019 года в 15 часов 00 минут, каб. 103, к протоколу прилагается постановление N 18810028190001054653 от 08 мая 2016 года. Действующее законодательство свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности, о рассмотрении дела об административном правонарушении. Вместе с тем, 08 мая 2019 года зам. командира ОБ ДПС ГИБДД майор полиции ЕА рассмотрел дело об административном правонарушении в отсутствие Шишкова А.А. и в отсутствие надлежащего извещения о месте и времени рассмотрения дела, поскольку какие-либо сведения о назначении рассмотрении дела на 08 мая 2019 года и об уведомлении об этом Шишкова А.А. материалы дела не содержат. Кроме того, как усматривается из протокола, Шишков А.А. был извещен на 15 мая 2019 года в 15 часов 00 минут, в то же время, административный материал рассмотрен 08 мая 2019 года. В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен. Вместе с тем, указанное административное правонарушение Шишков А.А. не совершал, транспортным средством не управлял.
Установленный законом 10-дневный срок подачи жалобы, с момента получения оспариваемого постановления, заявителем не пропущен.
В судебное заседание не явился Шишков А.А., уведомленный надлежащим образом о месте и времени рассмотрения поданной жалобы. о причинах неявки не сообщил.
Руководствуясь ст.25.1 КоАП РФ, судья определил рассмотреть поданную жалобу в отсутствии неявившегося лица.
Проверив с учетом требований ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях материалы дела в полном объеме, проанализировав доводы жалобы, прихожу к следующим выводам.
Согласно статье 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом.
Положения статей 26.1, 26.2, 28.1, 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях призваны обеспечить процессуальные гарантии лица, привлекаемого к административной ответственности. Целью таких гарантий является полное и всестороннее выяснение фактических обстоятельств дела об административном правонарушении.
В силу пункта 2.4 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, право остановки транспортных средств предоставлено регулировщикам. В специально обозначенных дорожным знаком 7.14 пунктах транспортного контроля право остановки грузовых автомобилей и автобусов предоставлено также работникам Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. Работники Федеральной службы по надзору в сфере транспорта должны быть в форменной одежде и использовать для остановки диск с красным сигналом либо со световозвращателем. Они могут пользоваться для привлечения внимания водителей дополнительным сигналом-свистком. Лица, обладающие правом остановки транспортного средства, обязаны предъявлять по требованию водителя служебное удостоверение.
Согласно пункта 6.11 Правил дорожного движения Российской Федерации, утвержденных Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 N 1090, требование об остановке транспортного средства подается с помощью громкоговорящего устройства или жестом руки, направленной на транспортное средство. Водитель должен остановиться в указанном ему месте.
Часть 2 статьи 12.25 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за невыполнение законного требования сотрудника полиции или должностного лица федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в сфере транспорта, об остановке транспортного средства.
В соответствии с положениями ст. 12, ст. 13 Федерального закона от 07.02.2011 г. "О полиции", на полицию (сотрудников полиции) возлагается обязанность пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности, документировать обстоятельства совершения административного правонарушения, обстоятельства происшествия, обеспечивать общественный порядок, для чего сотрудникам полиции предоставлены права, в том числе, останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления этими транспортными средствами.
Согласно протоколу об административном правонарушении 28АП685959 Шишков А.А. 29.04.2019 года в 04 час. 02 мин. в районе ул. Рабочая, 162 в г. Благовещенске, управляя транспортным средством Toyota Vitz, государственный регистрационный знак ***, в нарушение п. 2.4, п. 6.11 ПДД РФ не выполнил законное требование сотрудника полиции об остановке транспортного средства. Из настоящего протокола об административном правонарушении следует, что рассмотрение дела состоится 08.05.2019 года (имеется исправление) на 15 часов 00 минут по адресу г. Благовещенск, ул. Пионерская, 198/2, каб. 103. В протоколе об административном правонарушении 28АП685959, приложенном заявителем к жалобе, указана дата рассмотрения дела 15.05.2019 года, в 15 часов 00 минут по адресу г. Благовещенск, ул. Пионерская, 198/2, каб. 103.
08.05.2019 года дело об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.12.25 КоАП РФ, в отношении Шишкова А.А. рассмотрено заместителем командира ОБ ДПС ГИБДД МО МВД России «Благовещенский» ЕА в отсутствии привлекаемого лица, постановлением №18810028190001054653 Шишков А.А. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст. 12.25 КоАП РФ, и подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа в сумме 800 рублей.
