Судебный акт #1 (Решение) по делу № 12-53/2021 от 20.10.2021

Дело

УИД:

Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

ДД.ММ.ГГГГ                                                         <адрес>

Селемджинский районный суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Комаровой Н.Г.,

при секретаре Муратовой Е.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Россыпи» на постановление государственного инспектора Мазановского и Селемджинского районов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее-КоАП РФ), в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Россыпи»,

У С Т А Н О В И Л :

Постановлением государственного инспектора Мазановского и Селемджинского районов по пожарному надзору от ДД.ММ.ГГГГ юридическое лицо Общество с ограниченной ответственностью «Россыпи» (далее - ООО «Россыпи») признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 150.000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, ООО «Россыпи» обратилось в суд с жалобой, в которой ссылается на имеющиеся, по его мнению, правовые основания для прекращения производства по делу об административном правонарушении в связи с малозначительностью на основании ст. 2.9 КоАП РФ; также полагает, что имеются правовые основания для замены наказания на предупреждение, поскольку административное правонарушение, предусмотренное ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, Обществом совершено впервые, отсутствует причинение вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, отсутствует имущественный ущерб, Общество отнесено к категории микропредприятий.

Кроме того, заявитель не соглашается с размером применённого наказания в виде штрафа в сумме 150.000 руб., обосновывая тем, что назначение штрафа является высоко обременительным для юридического лица, что может повлечь к избыточному ограничению имущественных прав и интересов Общества, и в такой ситуации не будет отвечать целям административной ответственности; просит учесть отсутствие отягчающих административную ответственность обстоятельств, характер и последствия совершённого административного правонарушения, степень вины привлечённого к административной ответственности юридического лица, его имущественное и финансовое положение, и уменьшить сумму штрафа до 75.000 руб.

Законный представитель юридического лица ООО «Россыпи» в судебное заседание не явился, при этом указанное юридическое лицо о месте и времени рассмотрения дела уведомлено установленным образом, законный представитель юридического лица ООО «Россыпи» генеральный директор Манукян П.П. ходатайствовал о рассмотрении жалобы в отсутствии представителя Общества.

Должностное лицо, вынесшее обжалуемое постановление, представитель прокуратуры Селемджинского района в судебное заседание не явились, просили рассмотреть дело в их отсутствии.

Располагая сведениями о надлежащем извещении сторон о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, суд, руководствуясь п. 4 ч. 1 ст. 29.7, ч. 2 и ч. 3 ст. 25.1 КоАП РФ, определил рассмотреть дело в отсутствии неявившихся лиц.

Проверив настоящее дело об административном правонарушении, суд приходит к следующим выводам.

В силу ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объёме.

Отношения в области обеспечения пожарной безопасности регулируются помимо Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», также Федеральным законом от 22 июля 2008 года № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», и иными, принимаемыми в соответствии с названными Федеральными законами нормативными правовыми актами.

Законодательство Российской Федерации о пожарной безопасности основывается на Конституции Российской Федерации и включает в себя настоящий Федеральный закон, принимаемые в соответствии с ним федеральные законы и иные нормативные правовые акты, а также законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы пожарной безопасности. Законодательство субъектов Российской Федерации не действует в части, устанавливающей более низкие, чем настоящий Федеральный закон, требования пожарной безопасности (ст. 2 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69 «О пожарной безопасности»).

В силу ст. 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» к нормативным документам по пожарной безопасности относятся стандарты, нормы и правила пожарной безопасности, инструкции и иные документы, содержащие требования пожарной безопасности.

Техническое регулирование в области пожарной безопасности осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании в области пожарной безопасности (абз. 4 ст. 20 названного федерального закона).

Федеральный закон «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» определяет основные положения технического регулирования в области пожарной безопасности и устанавливает общие требования пожарной безопасности к объектам защиты (продукции), в том числе к зданиям и сооружениям, производственным объектам, пожарно-технической продукции и продукции общего назначения (ч. 1 ст. 1).

Согласно частям 1, 3 ст. 5 этого Федерального закона каждый объект защиты должен иметь систему обеспечения пожарной безопасности. Система обеспечения пожарной безопасности объекта защиты включает в себя систему предотвращения пожара, систему противопожарной защиты, комплекс организационно-технических мероприятий по обеспечению пожарной безопасности.

Требования пожарной безопасности установлены в Правилах противопожарного режима в Российской Федерации, утверждённых постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года № 1479 (далее - Правила).

Правообладатели земельных участков (собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков), расположенных в границах населённых пунктов и на территориях общего пользования вне границ населённых пунктов, и правообладатели территорий ведения гражданами садоводства или огородничества для собственных нужд (далее - территории садоводства или огородничества) обязаны производить своевременную уборку мусора, сухой растительности и покос травы. Границы уборки указанных территорий определяются границами земельного участка на основании кадастрового или межевого плана (п. 67 Правил).

Согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации обвалования вокруг резервуаров с нефтью и нефтепродуктами, легковоспламеняющимися и горючими жидкостями, а также переезды через обвалования должны находиться в исправном состоянии (п. 296); запрещается на складах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей наличие деревьев, кустарников и сухой растительности внутри обвалований (п.п. «в» п. 297); на складах легковоспламеняющихся и горючих жидкостей хранить жидкости разрешается только в исправной таре. Пролитая жидкость должна немедленно убираться (п.п. «г» п. 298); запрещается разливать нефтепродукты, легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, а также хранить упаковочный материал и тару непосредственно в хранилищах и на обвалованных площадках (п.п. «д» п. 298).

В соответствии с п. 410 Правил производственные и (или) складские здания предприятий (организаций), не оборудованные внутренним противопожарным водопроводом или автоматическими установками пожаротушения (за исключением зданий, оборудовать которые установками пожаротушения и внутренним противопожарным водопроводом не требуется), помещения и площадки предприятий (организаций) по первичной переработке сельскохозяйственных культур, помещения различного назначения, в которых проводятся огневые работы, а также территории предприятий (организаций), не имеющих источников наружного противопожарного водоснабжения, или наружные технологические установки предприятий (организаций), удаленные на расстояние более 100 м от источников наружного противопожарного водоснабжения, должны оборудоваться пожарными щитами.

Необходимое количество пожарных щитов и их тип определяются в зависимости от категории помещений, зданий (сооружений) и наружных технологических установок по взрывопожарной и пожарной опасности. Нормы оснащения зданий, сооружений, строений и территорий пожарными щитами приводятся согласно приложению .

Пожарные щиты комплектуются немеханизированным пожарным инструментом и инвентарем. Нормы комплектации пожарных щитов немеханизированным инструментом и инвентарем приводятся согласно приложению .

Согласно п. 9.5 СНиП 2.11.03-09 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» склады нефти и нефтепродуктов должны быть оборудованы электрической пожарной сигнализацией с ручными пожарными извещателями, при расстановке которых следует учитывать требования СНиП 2.04.09-84. Ручные извещатели пожарной сигнализации на территории склада следует предусматривать: для зданий категорий А, Б и В - снаружи зданий, у входов и по периметру на расстояние не более чем через 50 м; для резервуарных парков и открытых площадок хранения нефтепродуктов в таре - по периметру обвалования (ограждающей стенки) не более чем через 150 м при хранении нефтепродуктов с температурой вспышки выше 120 °С и не более 100 м для остальных нефтепродуктов; на сливоналивных эстакадах - у торцов эстакады и по её длине не реже чем через 100 м, но не менее двух (у лестниц для обслуживания эстакад); на наружных технологических установках с взрыво- и пожароопасными производствами – по периметру установки не более чем через 100 м. Ручные пожарные извещатели следует устанавливать на расстоянии не более 5 м от обвалования парка или границы наружной установки.

Пунктами 8, 9 Приложения СНиП 2.11.03-09 «Склады нефти и нефтепродуктов. Противопожарные нормы» предусмотрено, что количество пеногенераторов следует принимать по расчёту. Расчётное число пеногенераторов определяется исходя из расчётного расхода раствора пенообразователя, по средней производительности применяемого пеногенератора и округляется в большую сторону. На резервуаре должно быть не менее двух пеногенераторов. Пеногенераторы должны быть установлены равномерно по периметру резервуара. На резервуарах с плавающей крышей расстояние по периметру резервуара между пеногенераторами (пеносливами) следует принимать не более 25 м.

Запас пенообразователя и воды на приготовление его раствора (расход раствора на один пожар) рассчитывается исходя из того количества раствора пенообразователя, которое необходимо на расчётное время тушения при максимальной производительности принятых к установке пеногенераторов. Нормативный запас пенообразователя и воды на приготовление его раствора, необходимый для хранения, следует принимать из условия обеспечения трёхкратного расхода раствора на один пожар (при наполненных растворопроводах стационарных установок пожаротушения). Для стационарных установок пожаротушения с сухими растворопроводами следует учитывать потребность в дополнительном количестве раствора пенообразователя для первоначального наполнения сухих растворопроводов.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Селемджинского района Амурской области в соответствии с решением заместителя прокурора Селемджинского района Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ совместно с ОНДПР по Мазановскому и Селемджинскому районам УНПР ГУ МЧС России по Амурской области была проведена проверка исполнения ООО «Россыпи» федерального законодательства на опасном производственном объекте - производственном комплексе по хранению нефтепродуктов ООО «Россыпи», расположенном по адресу: <адрес>.

В результате указанной проверки должностными лицами надзорных органов установлены нарушения ООО «Россыпи» требований пожарной безопасности на производственном комплексе по хранению нефтепродуктов, а именно: обвалования вокруг резервуаров для хранения нефтепродуктов, легковоспламеняющихся и горючих жидкостей находятся в неудовлетворительном состоянии; не обеспечивается очистка вокруг резервуаров для хранения нефтепродуктов внутри обвалований от кустарников и сухой растительности; на территории площадки нефтебазы не обеспечена уборка пролитых горючих легковоспламеняющихся жидкостей; на территории нефтебазы и на обвалочных площадках хранятся использованные металлические бочки с отходами нефтепродуктов; мероприятия, направленные на очистку территории нефтебазы от горючего мусора, сухой травы, реализовываются не в полной мере; на территории склада нефтепродуктов по периметру обвалований резервуарных парков отсутствуют ручные пожарные извещатели; на территории склада нефтепродуктов помещение охраны не оборудовано автоматической пожарной сигнализацией; отсутствует расчёт потребности огнетушащих веществ (пенообразователя, воды); отсутствует запас пенообразователя на складе нефтепродуктов; пожарные щиты на территории склада нефтепродуктов не соответствуют нормам комплектации пожарным инструментом и инвентарем.

Выявленные нарушения явились основанием для привлечения ООО «Россыпи» к административной ответственности по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ за нарушение требований пожарной безопасности.

Административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ наступает за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 6, 6.1 и 7 настоящей статьи, влечёт предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трёх тысяч рублей; на должностных лиц - от шести тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот тысяч рублей.

Законность действий уполномоченных должностных лиц государственных надзорных органов при проведении проверки, соблюдение прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, а также наличие и характер нарушений, указанных в акте и обжалуемом постановлении, вина ООО «Россыпи» в их допущении заявителем не оспаривается.

Факт совершения административного правонарушения подтверждается собранными по делу доказательствами, а именно: постановлением и.о. заместителя прокурора Селемджинского района от ДД.ММ.ГГГГ о возбуждении в отношении ООО «Россыпи» дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ; актом проверки соблюдения требований федерального законодательства на опасном производственном объекте от ДД.ММ.ГГГГ и фототаблицей к нему; и иными материалами дела, которые правильно оценены должностным лицом в совокупности с другими материалами дела об административном правонарушении по правилам ст. 26.11 КоАП РФ с точки зрения их относимости, допустимости, достоверности и достаточности.

Выше указанные доказательства не вызывают сомнений в своей относимости и достоверности, поскольку они направлены на установление значимых для дела обстоятельств, последовательны, согласуются между собой, кроме того, данные доказательства являются допустимыми по делу, так как они добыты в результате надзорных мероприятий, законность которых подтверждается исследованными в судебном заседании материалами дела об административном правонарушении.

Таким образом, с учётом анализа имеющихся в деле письменных доказательств, суд приходит к выводу о том, что их совокупность обоснованно принята во внимание должностным лицом при установлении вины юридического лица ООО «Россыпи» в совершённом правонарушении, а действия юридического лица верно квалифицированы по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

При исследовании доказательств должностным лицом не установлено исключительных обстоятельств, которые бы препятствовали ООО «Россыпи» соблюсти Правила противопожарного режима.

При проверке обжалуемого постановления суд приходит к выводу о том, что у ООО «Россыпи» имелась возможность для соблюдения правил пожарной безопасности, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность по ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, однако не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Объективных данных, опровергающих выводы юридического лица о том, что ООО «Россыпи» соблюдены Правила противопожарного режима на опасном производственном объекте - производственном комплексе по хранению нефтепродуктов, заявителем в жалобе не приводится.

Постановление о привлечении ООО «Россыпи» к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного ст. 4.5 КоАП РФ, для данной категории дел.

Исходя из характера и степени потенциальной опасности, а также обстоятельств совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, оснований для признания вменяемого ООО «Россыпи» деяния малозначительным и освобождения его от административной ответственности на основании ст. 2.9 названного Кодекса, вопреки доводам жалобы, не имеется.

Административное наказание назначено ООО «Россыпи» в минимальном размере санкции ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ.

Оснований для снижения размера штрафа, назначенного ООО «Россыпи» в качестве административного наказания, судом не усматривается в силу следующего.

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 515-ФЗ «О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года № 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.

Согласно п. 3.2 ст. 4.1 КоАП РФ при наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.

Пунктом 3.3 ст. 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания в соответствии с ч. 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса.

Таким образом, снижение административного штрафа допускается только при наличии исключительных обстоятельств, в том числе, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями. Вместе с тем, состав данного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, формальный и не предусматривает последствий в качестве обязательного признака объективной стороны. При этом из материалов дела усматривается, что юридическое лицо совершило правонарушение, посягающее на общественный порядок и общественную безопасность.

Само по себе отнесение ООО «Россыпи» к субъектам малого или среднего предпринимательства, с учётом характера и степени потенциальной опасности вменяемого административного правонарушения, не является безусловным основанием для замены штрафа предупреждением или его снижения ниже низшего предела.

Ссылка заявителя о том, что назначение штрафа в размере 150.000 руб. является высоко обременительным для юридического лица без предоставления достаточных сведений о доходах Общества либо иных сведений об имущественном и финансовом состоянии юридического лица, не позволяет сделать однозначный вывод об исключительных обстоятельствах имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности юридического лица.

Таким образом, с учётом конкретных обстоятельств дела об административном правонарушении, каких-либо оснований для снижения Обществу размера административного штрафа либо замены штрафа предупреждением, в судебном заседании не установлено.

В силу изложенного, суд приходит к выводу, что административное наказание назначено ООО «Россыпи» в размере, предусмотренном санкцией ч. 1 ст. 20.4 КоАП РФ, при этом размер наказания, с учётом всех обстоятельств по делу, является справедливым.

Принимая во внимание выше установленные обстоятельства в их совокупности, учитывая, что нарушений процессуальных требований при производстве по делу, влекущих отмену обжалуемого постановления, а также изменение постановления в части назначенного административного наказания, административным органом не допущено, оснований для удовлетворения доводов жалобы не имеется.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд

Р Е Ш И Л:

Постановление государственного инспектора по пожарному надзору ОНДПР по Мазановскому и Селемджинскому районам УНПР ГУ МЧС России по Амурской области от ДД.ММ.ГГГГ, вынесенное по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «Россыпи»» - оставить без изменения, а жалобу ООО «Россыпи» – без удовлетворения.

На решение может быть подана жалоба в соответствии с требованиями главы 30 КоАП РФ.

Судья Селемджинского районного суда                             Н.Г. Комарова

12-53/2021

Категория:
Административные
Статус:
Оставлено без изменения
Ответчики
ООО РОССЫПИ
Суд
Селемджинский районный суд Амурской области
Судья
Комарова Наталья Геннадьевна
Статьи

ст.20.4 ч.1 КоАП РФ

Дело на странице суда
selemdginskiy--amr.sudrf.ru
20.10.2021Материалы переданы в производство судье
22.10.2021Истребованы материалы
25.10.2021Поступили истребованные материалы
18.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Судебное заседание
24.11.2021Направление копии решения (определения) в соотв. с чч. 2, 2.1, 2.2 ст. 30.8 КоАП РФ
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее