№ 2-64/2021 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2021 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Новиковой С.С.,
с участием:
истицы Зиминой О.П.,
представителя Зиминой О.П. по доверенности Шишкина П.А.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Сухановой Н.Н.,
представителя третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминой Оксаны Павловны к УПФР в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01 июня 2017 года,
установил:
05 августа 2015 года Зимина О.П. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д. 88 – 90).
На основании представленных документов УПФР в г. Воронеже принято решение об отказе Зиминой О.П. в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия необходимого специального стажа – 30 лет. Специальный стаж с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П составил 23 года 2 месяца 14 дней (л.д. 29-33).
28 декабря 2018 года Зимина О.П. повторно обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии по тем же основаниям (л.д. 91 – 93).
Решением комиссии УПФР в г. Воронеже № 190000023141/985237/18 от 29 марта 2019 года истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии – 30 лет (л.д. 29 - 33).
Не согласившись с указанными решениями, Зимина О.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФР в г. Воронеже, в которых просил обязать УПФР в г. Воронеже применить льготный порядок исчисления специального стажа 1 год как один год 6 месяцев к следующим периодам моей трудовой деятельности: с 01.11.1999 по 31.12.2001 c 01.01.2002 по 11.11.2002, с 12.11.2002 по 10.01.2005, с 13.02.2005 по 31.05.2005, с 26.06.2005 по 09.01.2006, с 04.02.2006 по 31.05.2006, с 01.07.2006 по 07.01.2007, с 07.02.2007 по 13.02.2007, с 21.02.2007 по 01.10.2007, с 17.01.2008 по 18.05.2018; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать УПФР в г. Воронеже назначить Зиминой О.П. досрочную страховую пенсию по старости с 01.06.2017 на льготных условиях и льготных размерах (л.д. 4 – 9).
Определением судьи от 30 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства обороны РФ (л.д. 3).
В судебном заседании истица Зимина О.П. поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в спорный период с 1999 г. по 2018 г. она работала в одной и той же должности – палатной постовой сестры в одном подразделении, помимо этого она выполняла наложение повязок по назначению врача, лечила ожоговых и стоматологических больных, которые приказом Министерства обороны были отнесены к травматологическому отделению; ей предоставлялся дополнительный отпуск, льготы в виде получения молока, поскольку она работала с хлорсодержащими препаратами.
В судебном заседании представитель Зиминой О.П. по доверенности Шишкин П.А. исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил его удовлетворить.
В судебном заседании представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Суханова Н.Н. возражала против удовлетворения искового заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 86 – 87).
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинов Д.А. полагался на усмотрение суда.
Третье лицо ФГКУ "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, о причине его неявки суду неизвестно.
Выслушав объяснениям лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела и отказного пенсионного дела истицы, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Согласно п. п. 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 периоды работы до 1 ноября 1999 года в должностях, связанных с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, могут быть засчитаны в льготном порядке - 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) как 1 год и 3 месяца.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно указанным правовым нормам, которым при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному выше основанию, в части не урегулированной данными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Как установлено судом, из объяснений лиц, участвующих в деле, решений ответчика № 190000023141/985237/18 от 29 марта 2019 года (л.д. 29 – 33), истице в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в льготном порядке не включены (включены в календарном порядке) периоды: с 01.11.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 11.11.2002, с 12.11.2002 по 10.01.2005, с 13.02.2005 по 31.05.2005, с 26.06.2005 по 09.01.2006, с 04.02.2006 по 31.05.2006, с 01.07.2006 по 07.01.2007, с 07.02.2007 по 13.02.2007, с 21.02.2007 по 01.10.2007, с 17.01.2008 по 18.05.2018 в должности медицинской сестры в травматологическом отделении военного госпиталя в Войсковой части 74002 (в настоящее время ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации), поскольку применить льготный порядок исчисления специального стажа 1 год как 1 год 6 месяцев в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил…, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 к вышеуказанному периоду не представляется возможным, так как согласно п.1 раздела «Наименование должностей» Перечня…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, правом на льготное исчисление специального стажа пользуются операционные медицинские сестры, включая старших.
