КОПИЯ
Дело № 2а-7025/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-008497-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2021 года г.Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Самардаковой В.С.,
с участием административного истца Иващенко И.А.,
представителя административного ответчика военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа Воронежской области, представителя заинтересованного лица ФКУ Военный комиссариат Воронежской области Курьянова В.Е., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Иващенко Ивана Анатольевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж, военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Иващенко И.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж, военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж Воронежской области с требованиями признать незаконным решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 12.10.2021 г. (протокол № (№)) об установлении Иващенко И.А. категории годности к военной службе «Б4».
В обоснование заявленных требований указано, что Иващенко И.А. состоит на учете в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж. 12.10.2021 г. призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж в отношении Иващенко И.А. было принято решение о присвоении последнему категории годности к военной службе «Б4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а также было принято решение о призыве Иващенко И.А. на военную службу. Однако призывной комиссией не были учтены жалобы, результаты обследований, данные анамнеза Иващенко И.А. Из медицинской документации Иващенко И.А. следует о наличии у последнего диагноза <данные изъяты> Поскольку врачами призывной комиссии Иващенко И.А. не были предоставлены направления на дополнительные обследования, проигнорированы сведения о состоянии здоровья истца, Иващенко И.А. полагает, что решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж от 12.10.2021 г. вынесено незаконно.
Определением суда от 02.12.2021 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ Военный комиссариат Воронежской области.
Административный истец Иващенко И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа Воронежской области, представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Курьянов В.Е., действующий на основании доверенностей и диплома о высшем юридическом образовании, против удовлетворения требований возражал, представил письменные возражения.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2021 N 556 "О призыве в октябре - декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 октября по 31 декабря 2021 г. осуществлялся призыв на военную службу.
Согласно указа губернатора Воронежской области от 29.09.2021 года № 172-у «О проведении в октябре-декабре 2021 года призыва граждан на военную службу и мерах по его обеспечению» утверждены основной и резервный составы призывной комиссии Воронежской области.
Пунктом 5 данного указа губернатора военные комиссары муниципальных образований Воронежской области наделены правом представлять интересы соответствующих призывных комиссий городского округа город Воронеж в районах городского округа город Воронеж, муниципальных районов и городских округов Воронежской области в судах Российской Федерации (с правом передоверия).
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (п. 4 Положения).
Согласно п. 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Освидетельствование граждан, поступающих на военную службу, военнослужащих проводится в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, изложенными в Расписании болезней и таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе).
Освидетельствование проводится гражданам при призыве на военную службу по графе I Расписания болезней (п. 1 общих положений Требований).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Иващенко И.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа с 15.02.2016 г.
Иващенко И.А. в связи с обучением в <данные изъяты> была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2020 года (протокол заседания призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж № 5 от 02.05.2017 года).
По направлению военного комиссара военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 06.07.2021 года № (№) Иващенко И.А. находился в <данные изъяты> с 18.08.2021 года по 10.09.2021 года с жалобами на <данные изъяты>
Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина РФ № <данные изъяты> Иващенко И.А. поставлен диагноз: <данные изъяты>
Как следует из листа медицинского освидетельствования от 27.09.2021 года Иващенко И.А. поставлен диагноз: <данные изъяты>
На основании результатов медицинского освидетельствования Иващенко И.А. определена категория годности к военной службе (№)
Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов города Воронеж от 12.10.2021 года (протокол № (№)) Иващенко И.А. призван на военную службу.
Статьей 23г Расписания болезней установлены системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему, экстрапирамидные, другие дегенеративные болезни нервной системы, болезни нервно-мышечного синапса и мышц, детский церебральный паралич, врожденные аномалии (пороки развития) нервной системы, опухоли головного, спинного мозга при наличии объективных данных без нарушения функций.
Статья предусматривает церебральные и спинальные дегенерации, болезнь Паркинсона, другие болезни экстрапирамидной системы (включая эссенциальный тремор), заболевания, сопровождающиеся тиками (синдром де ла Туретта - освидетельствование осуществляется совместно с врачами-психиатрами), доброкачественные новообразования головного и спинного мозга, детский церебральный паралич, врожденные аномалии (пороки развития), болезни нервно-мышечного соединения и мышц, а также другие структурные изменения центральной нервной системы неопухолевой природы (гидроцефалия, церебральная киста и др.).
К пункту "г" относятся эссенциальный тремор без нарушения функции, не препятствующий исполнению служебных обязанностей, а также гидроцефалия, врожденные церебральные и спинальные кисты без нарушения функции.
Статьей 24Г Расписания болезней установлены сосудистые заболевания головного и спинного мозга: г) дисциркуляторная энцефалопатия I стадии, начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения.