Согласно показаниям допрошенного в судебном заседании при рассмотрении жалобы свидетеля инспектора ДПС Свидетель №1, точную дату рассмотрения дела об административном правонарушении в отношении Шишкова А.А. не помнит, в отношении Шишкова А.А. был оформлен материал по ДТП.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 названного Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Статья 25.15 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает, что лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, а также свидетели, эксперты, специалисты и переводчики извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату (часть 1). Извещения, адресованные гражданам, в том числе индивидуальным предпринимателям, направляются по месту их жительства (часть 2).
Содержание вышеперечисленных норм свидетельствует о необходимости надлежащего извещения лица, привлекаемого к административной ответственности.
Вместе с тем, в материалы дела не представлены допустимые доказательства, свидетельствующие, что Шишков А.А. был извещен о месте и времени рассмотрении дела 08.05.2019 года надлежащим образом.
Протокол об административном правонарушении 28АП685959 от 29.04.2019 г. не содержит сведений о получении копии настоящего протокола привлекаемым лицом, в котором приведены место и время рассмотрения дела на 08.05.2019 года (где отчетливо прослеживается исправление даты с 15 мая на 08 мая ). При этом, в приложенной к жалобе копии протокола об административном правонарушении 28АП685959 от 29.04.2019 года, указана дата рассмотрения дела 15.05.2019 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных ст. 28.4, ч. ч. 1 и 3 ст. 28.6 названного Кодекса.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья указанного Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела (часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ).
В силу ч. 4 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, должна быть предоставлена возможность ознакомления с протоколом об административном правонарушении. Указанные лица вправе представить объяснения и замечания по содержанию протокола, которые прилагаются к протоколу.
Согласно ч. 6 ст. 28.2 КоАП РФ физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении, а также потерпевшему вручается под расписку копия протокола об административном правонарушении.
В соответствии с п. 174 Приказа МВД России от 23.08.2017 N 664 "Об утверждении Административного регламента исполнения Министерством внутренних дел Российской Федерации государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением участниками дорожного движения требований законодательства Российской Федерации в области безопасности дорожного движения" сотрудник, вынесший постановление, определение по делу об административном правонарушении, по заявлению лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, потерпевшего, законного представителя физического лица, защитника или представителя, законного представителя юридического лица, а также по своей инициативе вправе исправить допущенные в указанных документах описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания документа. Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки осуществляется сотрудником в порядке, установленном статьей 29.12.1 Кодекса. Внесенные исправления (дополнения) в иные процессуальные документы, должны быть оговорены с лицами, указанными в абзаце первом настоящего пункта, и заверены подписью сотрудника, составившего процессуальный документ. Соответствующие участники производства по делу об административном правонарушении должны быть ознакомлены под роспись с внесенными исправлениями (дополнениями), а при невозможности, копия исправленного (дополненного) процессуального документа высылается им в течение трех дней со дня внесения исправления (дополнения). В случае отказа указанных лиц от подписи об этом делается соответствующая запись в процессуальном документе.
Толкование приведенных выше норм в их системной взаимосвязи позволяет прийти к выводу о том, что изменения ранее внесенных в протокол об административном правонарушении, иные процессуальные документы, составленные при возбуждении дела, сведений производятся в присутствии лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении. В его отсутствие такие изменения могут быть внесены в процессуальные акты только при наличии сведений о надлежащем извещении такого лица.
Иное толкование означало бы нарушение прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении.
Таким образом, лицу, привлекаемому к административной ответственности, обеспечивается правовая возможность для защиты прав и законных интересов и непосредственное участие его при составлении протокола об административном правонарушении, иных процессуальных документов, и внесении изменений в такие процессуальные акты. В связи с изложенным, административный орган не вправе в одностороннем порядке самовольно составлять, либо вносить изменения в указанные протоколы.
Исходя из положений ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ обеспечение законности при применении мер административного принуждения предполагает не только наличие законных оснований для применения административного наказания, но и соблюдение установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
В данном случае порядок рассмотрения дела об административном правонарушении был нарушен, право Шишкова А.А. на защиту в ходе производства по делу не было реализовано.
В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса, а также при недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
С учетом того, что на момент рассмотрения в Благовещенском городском суде жалобы Шишкова А.А. истек срок давности привлечения его к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для данной категории дел, производство по настоящему делу в силу положений пункта 6 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подлежит прекращению в связи с истечением сроков давности привлечения к административной ответственности.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6, 30.7 КоАП РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░░░░░░░ №18810028190001054653 ░░ 08.05.2019 ░. ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░.2 ░░. 12.25 ░░░░ ░░, ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░. 6 ░. 1 ░░. 24.5 ░░░░ ░░ - ░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░
░░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░