Дело №12-4/2021
УИД 28RS0№-12
РЕШЕНИЕ
20 мая 2021 г. с. Ромны
Судья Ромненского районного суда Амурской области Ходкевич А.Б.,
при секретаре Кузнецовой А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора ООО "Энергоресурс" Тимошенко С.М. на постановление начальника отдела главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области Чубыкиной Е.И. N28/6-120-20-ИЗ/12-905-И/77-12 от 4 марта 2021 г., вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ,
установил:
Постановлением начальника отдела главного государственного инспектора труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области Чубыкиной Е.И. N28/6-120-20-ИЗ/12-905-И/77-12 от 4 марта 2021 г., юридическое лицо - ООО «Энергоресурс" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 110000 рублей.
Не согласившись с указанным постановлением, директор ООО «Энергоресурс" обратился в Ромненский районный суд с жалобой, в которой указал о том, что считает вынесенное постановление неправомерным в части назначенного размера административного штрафа, в связи с тем, что ООО «Энергоресурс» является субъектом малого и среднего предпринимательства, ранее к административной ответственности за нарушение трудового законодательства не привлекалось, просит снизить размер административного штрафа ниже низшего предела, предусмотренного санкцией ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, до размера не менее половины минимального размера, то есть до 55000 руб.
В своем письменном отзыве начальник отдела главный государственный инспектор труда (по охране труда) Государственной инспекции труда в Амурской области Чубыкина Е.И. просит постановление N28/6-120-20-ИЗ/12-905-И/77-12 от 4 марта 2021 г., оставить без изменения, а жалобу директора ООО "Энергоресурс" Тимошенко С.М. без удовлетворения.
В судебное заседание представитель ООО «Энергоресурс» и начальник отдела - главный государственный инспектор труда по охране труда Государственной инспекции труда в Амурской области и его представитель не явились, в ходатайстве просят рассмотреть дело в их отсутствие. В связи с чем, суд определил рассмотреть жалобу без их участия, извещенных о дате, месте и времени судебного заседания надлежащим образом.
Изучив материалы дела в полном объеме, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с ч. 3 ст. 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.
Согласно п. 8 ч. 1 ст. 30.6 КоАП РФ при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении законность и обоснованность вынесенного постановления проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов.
Согласно ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ допуск работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований или при наличии медицинских противопоказаний, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста десяти тысяч до ста тридцати тысяч рублей.
Согласно п. 9 ч. 2 ст. 212 ТК РФ работодатель обязан обеспечить недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда.
Из материалов дела усматривается, что Государственной инспекцией труда в Амурской области в отношении юридического лица общества с ограниченной ответственностью "Энергоресурс" было проведено расследование несчастного случая со смертельным исходом в период с 12.11.2020 по 12.02.2021, и был составлен протокол об административном правонарушении от 03.03.2021 №-ИЗ/12-884-И/77-12, из которого следует, что В. на основании трудового договора № от ДД.ММ.ГГГГ и приказа о приеме на работу № ЭОООООООО04 от ДД.ММ.ГГГГ состоял в трудовых отношениях с обществом с ограниченной ответственностью «Энергоресурс» с ДД.ММ.ГГГГ в качестве электромонтера. Основной задачей ООО «Энергоресурс» является бесперебойное обеспечение электроэнергией потребителей с. Ромны. В обязанности ООО «Энергоресурс» входит содержание электрохозяйства с. Ромны, а именно: ремонт, установка, демонтаж электроопор и электропроводов.
В связи со строительством ООО «Энергоресурс» новой линии ВЛ-10, возникла необходимость в демонтаже старой линии электропередач, опоры которой располагались, в том числе, вдоль улицы Пионерская с. Ромны Ромненского района. 10.11.2020 работниками ООО «Энергоресурс» был произведен демонтаж электропроводов АС-35 со старой линии, на 11.11.2020 было запланировано начало демонтажа деревянных опор ВЛ-10 старой линии.
Утром 11.11.2020 директором ООО «Энергоресурс» Тимошенко С.М. главному энергетику К. было дано устное задание на начало работ по демонтажу опор. К выполнению данных работ К. была привлечена бригада работников в составе электромонтеров Т. и В. водителя автомобиля ЗИЛ131СКБМ1 П. и рабочего А.
Выполнив работы по демонтажу пяти опор, расположенных на расстоянии 50 метров друг от друга, около 14 часов 30 минут бригада подъехала к очередной опоре на пересечении улиц Пионерская и Шилова. П. Л.М. подогнал автомобиль ЗИЛ131СКБМ1 задней частью к опоре и опустил люльку на землю. ФИО1, надев страховочный пояс, залез в люльку и подал ФИО8 сигнал о подъеме люльки. После подачи сигнала П. поднял В. на высоту около четырех метров и подвел люльку вплотную к опоре. В. закрепил стальной трос к столбу, а карабин, расположенный на конце стального троса, прикрепил к крюку, расположенному на люльке, после чего подал П. команду на подъем стрелы. В этот момент А. и Т. находились по обеим сторонам опоры.
Когда П. поднял стрелу на высоту пяти метров, трос натянулся и произошел его разрыв, в результате чего автомобиль ЗИЛ131СКБМ1 с люлькой качнулись, и, В. не удержавшись, выпал из люльки на тротуар. В. доставили в ГБУЗ АО «Ромненская больница», где он через короткий промежуток времени от полученных травм скончался.
По результатам расследования несчастного случая комиссией Государственной инспекции труда в Амурской области составлен акт от 12.02.2021, в котором указаны выявленные нарушения обязательных требований: в нарушение требований ст.ст. 212, 225 ТК РФ, Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организации, утверждённого постановлением Минтруда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №, обучение по охране труда и проверка знаний требований охраны труда В. проведены не были. В нарушение требований ст. ст. 76, 212, 213 ТК РФ В. был допущен к выполнению работ без обязательного предварительного медицинского осмотра. Периодические медицинские осмотры в процессе трудовой деятельности В. также не проводились.
В соответствии с п. 88 Типовых норм бесплатной выдачи специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты работником организаций электроэнергетической промышленности, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, утверждённых приказом министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 25.04.2011 № 340н электромонтеру по ремонту воздушных линий электропередачи должны быть выданы: костюм или комбинезон для защиты от общепроизводственных загрязнений и механических воздействий, бельё нательное х/б, ботинки кожаные с защитным подноском или сапоги кожаные с защитным подноском, каска защитная, подшлемник, дополнительно: дежурные боты или галоши диэлектрические, дежурные перчатки диэлектрические, перчатки с полимерным покрытием, дежурный фартук из полимерных материалов, дежурные нарукавники, очки защитные, наушники противошумные или вкладыши противошумные, дежурная страховочная или удерживающая привязь (пояс предохранительный); на наружных работах зимой дополнительно: костюм на утепляющей прокладке, подшлемник под каску утепленный, ботинки кожаные утепленные с защитным подноском или сапоги кожаные утепленные с защитным подноском, валенки с резиновым низом, шапка шерстяная, перчатки с полимерным покрытием морозостойкие с утепляющими вкладышами. В ООО «Энергоресурс» личные карточки учёта выдачи работникам средств индивидуальной защиты не ведутся.
В нарушение требований ст. 212 Трудового кодекса РФ и федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», специальной оценки условий труда на рабочем месте электромонтера не проведена. С утвержденной инструкцией по охране труда для электромонтеров по эксплуатации распределительных сетей В. не ознакомлен.
Согласно п. 38.1 Правил по охране труда при эксплуатации электроустановок, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2013 г. №328н: работы по замене элементов опор, монтажу и демонтажу опор и проводов, замене гирлянд изоляторов ВЛ должны выполняться по технологической карте или ППР; однако в ООО «Энергоресурс» отсутствует технологическая карта или ППР на производство работ по демонтажу опор.
Вина юридического лица ООО «Энергоресурс» в совершении административного правонарушения подтверждена совокупностью исследованных в судебном заседании доказательств, в том числе актом расследования несчастного случая со смертельным исходом от 12.02.2021, актом № 1 о несчастном случае на производстве от 12.02.2021, протоколом об административном правонарушении от 03.03.2021 и другими материалами дела.
Достоверность и допустимость исследованных доказательств сомнений не вызывает. Обстоятельства, подлежащие выяснению по делу об административном правонарушении, установлены в полном объеме.
Таким образом, прихожу к выводу о наличии в действиях ООО «Энергоресурс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Срок давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 4.5 КоАП РФ на момент привлечения к административной ответственности юридического лица не истек.
Вместе с тем, судья полагает возможным применить по настоящему делу положения п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ.
В соответствии с ч. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II КоАП РФ.
Руководствуясь вышеизложенным и принимая во внимание обстоятельства, связанные с характером совершенного административного правонарушения, отсутствием обстоятельств, отягчающих административную ответственность, совершением административного правонарушения ООО "Энергоресурс" впервые, принимая во внимание пояснения представителя юридического лица в судебном заседании о наличии исключительных обстоятельств, связанных с финансовым положением юридического лица, судья полагает возможным снизить размер административного штрафа до суммы 55 000 руб., что будет соответствовать задачам законодательства об административных правонарушениях - защите законных экономических интересов юридических и физических лиц, общества и государства, установленным в ст. 1.2 КоАП РФ, а также критериям соразмерности и справедливости совершенному административному правонарушению.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях,
решил:
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ (░░ ░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. N28/6-120-20-░░/12-905-░/77-12 ░░ 4 ░░░░░ 2021 ░., ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░. 3 ░░. 5.27.1 ░░░░ ░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ – ░░░ «░░░░░░░░░░░░» ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░, ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ 110 000 ░░░. ░░ 55 000 ░░░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ 30 ░░░░ ░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░