РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
16 декабря 2021 года г.о. Тольятти
Центральный районный суд г. Тольятти Самарской области в составе:
председательствующего Сураевой А.В.,
при секретаре Лариной О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску Прокурора города Тольятти действующего в интересах ФИО1 к администрации г.о. Тольятти об обязании предоставить жилое помещение,
установил:
Прокурор г. Тольятти в интересах ФИО1 обратился с иском к администрации городского округа Тольятти о признании распоряжения незаконным. В обоснование иска указав, ФИО1 является лицом, оставшемся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с тем, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, бульвар Приморский, <адрес>. Просит признать распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» незаконным; обязать администрацию городского округа Тольятти включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании представитель истца помощник прокурора г. Тольятти ФИО4 исковые требования поддержал в полном объеме.
В судебном заседании истец ФИО1 исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель администрации городского округа Тольятти ФИО5, действующая по доверенности, в судебном заседании исковые требования не признала, по основаниям изложенным в письменном отзыве. Просит в удовлетворении иска отказать.
Проверив материала дела, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд считает исковые требования обоснованными и подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 2, ч. 1 ст. 45 Конституции РФ государство обязано признавать, соблюдать и защищать права и свободы гражданина.
Согласно ст. 6 ФЗ РФ № 189 от 29 декабря 2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 года детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Согласно ст. 2 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета.
Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации «Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений».
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Согласно ст. 3 Закона Самарской области от 28 декабря 2012 N 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
По заявлению в письменной форме детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, медицинских организациях и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
Право на обеспечение жилыми помещениями по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Федеральным законом "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" и настоящим Законом, сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями.
Судом установлено, что ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда, в связи с тем, что ФИО1 в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся собственником жилого помещения общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.
Согласно выписке из поквартирной карточки ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, зарегистрирован в квартире общей площадью <данные изъяты> кв.м., расположенной по адресу: <адрес>.
Квартира по вышеуказанному адресу принадлежит на праве общей долевой собственности: ФИО6, ФИО7, ФИО8, что подтверждается выпиской их ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ.
Из ответа на запрос МУП г.о. Тольятти «Инвентаризатор» следует, что по данным реестра технической документации МП «Инвентаризатор» квартира по адресу: <адрес> <адрес>, была передана ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения на основании договора о безвозмездной передаче квартир в собственность № от ДД.ММ.ГГГГ. По решению Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ прекращено право собственности ФИО1 на вышеуказанную квартиру. Распривитизация № от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии с п.п. 3 ч. 4 ст. 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 № 135-ГД проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:… общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу ч. 5 ст. 3 Закона Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД в целях настоящего Закона учетная норма площади жилого помещения составляет <данные изъяты> кв.м. общей площади жилого помещения на человека.
Распоряжением заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО1 отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
Таким образом, в случае если ФИО1 будет выписан из квартиры собственниками жилого помещения, он утратит право пользования жилым помещением.
Доводы представителя ответчика о том, что истец до достижении <данные изъяты> лет не обращался в органы местного самоуправления с заявлениями о принятии его на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении, на учете нуждающихся в жилых помещениях в органах местного самоуправления в списке «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей» не состоял, на момент обращения с соответствующим заявлением в соответствующие органы ему исполнилось <данные изъяты> лет, при этом доказательств уважительности причин пропуска срока обращения не представлено, не могут быть приняты во внимание поскольку, как разъяснил ВС РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел, связанных с обеспечением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями, утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации ДД.ММ.ГГГГ, наиболее распространенными причинами несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, признаваемыми судами уважительными и, как следствие, служащими основанием для защиты в судебном порядке права на внеочередное обеспечение жильем, являлись следующие:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов.
Решением Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ установлено, что согласно актов психиатрических экспертиз № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 страдает хроническим расстройством в виде умственной отсталости в легкой степени дебильности с умеренно-выраженными эмоционально-волевыми нарушениями и социальной дезадаптацией. В психическом статусе ФИО1 отмечается снижением интеллектуального компонента – уровень развития общего интеллекта ек достигает нижних границ возрастной нормы. На момент подписания договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 не мог понимать значение своих действий и руководить ими.
Оценив в совокупности собранные по делу доказательства, учитывая состояние здоровья ФИО1, суд полагает, что в период отнесения ФИО1 к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, он имел право на обеспечение жилым помещением, но по объективных причинам его не реализовал.
Таким образом, суд считает необходимым удовлетворить требования истца об обязании ответчика включить ФИО1 в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ, с момента обращения с заявлением о включении в указанный список.
При этом, обеспечение жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от реализации прав других лиц.
При указанных обстоятельствах суд считает, что обязанность по обеспечению истца жильем специализированного жилищного фонда должна быть возложена на администрацию городского округа Тольятти и данная обязанность должна быть исполнена.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу о том, что ФИО1 имеет право на обеспечение жилым помещением по договору найма жилого помещения специализированного жилищного фонда и должен быть включен в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 56, 192-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Признать распоряжение заместителя главы г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ №-р/5 «Об отказе во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда» незаконным;
Обязать администрацию городского округа Тольятти включить ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд через Центральный районный суд г.о. Тольятти в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий А.В. Сураева