Копия
Дело №2а-377/21 (2а-6461/20)
УИД 63RS0045-01-2020-008024-67
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
22 января 2021г. Промышленный районный суд г. Самары в составе:
Председательствующего судьи Нуждиной Н.Г.,
при секретаре Головинской М.В.,
с участием представителя административного истца Шишкина Е.А., действующего на основании нотариальной доверенности и ордера адвоката № № от ДД.ММ.ГГГГ г.,
представителя административного ответчика Кротова М.И., действующего на основании доверенности, диплома о высшем юридическом образовании,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-379/21 (2а-6463/20) по административному исковому заявлению Ватенмахера Игоря Борисовича к Призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара, Военному комиссариату Самарской области опризнании бездействия незаконным,
установил:
Административный истецВатенмахер И.Б. обратился в суд с вышеуказанным иском, в обосновании своих требований указав следующие обстоятельства. Ватенмахер И.Б., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, ДД.ММ.ГГГГ года комиссией по постановке граждан на воинский учёт Промышленного района г. Самары получил удостоверение гражданина, подлежащего призыву на военную службу серии № № №
ДД.ММ.ГГГГ года согласно данному удостоверению истец был принят на воинский учёт Комиссариатом Промышленного района г. Самара.
Решением начальника органа внутренних дел, имеющего права назначения на должность, от ДД.ММ.ГГГГ года истец был направлен для поступления на очное отделение Самарского юридического института ФСИН России.
ДД.ММ.ГГГГ года между истцом и Главным управлением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области был заключен Контракт о службе в государственной противопожарной службе Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациями и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Согласно протоколу № № от ДД.ММ.ГГГГ года Военного комиссариата Промышленного района г. Самары Самарской области, истцу было предписано явиться не позднее ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно протоколу № ДД.ММ.ГГГГ от ДД.ММ.ГГГГ года истцу был выдан диплом Федерального казенного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Самарский юридический институт Федеральной службы исполнения наказаний».
Согласно протоколу № № ДД.ММ.ГГГГ года военного комиссариата Советского района г. Самары Самарской области на основании пп. «з» п. 1 ст. 24 ФЗ № 53-ФЗ от 28 марта 1998 года «О воинской обязанности и военной службе» была дана отсрочка от прохождения военной службы до ДД.ММ.ГГГГ года.
Согласно справке главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ года, истец с ДД.ММ.ГГГГ года по настоящее время проходит службу в государственной противопожарной службе МЧС России.
Решением Промышленного районного суда по административному делу № № признано незаконным и отменено решение призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара, оформленное протоколом № № от ДД.ММ.ГГГГ года.
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ года. В настоящее время оно вступило в законную силу
На основании ч. 1 ст. 25 ФЗ № 53 «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря.
Истец, обратился к ответчику с заявлением от ДД.ММ.ГГГГ года о повторном рассмотрении на призывной комиссии.
Истец путем получения почтовой корреспонденции получил ответ от Ответчика от ДД.ММ.ГГГГ года, из которого следует, что Истец будет приглашен на призывную комиссию по окончанию всех процессуальных действий.
В настоящий момент на дату подачи настоящего административного искового заявления рассмотрена крайняя частная жалоба ответчика Самарским областным судом (ДД.ММ.ГГГГ года), о восстановлении пропущенного срока на обжалование, и ответчик не пригласил Истца на призывную комиссию.
Истец считает действия ответчика неправомерными, незаконными, направленными на затягивание процесса, (призывная комиссии согласно ст. 25 ФЗ № 53 прекращает работу 31 декабря), на неисполнении решения суда вступившего в законную силу, нарушающими права истца.
На основании изложенного, административный истец просил признать действия/бездействия, направленные на затягивание созыва призывной комиссии по рассмотрению заявления от ДД.ММ.ГГГГ года незаконными.
В ходе рассмотрения дела, административный истец уточнял исковые требования, просил признать действие (бездействие) ответчика, выраженное в ответе от ДД.ММ.ГГГГ г. на заявление истца от ДД.ММ.ГГГГ г. незаконным.
В настоящее судебное заседание административный истец Ватенмахер И.Б. не явился, о дате и времени слушания дела извещен надлежащим образом, поручил представлять свои интересы в суде представителю по доверенности и ордеру - Шишкину Е.А., который в судебном заседании исковые требования уточнил в протокольной форме, и просил признать незаконным бездействие административного ответчика в период с ДД.ММ.ГГГГ г., когда был дан ответ ответчика на обращение истца, и до подачи настоящего иска в суд – ДД.ММ.ГГГГ г. Заявленные требования, с учетом их уточнений поддержал, дал пояснения аналогичные иску, которые просил удовлетворить.
Представитель административных ответчиковПризывной комиссии Промышленного внутригородского района г. Самара, Военного комиссариата Самарской области – Кротов М.И., действующий на основании доверенностей, с предъявлением диплома о высшем юридическом образовании, в судебном заседании возражал против заявленных административным истцом требований, просил отказать в их удовлетворении, ссылаясь на следующее. Административный ответчик не был приглашен на призывную комиссию в период времени с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. в связи с тем, что в Военном комиссариате Промышленного внутригородского района г.о. Самара действовали ограничительные меры по приему граждан, в связи с распространением коронавирусной инфекции. В период с ДД.ММ.ГГГГ г. по ДД.ММ.ГГГГ г. на призывную комиссию приглашались исключительно граждане, подлежащие призыву на военную службу. Для остальных лиц были установлены резервные даты – ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ г. В установленный резервный день, ДД.ММ.ГГГГ г.,т.е. в период работы призывной комиссии, административный ответчик был приглашен на призывную комиссию, в связи с чем,полагает, что срок на рассмотрение заявления Ватенмахера И.Б. Призывной комиссией Промышленного внутригородского района г. Самара не нарушен.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со статьей 46 (частями 1 и 2) Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 КАС РФ, предоставляет гражданину, организации, иным лицам право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
При отсутствии указанной выше совокупности условий для признания оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Согласно ч. 1 ст. 26 закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
На основании ч.1 ст. 25 Закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 15 июля и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.
Как следует из ч.1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:о призыве на военную службу;о направлении на альтернативную гражданскую службу;о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;об освобождении от призыва на военную службу;о зачислении в запас;об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с ч. 7 ст. 28названного Закона, решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд.
Согласно п. 4 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663в целях реализации задач по проведению призыва на военную службу военный комиссар муниципального образования (муниципальных образований) :разрабатывает и согласовывает с главой местной администрации план проведения призыва на военную службу (п. «а»).
Вручение повесток призывникам производится под расписку работниками военных комиссариатов муниципальных образований (органов местного самоуправления поселений и органов местного самоуправления городских округов на территориях, на которых отсутствуют военные комиссариаты муниципальных образований) или по месту работы (учебы) призывника руководителями, другими должностными лицами (работниками) организаций, как правило, не позднее чем за 3 дня до срока, указанного в повестке. Оповещение призывников осуществляется на протяжении всего периода подготовки и проведения мероприятий, связанных с призывом на военную службу. Вызову на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии подлежат все призывники, кроме имеющих отсрочку от призыва (п.7 Положения).
На основании п.8 «Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 после принятия решения о создании призывной комиссии ее председатель совместно с военным комиссаром муниципального образования (муниципальных образований) составляет график работы призывной комиссии, на основании которого в военном комиссариате муниципального образования (муниципальных образований) разрабатываются именные списки призывников по дням их явки на заседание призывной комиссии.
Согласно ст. 17 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 - при наличии оснований, предусмотренных ФЗ-53 от 28.03.1998 "О воинской обязанности и военной службе" и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
В соответствии со ст. 18 Положения контроль за наличием у призывника оснований для освобождения от призыва на военную службу или для отсрочки от призыва на военную службу возлагается на военного комиссара, а за прохождением призывником назначенного ему медицинского обследования, лечения и повторного медицинского освидетельствования - на военный комиссариат и соответствующие медицинские организации.
Указом Президента РФ от 30.09.2020 N 581 "О призыве в октябре - декабре 2020 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" постановлено осуществить с 1 октября по 31 декабря 2020 г. призыв на военную службу граждан Российской Федерации в возрасте от 18 до 27 лет, не пребывающих в запасе и подлежащих в соответствии с Федеральным законом от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" призыву на военную службу, в количестве 128 000 человек.
В судебном заседании установлено, что Ватенмахер И.Б. с ДД.ММ.ГГГГ г., на основании личного заявления лица, подлежащего призыву, поставлен на воинский учет в военном комиссариате Промышленного района г. Самары.
Решением, оформленным протоколом №№ от ДД.ММ.ГГГГ., призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара, гр. Ватенмахер И. Б. признан не прошедшим военную службу по призыву, зачислен в запас с выдачей справки № (взамен военного билета).
Ватенмахер И. Б. не согласился с указанным решением призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара, и обратился в Промышленный районный суд г. Самарыс административнымискомо признании указанного решения административного ответчика незаконным и его отмене.
Указанные обстоятельства установлены вступившим в законную силу решением Промышленного районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ
Названным решением требования Ватенмахера И.Б. удовлетворены, решение призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара, оформленное протоколом №№ от ДД.ММ.ГГГГ., о признании Ватенмахера Игоря Борисовича не прошедшим военную службу по призыву, признано незаконным и отменено. За Ватенмахером И.Б. признано право на предоставление отсрочки от прохождения военной службы в соответствии п.п. «з» п.1 ст. 24 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе». Решение вступило в законную силу ДД.ММ.ГГГГ
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ г. административный истец обратился к административному ответчику Призывной комиссии Промышленного внутригородского района г. Самара с заявлением о повторном рассмотрении вопроса о выдаче Ватенмахеру И.Б. военного билета.
В ответ на указанное обращение, Военный комиссариат Промышленного района г. Самара сообщил, что Призывная комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара принять решение о выдаче административному истцу военного билета не может, так как была подана частная жалоба от ДД.ММ.ГГГГ г. в Самарский областной суд, через Промышленный районным суд г. Самара, о несогласии свынесенным определением Промышленного районного суда г. Самара об отказе в восстановлении срока на подачу апелляционной жалобы. Разъяснено, что по окончании всех процессуальных действий Ватенмахер И.Б. будет приглашен на заседание призывной комиссии для принятия в отношении него решения.
Судом установлено, что на основании приказа Военного комиссара Самарской области «О мерах по недопущению заноса и распространения острых респираторных вирусных инфекций, гриппа и новой коронавирусной инфекции в границах ответственности военного комиссариата Самарской области» от 12.10.2020 г. №182 и приказа Военного комиссара Промышленного района г. Самара Самарской области от 14.10.2020 г. №122 «О внесении изменений в приказ военного комиссара Промышленного районагорода Самара Самарской области от 21.09.2020 г. №108 «О мерах по сдерживанию распространения коронавирусной инфекции в период призыва граждан на военную службу осенью 2020 года в военном комиссариате Промышленного района города Самара Самарской области», с 09.10.2020 г. установлен временный (особый) регламент служебного времени (распорядок дня) в военных комиссариатах Самарской области, установлен жесткий пропускной режим. Призыв граждан на военную службу приказано организоватьс учетом выполнения требований профилактических мероприятий.Личный прием граждан и допуск посетителей, за исключением привлекаемых специалистов и граждан, подлежащих призыву, запрещены.
Из материалов дела следует, что с учетом введенных ограничительных мер, Военным комиссаром Промышленного района г. Самара Самарской области был утвержден график работы призывной комиссии Промышленного района осенью 2020 г. призыва граждан на военную службу, согласно которого, утверждено ежедневное количество вызываемых граждан, призываемых на военную службу в октябре-декабре 2020 г., в соответствии с планом отправки на сборный пункт Самарской области, а также, установлены резервные дни - ДД.ММ.ГГГГ г. и ДД.ММ.ГГГГ г. для вызова граждан, имеющих право освобождения от призыва на военную службу или от исполнения воинской обязанности, или о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, а также граждане, принадлежащие призыву на военную службу.
Материалами дела установлено, и стороной административного истца не оспаривалось, что ДД.ММ.ГГГГ г. Военный комиссариат Промышленного района г. Самара направил Ватенмахеру И.Б. письмо о необходимости прибыть на призывную комиссию ДД.ММ.ГГГГ г. к 10.00 часам, на основании его заявления от ДД.ММ.ГГГГ
Административный истец на заседание призывной комиссии явился, и согласно выписке из протокола № № от ДД.ММ.ГГГГ г., принято следующее решение: Ватенмахер И.Б. признан не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п.п. 1.1 п.1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ).
Указанное решение предметом настоящего административного иска не является.
Принимая во внимание, что по смыслу Закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ и Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 г. N 663 заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ г. подлежало рассмотрению в период работы призывной комиссии, учитывая, что Ватенмахер И.Б. был вызван на призывную комиссию в период действия осенней призывной комиссии 2020 г. (с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ г.) – ДД.ММ.ГГГГ г., вопрос в отношении него разрешен принятием решения, оформленным протоколом № № от ДД.ММ.ГГГГ г., суд не усматривает в действиях административного ответчика Призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара нарушения прав административного истца Ватенмахера И.Б.
Фактически, административный истец обжалует бездействие призывной комиссии, которое выражается в том, что после подачи обращения Ватенмахера И.Б. от ДД.ММ.ГГГГ г., его на призывную комиссию не вызывали и никакого решения в отношении него не принимали. Однако, с учетом вышеизложенного, бездействия административного ответчика не установлено.
Не свидетельствует о бездействии административного ответчика то обстоятельство, что Ватенмахер И.Б. был приглашен на призывную комиссии и по нему принято решение только после подачи административного иска в суд, поскольку, вызван истец был в период работы призывной комиссии, принято решение, предусмотренное ч.1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ.
При таких обстоятельствах, для разрешения настоящего спора, не имеют правового значения доводы, изложенные в письменном ответе административного ответчика от ДД.ММ.ГГГГ г. на заявление административного истца от ДД.ММ.ГГГГ г. Ответ направлен административному истцу в установленные законом сроки, отказа в вызове на призывную комиссии и рассмотрении заявления ответ не содержит, административному истцу разъяснено, что он будет позже приглашен на заседание призывной комиссии.
Анализируя собранные по делу доказательства в их совокупности, учитывая, что вызов административного истца на призывную комиссию для принятия в отношении него решения в соответствии с ч.1 ст. 28 Закона "О воинской обязанности и военной службе" от 28.03.1998 года N 53-ФЗ состоялся в период работы осенней призывной комиссии, суд приходит к выводу о том, что административное исковое заявление Ватенмахера И.Б. к Призывной комиссии Промышленного внутригородского района г. Самара, Военному комиссариату Самарской области удовлетворениюне подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 175-180 КАС РФ, суд
решил:
В удовлетворении административного искового заявленияВатенмахера Игоря Борисовича к Призывной комиссии Промышленного внутригородского района г.о. Самара, Военному комиссариату Самарской области о признании бездействия незаконным –отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Промышленный районный суд г. Самары в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение суда изготовлено 08.02.2021 г.
Председательствующий: подпись Нуждина Н.Г.
Копия верна. Судья: Секретарь
Подлинный документ подшит к материалам административного дела №2а-377/21 (2а-6461/20) УИД 63RS0045-01-2020-008024-67 Промышленного районного суда г. Самары.