Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1124/2023 ~ М-807/2023 от 19.05.2023

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

12 июля 2023 года                                                                                      г. Самара

Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Коваленко О.П.,

при секретаре Канаевой О.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело №2-1124/2023 по иску Митрофановой Татьяны Александровны к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» о признании незаконными и неподлежащими к исполнению ИПРА инвалида, признании действующей ИПР инвалида,

УСТАНОВИЛ:

Митрофанова Т.А., являющаяся законным представителем недееспособной Митрофановой М.А., обратилась в суд с указанным иском к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России о признании незаконной и не подлежащей исполнению индивидуальную программу реабилитации или абилитации инвалида (далее ИПРА) к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконной и не подлежащей исполнению ИПРА инвалида к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; признании действующей ИПР инвалида, разработанную на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование заявленных требований истец указала, что истец осуществляет уход за инвалидом с детства 1 группы Митрофановой М.А., является ее опекуном на основании постановления администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ . В соответствии с ИПР, разработанной на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно Карте недееспособная Митрофанова М.А. обеспечивается TCP «Подгузники для взрослых, размер "М" (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1 800г» из расчета 3 шт. в сутки. ДД.ММ.ГГГГ экспертами Бюро медико-социальной экспертизы для освидетельствования лиц с психическими расстройствами была проведена заочная медико-социальная экспертиза, по результатам которой была разработана новая ИПРА инвалида . В указанном ИПРА в разделе «Рекомендуемые технические средства реабилитации и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет средств федерального бюджета», «Перечень TCP и услуг по реабилитации» в качестве рекомендованного средства реабилитации инвалида указаны: Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см) с полным влагопоглощением не менее 1450 г: 3 шт. в сутки. Также указано, что рекомендованный TCP изменен по заявлению опекуна гражданина от ДД.ММ.ГГГГ. Между тем, в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ истец просила отменить ИПРА и оставить действующим ИПР от ДД.ММ.ГГГГ. Никаких медицинских показаний Митрофановой М.А. для внесения изменений в действующий ИПР от ДД.ММ.ГГГГ не было. В связи с внесением изменений в ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ в части уточнения характеристик TCP ответчиком была разработана ИПРА согласно протоколу проведения МСЭ гражданина от ДД.ММ.ГГГГ. Характеристики TCP были изменены: показатель влагопоглощения подгузников изменен на ДД.ММ.ГГГГ г. При этом необоснованно указано, что изменения внесены по заявлению опекуна гражданина от ДД.ММ.ГГГГ. ИПРА инвалида разрабатывается учреждениями МСЭ в порядке, утв. постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ «О порядке и условиях признания лица инвалидом». При необходимости внести изменения в ИПРА инвалида оформляется новое направление на МСЭ и составляется новая ИПРА инвалида. Однако, если внесение исправлений в ИПРА инвалида связано с изменением антропометрических, персональных данных инвалида, с устранением технических ошибок, а также в других установленных случаях, то инвалиду взамен ранее выданной составляется новая ИПРА без оформления нового направления на МСЭ. При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной ИПРА, не осуществляется. Изменения в ИПРА вносятся по заявлению инвалида    либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя. Взамен ранее выданной составляется новая ИПРА без дополнительного освидетельствования инвалида. Истец не согласна с ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ и ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в связи с их принятием инвалид лишается возможности воспользоваться отдельными видами социальной помощи. До настоящего времени ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ и ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ не отменены, результат рассмотрения жалобы ответчиком не представлен. Истец считает действия ответчика по разработке вышеуказанных ИПРА незаконными, в связи с чем, вынуждена была обратиться с указанным иском в суд.

В судебном заседании истец исковые требования поддержала по основаниям, изложенным в иске. Просила иск удовлетворить.

Представитель ответчика ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Самарской области» по доверенности Семенова А.В. в судебном заседании возражала против удовлетворения иска, просила в его удовлетворении отказать по изложенным, в отзыве основаниям.