К пункту "г" относятся: дисциркуляторная энцефалопатия I стадии в виде рассеянных органических симптомов, легких когнитивных нарушений, астеноневротического синдрома (эмоциональная неустойчивость, раздражительность, ухудшение памяти, головная боль, головокружение, расстройства сна, шум в ушах и др.); начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения в виде отдельных нестойких органических микросимптомов, признаков вегетативно-сосудистой неустойчивости, легкого снижения отдельных когнитивных функций (внимание, регуляторные функции), астенического синдрома; стенозирование общей и (или) внутренней сонной артерии (доминантной или единственной позвоночной артерии) от 30 процентов до 69 процентов без клинических проявлений; различные формы мигрени с редкими приступами; вегетативно-сосудистая дистония с редкими кризами.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение призывной комиссии не нарушает права административного истца, поскольку медицинское освидетельствование Иващенко И.А. проведено с участием врачей-специалистов, перечисленных в ст. 5.1. Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, не установлено, а выявленные у истца заболевания позволили комиссии признать его годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Соотнеся заболевания Иващенко И.А. с Расписанием болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565), суд полагает, что отсутствуют данные, свидетельствующие о неверном определении административному истцу категории годности к военной службе.
Представленные в материалы дела копия амбулаторной медицинской карты <данные изъяты> Иващенко И.А., медицинское заключение <данные изъяты> от 01.07.2021 года новых диагнозов Иващенко И.А., помимо установленных врачами-специалистами призывной комиссии, не подтверждают.
Мероприятия, связанные с призывом Иващенко И.А. на военную службу проведены в соответствии с действующим законодательством и не нарушают прав и свобод истца.
В судебном заседании с целью определения состояния здоровья истца и наличия у него заболеваний, препятствующих его призыву на военную службу, неверном определении категории годности к военной службе, административному истцу также было разъяснено право заявить ходатайство о назначении судебной военно-врачебной экспертизы, однако Иващенко И.А. данным правом не воспользовался.
На основании изложенного, суд, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Иващенко И.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Иващенко Ивана Анатольевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж, военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 12.10.2021 г. (протокол № (№)) об установлении Иващенко Ивану Анатольевичу категории годности к военной службе «Б4» отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено 28.12.2021 года
КОПИЯ
Дело № 2а-7025/2021
УИД: 36RS0002-01-2021-008497-66
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
15 декабря 2021 года г.Воронеж
Коминтерновский районный суд г. Воронежа в составе:
председательствующего судьи Анисимовой Л.В.,
при секретаре Самардаковой В.С.,
с участием административного истца Иващенко И.А.,
представителя административного ответчика военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа Воронежской области, представителя заинтересованного лица ФКУ Военный комиссариат Воронежской области Курьянова В.Е., действующего на основании доверенностей,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда административное дело по иску Иващенко Ивана Анатольевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж, военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии,
УСТАНОВИЛ:
Иващенко И.А. обратился в суд с административным иском к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж, военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж Воронежской области с требованиями признать незаконным решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 12.10.2021 г. (протокол № (№)) об установлении Иващенко И.А. категории годности к военной службе «Б4».
В обоснование заявленных требований указано, что Иващенко И.А. состоит на учете в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж. 12.10.2021 г. призывной комиссией Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж в отношении Иващенко И.А. было принято решение о присвоении последнему категории годности к военной службе «Б4» - годен к военной службе с незначительными ограничениями, а также было принято решение о призыве Иващенко И.А. на военную службу. Однако призывной комиссией не были учтены жалобы, результаты обследований, данные анамнеза Иващенко И.А. Из медицинской документации Иващенко И.А. следует о наличии у последнего диагноза <данные изъяты> Поскольку врачами призывной комиссии Иващенко И.А. не были предоставлены направления на дополнительные обследования, проигнорированы сведения о состоянии здоровья истца, Иващенко И.А. полагает, что решение призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж от 12.10.2021 г. вынесено незаконно.
Определением суда от 02.12.2021 г., вынесенным в протокольной форме, к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено ФКУ Военный комиссариат Воронежской области.
Административный истец Иващенко И.А. в судебном заседании исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель административного ответчика военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г.Воронежа Воронежской области, представитель заинтересованного лица ФКУ «Военный комиссариат Воронежской области» Курьянов В.Е., действующий на основании доверенностей и диплома о высшем юридическом образовании, против удовлетворения требований возражал, представил письменные возражения.
Представитель административного ответчика призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов городского округа г. Воронеж в судебное заседание не явился, о месте и времени судебного заседания извещен надлежащим образом.
Суд, выслушав административного истца, представителя административного ответчика, изучив материалы административного дела, приходит к следующему.
Частью первой статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 9 ст. 226 КАС РФ если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
По смыслу положений ст. 227 КАС РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий - несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам - на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие).
Если суд признает оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, он принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействие) незаконными и обязывает административного ответчика устранить нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению (ч. 2 ст. 227 КАС РФ).
Согласно Конституции Российской Федерации защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации; гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом (статья 59, части 1 и 2).
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:
явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии;
явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы.
Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, муниципальных и городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара.
В соответствии с Указом Президента РФ от 30.09.2021 N 556 "О призыве в октябре - декабре 2021 г. граждан Российской Федерации на военную службу и об увольнении с военной службы граждан, проходящих военную службу по призыву" с 1 октября по 31 декабря 2021 г. осуществлялся призыв на военную службу.
Согласно указа губернатора Воронежской области от 29.09.2021 года № 172-у «О проведении в октябре-декабре 2021 года призыва граждан на военную службу и мерах по его обеспечению» утверждены основной и резервный составы призывной комиссии Воронежской области.
Пунктом 5 данного указа губернатора военные комиссары муниципальных образований Воронежской области наделены правом представлять интересы соответствующих призывных комиссий городского округа город Воронеж в районах городского округа город Воронеж, муниципальных районов и городских округов Воронежской области в судах Российской Федерации (с правом передоверия).
Согласно п. 1 ст. 28 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования и профессионального психологического отбора указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:
о призыве на военную службу;
о направлении на альтернативную гражданскую службу;
о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;
об освобождении от призыва на военную службу;
о зачислении в запас;
об освобождении от исполнения воинской обязанности.
В соответствии с п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28.03.1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» граждане при постановке на воинский учет, призыве на военную службу или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в мобилизационный людской резерв, поступлении в военные профессиональные образовательные организации и военные образовательные организации высшего образования, заключении с Министерством обороны Российской Федерации договора об обучении, предусмотренного пунктом 1 или 4 статьи 20 или пунктом 1 статьи 20.2 настоящего Федерального закона, призыве на военные сборы, прохождении альтернативной гражданской службы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами (терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом) и в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинской организации) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты.
Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям:
А - годен к военной службе;
Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями;
В - ограниченно годен к военной службе;
Г - временно не годен к военной службе;
Д - не годен к военной службе.
В случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в медицинском освидетельствовании, на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, включенную в перечень медицинских организаций, проводящих медицинское обследование граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, утверждаемый решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации), в порядке, установленном Положением о военно-врачебной экспертизе.
В соответствии с пунктом 13 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 663, призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. В случае невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе на месте призывник по решению призывной комиссии или военного комиссара направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинское учреждение, после которого ему назначается явка на повторное медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии с учетом предполагаемого срока завершения указанного обследования.
Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования определяется Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 г. N 565.
Военно-врачебная экспертиза предусматривает проведение обследования и освидетельствования.
При обследовании проводится комплекс диагностических мероприятий, осуществляемых посредством сбора и анализа жалоб гражданина, данных его анамнеза и осмотра, проведения лабораторных, инструментальных, морфологических и иных исследований, предшествующих освидетельствованию.
При освидетельствовании проводятся изучение и оценка состояния здоровья и физического развития граждан на момент проведения экспертизы в целях определения их годности к военной службе (приравненной службе) с учетом результатов ранее проведенного обследования и с вынесением письменного заключения (п. 4 Положения).
Согласно п. 18 Положения врачи-специалисты по результатам медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу дают заключение о годности к военной службе по категориям, которые предусмотрены ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе".
Освидетельствование граждан, поступающих на военную службу, военнослужащих проводится в соответствии с требованиями к состоянию здоровья, изложенными в Расписании болезней и таблице дополнительных требований к состоянию здоровья граждан (приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе).
Освидетельствование проводится гражданам при призыве на военную службу по графе I Расписания болезней (п. 1 общих положений Требований).
Установлено и подтверждается материалами дела, что Иващенко И.А. состоит на воинском учете в военном комиссариате Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа с 15.02.2016 г.
Иващенко И.А. в связи с обучением в <данные изъяты> была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу до 2020 года (протокол заседания призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж № 5 от 02.05.2017 года).
По направлению военного комиссара военного комиссариата Центрального и Коминтерновского районов г. Воронежа от 06.07.2021 года № (№) Иващенко И.А. находился в <данные изъяты> с 18.08.2021 года по 10.09.2021 года с жалобами на <данные изъяты>
Согласно медицинскому заключению о состоянии здоровья гражданина РФ № <данные изъяты> Иващенко И.А. поставлен диагноз: <данные изъяты>
Как следует из листа медицинского освидетельствования от 27.09.2021 года Иващенко И.А. поставлен диагноз: <данные изъяты>
На основании результатов медицинского освидетельствования Иващенко И.А. определена категория годности к военной службе (№)
Решением призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов города Воронеж от 12.10.2021 года (протокол № (№)) Иващенко И.А. призван на военную службу.
Статьей 23г Расписания болезней установлены системные атрофии, поражающие преимущественно центральную нервную систему, экстрапирамидные, другие дегенеративные болезни нервной системы, болезни нервно-мышечного синапса и мышц, детский церебральный паралич, врожденные аномалии (пороки развития) нервной системы, опухоли головного, спинного мозга при наличии объективных данных без нарушения функций.
Статья предусматривает церебральные и спинальные дегенерации, болезнь Паркинсона, другие болезни экстрапирамидной системы (включая эссенциальный тремор), заболевания, сопровождающиеся тиками (синдром де ла Туретта - освидетельствование осуществляется совместно с врачами-психиатрами), доброкачественные новообразования головного и спинного мозга, детский церебральный паралич, врожденные аномалии (пороки развития), болезни нервно-мышечного соединения и мышц, а также другие структурные изменения центральной нервной системы неопухолевой природы (гидроцефалия, церебральная киста и др.).
К пункту "г" относятся эссенциальный тремор без нарушения функции, не препятствующий исполнению служебных обязанностей, а также гидроцефалия, врожденные церебральные и спинальные кисты без нарушения функции.
Статьей 24Г Расписания болезней установлены сосудистые заболевания головного и спинного мозга: г) дисциркуляторная энцефалопатия I стадии, начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения.
К пункту "г" относятся: дисциркуляторная энцефалопатия I стадии в виде рассеянных органических симптомов, легких когнитивных нарушений, астеноневротического синдрома (эмоциональная неустойчивость, раздражительность, ухудшение памяти, головная боль, головокружение, расстройства сна, шум в ушах и др.); начальные проявления недостаточности мозгового кровообращения в виде отдельных нестойких органических микросимптомов, признаков вегетативно-сосудистой неустойчивости, легкого снижения отдельных когнитивных функций (внимание, регуляторные функции), астенического синдрома; стенозирование общей и (или) внутренней сонной артерии (доминантной или единственной позвоночной артерии) от 30 процентов до 69 процентов без клинических проявлений; различные формы мигрени с редкими приступами; вегетативно-сосудистая дистония с редкими кризами.
Оценивая представленные сторонами доказательства, суд приходит к выводу, что обжалуемое решение призывной комиссии не нарушает права административного истца, поскольку медицинское освидетельствование Иващенко И.А. проведено с участием врачей-специалистов, перечисленных в ст. 5.1. Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", обстоятельств, свидетельствующих о невозможности дать медицинское заключение о годности призывника к военной службе, не установлено, а выявленные у истца заболевания позволили комиссии признать его годным к военной службе с незначительными ограничениями.
Соотнеся заболевания Иващенко И.А. с Расписанием болезней (Приложение к Положению о военно-врачебной экспертизе, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 4 июля 2013 года N 565), суд полагает, что отсутствуют данные, свидетельствующие о неверном определении административному истцу категории годности к военной службе.
Представленные в материалы дела копия амбулаторной медицинской карты <данные изъяты> Иващенко И.А., медицинское заключение <данные изъяты> от 01.07.2021 года новых диагнозов Иващенко И.А., помимо установленных врачами-специалистами призывной комиссии, не подтверждают.
Мероприятия, связанные с призывом Иващенко И.А. на военную службу проведены в соответствии с действующим законодательством и не нарушают прав и свобод истца.
В судебном заседании с целью определения состояния здоровья истца и наличия у него заболеваний, препятствующих его призыву на военную службу, неверном определении категории годности к военной службе, административному истцу также было разъяснено право заявить ходатайство о назначении судебной военно-врачебной экспертизы, однако Иващенко И.А. данным правом не воспользовался.
На основании изложенного, суд, применительно к частям 9, 11 ст. 226 КАС РФ приходит к выводу, что административным ответчиком доказано, что обжалуемое решение призывной комиссии совершено в рамках предоставленной ему законом компетенции, порядок принятия оспариваемого решения соблюден, основания для принятия оспариваемого решения имелись, содержание оспариваемого решения соответствует нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Напротив, административный истец не доказал факт нарушения своих прав, свобод и законных интересов.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении заявленных административных исковых требований Иващенко И.А. в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 175-180, 227 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Иващенко Ивана Анатольевича к призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж, военному комиссариату Центрального и Коминтерновского районов г. Воронеж Воронежской области о признании незаконным решения призывной комиссии Центрального и Коминтерновского районов г.Воронеж от 12.10.2021 г. (протокол № (№)) об установлении Иващенко Ивану Анатольевичу категории годности к военной службе «Б4» отказать.
Решение может быть обжаловано в Воронежский областной суд в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме, через суд, вынесший решение.
Судья: подпись Л.В. Анисимова
Мотивированное решение
изготовлено 28.12.2021 года