РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 марта 2015 года г.Ханты-Мансийск
Тюменская область
Ханты-Мансийский районный суд ХМАО – Югры Тюменской области в составе председательствующего судьи Литвиновой А.А.,
при секретаре Гусевой А.М.
с участием заявителя, представителя Департамента градостроительства и архитектуры Администрации г. Ханты-Мансийска ФИО1 ФИО5, действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ханты-Мансийского районного суда гражданское дело № 2-1337/2015 по заявлению ФИО2 о признании незаконным решения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города ФИО1 об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес>, об обязании выдать разрешение на строительство жилого дома,
УСТАНОВИЛ:
Заявитель обратилась в суд с требованием о признании решения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> незаконным, об обязании выдать разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес>.
Требования мотивированы тем, что заявитель является собственником земельного участка по адресу: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ Департаментом градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска ФИО2 отказано в выдаче разрешения на строительство жилого дома в связи с несоответствием схемы планировочной организации земельного участка требованиям градостроительного плана. Земельный участок заявителя находится в зоне общественного назначения, в которой не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов. Обжалуемое решение считает незаконным, нарушающим его законное право на владение по своему усмотрению. При разработке градостроительного регламента земельного участка заявителя не было учтено предыдущее целевое назначение указанного земельного участка и его фактическое использование.
В судебном заседании заявитель требования подержал в полном объеме, просил суд их удовлетворить.
Представитель Департамента градостроительства и архитектуры администрации г.Ханты-Мансийска заявленные требования не признает, считает отказ в выдаче разрешения на строительство законным и обоснованным, поскольку согласно правилам землепользования и застройки, утв. Решением № от ДД.ММ.ГГГГ Думы города, земельный участок по <адрес> находится в зоне общественного назначения, в которой не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.
Заслушав пояснения заявителя, представителя заинтересованного лица, исследовав и проанализировав письменные материалы дела, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований по следующим основаниям.
Материалами дела установлено, что ФИО2 является собственником земельного участка, категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: под объектом недвижимого имущества – одноквартирного жилого дома, общей площадью 589 кв.м., кадастровый номер №, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ года.
Право собственности ФИО2 на указанный участок возникло на основании договора купли-продажи (купчая) земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ
В соответствии с Положением о Департаменте градостроительства и архитектуры администрации города Ханты-Мансийска, утвержденного решением Думы города Ханты-Мансийска от 21 июня 2011 года №70, Департамент градостроительства и архитектуры администрации города ФИО1 выдает разрешения на строительство, разрешения на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства расположенных на территории муниципального образования.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 обратился в Департамент градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска с заявлением о выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на земельном участке по адресу: <адрес>.
Письмом Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска от ДД.ММ.ГГГГ № № ФИО2 отказано в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома на данном земельном участке на основании п. 13 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ: схема планировочной организации земельного участка, приложенная к заявлению, не соответствует требованиям градостроительного плана земельного участка. Согласно Правилам землепользования и застройки г. Ханты-Мансийска, утвержденным Решением № 590 от ДД.ММ.ГГГГ Думы города, земельный участок по адресу: <адрес> находится в зоне общественного назначения, в которой не предусмотрено строительство индивидуальных жилых домов.
Согласно ч.1 ст.263 Гражданского кодекса РФ собственник земельного участка может возводить на нем здания и сооружения, осуществлять их перестройку или снос, разрешать строительство на своем участке другим лицам. Эти права осуществляются при условии соблюдения градостроительных и строительных норм и правил, а также требований о целевом назначении земельного участка.
В силу п.2 ч.1 ст.40 Земельного кодекса Российской Федерации собственник земельного участка имеет право возводить жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов.
Статьей 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации определено, что правилами землепользования и застройки является документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Градостроительным регламентом в силу указанной нормы является устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используются в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Решением Думы г. Ханты-Мансийска № 590 от 26 сентября 2008 года утверждены Правила землепользования и застройки территории г.Ханты-Мансийска, согласно данному решению указанный нормативный правовой акт вступил в силу с момента официального опубликования.
Текст решения опубликован в газете «Самарово - Ханты-Мансийск» от 26 декабря 2008 года №52, от 19 декабря 2009 года №51, от 12 декабря 2008 года №50, от 05 декабря 2008 года №49, от 21 ноября 2008 года №47, от 31 октября 2008 года №44, от 24 октября 2008 года №43, от 10 октября 2008 года №41, соответственно Правила землепользования и застройки территории г.Ханты-Мансийска вступили в силу 26 декабря 2008 года, являются доступными для неопределенного круга лиц.
Согласно Правилам землепользования и застройки, утвержденным решением Думы г. Ханты-Мансийска №590 от 26 сентября 2008 года, земельный участок общей площадью ФИО6 кв.м., кадастровый номер № находящийся в собственности ФИО2, расположен в общественно-деловой зоне (<данные изъяты>), которая предназначена для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового обслуживания, предпринимательской деятельности, образовательных учреждений среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.
Строительство индивидуальных жилых домов в зоне, в которой расположен земельный участок заявителя, не предусмотрено.
Согласно ст.51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.
Разрешение на строительство на земельном участке выдается органом местного самоуправления по месту нахождения такого земельного участка.
Уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган местного самоуправления отказывает в выдаче разрешения на строительство при несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка.
Для принятия решения о выдаче разрешения на строительство необходимы, в частности, правоустанавливающие документы на земельный участок, градостроительный план земельного участка (ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В соответствии с ч. 2 ст. 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной (в том числе жилой зоне) устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.
Для земельных участков каждой территориальной зоны виды разрешенного использования, на основании абз. 2 п. 3 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации, определяются градостроительным регламентом, который для каждой территориальной зоны устанавливается правилами землепользования и застройки индивидуально, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов пользования земельных участков (абз. 2 п. 2 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации).
В силу п. 2 ст. 36 Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительные регламенты устанавливаются с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны.
То обстоятельство, что право собственности заявителя зарегистрировано на земельный участок с разрешенным видом использования: под объектом недвижимого имущества, не принимается судом как безусловное основание для удовлетворения поданного заявления, поскольку градостроительный регламент земельного участка не допускает размещение новых объектов капитального строительства. В составе жилой зоны принадлежащий заявителю земельный участок не располагается.
Учитывая установленные судом фактические обстоятельства дела, требования градостроительного регламента, суд признает законным и обоснованным отказ Департамента градостроительства и архитектуры администрации г. Ханты-Мансийска в выдаче разрешения на строительство индивидуального жилого дома ФИО2
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199, 249, 258 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований ФИО2 о признании решения Департамента градостроительства и архитектуры администрации города ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № № об отказе в выдаче разрешения на строительство жилого дома по адресу: <адрес> незаконным, об обязании выдать разрешение на строительство жилого дома по адресу: <адрес> <адрес> – отказать.
Настоящее решение может быть обжаловано в суд Ханты-Мансийского автономного округа-Югры в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ханты-Мансийский районный суд.
Судья Ханты-Мансийского
районного суда А.А.Литвинова