Представитель третьего лица Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области по доверенности Сундукова И.А. в судебном заседании оставил разрешение исковых требований на усмотрение суда, дала пояснения согласно доводам отзыва на иск, ссылаясь на то, что согласно Реестру получателей социальных услуг Фонда Митрофанова М.А. для получения путевки на санаторно-курортное лечение стоит на учете в ОСФР по Самарской области. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ей выдана путевка в санаторий «Автотранспортник» <адрес> с датой заезда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также выдан талоны для бесплатного проезда к месту лечения и обратно.

Исследовав материалы дела, материалы дела освидетельствования Митрофановой М.А. , выслушав стороны, специалиста, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 24.11.1995 г. N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом является лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.

Статьей 8 названного Федерального закона предусмотрено, что установление инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления, потребности инвалида в различных видах социальной защиты осуществляется исключительно федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы.

В соответствии со статьей 10 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета. Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утверждается Правительством Российской Федерации.

Согласно ст. 6.1, 6.2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора следующих социальных услуг:

обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов

предоставление при наличии медицинских показаний путевки на санаторно-курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, в санаторно-курортные организации, определенные в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;

бесплатный проезд на пригородном железнодорожном транспорте, а также на междугородном транспорте к месту лечения и обратно.

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 2347-р утвержден федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, согласно которому в технические средства реабилитации входят, в том числе трости опорные и тактильные, костыли, опоры, поручни.

Частью 1 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» установлено, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.

В силу части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида является обязательной для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида содержит как реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, предоставляемые инвалиду с освобождением от платы в соответствии с Федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, так и реабилитационные мероприятия, технические средства реабилитации и услуги, в оплате которых принимают участие сам инвалид либо другие лица или организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть 3 статьи 11 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

К техническим средствам реабилитации инвалидов относятся устройства, содержащие технические решения, в том числе специальные, используемые для компенсации или устранения стойких ограничений жизнедеятельности инвалида (часть 1 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации").

Решение об обеспечении инвалидов техническими средствами реабилитации принимается при установлении медицинских показаний и противопоказаний (часть 3 статьи 11.1 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 N 240 утверждены Правила обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями.

Обеспечение инвалидов техническими средствами, согласно пунктам 2, 3, 6 Правил, осуществляется в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов, разрабатываемыми федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, установленном Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации, путем в том числе предоставления соответствующего технического средства (изделия) бесплатно в безвозмездное пользование.

Согласно пункту 3 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка-инвалида, выдаваемых федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы, и их форм, утвержденного Приказом Минтруда России от 13 июня 2017 г. N 486н, ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) разрабатывается при проведении медико-социальной экспертизы гражданина исходя из комплексной оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма, реабилитационного потенциала на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных и утверждается руководителем бюро (главного бюро, Федерального бюро) или уполномоченным заместителем руководителя главного бюро (Федерального бюро).

В соответствии с пунктом 9 указанного Порядка при необходимости внесения изменений в ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) оформляется новое направление на медико-социальную экспертизу и составляется новая ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида).

В новой ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) указываются реабилитационные или абилитационные мероприятия, товары и услуги, в которых нуждается инвалид (ребенок-инвалид). Ранее выданная ИПРА инвалида (ИПРА ребенка-инвалида) погашается путем перечеркивания первой страницы и размещения в право верхнем углу надписи «погашена», приобщается к акту медико-социальной экспертизы гражданина.

Судом установлено, что Митрофанова Т.А. осуществляет уход за инвалидом с детства группы Митрофановой М.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, признанной решением суда недееспособной, является ее опекуном на основании постановления Администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ .

В соответствии с индивидуальной программой реабилитации, разработанной на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, согласно карте недееспособная Митрофанова М.А. обеспечивается TCP «Подгузники для взрослых, размер «М» (объем талии/бедер до 120 см), с полным влагопоглощением не менее 1 800г» из расчета 3 шт. в сутки.

ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова Т.А. обратилась к ответчику с заявлением, в котором просила незамедлительно решить вопрос о внесении изменений в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ согласно медицинской справке от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которой у Митрофановой М.А. объем талии 105 см, объем бедер 128 см, рекомендованы подгузники для взрослых размер 100-150 см.

ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова М.А. заочно, на основании заявления своего законного представителя Митрофановой Т.А., была освидетельствована в бюро медико-социальной экспертизы ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), где врачи- эксперты, изучив представленные медицинские документы, в соответствии с действующими на момент освидетельствования Правилами признания лица инвалидом, разработали и выдали Митрофановой М.А. новую индивидуальную программу реабилитации инвалида .

В обоснование экспертного решения, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ указано, что на основании заявления, поданного законным представителем инвалида ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с методическим письмом ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ «по вопросам разработки ИПРА и внесению рекомендаций по обеспечению TCP, предоставляемых в рамках федерального бюджета» разработана ИПРА с целью коррекции ИПР в части технических характеристик адсорбирующего белья, а именно: изменение размера подгузников с «М» на «L».

г.

Технические средства реабилитации (далее ТСР), ранее включенные в состав ИПР к акту освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ, включены в ИПРА, в соответствии с действующими нормативными актами: Приказа Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ, Приказа Минтруда России н от ДД.ММ.ГГГГ, Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. Содержание реабилитационных или абилитационных мероприятий соответствует таковым в ИПР к акту освидетельствования ».

При этом в экспертном решении указано, что в силу содержания Перечня технических средств реабилитации, выдаваемых инвалидам Самарской области бесплатно за счет средств областного бюджета, показаний и противопоказаний к их выдаче (далее - Перечень), утвержденного Постановления Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ. , при составлении ИПРА не имеется возможности для полного копирования прежней ИПР, а именно TCP «Сиденье для ванной», являющееся аналогом отсутствующего в перечне и фигурирующего в ИПР «Сиденья для ванны деревянного со спинкой», не включено в ИПРА. Основанием для этого решения послужил п. 3 Перечня, указывающий, что TCP «Сиденье для ванной» имеет противопоказания для назначения его при психических расстройствах с тяжелой либо глубокой умственной отсталостью, то есть данное TCP противопоказано для освидетельствуемого инвалида.

ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова М. А. заочно, в рамках исправления ошибки в характеристиках, предусмотренных в ИПРА технических средств реабилитации, была освидетельствована в бюро медико-социальной экспертизы № 12 ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида), где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские документы, в соответствии с действующими на момент освидетельствования Правилами признания лица инвалидом, разработали и выдали Митрофановой М.А. новую индивидуальную программу реабилитации инвалида .

Ранее рекомендованное в ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ. «Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г» изменено в ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ. на рекомендованное TCP «Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г».

ДД.ММ.ГГГГ из ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России в адрес ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России поступило письмо, сообщающее о направлении гр. Митрофановой Т.А. в адрес ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России, минуя этап освидетельствования в экспертном составе главного бюро по субъектам Российской Федерации, заявления о проведении медико-социальной экспертизы в порядке обжалования решения бюро МСЭ .

В связи с этим, ДД.ММ.ГГГГ Митрофанова М.А. заочно, по инициативе экспертного состава в порядке контроля за решением бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ. была освидетельствована в экспертном составе смешанного профиля ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка- инвалида), где врачи-эксперты, изучив представленные медицинские документы пришли к заключению: экспертное решение БМСЭ от ДД.ММ.ГГГГ. (акт ) верное, не изменено.

В соответствии с экспертным решением, вынесенного ДД.ММ.ГГГГ, экспертиза проведена экспертным составом по контролю решения БМСЭ (акт и протокол от 23.03.2023г.), без личного присутствия получателя услуг.

Коллегиальным решением экспертного состава ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» последняя действующая ИПРА инвалида (1. к протоколу проведения медико-социальной экспертизы гражданина от ДД.ММ.ГГГГ.) разработана правильно с целью коррекции (п.41 Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О признании лица инвалидом») технических характеристик TCP в соответствии с заявлением законного представителя Митрофановой Т.А. и представленным документам.

Согласно доводам истца, ответчик в одностороннем порядке, без соответствующего заявления со стороны инвалида, была осуществлена замена ИПР от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Митрофановой М.А., что фактически ухудшило условия реабилитации инвалида.

Суд не может согласиться с доводами Митрофановой Т.А. в виде следующего.

Допрошенная в суде в качестве специалиста Рябуха Н.А., работающая главным специалистом в бюро МСЭ ФКУ ГБ МСЭ по Самарской области, имеющая стаж работы 7 лет, общий стаж 23 года, суду пояснила, что от представителя Митрафановой М.А. поступило заявление внесении изменений в ИПР, на основании указанного заявления в рамках федерального бюджета разработана ИПРА с целью коррекции ИПР в части технических характеристик адсорбирующего белья, а именно: изменение размера подгузников с «М» на «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г». Однако, истец не согласилась с объемом влагопоглащения, в связи с этим ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России были внесены корректировки к ранее рекомендованной в ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ. «Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 1450 г» изменено в ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ. на рекомендованное TCP «Подгузники для взрослых, размер «L» (объем талии/бедер до 150 см), с полным влагопоглощением не менее 2000 г». При этом при заполнении других разделов никакие изменения не вносились, а дублировались при заполнении новой формы Программы. При этом, если графы, имеющиеся в новой форме программы, не имеются в программе ДД.ММ.ГГГГ года, то эти графы заполняются как «не нуждается». В действующей ранее ИПР от ДД.ММ.ГГГГ. отсутствовала заполненная графа о нуждаемости в санаторно-курортном лечении, в связи с чем, эти сведения также не отражены в новой программе. При несогласии законного представителя с разработанной ИПРА по другим разделам реабилитации (показания о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства, виды помощи) необходимо новое направление по форме

Оснований не доверять пояснениям специалиста у суда не имеется.

В силу пункта 41 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 05.04.2022 № 588 (далее - Правила) при необходимости внесения исправлений в индивидуальную программу реабилитации или абилитации в связи с изменением персональных, антропометрических данных инвалида (ребенка-инвалида), уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, а также в целях устранения технических ошибок (описка, опечатка, грамматическая или арифметическая ошибка либо подобная ошибка) инвалиду (ребенку-инвалиду) по его заявлению либо по заявлению его законного или уполномоченного представителя, поданному в установленном пунктом 21 указанных Правил порядке, взамен ранее выданной индивидуальной программы реабилитации или абилитации составляется новая индивидуальная программа реабилитации или абилитации без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу.

При этом изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.

Также вышеизложенные положения повторяются в абзаце втором п. 9 Порядка разработки и реализации индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида и индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенка- инвалида, выдаваемых федеральным учреждениями медико-социальной экспертизы (далее - Порядок), утвержденного Приказом Минтруда России от 13.06.2017г. № 486н.

Пункт 21 Правил перечисляет случаи, при которых направление на медико- социальную экспертизу не требуется и освидетельствование проводится на основании заявления гражданина (его законного или уполномоченного представителя), с разъяснением в данном пункте порядка подачи соответствующего заявления. В числе подобных случаев указано проведение медико-социальной экспертизы в целях разработка индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида).

В соответствии с письмами ФГБУ ФБ МСЭ Минтруда России от 18.05.2021 N 15086.ФБ.77/2021 и от 08.06.2021 N 18177.ФБ.77/2021 по вопросам разработки ИПРА и внесения рекомендаций по обеспечению ТСР, предоставляемых в рамках федерального бюджета и в соответствии с п. 34 Правил признания лица инвалидом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 95 при необходимости внесения исправлений в ИПР, разработанную до ДД.ММ.ГГГГ, в связи с необходимостью уточнения характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных мероприятий инвалиду, по заявлению инвалида (его законного или уполномоченного представителя) либо по заявлению законного или уполномоченного представителя ребенка-инвалида составляется новая ИПРА без оформления нового направления на медико-социальную экспертизу инвалида. Изменение иных сведений, указанных в индивидуальной программе реабилитации, не осуществляется. Учитывая, что ранее действующая форма ИПР отличается от действующей формы ИПРА, использование стандартного механизма ФГИС ЕАВИИАС МСЭ по внесению изменений не представляется возможным. Вместе с тем правовых оснований для отказа инвалиду в реализации его прав не имеется. Таким образом, при поступлении заявления гражданина на внесение изменений в действующую ИПР необходимо зарегистрировать его в разделе "Заявления/Направления" ФГИС ЕАВИИАС МСЭ и провести МСЭ, используя алгоритм разработки ИПРА, за исключением истребования направления на МСЭ.

В медико-экспертном деле Митрофановой М.А. имеется заявление от ее опекуна Митрофановой Т.А., в котором заявитель просит «незамедлительно решить вопрос о внесении изменений в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ (бессрочно) согласно медицинской справке (прилагается)», с приложением медицинской справки от врача ГБУЗ СО «ТГП № 1», где указаны данные Митрофановой М.А. и характеристика рекомендуемого технического средства реабилитации (подгузники для взрослых). Указанное заявление зарегистрировано ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России в системе ЕАВИИАС МСЭ за входящим номером от ДД.ММ.ГГГГ.

Данное заявление послужило основанием для освидетельствования Митрофановой М.А. в Бюро МСЭ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) в соответствии с ранее указанными положениями Правил признания лица инвалидом и Порядка разработки и реализации ИПРА инвалида (ребенка-инвалида).

Доводы истца о том, что в заявлении от ДД.ММ.ГГГГ она просила отменить ИПРА , судом не принимаются, поскольку в тексте указанного заявления каких-либо волеизъявлений подобного содержания не имеется. Также подобное невозможно, по той причине, что ИПРА разработана на основании заявления , соответственно Митрофановой Т.А. в своем заявлении от ДД.ММ.ГГГГ. не могла просить отменить документ, которого на тот момент еще не существовало, и который был составлен на основании этого заявления.

Доводы истца о том, что никаких медицинских показаний для внесения изменений в действующую ИПР Митрофановой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ. не было, судом отклоняются, поскольку ДД.ММ.ГГГГ. истец подала письменное заявление о внесении изменений в действующую ИПР Митрофановой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ. согласно медицинской справке, которую к данному заявлению была приложена истцом.

Кроме того, Митрофанова Т.А. не согласна с содержанием разработанных ИПРА и ИПРА , а именно в том, что не был заполнен ряд разделов и не указаны виды помощи, в которых инвалид нуждается.

Между тем, в силу п. 41 Правил и п. 9 Порядка, указывающих, что, в ходе разработки новой ИПРА в связи с изменением антропометрических данных инвалида, уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, изменение иных сведений, указанных в ранее выданной индивидуальной программе реабилитации или абилитации, не осуществляется.

Приказ Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ. н утверждает не только Порядок разработки и реализации ИПРА инвалида (ребенка-инвалида), но также и форму индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы. Указанная форма, также, как и Порядок, действует с ДД.ММ.ГГГГ. В свою очередь ИПР Митрофановой М.А. от ДД.ММ.ГГГГ. была составлена по действующей на тот момент форме, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ. . Указанная форма ИПР отличается от формы ИПРА, действующей на момент освидетельствования Митрофановой М.А. в Бюро МСЭ № 12 ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.

В частности, в ИПР от ДД.ММ.ГГГГ. нет никаких указаний на TCP и услуги по реабилитации или абилитации, предоставляемые инвалиду за счет собственных средств инвалида либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; нет заключения о наличии медицинских показаний для приобретения инвалидом транспортного средства за счет собственных средств либо средств других лиц или организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности; нет сведений о нуждаемости в помощи для преодоления барьеров, препятствующих ему в получении услуг на объектах социальной, инженерной и транспортной инфраструктур наравне с другими лицами. Соответственно, все вышеперечисленное не может быть включено экспертами в разрабатываемую ИПРА в рамках проведения медико-социальной экспертизы в связи с изменением антропометрических данных инвалида, уточнением характеристик ранее рекомендованных видов реабилитационных и (или) абилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, так как все эти сведения отсутствовали в ранее выданной Митрофановой МА. ИПР от ДД.ММ.ГГГГ.

Кроме того, отсутствие указанных сведений в ИПРА и ИПРА (2)/И1 не может быть расценено как ухудшение условий реабилитации инвалида, поскольку в действующей ранее ИПР от ДД.ММ.ГГГГ. указанные сведения также отсутствовали. В связи с чем, доводы истца о том, что в связи с принятием новой ИПРА инвалид лишается возможности воспользоваться отдельными видами социальной помощи, судом отклоняются.

Суд также обращает внимание на то, что истцу давалось письменное разъяснение со стороны ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ (исх. ), где ей было разъяснено, что в случае необходимости внесения новых TCP или реабилитационных мероприятий в ИПРА инвалида ей необходимо обратиться в медицинскую организация для оформления нового направления на медико-социальную экспертизу, в соответствии с абзацем 1 п. 9 Порядка. На текущую дату нового направления на медико-социальную экспертизу в отношении Митрафановой М.А. в ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» Минтруда России не поступало, что не оспаривалось сторонами в судебном заседании.

При этом, довод истца о том, что инвалид с учетом разработанной новой программы лишен права на санаторно-курортное лечение, судом отклоняется, поскольку действующая ранее ИПР не содержала сведения о нуждаемости в нем, кроме того, как следует из пояснений представителя третьего лица, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Самарской области, согласно Реестру получателей социальных услуг Фонда Митрофанова М.А. для получения путевки на санаторно-курортное лечение стоит на учете в ОСФР по Самарской области. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ ей выдана путевка в санаторий «Автотранспортник» <адрес> с датой заезда с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также выдан талоны для бесплатного проезда к месту лечения и обратно, которые она имеет право реализовать.

Таким образом, освидетельствование Митрофановой М.А. в Бюро МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ с целью разработки индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида (ребенка-инвалида) было осуществлено в рамках положений действующего законодательств и с соблюдением надлежащей процедуры, на основании письменного волеизъявления законного представителя гражданина и представленных на рассмотрение экспертов сведений о состоянии здоровья инвалида, в соответствии с действующими на момент освидетельствования Правилами признания лица инвалидом, а также Порядком, утверждаемым Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации. Выводы комиссии подтверждаются результатами осуществления главным бюро контроля за решением бюро.

При этом, ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ исправила фактическую ошибку в объеме влагопоглащения памперсов, указанную в ИПРА от ДД.ММ.ГГГГ, соответственно, при разработке новой ИПРА предыдущая от ДД.ММ.ГГГГ отменяется, в связи с чем, оснований для ее отмены у суда не имеется.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и ничем не опровергнуты, от проведении судебной медико-социальной экспертизы истец отказался..

Исследовав и оценив представленные доказательства в соответствии с требованиями ст. ст. 67, 187 ГПК РФ, руководствуясь требованиями Федерального закона от дата N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», суд не находит оснований для признания незаконной и не подлежащей исполнению ИПРА инвалида к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; признании незаконной и не подлежащей исполнению ИПРА инвалида к протоколу проведения МСЭ от ДД.ММ.ГГГГ; признании действующей ИПР инвалида, разработанную на основании акта освидетельствования от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом суд учитывает, что при проведении освидетельствования врачами-экспертами была изучена представленная медицинская документация о состоянии здоровья недееспособной, оснований сомневаться в квалификации экспертов, проводивших освидетельствование, а также в обоснованности выводов экспертной комиссии, не имеется.

При указанных обстоятельствах, ввиду отсутствия объективных данных, ставящих под сомнение принятые ответчиком решения, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований Митрофановой Т.А. В связи с чем, иск не подлежит удовлетворению в полном объеме.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении искового заявления Митрофановой Татьяны Александровны к ФКУ «ГБ МСЭ по Самарской области» о признании незаконными и неподлежащими к исполнению ИПРА инвалида, признании действующей ИПР инвалида, отказать.

Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения в окончательном виде.

Мотивированное решение изготовлено 19.07.2023 года.

Председательствующий:

2-1124/2023 ~ М-807/2023

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Митрофанова Т.А.
Ответчики
ФКУ "ГБ МСЭ по Самарской области" Минтруда России
Другие
Фонд социального страхования Российской Федерации по Самарской области
Суд
Самарский районный суд г. Самары
Судья
Коваленко О.П.
Дело на странице суда
samarsky--sam.sudrf.ru
19.05.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
22.05.2023Передача материалов судье
24.05.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
24.05.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
24.05.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
13.06.2023Судебное заседание
03.07.2023Судебное заседание
12.07.2023Судебное заседание
19.07.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
14.08.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.10.2023Дело оформлено
12.10.2023Дело передано в архив
13.10.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
18.10.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
03.11.2023Судебное заседание
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее