№2-543/2015
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Сыктывдинский районный суд Республики Коми в составе судьи Глобу Т.И.,
при секретаре судебного заседания Рудневой Е.Л.,
рассмотрев в с. Выльгорт 22 июня 2015 года в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Сыктывдинского района в интересах неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Озёл» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления,
установил:
Прокурор Сыктывдинского района обратился в суд с исковым заявлением в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации сельского поселения «Озёл» о возложении обязанности устранить нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления. В обоснование заявленных требований указал, что прокуратурой Сыктывдинского района проведена проверка соблюдения требований законодательства, регламентирующего порядок организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления и ее размещению в сети «Интернет», администрацией сельского поселения «Озёл». В ходе проверки установлено, что постановлением администрации сельского поселения «Озёл» от 12.04.2011 № 04/13 утвержден Перечень информации о деятельности администрации сельского поселения «Озёл» для обнародования и размещения в сети Интернет. Решением Совета сельского поселения «Озёл» от 08.04.2011 № 23/04-3-73 утвержден Перечень информации о деятельности Совета сельского поселения «Озёл» для обнародования и размещения в сети Интернет. Информация о деятельности администрации и Совета сельского поселения «Озёл» на сайте в сети Интернет размещается не в полном объеме. В связи с указанными обстоятельствами, прокурор, просит возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Озёл» устранить допущенные нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления в срок до 01.09.2015 путем раскрытия информации на официальном сайте сельского поселения «Озёл» в сети «Интернет» http://www.ozel.selakomi.ru, а именно: результаты мониторинга выполнения программных мероприятий; информацию о решениях заседаний и совещаний; перечень, состав и правовую основу деятельности комиссий и совещательных органов; сведения о деятельности комиссий и совещательных органов; решения комиссии по проведению антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых актов администрации сельского поселения «Озёл»; информацию о деятельности комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов; статистическую информацию о ходе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд администрации сельского поселения «Озёл»; информацию о работе администрации сельского поселения «Озёл» и с обращениями граждан, юридических лиц, общественных организаций, органов государственной и муниципальной власти за истекший период 2015 года; обобщенную информацию о результатах рассмотрения обращений и принятых мер за 1 квартал 2015 года, а также путем раскрытия информации о деятельности Совета сельского поселения «Озёл», а именно: информацию о перечне, состава постоянных и временных комиссий, правовой основе деятельности комиссий; сведения о деятельности комиссий Совета сельского поселения «Озёл».
В судебном заседании прокурор Семёнов С.Ю. уточнил исковые требования, просил обязать администрацию сельского поселения «Озёл» в срок до 01.09.2015 устранить нарушения требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления путем раскрытия информации о деятельности администрации сельского поселения «Озёл» на официальном сайте сельского поселения «Озёл» в сети «Интернет» http://www.ozel.selakomi.ru, а именно: результаты мониторинга выполнения программных мероприятий; информацию о решениях заседаний и совещаний; статистическую информацию о ходе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд администрации сельского поселения «Озёл»; информацию о работе администрации сельского поселения «Озёл» и с обращениями граждан, юридических лиц, общественных организаций, органов государственной и муниципальной власти за истекший период 2015 года; обобщенную информацию о результатах рассмотрения обращений и принятых мер за 1 квартал 2015 года.
Ответчик администрации сельского поселения «Озёл», надлежащим образом извещенная о дне, времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание своего представителя не направила, предоставив заявление, в котором указала, что вся необходимая информация о деятельности администрации сельского поселения «Озёл» и Совета сельского поселения «Озёл», указанная прокурором в исковом заявлении, раскрыта на официальном сайте администрации. Однако на официальном сайте не раскрыта следующая информация: статистическая информация о ходе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд администрации сельского поселения «Озёл» и обобщенная информация о результатах рассмотрения обращений и принятых мер за 1 квартал 2015 года.
В соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Заслушав объяснения прокурора, исследовав письменные материалы дела, суд находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу ч. 4 ст. 29 Конституции РФ каждый имеет право свободно получать информацию любым законным способом.
В соответствии с п. 1, 5 ст. 1 Федерального закона № 8-ФЗ от 09.02.2009 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (далее - Закон) информация о деятельности органов местного самоуправления - информация (в том числе документированная), созданная в пределах своих полномочий органами местного самоуправления или организациями, подведомственными органам местного самоуправления, либо поступившая в указанные органы и организации. К информации о деятельности органов местного самоуправления относятся также законы и иные нормативные правовые акты, а к информации о деятельности органов местного самоуправления - муниципальные правовые акты, устанавливающие структуру, полномочия, порядок формирования и деятельности указанных органов и организаций, иная информация, касающаяся их деятельности.
Официальный сайт государственного органа или органа местного самоуправления - сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащий информацию о деятельности органа местного самоуправления, электронный адрес которого включает доменное имя, права на которое принадлежат органу местного самоуправления.
Согласно ч. 1 ст. 3 Закона правовое регулирование отношений, связанных с обеспечением доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом, иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а в отношении органов местного самоуправления - муниципальными правовыми актами.
Статьей 10 названного Закона предусмотрено, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть «Интернет», в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Содержание информации о деятельности органов местного самоуправления, размещаемой в сети «Интернет», установлено ст. 13 Закона.
Состав информации, размещаемой органами местного самоуправления в сети «Интернет», определяется соответствующими перечнями информации о деятельности указанных органов, предусмотренными статьей 14 Федерального закона № 8-ФЗ.
Согласно ч. 7 ст. 14 Федерального закона № 8-ФЗ перечни информации о деятельности органов местного самоуправления утверждаются в порядке, определяемом органами местного самоуправления.
При утверждении перечней информации о деятельности органов местного самоуправления, указанных в ч. 1 - 3, 5 - 7 ст. 14, определяются периодичность размещения информации в сети «Интернет», сроки ее обновления, обеспечивающие своевременность реализации и защиты пользователями информацией своих прав и законных интересов, а также иные требования к размещению указанной информации (ч. 8 ст. 14 Федерального закона № 8-ФЗ).
Согласно ч. 7 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-Ф3 «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции является обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Согласно п.п. «а», «б» ч. 2 ст. 13 информация о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, размещаемая указанными органами в сети «Интернет», в зависимости от сферы деятельности государственного органа, органа местного самоуправления содержит в том числе информацию о нормотворческой деятельности государственного органа, органа местного самоуправления, а именно: муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, включая сведения о внесении в них изменений, признании их утратившими силу, признании их судом недействующими, а также сведения о государственной регистрации нормативных правовых актов, муниципальных правовых актов в случаях, установленных законодательством Российской Федерации; тексты проектов муниципальных правовых актов, внесенных в представительные органы муниципальных образований.
В силу п. 5 ст. 2 Федеральный закон от 17.07.2009 № 172-ФЗ «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» основными принципами организации антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов) является сотрудничество федеральных органов исполнительной власти, иных государственных органов и организаций, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также их должностных лиц (далее - органы, организации, их должностные лица) с институтами гражданского общества при проведении антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов).
В ходе проведенной прокуратурой Сыктывдинского района проверки установлено, что постановлением администрации сельского поселения «Озёл» от 12.04.2011 № 04/13 утвержден Перечень информации о деятельности администрации сельского поселения «Озёл» для обнародования и размещения в сети Интернет. Решением Совета сельского поселения «Озёл» от 08.04.2011 № 23/04-3-73 утвержден Перечень информации о деятельности Совета сельского поселения «Озёл» для обнародования и размещения в сети Интернет.
Согласно абзаца 4 п.3 Порядка утверждения Перечня информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Озёл», утвержденным Решением Совета сельского поселения «Озёл» от 08.04.2011 № 23/04-3-73 установлено, что вопросы организации доступа информации о деятельности органов местного самоуправления сельского поселения «Озёл» реализуются администрацией сельского поселения «Озёл».
Информация о деятельности администрации сельского поселения «Озёл» и Совета сельского поселения «Озёл» размещается на сайте http://www.ozel.selakomi.ru.
В нарушение ч. 7, 8 ст. 14 Федерального закона № 8-ФЗ информация на сайте http://www.ozel.selakomi.ru размещена не в полном объеме.
Так, на сайте отсутствует следующая информация о деятельности администрации сельского поселения «Озёл»: результаты мониторинга выполнения программных мероприятий; информацию о решениях заседаний и совещаний; статистическая информация о ходе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд администрации сельского поселения «Озёл»; информация о работе администрации сельского поселения «Озёл» и с обращениями граждан, юридических лиц, общественных организаций, органов государственной и муниципальной власти за истекший период 2015 года; обобщенная информация о результатах рассмотрения обращений и принятых мер за 1 квартал 2015 года.
Доказательств устранения выявленных нарушений администрацией сельского поселения «Озёл» не представлено.
Несоблюдение органом местного самоуправления законодательства, регламентирующего порядок организации доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления, нарушает конституционные права граждан на свободный доступ к информации о деятельности органов местного самоуправления и свидетельствуют о ненадлежащим выполнении уполномоченными работниками администрации сельского поселения своих обязанностей, формальном подходе к размещению информации о деятельности администрации и Совета сельского поселения «Озёл» в сети Интернет, игнорированию возможности устранения допускаемых нарушений закона путем обнародования установленных законом сведений.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований.
Руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
решил:
Исковые требования прокурора Сыктывдинского района к администрации сельского поселения «Озёл» удовлетворить.
Возложить обязанность на администрацию сельского поселения «Озёл» в срок до 1 сентября 2015 года раскрыть на официальном сайте сельского поселения «Озёл» в сети «Интернет» http://www.ozel.selakomi.ru следующую информацию о деятельности администрации сельского поселения «Озёл»: результаты мониторинга выполнения программных мероприятий; информацию о решениях заседаний и совещаний; статистическую информацию о ходе размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ и оказание услуг для муниципальных нужд администрации сельского поселения «Озёл»; информацию о работе администрации сельского поселения «Озёл» с обращениями граждан, юридических лиц, общественных организаций, органов государственной и муниципальной власти за истекший период 2015 года; обобщенную информацию о результатах рассмотрения обращений и принятых мер за 1 квартал 2015 года.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Сыктывдинский районный суд Республики Коми в течение месяца со дня его вынесения.
Судья Т.И. Глобу