<данные изъяты>
Дело № 2-2849/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
08 июля 2015 года г. Канск
Канский городской суд Красноярского края в составе:
председательствующего судьи Блошкиной А.М.,
при секретаре Данилиной А.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» (КГБУЗ «Канская МДБ») об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора,
УСТАНОВИЛ:
КГБУЗ «Канская МДБ», в лице Главного врача Бобрик А.В., обратилось в суд с заявлением об отмене постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ г., мотивируя свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ КГБУЗ «Канская МДБ» было получено постановление о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ г., возбужденному на основании исполнительного документа, выданного Канским городским судом ДД.ММ.ГГГГ г., об обязании должника КГБУЗ «Канская МДБ» установить ограждения территории филиала детской поликлиники, расположенной по адресу: <адрес>.
С постановлением о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ взыскатель не согласен, поскольку в постановлении указан недостоверный юридический адрес, вместо: <адрес>, указан адрес: <адрес>, также допущена ошибка в наименовании учреждения – вместо КГБУЗ «Канская МДБ», указано КГБУЗ «Канская ГДБ», кроме того, заявитель указывает, что им неоднократно направлялись письма в Администрацию г. Канска, а также в Министерство здравоохранения Красноярского края и Территориальный фонд ОМС с просьбой выделить денежные средства на устранение нарушений требований законодательства, необходимых для исполнения решения суда, но денежные средства на вышеуказанные цели не выделялись, а исполнение требований без финансирования невозможно.
На основании изложенного заявитель просит постановление судебного пристава – исполнителя о взыскании исполнительского сбора по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ отменить, а исполнительное производство прекратить.
В судебное заседание представитель КГБУЗ «Канская МДБ» не явился, о времени и месте проведения судебного заседания заявитель был извещен надлежащим образом, о чем в материалах дела имеется уведомление с отметкой о получении КГБУЗ «Канская МДБ» (л.д. 31).
Судебный пристав-исполнитель ОСП по г. Канску и Канскому району Красноярского края Е.А. Снегирева в судебное заседание также не явилась, о времени и месте проведения судебного заседания была извещена надлежащим образом, представила в суд письменный отзыв с приложениями – копиями материалов исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ г., приобщенными к материалам дела, из которых следует, что в ОСП по г. Канску и Канскому району находится исполнительное производство № от ДД.ММ.ГГГГ г., возбужденное на основании исполнительного документа, выданного Канским городским судом ДД.ММ.ГГГГ об обязании должника КГБУЗ «Канская МДБ» установить ограждения территории филиала детской поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> за неисполнение в установленный срок которого было вынесено постановление о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ г., просит в удовлетворении заявления отказать, так как действия судебного пристава-исполнителя произведены в рамках ФЗ «Об исполнительном производстве».
Согласно положениям ч. 3 ст. 441 ГПК РФ, заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными ст. 441 ГПК РФ.
В соответствии с ч. 1 ст. 257 ГПК РФ, заявления об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного и муниципального служащего рассматривается судом в течение десяти дней, с участием гражданина, руководителя или представителя органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, решения, действия (бездействие) которых оспариваются.
В силу ч. 2 ст. 257 ГПК РФ, неявка в судебное заседание кого-либо из указанных в ч. 1 ст. 257 ГПК РФ лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления, в связи с чем суд полагает возможным рассмотреть заявление об оспаривании постановления о взыскании исполнительского сбора в отсутствие неявившихся лиц по имеющимся материалам дела.
Суд, исследовав письменные материалы дела, не находит оснований для удовлетворения заявления по следующим основаниям.
Как установлено в судебном заседании, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Канску Шалатоновой Л.Н. было вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства № в отношении должника МБУЗ «Канская городская детская больница» (в дальнейшем переименованное в КГБУЗ «Канская МДБ»), адрес должника: <адрес>А, на основании исполнительного документа, выданного Канским городским судом ДД.ММ.ГГГГ об обязании должника КГБУЗ «Канская МДБ» установить ограждения территории филиала детской поликлиники, расположенной по адресу: <адрес> со сроком исполнения – до ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Канску и Канскому району Красноярского края Кондиной Е.Н. было выставлено очередное Требование в адрес должника – КГБУЗ «Канская МДБ», об исполнении решения Канского городского суда № от ДД.ММ.ГГГГ в 5-ти дневный срок с момента получения указанного требования и предоставлении по адресу: <адрес>, документов, подтверждающих исполнение решения, либо причин его неисполнения.
Согласно ответа Главного врача КГБУЗ «Канская МДБ» Бобрик А.В. № от ДД.ММ.ГГГГ на Требование, учредителем КГБУЗ «Канская МДБ» с ДД.ММ.ГГГГ является Министерство здравоохранения Красноярского края, в целях устранения нарушений требований предприняты меры к выполнению предписания, в Министерство здравоохранения Красноярского края направлена заявка на выделение денежных средств, после чего выявленные нарушения будут устранены.
В связи с тем, что в установленный по Требованию от ДД.ММ.ГГГГ срок исполнительный документ должником КГБУЗ «Канская МДБ» не был исполнен, ДД.ММ.ГГГГ судебным приставом-исполнителем ОСП по г. Канску и Канскому району Красноярского края Кондиной Е.Н. было вынесено постановление № о взыскании исполнительского сбора в размере 50 000 руб. с должника – КГБУЗ «Канская МДБ», адрес должника: <адрес>.
Данное постановление было получено должником КГБУЗ «Канская МДБ» ДД.ММ.ГГГГ г., что подтверждается копией уведомления о вручении, и участниками процесса не оспаривалось, после чего, в 10-тидневный срок, согласно ст. 441 ГПК РФ, должник обратился в суд с заявлением об оспаривании указанного постановления.
По правилам ст. 441 ГПК РФ постановления судебного пристава-исполнителя, его действия (бездействие) могут быть оспорены взыскателем, должником или лицами, чьи права и интересы нарушены такими постановлением, действиями (бездействием). Заявление об оспаривании постановлений должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) рассматривается в порядке, предусмотренном главами 23 и 25 ГПК РФ, с изъятиями и дополнениями, предусмотренными настоящей статьей.
Как следует из ст. 254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ч. 1 ст. 112 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа, а также в случае неисполнения им исполнительного документа, подлежащего немедленному исполнению, в течение суток с момента получения копии постановления судебного пристава-исполнителя о возбуждении исполнительного производства. Исполнительский сбор зачисляется в федеральный бюджет.
По правилам, изложенным в п.п. 11, 12 ст. 30 ФЗ № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г., если исполнительный документ впервые поступил в службу судебных приставов, то судебный пристав-исполнитель в постановлении о возбуждении исполнительного производства устанавливает срок для добровольного исполнения должником содержащихся в исполнительном документе требований и предупреждает должника о принудительном исполнении указанных требований по истечении срока для добровольного исполнения с взысканием с него исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий, предусмотренных статьями 112 и 116 ФЗ № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г.
Исполнительский сбор устанавливается в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, но не менее одной тысячи рублей с должника-гражданина или должника - индивидуального предпринимателя и десяти тысяч рублей с должника-организации. В случае неисполнения исполнительного документа неимущественного характера исполнительский сбор с должника-организации устанавливается в размере 50 000 рублей (ч. 3 ст. 112 ФЗ № 229-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ г.). Срок для добровольного исполнения не может превышать пять дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».
Судом установлено, что постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ было вынесено судебным приставом-исполнителем после надлежащего уведомления должника о возбуждении исполнительного производства и истечения срока для добровольного исполнения решения суда, при наличии достаточных правовых оснований для вынесения постановления о взыскании исполнительского сбора и при отсутствии информации об уважительных причинах неисполнения требований исполнительного документа.
В пункте 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» указано, что, исходя из положений ст. 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Оснований для сомнений в законности действий судебного пристава-исполнителя в данном случае суд не усматривает.
Согласно ч. 1 ст. 30 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено ФЗ «Об исполнительном производстве».
Факт неверного указания наименования должника – МБУЗ «Канская ГДБ», вместо правильного - КГБУЗ «Канская МДБ», как указано по тексту заявления об оспаривании постановления, в ходе судебного разбирательства не нашел своего подтверждения и опровергнут имеющимися материалами дела.
Ошибка при указании на место нахождения должника (<адрес>, вместо: <адрес>А), сама по себе не является законным основанием для отмены постановления о взыскании исполнительского сбора, поскольку не влияет на обязанность пристава возбудить исполнительное производство, а по истечении срока на добровольное исполнение исполнительного документа - вынести постановление о взыскании исполнительского сбора, и может быть устранена в соответствии с ч. 3 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» путем вынесения соответствующего постановления об исправлении описки или ошибки, что и было сделано судебным приставом-исполнителем Е.А. Снегиревой, которой было вынесено соответствующее постановление № от ДД.ММ.ГГГГ о внесении изменений в ранее вынесенное постановление, которым допущенная ошибка исправлена, адрес нахождения должника приведен в соответствие: <адрес>А, копия указанного постановления приобщена к материалам дела.
Исполнительский сбор по своей природе является административной штрафной санкцией. При этом, данная мера является не правовосстановительной санкцией, то есть санкцией, обеспечивающей исполнение должником его обязанности возместить расходы по совершению исполнительных действий, осуществленных в порядке принудительного исполнения судебных и иных актов (как это имеет место при взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий), а представляет собой санкцию штрафного характера, то есть возложение на должника обязанности произвести определенную дополнительную выплату в качестве меры его публично-правовой ответственности, возникающей в связи с совершенным им нарушением в процессе исполнительного производства.
Разрешая возникший спор, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление о взыскании исполнительского сбора соответствует требованиям действующего законодательства, принято судебным приставом-исполнителем в пределах предоставленных ему законом полномочий по окончании срока, установленного для добровольного исполнения исполнительного документа и в отсутствие доказательств невозможности исполнения решения вследствие непреодолимой силы, все необходимые действия выполнены судебным приставом - исполнителем с целью исполнения исполнительного документа и прав заявителя не нарушают.
Отсутствие у должника денежных средств, необходимых для устранения нарушений требований законодательства в рамках исполнительного производства № от ДД.ММ.ГГГГ г., само по себе не относится к обстоятельствам непреодолимой силы, или чрезвычайным и непредотвратимым обстоятельствам, которые дают основания судебному приставу - исполнителю в случае сообщения об этом освободить должника от обязанности по взысканию исполнительского сбора.
Неисполнение судебного акта влечет нарушение прав взыскателя, что противоречит целям и задачам исполнительного производства и является недопустимым. Поскольку оспариваемое постановление не противоречит закону, вынесено в пределах компетенции судебного пристава-исполнителя и не нарушает прав и законных интересов заявителя, то оснований для признания их незаконными у суда не имеется.
При таких обстоятельствах, постановление судебного пристава-исполнителя от ДД.ММ.ГГГГ о взыскании исполнительского сбора с КГБУЗ «Канская МДБ» не противоречит требованиям ч. 2 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве», взыскание судебным приставом-исполнителем исполнительского сбора в размере 50 000 руб. производится в соответствии с действующим законодательством в пределах полномочий судебного пристава-исполнителя в качестве минимально допустимой штрафной санкции за бездействие должника КГБУЗ «Канская МДБ», выразившееся в неисполнении и непринятии должных мер к исполнению решения суда в установленные сроки.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194 – 199, 254 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Краевого государственного бюджетного учреждения здравоохранения «Канская межрайонная детская больница» (КГБУЗ «Канская МДБ») об оспаривании и отмене постановления о взыскании исполнительского сбора от ДД.ММ.ГГГГ по исполнительному производству № от ДД.ММ.ГГГГ – отказать.
Решение может быть обжаловано сторонами в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение изготовлено в окончательной форме ДД.ММ.ГГГГ.
Судья Блошкина А.М.
<данные изъяты>