Подтвержденный ответчиком спецстаж истца на 28.12.2018 составил 24 года 17 дней с учетом постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П составляет 26 лет 10 месяцев 6 дней, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, согласно которому заявительнице требуется наличие не менее 30 лет специального стажа работы в учреждениях здравоохранения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 "О страховых пенсиях" Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством РФ. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Действующий с 01.11.1999 г. Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, предусматривает возможность зачета выслуги в вышеуказанном порядке врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В названном Приложении указаны: операционные медицинские сестры, включая старших, медицинские сестры перевязочных (в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом) в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка.
В Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, такие наименования должностей как "медицинская сестра палатная", "медицинская сестра" в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, отсутствуют.
Не поименованы такие должности и в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, который подлежит применению ко всем периодам трудовой деятельности истца. Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, установлено, что право на льготное исчисление специального стажа предоставлено операционным медицинским сестрам, включая старших, медицинским сестрам перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при наличии одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечне, на соответствующих должностях, указанных в нем же, и работа по занимаемой должности должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. Совокупность указанных условий свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками среднего медицинского персонала. Обязанность представления доказательств, свидетельствующих о том, что работа протекала в таких учреждениях и по должности, указанной в нормативно-правовых актах, лежит именно на истце.
Как установлено судом из объяснений истицы, копии ее трудовой книжки (т. 1 л.д. 17 – 20), копии справки от 21.01.2019 № 156 (л.д. 21), личной карточки формы Т-2 (л.д. 51 – 54), расчетных ведомостей (л.д. 63 – 73, 83, 117 - 126), судом установлено, что Зимина О.П. 18.01.1992 принята на должность медицинской сестры травматологического отделения в Войсковую часть 74002, 01.01.2015 переведена на должность медицинской сестры палатной травматологического отделения, 18.05.2018 уволена по собственному желанию в соответствии с п.3 ст. 77 ТК РФ; 23.05.2018 принята на должность медицинской сестры палатной (постовой) медицинского пункта в ФГКВОУ «Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия <данные изъяты> МО РФ и работает там по настоящее время.
Штатным расписанием на 19 августа 2011 года, утвержденным начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, предусмотрено в травматологическом отделении должность медицинской сестры палатной (постовой) – 6 ставок, должность медицинской сестры перевязочной – 1 ставка (л.д. 43 – 45).
Согласно Положению об отделении травматологии с палатами для лечения больных с поражением спинного мозга, утвержденному Начальником ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России от 2018 года, в штате отделения старшая медицинская сестра – 1 ставка, перевязочная сестра – 1 ставка, постовые медицинские сестры – 7 ставок; задачами отделения является оказание квалифицированной и специализированной хирургической помощи раненым и больным с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, стационарное лечение военнослужащих и пенсионеров МО Воронежского региона и прикрепленных к нему частей согласно территориальному принципу медицинского обеспечения согласно Директиве ГВМУ № ДМ-4 2000г., поддержание постоянной готовности отделения к оказанию неотложной, квалифицированной и специализированной травматологической медицинской помощи больным в стационаре и полевых условиях, своевременное и полноценное обследование и лечение больных, надлежащий уход за ними, оказание методической и практической помощи медицинской службе воинских частей и соединений, военных учреждений и военно-учебных заведений в организации и проведении профилактической, диспансерной и лечебно-диагностической работы, проведение с больными, находящимися на лечении в госпитале, военно-медицинской подготовки, пропаганды гигиенических знаний, здорового образа жизни (л.д. 47 – 50).
В личной карточке формы Т-2 нет сведений о получении Зиминой О.П. надбавок, льгот как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; с 01.12.2009 указана должность медицинской сестры травматологического отделения, с 01.01.2015 переведена на должность медицинской сестры палатной травматологического отделения (л.д. 51 – 54).
Согласно справке ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны РФ от 15 сентября 2020 года, в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1034-Р от 11.06.2014 было создано юридическое лицо – ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны РФ. В связи с ликвидацией Филиала № 3 ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ все архивные документы (приказы командира по общим вопросам, приказы командира по строевой части, личные карточки гражданского персонала, расчетно-платежные ведомости, карточки лицевых счетов, книги алфавитного учета) были сданы на хранение в филиал Центрального архива Министерства обороны РФ. На основании вышеизложенного, копии положений о травматологическом отделении, копии штатных расписаний травматологического отделения, сведения о переименовании отделений, копии расчетных листков за период с 01.11.1999 по 31.12.2014 у ФГКУ «416 военный госпиталь» МО РФ не имеется (л.д. 55 – 56).
В обосновании своих исковых требований истица и ее представитель ссылались на то, что Зимина О.П. работала в должности медицинской сестры в травматологическом отделении, помимо этого она выполняла наложение повязок по назначению врача, лечила ожоговых и стоматологических больных, которые приказом Министерства обороны были отнесены к травматологическому отделению; ей предоставлялся дополнительный отпуск, льготы в виде получения молока, поскольку она работала с хлорсодержащими препаратами.
Действительно, как следует из расчетных ведомостей (л.д. 63 – 73, 83, 117 - 126), Зиминой О.В. получила повышенный должностной оклад за работу во вредных условиях труда.
Однако, указанная надбавка, согласно сведениям предоставленным работодателем, предусмотрена Коллективным договором ФГКУ «416 военный госпиталь» МО РФ на 2015 – 2018 г.г. (л.д. 137 - 139), согласно которому повышенные тарифные ставки на 25 % полагаются, в том числе работникам травматологического отделения (при наличии ожоговых больных).
В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации.
Согласно ч. 2 ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателей, в том числе формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий, компенсаций.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
На основании приказа Минздравмедпрома РФ от 20 февраля 1995 г. N 35 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации", приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", предусмотрено повышение окладов (ставок) на 15 процентов для персонала хирургических отделений (палат) всех профилей стационаров. Указанную надбавку истица получала, что следует из представленных в материалы дела расчетных листков (л.д. 63-73, 83-84, 117-126).
Работодателем не подтвержден льготный характер работы. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Зиминой О.П., сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета, в разделе "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" за спорные периоды указаны основания (коды), относящиеся к лечебной и иной работе по охране здоровья населения в городах (27-ГД), а не работе хирургического профиля (л.д. 93-99).
Таким образом, имеющимися в материалах пенсионного дела данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается тот факт, что спорный период работы истицы подлежит учету в специальном стаже как 1 год и шесть месяцев. Последней не предоставлено доказательств, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются недостоверными.
Кроме того, как следует из справки, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий, выданной истице ФГКУ «416 Военный госпиталь» МО РФ 21.01.2019 (л.д. 21), ее работа в спорный период подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 на общих основаниях. Данных о том, что спорный период работы подлежит включению в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, работодатель в справке не указывает (л.д. 21).
Ссылка истицы на составленную ею пояснительную записку, составленную на имя врио начальника госпиталя от 16.03.2018, удостоверенную последним, о том, что Зинина О.П. о том, что на протяжении всего времени работы в травматологическом отделении ее трудовая деятельность была связана с наложением гипсовых повязок, также имел место допуск к работе с обезболивающими наркотическими веществами (л.д. 22), судом не принимается, поскольку не подтверждается какими-либо иными доказательствами. Из представленных в материалы дела документов следует, что работа истицы осуществлялась именно в должности медицинской сестры палатной.
В спорные периоды работы истицы не занимала должности операционной медсестры, либо перевязочной медсестры.
Доказательств того, что в спорный период работы истицы в должности медсестры палатной в травматологическом отделении она выполняла функции медсестры перевязочной в травматологическом отделении постоянно, в течение полного рабочего дня, весь спорный период работы, в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 декабря 2013 года N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, должности медицинской сестры палатной (постовой), операционной медицинской сестры, медицинской сестры перевязочной являются различными по своим квалификационным характеристикам и функциональным обязанностям.
Доказательств того, что должностные обязанности медицинских сестер палатной и перевязочной в спорный период работы в травматологическом отделении были идентичны, суду не представлено.
Какого-либо документального подтверждения перевода истицы в период с 01.11.1999 в должности медицинской сестры, медицинской сестры палатной на должность медицинской сестры операционной либо медицинской сестры перевязочной либо совмещения истицей занимаемой должности с указанными должностями (приказы работодателя, расчетные листки, личная карточка и т.п.) материалы дела не имеется.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что работа истца в спорные периоды с 01.11.1999 по 18.05.2018 осуществлялась в течение полного рабочего дня в структурном подразделении и на должности операционной медицинской сестры или медицинской сестры перевязочной, предусмотренной Перечнем, не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истицы в льготном исчислении, поскольку в соответствии с действующим в спорные периоды времени законодательством должность медицинской сестры, медицинской сестры палатной не относились к числу должностей, работа в которых дает право на льготное исчисление специального стажа.
Возможное периодическое участие медицинской сестры Зиминой О.П. в проведении перевязок больным, наложении гипса не свидетельствует об осуществление истцом трудовой деятельности в иной должности медицинской сестры перевязочной, работа в которой дает право на льготное исчисление (год работы за год и шесть месяцев стажа).
Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (по состоянию на 28.12.2018) у истицы не имеется необходимого стажа (30 лет) работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, спорные периоды работы не включены в спецстаж истицы в льготном исчислении, правовых оснований для назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01 июня 2017 года также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Зиминой Оксаны Павловны к УПФР в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 c 01.01.2002 по 11.11.2002, с 12.11.2002 по 10.01.2005, с 13.02.2005 по 31.05.2005, с 26.06.2005 по 09.01.2006, с 04.02.2006 по 31.05.2006, с 01.07.2006 по 07.01.2007, с 07.02.2007 по 13.02.2007, с 21.02.2007 по 01.10.2007, с 17.01.2008 по 18.05.2018 в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01 июня 2017 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 20 января 2021 года.
№ 2-64/2021 <данные изъяты>
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 января 2021 года Центральный районный суд города Воронежа в составе:
председательствующего судьи Панина С.А.,
при секретаре Новиковой С.С.,
с участием:
истицы Зиминой О.П.,
представителя Зиминой О.П. по доверенности Шишкина П.А.,
представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Сухановой Н.Н.,
представителя третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиминой Оксаны Павловны к УПФР в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы в льготном исчислении, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01 июня 2017 года,
установил:
05 августа 2015 года Зимина О.П. обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ (л.д. 88 – 90).
На основании представленных документов УПФР в г. Воронеже принято решение об отказе Зиминой О.П. в досрочном назначении страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения из-за отсутствия необходимого специального стажа – 30 лет. Специальный стаж с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П составил 23 года 2 месяца 14 дней (л.д. 29-33).
28 декабря 2018 года Зимина О.П. повторно обратилась в УПФР в г. Воронеже с заявлением о назначении пенсии по тем же основаниям (л.д. 91 – 93).
Решением комиссии УПФР в г. Воронеже № 190000023141/985237/18 от 29 марта 2019 года истице отказано в назначении досрочной страховой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ из-за отсутствия необходимого специального стажа для назначения данного вида пенсии – 30 лет (л.д. 29 - 33).
Не согласившись с указанными решениями, Зимина О.П. обратилась в суд с исковыми требованиями к УПФР в г. Воронеже, в которых просил обязать УПФР в г. Воронеже применить льготный порядок исчисления специального стажа 1 год как один год 6 месяцев к следующим периодам моей трудовой деятельности: с 01.11.1999 по 31.12.2001 c 01.01.2002 по 11.11.2002, с 12.11.2002 по 10.01.2005, с 13.02.2005 по 31.05.2005, с 26.06.2005 по 09.01.2006, с 04.02.2006 по 31.05.2006, с 01.07.2006 по 07.01.2007, с 07.02.2007 по 13.02.2007, с 21.02.2007 по 01.10.2007, с 17.01.2008 по 18.05.2018; признать право на досрочное назначение страховой пенсии по старости; обязать УПФР в г. Воронеже назначить Зиминой О.П. досрочную страховую пенсию по старости с 01.06.2017 на льготных условиях и льготных размерах (л.д. 4 – 9).
Определением судьи от 30 июля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства обороны РФ (л.д. 3).
В судебном заседании истица Зимина О.П. поддержала исковые требования, просила суд их удовлетворить, по основаниям, изложенным в исковом заявлении, пояснив, что в спорный период с 1999 г. по 2018 г. она работала в одной и той же должности – палатной постовой сестры в одном подразделении, помимо этого она выполняла наложение повязок по назначению врача, лечила ожоговых и стоматологических больных, которые приказом Министерства обороны были отнесены к травматологическому отделению; ей предоставлялся дополнительный отпуск, льготы в виде получения молока, поскольку она работала с хлорсодержащими препаратами.
В судебном заседании представитель Зиминой О.П. по доверенности Шишкин П.А. исковое заявление поддержал по основаниям, изложенным в нем, просил его удовлетворить.
В судебном заседании представителя ответчика УПФР в г. Воронеже по доверенности Суханова Н.Н. возражала против удовлетворения искового заявления по основаниям, изложенным в письменных возражениях на иск (л.д. 86 – 87).
В судебном заседании представитель третьего лица Департамента труда и занятости населения Воронежской области по доверенности Кудинов Д.А. полагался на усмотрение суда.
Третье лицо ФГКУ "416 Военный госпиталь" Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явилось, о месте и времени судебного заседания извещено своевременно и надлежащим образом, о причине его неявки суду неизвестно.
Выслушав объяснениям лиц, участвующих в деле, исследовав материалы настоящего гражданского дела и отказного пенсионного дела истицы, суд считает исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
В силу ч. 2 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400 "О страховых пенсиях" Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (ч. 3).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (ч. 4).
Согласно п. п. 1, 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения" и п. 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 464 периоды работы до 1 ноября 1999 года в должностях, связанных с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, могут быть засчитаны в льготном порядке - 1 год работы в сельской местности или поселке городского типа (рабочем поселке) как 1 год и 3 месяца.
Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 года N 781 утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
Согласно указанным правовым нормам, которым при исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному выше основанию, в части не урегулированной данными Правилами, применяются Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года N 516.
Как установлено судом, из объяснений лиц, участвующих в деле, решений ответчика № 190000023141/985237/18 от 29 марта 2019 года (л.д. 29 – 33), истице в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения в льготном порядке не включены (включены в календарном порядке) периоды: с 01.11.1999 по 31.12.2001, с 01.01.2002 по 11.11.2002, с 12.11.2002 по 10.01.2005, с 13.02.2005 по 31.05.2005, с 26.06.2005 по 09.01.2006, с 04.02.2006 по 31.05.2006, с 01.07.2006 по 07.01.2007, с 07.02.2007 по 13.02.2007, с 21.02.2007 по 01.10.2007, с 17.01.2008 по 18.05.2018 в должности медицинской сестры в травматологическом отделении военного госпиталя в Войсковой части 74002 (в настоящее время ФГКУ «416 Военный госпиталь» Министерства обороны Российской Федерации), поскольку применить льготный порядок исчисления специального стажа 1 год как 1 год 6 месяцев в соответствии с пп. «б» п. 5 Правил…, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 к вышеуказанному периоду не представляется возможным, так как согласно п.1 раздела «Наименование должностей» Перечня…, утвержденного постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 781, правом на льготное исчисление специального стажа пользуются операционные медицинские сестры, включая старших.
Подтвержденный ответчиком спецстаж истца на 28.12.2018 составил 24 года 17 дней с учетом постановления Правительства РФ № 781 от 29.10.2002, с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 № 2-П составляет 26 лет 10 месяцев 6 дней, что является основанием для отказа в назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» от 28.12.2013 № 400-ФЗ, согласно которому заявительнице требуется наличие не менее 30 лет специального стажа работы в учреждениях здравоохранения.
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идет о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 № 400 "О страховых пенсиях" Правительством РФ принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение".
В соответствии с подпунктом "н" пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:
- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно;
Из приведенных нормативных положений следует, что право на досрочное назначение страховой пенсии по старости имеют лица, непосредственно осуществлявшие, в том числе в городах не менее 30 лет лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
При исчислении периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, применяются соответствующие правила, утвержденные Правительством РФ. При этом периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Действующий с 01.11.1999 г. Список, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 года N 1066, предусматривает возможность зачета выслуги в вышеуказанном порядке врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В названном Приложении указаны: операционные медицинские сестры, включая старших, медицинские сестры перевязочных (в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом) в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 5, 7, 11, 14, 15, 20, 21, 28 - 31 Списка.
В Списке должностей, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 22 сентября 1999 г. N 1066, такие наименования должностей как "медицинская сестра палатная", "медицинская сестра" в отделениях хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, отсутствуют.
Не поименованы такие должности и в Списке должностей и учреждений, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, который подлежит применению ко всем периодам трудовой деятельности истца. Перечнем структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781, установлено, что право на льготное исчисление специального стажа предоставлено операционным медицинским сестрам, включая старших, медицинским сестрам перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулезном для больных костно-суставным туберкулезом.
Законодательство предусматривает возможность льготного исчисления (год работы за год и шесть месяцев стажа) периодов работы в медицинских учреждениях, применительно к рассматриваемому спору, при наличии одновременно нескольких условий: работа должна протекать в подразделениях, указанных в перечне, на соответствующих должностях, указанных в нем же, и работа по занимаемой должности должна выполняться постоянно в течение полного рабочего дня. Совокупность указанных условий свидетельствует о таком характере работы, специфике выполнения функциональных обязанностей в соответствии с указанными в перечне должностями, которые существенно отличаются по уровню сложности и напряженности с выполнением должностных обязанностей другими работниками среднего медицинского персонала. Обязанность представления доказательств, свидетельствующих о том, что работа протекала в таких учреждениях и по должности, указанной в нормативно-правовых актах, лежит именно на истце.
Как установлено судом из объяснений истицы, копии ее трудовой книжки (т. 1 л.д. 17 – 20), копии справки от 21.01.2019 № 156 (л.д. 21), личной карточки формы Т-2 (л.д. 51 – 54), расчетных ведомостей (л.д. 63 – 73, 83, 117 - 126), судом установлено, что Зимина О.П. 18.01.1992 принята на должность медицинской сестры травматологического отделения в Войсковую часть 74002, 01.01.2015 переведена на должность медицинской сестры палатной травматологического отделения, 18.05.2018 уволена по собственному желанию в соответствии с п.3 ст. 77 ТК РФ; 23.05.2018 принята на должность медицинской сестры палатной (постовой) медицинского пункта в ФГКВОУ «Военный учебно-научный центр военно-воздушных сил «Военно-воздушная академия <данные изъяты> МО РФ и работает там по настоящее время.
Штатным расписанием на 19 августа 2011 года, утвержденным начальником Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, предусмотрено в травматологическом отделении должность медицинской сестры палатной (постовой) – 6 ставок, должность медицинской сестры перевязочной – 1 ставка (л.д. 43 – 45).
Согласно Положению об отделении травматологии с палатами для лечения больных с поражением спинного мозга, утвержденному Начальником ФГКУ «416 ВГ» Минобороны России от 2018 года, в штате отделения старшая медицинская сестра – 1 ставка, перевязочная сестра – 1 ставка, постовые медицинские сестры – 7 ставок; задачами отделения является оказание квалифицированной и специализированной хирургической помощи раненым и больным с травмами и заболеваниями опорно-двигательного аппарата, стационарное лечение военнослужащих и пенсионеров МО Воронежского региона и прикрепленных к нему частей согласно территориальному принципу медицинского обеспечения согласно Директиве ГВМУ № ДМ-4 2000г., поддержание постоянной готовности отделения к оказанию неотложной, квалифицированной и специализированной травматологической медицинской помощи больным в стационаре и полевых условиях, своевременное и полноценное обследование и лечение больных, надлежащий уход за ними, оказание методической и практической помощи медицинской службе воинских частей и соединений, военных учреждений и военно-учебных заведений в организации и проведении профилактической, диспансерной и лечебно-диагностической работы, проведение с больными, находящимися на лечении в госпитале, военно-медицинской подготовки, пропаганды гигиенических знаний, здорового образа жизни (л.д. 47 – 50).
В личной карточке формы Т-2 нет сведений о получении Зиминой О.П. надбавок, льгот как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения; с 01.12.2009 указана должность медицинской сестры травматологического отделения, с 01.01.2015 переведена на должность медицинской сестры палатной травматологического отделения (л.д. 51 – 54).
Согласно справке ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны РФ от 15 сентября 2020 года, в соответствии с распоряжением Правительства РФ № 1034-Р от 11.06.2014 было создано юридическое лицо – ФГКУ «416 военный госпиталь» Министерства обороны РФ. В связи с ликвидацией Филиала № 3 ФГКУ «1586 Военный клинический госпиталь» Министерства обороны РФ все архивные документы (приказы командира по общим вопросам, приказы командира по строевой части, личные карточки гражданского персонала, расчетно-платежные ведомости, карточки лицевых счетов, книги алфавитного учета) были сданы на хранение в филиал Центрального архива Министерства обороны РФ. На основании вышеизложенного, копии положений о травматологическом отделении, копии штатных расписаний травматологического отделения, сведения о переименовании отделений, копии расчетных листков за период с 01.11.1999 по 31.12.2014 у ФГКУ «416 военный госпиталь» МО РФ не имеется (л.д. 55 – 56).
В обосновании своих исковых требований истица и ее представитель ссылались на то, что Зимина О.П. работала в должности медицинской сестры в травматологическом отделении, помимо этого она выполняла наложение повязок по назначению врача, лечила ожоговых и стоматологических больных, которые приказом Министерства обороны были отнесены к травматологическому отделению; ей предоставлялся дополнительный отпуск, льготы в виде получения молока, поскольку она работала с хлорсодержащими препаратами.
Действительно, как следует из расчетных ведомостей (л.д. 63 – 73, 83, 117 - 126), Зиминой О.В. получила повышенный должностной оклад за работу во вредных условиях труда.
Однако, указанная надбавка, согласно сведениям предоставленным работодателем, предусмотрена Коллективным договором ФГКУ «416 военный госпиталь» МО РФ на 2015 – 2018 г.г. (л.д. 137 - 139), согласно которому повышенные тарифные ставки на 25 % полагаются, в том числе работникам травматологического отделения (при наличии ожоговых больных).
В соответствии со ст. 40 ТК РФ коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации.
Согласно ч. 2 ст. 41 ТК РФ в коллективный договор могут включаться обязательства работников и работодателей, в том числе формы, системы и размеры оплаты труда, выплата пособий, компенсаций.
В соответствии с ч. 3 ст. 41 ТК РФ в коллективном договоре с учетом финансово-экономического положения работодателя могут устанавливаться льготы и преимущества для работников, условия труда, более благоприятные по сравнению с установленными законами, иными нормативными правовыми актами, соглашениями.
На основании приказа Минздравмедпрома РФ от 20 февраля 1995 г. N 35 "Об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации", приказа Минздрава РФ от 15.10.1999 N 377 "Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения", предусмотрено повышение окладов (ставок) на 15 процентов для персонала хирургических отделений (палат) всех профилей стационаров. Указанную надбавку истица получала, что следует из представленных в материалы дела расчетных листков (л.д. 63-73, 83-84, 117-126).
Работодателем не подтвержден льготный характер работы. Согласно выписке из индивидуального лицевого счета застрахованного лица Зиминой О.П., сформированной на основании сведений (индивидуального) персонифицированного учета, в разделе "Условия для досрочного назначения трудовой пенсии" за спорные периоды указаны основания (коды), относящиеся к лечебной и иной работе по охране здоровья населения в городах (27-ГД), а не работе хирургического профиля (л.д. 93-99).
Таким образом, имеющимися в материалах пенсионного дела данными индивидуального персонифицированного учета не подтверждается тот факт, что спорный период работы истицы подлежит учету в специальном стаже как 1 год и шесть месяцев. Последней не предоставлено доказательств, что сведения индивидуального (персонифицированного) учета являются недостоверными.
Кроме того, как следует из справки, уточняющей особый характер работ или условия труда, необходимые для назначения льготных пенсий, выданной истице ФГКУ «416 Военный госпиталь» МО РФ 21.01.2019 (л.д. 21), ее работа в спорный период подлежит включению в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" N 400-ФЗ от 28.12.2013 на общих основаниях. Данных о том, что спорный период работы подлежит включению в льготном исчислении как один год и шесть месяцев, работодатель в справке не указывает (л.д. 21).
Ссылка истицы на составленную ею пояснительную записку, составленную на имя врио начальника госпиталя от 16.03.2018, удостоверенную последним, о том, что Зинина О.П. о том, что на протяжении всего времени работы в травматологическом отделении ее трудовая деятельность была связана с наложением гипсовых повязок, также имел место допуск к работе с обезболивающими наркотическими веществами (л.д. 22), судом не принимается, поскольку не подтверждается какими-либо иными доказательствами. Из представленных в материалы дела документов следует, что работа истицы осуществлялась именно в должности медицинской сестры палатной.
В спорные периоды работы истицы не занимала должности операционной медсестры, либо перевязочной медсестры.
Доказательств того, что в спорный период работы истицы в должности медсестры палатной в травматологическом отделении она выполняла функции медсестры перевязочной в травматологическом отделении постоянно, в течение полного рабочего дня, весь спорный период работы, в материалы дела не представлено.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в Определении от 24 декабря 2013 года N 2064-О, устанавливая в Федеральном законе "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения трудовой пенсии по старости, федеральный законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, в частности с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, что не может рассматриваться как нарушение конституционного принципа равенства при реализации права на пенсионное обеспечение.
Как следует из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, должности медицинской сестры палатной (постовой), операционной медицинской сестры, медицинской сестры перевязочной являются различными по своим квалификационным характеристикам и функциональным обязанностям.
Доказательств того, что должностные обязанности медицинских сестер палатной и перевязочной в спорный период работы в травматологическом отделении были идентичны, суду не представлено.
Какого-либо документального подтверждения перевода истицы в период с 01.11.1999 в должности медицинской сестры, медицинской сестры палатной на должность медицинской сестры операционной либо медицинской сестры перевязочной либо совмещения истицей занимаемой должности с указанными должностями (приказы работодателя, расчетные листки, личная карточка и т.п.) материалы дела не имеется.
Таким образом, в ходе рассмотрения дела допустимых и достоверных доказательств, свидетельствующих о том, что работа истца в спорные периоды с 01.11.1999 по 18.05.2018 осуществлялась в течение полного рабочего дня в структурном подразделении и на должности операционной медицинской сестры или медицинской сестры перевязочной, предусмотренной Перечнем, не представлено.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для включения спорных периодов работы истицы в льготном исчислении, поскольку в соответствии с действующим в спорные периоды времени законодательством должность медицинской сестры, медицинской сестры палатной не относились к числу должностей, работа в которых дает право на льготное исчисление специального стажа.
Возможное периодическое участие медицинской сестры Зиминой О.П. в проведении перевязок больным, наложении гипса не свидетельствует об осуществление истцом трудовой деятельности в иной должности медицинской сестры перевязочной, работа в которой дает право на льготное исчисление (год работы за год и шесть месяцев стажа).
Поскольку на момент обращения с заявлением о назначении пенсии (по состоянию на 28.12.2018) у истицы не имеется необходимого стажа (30 лет) работы, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, спорные периоды работы не включены в спецстаж истицы в льготном исчислении, правовых оснований для назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01 июня 2017 года также не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 56, 194-197 ГПК РФ, суд
решил:
В удовлетворении исковых требований Зиминой Оксаны Павловны к УПФР в г. Воронеже о включении в специальный стаж периодов работы с 01.11.1999 по 31.12.2001 c 01.01.2002 по 11.11.2002, с 12.11.2002 по 10.01.2005, с 13.02.2005 по 31.05.2005, с 26.06.2005 по 09.01.2006, с 04.02.2006 по 31.05.2006, с 01.07.2006 по 07.01.2007, с 07.02.2007 по 13.02.2007, с 21.02.2007 по 01.10.2007, с 17.01.2008 по 18.05.2018 в льготном исчислении 1 год как 1 год 6 месяцев, признании права на досрочное назначение страховой пенсии по старости, назначении досрочной страховой пенсии по старости с 01 июня 2017 года отказать.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Воронежский областной суд через Центральный районный суд в течение одного месяца со дня его принятия судом в окончательной форме.
Судья С.А. Панин
Решение суда изготовлено в окончательной форме 20 января 2021 года.