Мировой судья судебного участка № 82 Самарской области Павлова О.Ю. № 11-85\12
А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
04 июня 2012 года город Сызрань
Сызранский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сапего О.В.
при секретаре судебного заседания Ратниковой Т.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу представителя Управления социальной защиты населения Администрации г.о.Сызрани на решение мирового судьи судебного участка №00 Самарской области от **.**.**** г. по гражданскому делу №00 по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации г.о.Сызрань, Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о взыскании недополученной суммы льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
у с т а н о в и л:
ФИО1 обратился к мировому судье с иском к Управлению социальной защиты населения Администрации г.о.Сызрань, Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области в котором просит взыскать с Управления социальной защиты населения Администрации г.о.Сызрань 11826,91 рублей, в обоснование иска ссылаясь на то, что он является участником боевых действий в ул. ХХХ, и в соответствии с Федеральным законом «О ветеранах» № 5-ФЗ относится к категории «ветераны боевых действий», по данному закону он пользуется льготой по оплате «в размере 50 % занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе членами семей ветеранов боевых действий, совместно проживающими». Наряду с данным законом на территории Самарской области действует ул. ХХХ Совета народных депутатов от **.**.**** г. за № 14, в соответствии с которым воинам-интернационалистам (участникам боевых действий в ул. ХХХ) с **.**.**** г. предоставляется льгота по оплате за жилье, коммунальные услуги и электроэнергию в размере 50-ти процентов.
В соответствии со ст.1 п.2 Закона № 71-ГД категория «ветераны боевых действий» и совместно проживающие с ними члены их семей имеют право на ежемесячную денежную выплату в 12% размере от региональной стоимости жилищно-коммунальных услуг. Данный закон предусматривает с учетом положений Федерального закона № 5-ФЗ для категории «ветераны боевых действий» социальную поддержку только по оплате жилого помещения.
В соответствии с Законом № 71-ГД от **.**.**** г. УСЗН администрации г.о. Сызрань с **.**.**** г. по **.**.**** г. на его счет перечислена ЕДВ, в которой его часть составила сумму 814,56 руб.
В соответствии с Законом №71-ГД от **.**.**** г. ст.2 – «Порядок назначения и выплаты ежемесячных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг» - «в случае, если назначение ежемесячных денежных выплат на оплату жилого помещения и коммунальных услуг было осуществлено со дня вступления Закона в силу без заявлений и размер выплаты ниже среднего годового денежного выражения мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, граждане имеют право на обращение в уполномоченные органы с заявлением о перерасчете ежемесячной денежной выплаты.
На основании указанного заявления и предоставленных документов уполномоченные органы осуществляют перерасчет ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения и коммунальных услуг и назначают ее в размере, соответствующем денежному выражению ранее предоставляемых мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг в натуральной форме.
При обращении в УСЗН администрации г.о. Сызрань получен отказ в удовлетворении требований о перерасчете ЕДВ с ноября 2011 года по январь 2012 года, что и повлекло обращение в суд.
Решением мирового судьи судебного участка №00 г.Сызрани от **.**.**** г. исковые требования истца ФИО1 удовлетворены.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения Администрации г.о.Сызрань просит отменить решение мирового судьи и принять новое решение по тем основаниям, что назначение выплат производится в строгом соответствии с нормативными актами, в которых указаны размеры выплат, порядок обращения за назначением выплат, перечень предоставляемых документов, процедура перечисления выплат, источник финансирования и уполномоченные органы.
Ежемесячная денежная выплата на оплату жилищно-коммунальных услуг назначается согласно Закону Самарской области от 10.07.2008г. № 71-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области». На основании данного нормативного акта назначение выплаты компенсации за коммунальные услуги ветеранам боевых действий и процедура перечисления не оговорена, финансирование на эти цели не предусмотрено.
Вместе с тем, в соответствии с полномочиями,
переданными Администрации г.о. Сызрань во исполнение Закона Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005г., осуществляется назначение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в соответствии с действующими нормативными актами. Управление социальной защиты населения наделено полномочиями только по приему документов и назначению ЕДВ ЖКУ, а выплата осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. В соответствии с Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.2005г. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. В соответствии со ст.8 данного нормативного акта, финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Обращаем внимание на то, что внебюджетные средства не предусмотрены в деятельности УСЗН.
Таким образом, судом не принято во внимание, что УСЗН не располагает собственными средствами для исполнения данного решения суда.
Судом также не учтено, что в рамках исполняемых полномочий Управление социальной защиты населения суд может обязать УСЗН назначить недополученную сумму льгот в размере, определяемом судом.
Так как выплата ЕДВ ЖКУ осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, то судом должно быть определено: взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств областного бюджета в пользу ФИО1 недополученную сумму льгот в размере, определяемом судом.
В своем решении суд указывает, что решение Президиума областного
совета народных депутатов от 08.02.1991г. №00 «Об установлении дополнительных льгот воинам-интернационалистам» является недействующим, но, вместе с тем, судом принято решение об удовлетворении исковых требований ФИО1
Решение Президиума областного совета народных депутатов от 08.02.1991г. №00 «Об установлении дополнительных льгот воинам-интернационалистам» предусматривало предоставление льготной оплаты коммунальных услуг (50% стоимости за жилье, коммунальные услуги и электроэнергию), т.е. натуральную форму данной меры социальной поддержки. Финансирование по Решению №00 производилось за счет сверхплановых остатков по исполнению бюджета на 1990г. в размере 400 тыс. рублей. Финансирование данных мер не было предусмотрено бюджетами последующих годов. Кроме того, монетизация льгот по данному нормативному акту не произведена и не установлена согласно Закону Самарской области ль **.**.**** г. №71-ГД «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемых отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области».
Управление социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрань не состоит в договорных отношениях с истцом по поводу предоставления жилищно-коммунальных услуг в натуральной форме. Ответчиком и исполнителем ранее вынесенных решений суда являются организации-поставщики услуг. В связи с этим, Управление социальной защиты населения Администрации г.о. Сызрань не может являться надлежащим ответчиком.
В связи с вступлением в силу Закона Самарской области от **.**.**** г. №71-ГД, произошла монетизация льгот ветеранам боевых действий, объем которых определен ФЗ от **.**.**** г. №5-ФЗ «О ветеранах». Льготы, предоставляемые организациями-поставщиками услуг помимо установленных Федеральным законом, согласно решениям судов, не ограничены временными рамками и решения судов должны и далее исполняться данными организациями. В свою очередь УСЗН назначает ЕДВ ЖКУ, равный 12% от регионального стандарта стоимости ЖКУ. Истец, используя свое право на перерасчет ЕДВ ЖКУ на основании п.2 ст.2 Закона 71-ГД, предоставляет квитанции за оплату ЖКУ с льготой, предоставляемой организациями-поставщиками коммунальных услуг в натуральном выражении с 50% скидкой. Однако УСЗН не имеет права учитывать при перерасчете данные квитанции, так как это противоречит ФЗ от **.**.**** г. №5-ФЗ и Закону Самарской области от **.**.**** г. №71-ГД, где четко указан размер льготы и порядок ее предоставления. Таким образом, предоставление льгот в натуральном выражении в части оплаты за коммунальные услуги должны осуществляться организациями-поставщиками услуг, а Управление социальной защиты населения назначение ЕДВ в соответствии с Законом Самарской области от **.**.**** г. №71-ГД.
Вместе с тем, в соответствии с полномочиями, переданными Администрации г.о. Сызрань во исполнение Закона Самарской области №77-ГД от **.**.**** г. УСЗН Администрации г.о. Сызрань осуществляется назначение ежемесячных денежных выплат отдельным категориям граждан в соответствии с действующими нормативными актами. УСЗН наделено полномочиями только по приему документов и назначению ЕДВ ЖКУ, а выплата осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области. В соответствии с Законом Самарской области №77-ГД от **.**.**** г. «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. В соответствии со ст.8 данного нормативного акта, финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Внебюджетные средства не предусмотрены в деятельности УСЗН.
Судом не принято во внимание, что УСЗН не располагает собственными средствами для исполнения данного решения суда. Судом также не учтено, что в рамках исполняемых полномочий УСЗН суд может обязать УСЗН назначить недополученную сумму льгот в размере, определяемом судом. Так как выплата ЕДВ ЖКУ осуществляется Министерством здравоохранения и социального развития Самарской области, то судом должно быть определено: взыскать с Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области за счет средств областного бюджета в пользу ФИО1 недополученную сумму льгот в размере, определяемом судом.
В суд представитель Управления социальной защиты населения Администрации г.о.Сызрань ФИО5 не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, поддержала апелляционную жалобу.
Истец ФИО1 в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствии.
Представитель ответчика Министерства здравоохранения и социального развития Самарской области в суд не явился, о дате слушания дела уведомлен своевременно и надлежащим образом, причины неявки суду не сообщил, в связи с чем суд определил рассмотреть дело в его отсутствие.
Проверив письменные материалы дела, суд не находит оснований для отмены решения мирового судьи и удовлетворения апелляционной жалобы по следующим основаниям.
Судом правильно установлено, что ФИО1 является участником боевых действий в ул. ХХХ, проходил военную службу офицером ВС СССР в данном государстве.
В соответствии с Федеральным Законом РФ № 5-ФЗ «О ветеранах» ФИО1 относится к категории «ветераны боевых действий» (удостоверение А №00 от **.**.**** г. года).
Согласно ст. 16 п. 1 пп. 5 ФЗ РФ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции Федерального закона с учетом изменений, внесенных законом от **.**.**** г. г.) ветеранам боевых действий предоставляются меры социальной поддержки, в том числе, и оплата в размере 50% занимаемой общей площади жилых помещений, в том числе, членами семей ветеранов боевых действий совместно с ними проживающих.
В соответствии со ст. 23.2 данного Федерального закона полномочия по предоставлению мер социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг Российской Федерацией переданы органам государственной власти субъектов РФ.
В силу Закона Самарской области № 71-ГД от **.**.**** г. «О мерах социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, предоставляемым отдельным категориям граждан, проживающих в Самарской области, и о внесении изменений в отдельные законы Самарской области», с **.**.**** г. меры социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг предоставляются в форме ежемесячных денежных выплат.
Согласно данному закону ветераны боевых действий, указанные в подпунктах 1-4 пункта 1 ст. 3 ФЗ «О ветеранах», а также совместно с ними проживающие члены их семей, имеют право на получение ежемесячной денежной выплаты на оплату жилого помещения в размере 12% регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям Самарской области.
Кроме того, на территории Самарской области действует и подлежит применению решение Президиума Куйбышевского областного Совета народных депутатов от **.**.**** г. №00 «Об установлении дополнительных льгот воинам-интернационалистам», что подтверждается письмом Департамента жилищно-коммунального хозяйства Самарской области. И в силу данного решения, с **.**.**** г. воинам-интернационалистам предоставлены льготы на 50-процентную оплату за жилье, коммунальные услуги и электроэнергию.
При таких обстоятельствах судом 1-й инстанции при рассмотрении дела при разрешении спора по существу сделан правильный вывод о том, что поскольку указанный нормативный акт не отменен, не изменен, он является действующим и подлежит применению.
Далее, Постановлением Правительства Самарской области от **.**.**** г. №00 (в ред. от **.**.**** г. г) «Об установлении регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг, дифференцированной по муниципальным образованиям Самарской области» утверждены стандарты стоимости жилищно-коммунальных услуг, который по г.о. Сызрань составлял для одного человека с **.**.**** г. 1374,00*12%=164,88 руб.
Ответчиком с **.**.**** г. по **.**.**** г. ФИО1 в соответствии с Законом Самарской области №00 –ГД перечислена сумма ЕДВ ЖКУ 814,56 руб., что не оспаривалось сторонами.
Между тем, при обращении истца в УСЗН Администрации г.о. Сызрань о перерасчете ЕДВ ЖКУ, УСЗН фактически отказал истцу в перерасчете не смотря на то, что хотя решение Президиума областного Совета народных депутатов от **.**.**** г. №00 в настоящее время является недействующим, было принято до вступления в силу Закона Самарской области № 71-ГД от **.**.**** г. (в редакции Закона Самарской области от **.**.**** г. № 166-ГД), однако у истца имеется установленное этим решением право и основание для его защиты, поэтому доводы ответчиков о неправомерности заявленных истцом требований обоснованно не приняты во внимание мировым судом.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Суду не представлено каких-либо доказательств, что решение Президиума Куйбышевского областного Совета народных депутатов от **.**.**** г. №00 «Об установлении дополнительных льгот воинам-интернационалистам», является недействующим документом и применению на территории Самарской области не подлежит.
Также не могут быть приняты во внимание доводы представителя ответчика о том, что ФИО1 по объективным причинам был лишен предоставления льгот, предусмотренных данным Постановлением, из-за того, что в бюджете Самарской области не предусмотрено финансирование расходов на реализацию данного Постановления, поскольку данный вывод не основан на законе.
При таких обстоятельствах решение является законным и обоснованным.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 323 –329 ГПК РФ,
О п р е д е л и л :
Решение мирового судьи судебного участка №00 Самарской области от **.**.**** г. по гражданскому делу №00 по иску ФИО1 к Управлению социальной защиты населения администрации г.о.Сызрань, Министерству здравоохранения и социального развития Самарской области о взыскании недополученной суммы льгот на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, оставить без изменения, а апелляционную жалобу представителя Управления социальной защиты населения Администрации г.о.Сызрань - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно.
Апелляционное определение может быть обжаловано в суд кассационной инстанции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что лицами, участвующими в деле, и иными лицами, если их права и законные интересы нарушены судебным решением, было реализовано право на апелляционное обжалование решения.
Судья: