Петрозаводский городской суд РК УИД 10RS0011-01-2021-009764-27
(г.Петрозаводск, ул.Красная, 33) (Дело № 5-4799/2021)
П О С Т А Н О В Л Е Н И Е
23 августа 2021 года г. Петрозаводск
Судья Петрозаводского городского суда Республики Карелия Цеханович Максим Константинович при секретаре Соснович С.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ст.6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ), в отношении
Акционерного общества «Петрозаводские коммунальные системы-Водоканал» (далее – АО «ПКС-Водоканал», Предприятие, юридическое лицо), <данные изъяты>
у с т а н о в и л:
23.03.2021 АО «ПКС-Водоканал», расположенное по адресу: г.Петрозаводск, ул. Гоголя, д. 60, осуществляя деятельность по обеспечению водоснабжения населения на территории г. Петрозаводска Республики Карелия, на станции 2-го подъема водопроводных очистных сооружений (далее - ВОС) по адресу: г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 2, в нарушение ст.ст. 11, 19 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», п.75 СанПин 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»; раздела III таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» не обеспечило качество питьевой воды, подаваемой населению Петрозаводского городского округа, в соответствии с предъявляемыми требованиями по химическому составу, что выразилось в том, что содержание трихлорметана в воде составило 0,100 +- 0,021 мг/л, при гигиеническом нормативе не более 0,06 мг/л.
В судебном заседании защитник АО «ПСК-Водоканал» Шахова М.В., действующая на основании доверенности, пояснила, что показатели гигиенических нормативов предельно допустимой концентрации веществ в воде были изменены незадолго до обнаружения нарушения, АО «ПКС-Водоканал» в настоящее время допущенные нарушения устранены, какие-либо неблагоприятные последствия правонарушения отсутствуют, в связи с чем полагает возможным признать допущенное правонарушение малозначительным и применить положения ст. 2.9 КоАП РФ. Кроме того, в материалы дела представлены письменные возражения АО «ПКС-Водоканал».
Представитель Управления Роспотребнадзора по Республике Карелия Колчина Л.С., действующая на основании доверенности, в судебном заедании поддержала обстоятельства, изложенные в протоколе об административном правонарушении, указала, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении послужило непосредственное обнаружение должностным лицом Управления факта нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства.
Заслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст.6.5 КоАП РФ нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде, а также к питьевому и хозяйственно-бытовому водоснабжению влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В силу части 1 статьи 23 Федерального закона от 07.12.2011 №416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» организация, осуществляющая холодное водоснабжение с использованием централизованной системы холодного водоснабжения, обязана подавать абонентам питьевую воду, соответствующую установленным требованиям, с учетом особенностей, предусмотренных указанной статьей и частью 7 статьи 8 указанного Федерального закона.
Согласно статье 11, пункту 3 статьи 39 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.
В соответствии с требованиями ч.ч. 1,2 ст. 19 Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» питьевая вода должна быть безопасной в эпидемиологическом и радиационном отношении, безвредной по химическому составу и должна иметь благоприятные органолептические свойства. Организации, осуществляющие горячее водоснабжение, холодное водоснабжение с использованием централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, обязаны обеспечить соответствие качества горячей и питьевой воды указанных систем санитарно-эпидемиологическим требованиям.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 3 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий».
Пунктом 75 СанПиН 2.1.3684-21 предусмотрено, что качество и безопасность питьевой и горячей воды должны соответствовать гигиеническим нормативам.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 № 2 утверждены санитарные правила и нормы СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».
В соответствии с разделом III таблицы 3.13 «Предельно допустимые концентрации (ПДК) химических веществ в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков» предельно допустимая концентрация (ПДК) трихлорметана в воде питьевой систем централизованного, в том числе горячего, и нецентрализованного водоснабжения, воде подземных и поверхностных водных объектов хозяйственно-питьевого и культурно-бытового водопользования, воде плавательных бассейнов, аквапарков составляет 0,06 мг/л.
Из протокола лабораторных исследований (испытаний) ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» №1214/П от 26.03.2021 следует, что проба воды питьевой, отобранная 23.03.2021 из станции 2-го подъема ВОС АО «ПКС-Водоканал» по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб. Варкауса, д. 2, не соответствует требованиям раздела III таблицы 3.13 СанПин 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания», содержание трихлорметана выше установленного гигиенического норматива: 0,100±0,021 мг/л., при гигиеническом нормативе не более 0,06 мг/л.
Объекты коммунального хозяйства водоснабжения/водоотведения Петрозаводского городского округа находятся в долгосрочной аренде АО «ПКС-Водоканал», являющегося гарантирующей организацией для централизованной системы холодного водоснабжения и водоотведения в границах Петрозаводского городского округа, за исключением зоны микрорайона 8 жилого района Древлянка-II.
Несоблюдение АО «ПКС-Водоканал» вышеуказанных нормативных требований послужило основанием для составления протокола об административном правонарушении по статье 6.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Вина АО «ПКС-Водоканал» в совершении инкриминируемого административного правонарушения подтверждается совокупностью собранных по делу доказательств: протоколом об административном правонарушении, который отвечает требованиям ст.28.2 КоАП РФ и существенных недостатков не имеет; протоколом лабораторных исследований (испытаний) №1214/П от 26.03.2021; актом отбора проб по контролю качества воды от 23.03.2021; выпиской из ЕГРЮЛ АО «ПКС-Водоканал», письмом администрации Петрозаводского городского округа №156/311-08/7ГХ-и от 10.02.2021 года, другими материалами дела.
Вышеуказанные доказательства судья признает относимыми, допустимыми, достоверными и в совокупности достаточными для разрешения дела об административном правонарушении и установления вины АО «ПКС-Водоканал» в совершении вменяемого административного правонарушения.
Исследовав материалы дела об административном правонарушении, судья приходит к выводу о доказанности вины АО «ПКС-Водоканал» в совершении административного правонарушения и квалифицирует его действия по ст.6.5 КоАП РФ – нарушение санитарно-эпидемиологических требований к питьевой воде.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Доказательства того, что юридическое лицо не имело возможности для соблюдения норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, и им были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению, в материалы дела не представлены.
Доводы стороны защиты судьей не принимаются, поскольку опровергаются представленными материалами дела, основаны на неверном толковании норм права.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 28.1 КоАП РФ непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, является поводом к возбуждению дела об административном правонарушении.
Из материалов дела усматривается, что поводом к возбуждению дела об административном правонарушении явилось непосредственное обнаружение должностным лицом территориального органа Роспотребнадзора достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения, содержащихся в протоколе лабораторных исследований проб воды, отобранных лаборантом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» 23.03.2021 года в рамках производственного контроля на основании договора №32/21/ВК/262-д на выполнение платных работ и услуг от 09.02.2021 года в соответствии с рабочей программой производственного контроля за показателями качества питьевой воды из поверхностного центрального источника водоснабжения, согласованной Управлением Роспотребнадзора по РК 24.01.2017 года.
Как следует из смысла ст. 26.1 и 26.2 КоАП РФ, обстоятельства, имеющие отношение к делу об административном правонарушении, устанавливаются путем исследования доказательств, к которым относятся любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело, определяет наличие или отсутствие события административного правонарушения, а также виновность лица, привлекаемого к административной ответственности.
В части 2 статьи 26.2 КоАП РФ закреплено, что эти данные могут быть установлены не только протоколом об административном правонарушении, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, но и иными документами (ч. 2 ст. 26.7 КоАП РФ).
Отбор проб воды проведен специалистом ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Карелия» 23.03.2021. Вода взята для исследования из насосной станции 2-го подъема ВОС АО «ПКС-Водоканал» по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, наб.Варкауса, д.2.
На основании ст. 11 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны, в том числе выполнять требования санитарного законодательства; осуществлять производственный контроль, в том числе посредством проведения лабораторных исследований и испытаний, за соблюдением санитарно-эпидемиологических требований и проведением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий при выполнении работ и оказании услуг.
Порядок осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, подаваемой абонентам с использованием централизованных систем водоснабжения, организациями, осуществляющими холодное и горячее водоснабжение, в том числе гарантирующими организациями, определен Правилами осуществления производственного контроля качества и безопасности питьевой воды, горячей воды, утв. постановлением Правительства Российской Федерации № 10 от 06.01.2015 года (далее – Правила).
В соответствии с п. 5 Правил производственный контроль осуществляется в соответствии с программой производственного контроля качества воды (далее - программа производственного контроля), которая разрабатывается организацией, осуществляющей водоснабжение, и согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор. Программа производственного контроля утверждается на срок не более 5 лет.
Отбор проб воды осуществляется организацией, осуществляющей водоснабжение, или по ее поручению иной организацией, действующей на основании договора с этой организацией (п.17).
Отбор проб воды осуществляется в местах отбора воды: из источника питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения; после водоподготовки и приготовления горячей воды перед поступлением воды в распределительную сеть; в распределительной сети (п.18).
Проведение лабораторных исследований и испытаний отобранных проб воды в рамках производственного контроля осуществляется юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями, аккредитованными в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации (п.19).
Оформленные результаты лабораторных исследований и испытаний являются документальным подтверждением соответствия либо несоответствия качества воды нормативным требованиям, предъявляемым к качеству воды законодательством Российской Федерации в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения (п. 21).
Организация, осуществляющая водоснабжение, в течение 3 рабочих дней со дня получения результатов лабораторных исследований и испытаний, свидетельствующих о несоответствии качества воды установленным требованиям, направляет территориальному органу выписку из журнала контроля качества воды (любым способом, позволяющим подтвердить факт и дату получения выписки территориальным органом) (п.22).
В связи с указанным, протокол лабораторных исследований (испытаний) № 1214/П от 26.03.2021 года признается судьей допустимым доказательством, поскольку исследование выполнено специализированной организацией, аккредитованной в установленном порядке, при надлежащем отборе проб, подтвержденном соответствующим актом.
Основания полагать о недостоверности полученных результатов исследования у судьи отсутствуют.
Учитывая, что нарушение санитарно-эпидемиологического законодательства ставит под угрозу жизнь и здоровье потребителей, оснований для признания совершенного обществом административного правонарушения малозначительным, не имеется.
Смягчающим административную ответственность обстоятельств по делу судьей признается добровольное устранение допущенных нарушений. Отягчающим административную ответственность обстоятельством является повторное совершение однородного административного правонарушения (постановление судьи Петрозаводского городского суда РК № 5-1411/2020 от 09.12.2020 вступило в законною силу 11.01.2021).
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер совершенного правонарушения, а также степень вины нарушителя, данные о привлекаемом лице, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства совершения административного правонарушения, смягчающие и отягчающие административную ответственность обстоятельства, и приходит к выводу о том, что в отношении АО «ПКС-Водоканал» возможно применить административное наказание в виде административного штрафа в размере 20000 рублей.
Применение к АО «ПКС-Водоканал» более строгого наказания не будет отвечать требованиям индивидуализации ответственности.
Руководствуясь положениями статей 29.9, 29.10 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
п о с т а н о в и л:
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░-░░░░░░░░░» ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ 6.5 ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░, ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 20000 (░░░░░░░░ ░░░░░) ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░ 60 ░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░: 03100643000000010600, ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░ 40102810945370000073, ░ ░░░░░░░░░-░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░//░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░.░░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░: ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░/░░ 04061788030), ░░░ 1001048857, ░░░ 100101001, ░░░ 018602104, ░░░░░ 86701000, ░░░ 14111601061010003140, ░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░) 14104100002300043313.
░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ (░░░░░░░░ ░░░░░: ░░░ №1413, ░░░░░-░░░░░░░░░, 190900, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░: ░.░░░░░-░░░░░░░░░, ░░.░░░░░░░, ░. 26).
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░