РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 октября 2017 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе
председательствующего судьи Грищенко Э.Н.,
при секретаре Булаткиной Л.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-3934/17 по административному иску Гафарова А. М. к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконными распоряжения,
Установил:
Гафаров А.М. обратился в Ленинский районный суд г.Самары с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконным распоряжения, с учетом уточнений указав, что ДД.ММ.ГГГГ на основании п.7 ст.39.5 ЗК РФ он обратился в Департамент градостроительства городского округа Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления ему в собственность бесплатно земельного участка площадью <данные изъяты>м, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н., государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов. Решением Департамента градостроительства городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ № было отказано в удовлетворении заявления, поскольку федеральными законами, а также законами Самарской области не предусмотрено предоставление инвалидам войны земельных участков в собственность бесплатно. С отказом он не согласен, т.к. считает, что согласно представленному удостоверению серии ИБ № от ДД.ММ.ГГГГ он имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны, а не просто инвалидов войны, как указано в распоряжении об отказе. Указывает, что данное распоряжение нарушает его право на предоставление земельного участка в собственность граждан бесплатно и не соответствует нормам, установленным ст.ст.4, 14, п.3 ст.10, п.1 ст.11 Федерального закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах», ст.<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О земле», ст.28 ЗК РФ. Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил признать незаконным решение Департамента градостроительства г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ №РД-1434 об отказе в предварительном согласовании предоставления в собственность земельного участка размером 661 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, незаконным, обязать Департамент градостроительства г.о.Самары предварительно согласовать предоставление ему (Гафарову А.М.) данного участка в собственность бесплатно на основании п.7 ст.39.5 ЗК РФ, ст.<адрес> «О земле» от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД по его заявлению от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании административный истец Гафаров А.М. заявленные требования поддержал по мотивам, изложенным в уточненном иске, после перерыва в судебное заседание не явился, просил дело рассмотреть в его отсутствие.
Представитель административного ответчика по доверенности Агапова О.С. возражала против удовлетворения иска по основаниям, изложенным в отзыве, после перерыва в судебное заседание не явилась, причины неявки суду не сообщила.
Изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Согласно ч.2 ст.46 Конституции РФ решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
В соответствии с ч.1 ст.218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В соответствии с ч.8 ст.226 КАС при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
Частью 9 ст.226 КАС установлено, что если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд; 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия); б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен; в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами; 4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Согласно ч.1 ст.39.1 ЗК РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании: 1) решения органа государственной власти или органа местного самоуправления в случае предоставления земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование; 2) договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату; 3) договора аренды в случае предоставления земельного участка в аренду; 4) договора безвозмездного пользования в случае предоставления земельного участка в безвозмездное пользование.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Гафаров А.М. обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, без проведения торгов, площадью <данные изъяты>, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, бесплатно.
Распоряжением Департамента № от ДД.ММ.ГГГГ истцу было отказано в предварительном согласовании предоставления в собственность бесплатного земельного участка из земель, государственная собственность на которые не разграничена, который предстоит образовать, имеющего следующие характеристики: площадь <данные изъяты> адрес (местоположение): <адрес>, участок б/н, территориальная зона садово-дачных участков и коллективных домов (Р-5), категория земель – земли населенных пунктов. Основанием для отказа является п.п.2 п.8 ст.39.15 ЗК РФ
Согласно п.4 постановления Администрации г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ № «Об организации работы по реализации полномочий в сфере распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» к полномочиям Департамента градостроительства г.о.Самара отнесено принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, утверждению схем расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории или принятию решений об отказе в ее утверждении и направлению принятого решения заявителю, за исключением случаев, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса Российской Федерации.
Следовательно, оспариваемое решение принято органом, уполномоченным на принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельного участка или решений об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка в г.о.Самара в пределах своих полномочий.
В соответствии с п.2 ст.39.15 ЗК РФ к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия.
Согласно положений п.8 ст.39.15 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований: 1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 Земельного кодекса РФ; 2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-3, 15-19, 22 и 23 ст.39.16 ЗК РФ; 3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости», не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в пп.1-23 ст.39.16 ЗК РФ.
В силу п.1 ст.39.16 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
Согласно п.39 Приказа Министерств экономического развития от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении перечня документов, подтверждающих право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов» на основании п.7 ст.39.5 ЗК РФ для приобретения земельного участка в собственность бесплатно в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, граждане предоставляют документы, подтверждающие право на приобретение земельного участка, установленные законом субъекта Российской Федерации.
Как видно из материалов дела, в качестве документа, подтверждающего принадлежность лица к категории граждан, обладающих правом на приобретение земельных участков в собственность бесплатно, административным истцом было представлено удостоверение серии ИБ №, согласно которому Гафаров А.М. является инвалидом третьей группы и имеет право на льготы и преимущества, установленные действующим законодательством для инвалидов Отечественной войны.
В силу ст.ст.1-4, 13-24 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ "О ветеранах" законодатель различает следующие категории граждан, имеющих различный объем социальной помощи: ветераны Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, инвалиды Великой Отечественной войны и инвалиды боевых действий (инвалиды войны), ветераны военной службы, ветераны государственной службы, ветераны труда.
Согласно п.2 ст.4 ФЗ РФ "О ветеранах" к инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий относятся, в том числе военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных при защите Отечества или исполнении обязанностей военной службы на фронте, в районах боевых действий в периоды, указанные в настоящем Федеральном законе.
Согласно ст.28 ФЗ РФ "О ветеранах" реализация мер социальной поддержки ветеранов осуществляется по предъявлении ими удостоверений единого образца, установленного для каждой категории ветеранов Правительством СССР до ДД.ММ.ГГГГ либо Правительством Российской Федерации.
В приложении к указанному Федеральному закону предусмотрено, что на лиц, принимавших участие в войнах и боевых действиях в государствах (на территориях) и в обороне городов, указанных в разделах 1 и 2 Перечня государств, городов, территорий и периодов ведения боевых действий с участием граждан Российской Федерации, распространяется действие статей 2 и 4 Федерального закона "О ветеранах".
Таким образом, хотя Закон РФ «О ветеранах» и предоставляет равные льготы инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий, он не смешивает эти два правовых статуса.
Меры социальной поддержки инвалидов войны предусмотрены положениями ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №5-ФЗ «О ветеранах».
При этом специальной нормой, пп.7 п.1 ст.14 ФЗ РФ "О ветеранах", направленной на социальную поддержку инвалидов войны и инвалидов боевых действий, последним гарантировано, среди прочего, лишь преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.
В силу п.7 ст.39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным не указанным в подпункте 6 настоящей статьи отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
По Закону Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД "О земле" земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно для ведения личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества, животноводства инвалидам Великой Отечественной войны и ветеранам Великой Отечественной войны (п.«г» ч.3 ст.9).
Таким образом, законодатель <адрес> не предусмотрел право на предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно для садоводства за инвалидами боевых действий либо за лицами, приравненными законодательством о ветеранах к инвалидам Отечественной войны.
Из буквального толкования положений ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005 года №94-ГД "О земле" следует, что право на предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан бесплатно, в том числе для садоводства, имеют только инвалиды Великой Отечественной войны и ветераны Великой Отечественной войны, которым истец заведомо не является, что он и не оспаривает.
Для понуждения в судебном порядке органа государственной власти, органа местного самоуправления совершить определенное действие должны быть представлены доказательства того, что его действие или бездействие не соответствует требованиям законодательства, нарушает права и свободы заявителя, создает какие-либо препятствия к их осуществлению.
Таким образом, распоряжение Департамента градостроительства г.о.Самара от 09.06.2017 года №РД-1434 «Об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, государственная собственность на который не разграничена» совершены уполномоченным органом в рамках его компетенции в соответствии с требованиями закона, в связи с чем указанное соответствует требованиям действующего законодательства.
Согласно п.61 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36 "О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации", исходя из статьи 178, части 8 статьи 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении.
При этом суд не вправе признать обоснованным оспариваемое решение, действие, бездействие со ссылкой на обстоятельства, не являвшиеся предметом рассмотрения соответствующего органа, организации, лица, изменяя таким образом основания принятого решения, совершенного действия, имевшего место бездействия.
Согласно п.62 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 года №36, суд не осуществляет проверку целесообразности оспариваемых решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, принимаемых, совершаемых ими в пределах своего усмотрения в соответствии с компетенцией, предоставленной законом или иным нормативным правовым актом.
По смыслу положений ст.227 КАС РФ для признания незаконными распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемого распоряжения нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.
Таких оснований при рассмотрения данного дела судом не установлено.
Довод истца о том, что на испрашиваемом им земельном участке, расположенном рядом с земельным участком, находящемся в его собственности на основании договора купли-продажи, образуется стихийная свалка, которую он намерен устранить собственными силами и средствами, не имеет правового значения для разрешения настоящего спора.
Утверждение истца о том, что его права подтверждаются представленным им в Департамент удостоверением, суд отклоняет, поскольку право на предоставление земельного участка из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность бесплатно возникает у граждан на основании закона, а не в связи с предоставлением удостоверения.
При таких обстоятельствах, учитывая, что принятие решения по заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка площадью <данные изъяты> расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, относится к компетенции органа местного самоуправления, каких-либо нарушений в действиях ответчика при издании оспариваемого распоряжения не установлено, оснований для удовлетворения требований Гафарова А.М. у суда не имеется.
Исходя из изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
Решил:
Административное исковое заявление Гафарова А. М. - оставить без удовлетворения.
Настоящее решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 23.10.2017 года.
Судья (подпись) Э.Н.Грищенко
Копия верна:
Судья
Секретарь