Дело № 33 - 790
Докладчик Герасимова Л.Н. Федеральный судья Гапонова Е.М.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко Э.Н.
судей Сабаевой И.Н., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Наумовой Н.М.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Кузьмина А.А., действующего по доверенности в интересах Коньшина Е.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 15 апреля 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Коньшина Е.В. об оспаривании действия органа государственной власти и устранении допущенных нарушений отказать».
Заслушав дело по докладу судьи Герасимовой Л.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Коньшин Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти и устранении допущенных нарушений его прав и законных интересов.
В обоснование заявленных требований указывал, что Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области отказало ему в государственной регистрации Общественной организации Объединения органов территориального общественного самоуправления г. Орла «<...>».
С данным отказом он не согласен. Считает, что Управление лишило его возможности реализовать свои права и свободы, в том числе на создание общественной организации для самостоятельного осуществления гражданами собственных инициатив по решению вопросов местного значения.
По изложенным основаниям просил суд признать недействительным отказ в государственной регистрации указанной организации и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области устранить допущенные нарушения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представителем заявителя ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что исполняющая обязанности начальника Управления ФИО1 не имела полномочий на вынесение решения об отказе в удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражение на жалобу представителя Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области по доверенности Кондратова Р.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст. 2 ФЗ «Об общественных объединениях» действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
В соответствии со ст.21 ФЗ «Об общественных объединениях» для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.12.2010 года на общем собрании учредителей Общественной организации Объединения органов территориального общественного самоуправления г. Орла «<...>» в составе трех учредителей данной организации было принято решение о создании общественной организации Объединения органов территориального общественного самоуправления г. Орла «<...>», утвержден Устав данной организации и избран Совет, о чем свидетельствует протокол общего собрания учредителей Общественной организации Объединения органов территориального общественного самоуправления г. Орла «<...>» №1 от 01.12.10г.
31.12.2010г. временно исполняющим обязанности начальника Управления ФИО1. было подписано распоряжение №673-р об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.
Согласно ст.20 ФЗ "Об общественных объединениях" Устав общественного объединения должен предусматривать: название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму.
В силу ч.1 ст. 28 указанного закона официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.
Из Устава организации, его наименования следует, что целью созданной организации является самостоятельное осуществление гражданами собственных инициатив по решению вопросов местного значения, то есть в данном случае приоритетным является объединение органов территориального общественного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о правомерности действий заинтересованного лица, в том, что порядок организации и осуществления деятельности данной организации должен соответствовать Положению о территориальном общественном самоуправлении в г. Орле, утвержденном решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.03.08г. №30/471-ГС.
Согласно нормам вышеуказанного Положения для наиболее эффективного осуществления собственных инициатив органы территориального общественного самоуправления могут создавать районные, городские ассоциации, союзы и иные объединения органов территориального общественного самоуправления.
Объединения органов территориального общественного самоуправления образуются на учредительном собрании представителей (председателей) органов территориального общественного самоуправления города Орла (района города Орла). Цели, задачи, органы управления, порядок их избрания и другие вопросы определяются уставом объединения органов территориального общественного самоуправления, принимаемом на этом собрании. Устав объединения органов территориального общественного самоуправления регистрируется в порядке установленном настоящим положением для уставов органов территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом объединение может являться юридическим лицом.
Организация проведения учредительного собрания представителей (председателей) органов территориального общественного самоуправления осуществляется инициативной группой состоящей не менее чем из 5 представителей (председателей) органов территориального общественного самоуправления, (ст. 11.1)
Поскольку Устав «<...>» не был зарегистрирован в установленном порядке в администрации г. Орла, что подтверждается также представленным реестром Уставов органов территориального общественного самоуправления г. Орла, а также количество учредителей для создания указанного объединения в соответствии с законом недостаточно, Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области правильно отказало в государственной регистрации общественной организации. Более того, органы территориального общественного самоуправления, зарегистрированные в организационно-правовой форме некоммерческой организации, не могут объединяться в организационно-правовой форме общественной организации, что также противоречит нормам ч.1 ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»
Установив изложенные обстоятельства, суд обосновано пришел к выводу, что для общественной организации и объединения органов территориального общественного самоуправления, зарегистрированного в форме некоммерческой организации действующим законодательством установлено различное правовое регулирование их деятельности, эти некоммерческие организации имеют разный правовой статус, в связи с чем, в представленном заявителем виде данная некоммерческая организация зарегистрирована быть не может, в связи с чем, правильно отказал Коньшину Е.В. в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка в жалобе на то, что распоряжение № 673-р об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации было подписано временно исполняющим обязанности начальника Управления Маховой Т.В., которая не имела на то полномочий, не может повлечь отмену решения, поскольку опровергается материалами дела.
Из приказа №558 от 24.12.2010г. Управления Министерства Юстиции РФ по Орловской области следует, что на период отпуска начальника Управления ФИО2. с 27.12.10г. по 11.01.11г. исполнение обязанностей начальника Управления были возложены на заместителя начальника Управления ФИО1
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Орла от 15 апреля 2011года оставить без изменения, а кассационную жалобу Коньшина Е.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи:
Дело № 33 - 790
Докладчик Герасимова Л.Н. Федеральный судья Гапонова Е.М.
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 мая 2011 года судебная коллегия по гражданским делам
Орловского областного суда в составе:
председательствующего Шевченко Э.Н.
судей Сабаевой И.Н., Герасимовой Л.Н.
при секретаре Наумовой Н.М.
в открытом судебном заседании слушала гражданское дело по кассационной жалобе Кузьмина А.А., действующего по доверенности в интересах Коньшина Е.В. на решение Советского районного суда г. Орла от 15 апреля 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Коньшина Е.В. об оспаривании действия органа государственной власти и устранении допущенных нарушений отказать».
Заслушав дело по докладу судьи Герасимовой Л.Н., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Коньшин Е.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании действий органа государственной власти и устранении допущенных нарушений его прав и законных интересов.
В обоснование заявленных требований указывал, что Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области отказало ему в государственной регистрации Общественной организации Объединения органов территориального общественного самоуправления г. Орла «<...>».
С данным отказом он не согласен. Считает, что Управление лишило его возможности реализовать свои права и свободы, в том числе на создание общественной организации для самостоятельного осуществления гражданами собственных инициатив по решению вопросов местного значения.
По изложенным основаниям просил суд признать недействительным отказ в государственной регистрации указанной организации и обязать Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области устранить допущенные нарушения.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представителем заявителя ставится вопрос об отмене решения суда как незаконного и необоснованного с принятием нового решения об удовлетворении заявленных требований.
Считает, что исполняющая обязанности начальника Управления ФИО1 не имела полномочий на вынесение решения об отказе в удовлетворении его заявления.
Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, выслушав возражение на жалобу представителя Управления Министерства юстиции РФ по Орловской области по доверенности Кондратова Р.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В силу ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
Согласно ст. 2 ФЗ «Об общественных объединениях» действие настоящего Федерального закона распространяется на все общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также коммерческих организаций и создаваемых ими некоммерческих союзов (ассоциаций).
В соответствии со ст. 23 ФЗ «Об общественных объединениях» в государственной регистрации общественного объединения может быть отказано, если устав общественного объединения противоречит Конституции Российской Федерации и законодательству Российской Федерации.
В случае отказа в государственной регистрации общественного объединения заявителю сообщается об этом в письменной форме с указанием конкретных положений Конституции Российской Федерации и законодательства Российской Федерации, нарушение которых повлекло за собой отказ в государственной регистрации данного объединения.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения, а также уклонение от такой регистрации может быть обжалован в вышестоящий орган или в суд.
Отказ в государственной регистрации общественного объединения не является препятствием для повторной подачи документов для государственной регистрации при условии устранения оснований, вызвавших отказ.
В соответствии со ст.21 ФЗ «Об общественных объединениях» для приобретения прав юридического лица общественное объединение подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08 августа 2001 года № 129- ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с учетом установленного настоящим Федеральным законом порядка государственной регистрации общественных объединений.
Решение о государственной регистрации регионального или местного общественного объединения принимается территориальным органом федерального органа государственной регистрации в соответствующем субъекте Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, 01.12.2010 года на общем собрании учредителей Общественной организации Объединения органов территориального общественного самоуправления г. Орла «<...>» в составе трех учредителей данной организации было принято решение о создании общественной организации Объединения органов территориального общественного самоуправления г. Орла «<...>», утвержден Устав данной организации и избран Совет, о чем свидетельствует протокол общего собрания учредителей Общественной организации Объединения органов территориального общественного самоуправления г. Орла «<...>» №1 от 01.12.10г.
31.12.2010г. временно исполняющим обязанности начальника Управления ФИО1. было подписано распоряжение №673-р об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации при ее создании.
Согласно ст.20 ФЗ "Об общественных объединениях" Устав общественного объединения должен предусматривать: название, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму.
В силу ч.1 ст. 28 указанного закона официальное название общественного объединения должно содержать указание на его организационно-правовую форму, территориальную сферу и характер его деятельности.
Из Устава организации, его наименования следует, что целью созданной организации является самостоятельное осуществление гражданами собственных инициатив по решению вопросов местного значения, то есть в данном случае приоритетным является объединение органов территориального общественного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд правильно пришел к выводу о правомерности действий заинтересованного лица, в том, что порядок организации и осуществления деятельности данной организации должен соответствовать Положению о территориальном общественном самоуправлении в г. Орле, утвержденном решением Орловского городского Совета народных депутатов от 27.03.08г. №30/471-ГС.
Согласно нормам вышеуказанного Положения для наиболее эффективного осуществления собственных инициатив органы территориального общественного самоуправления могут создавать районные, городские ассоциации, союзы и иные объединения органов территориального общественного самоуправления.
Объединения органов территориального общественного самоуправления образуются на учредительном собрании представителей (председателей) органов территориального общественного самоуправления города Орла (района города Орла). Цели, задачи, органы управления, порядок их избрания и другие вопросы определяются уставом объединения органов территориального общественного самоуправления, принимаемом на этом собрании. Устав объединения органов территориального общественного самоуправления регистрируется в порядке установленном настоящим положением для уставов органов территориального общественного самоуправления. В соответствии с уставом объединение может являться юридическим лицом.
Организация проведения учредительного собрания представителей (председателей) органов территориального общественного самоуправления осуществляется инициативной группой состоящей не менее чем из 5 представителей (председателей) органов территориального общественного самоуправления, (ст. 11.1)
Поскольку Устав «<...>» не был зарегистрирован в установленном порядке в администрации г. Орла, что подтверждается также представленным реестром Уставов органов территориального общественного самоуправления г. Орла, а также количество учредителей для создания указанного объединения в соответствии с законом недостаточно, Управление Министерства юстиции РФ по Орловской области правильно отказало в государственной регистрации общественной организации. Более того, органы территориального общественного самоуправления, зарегистрированные в организационно-правовой форме некоммерческой организации, не могут объединяться в организационно-правовой форме общественной организации, что также противоречит нормам ч.1 ст. 19 ФЗ «Об общественных объединениях»
Установив изложенные обстоятельства, суд обосновано пришел к выводу, что для общественной организации и объединения органов территориального общественного самоуправления, зарегистрированного в форме некоммерческой организации действующим законодательством установлено различное правовое регулирование их деятельности, эти некоммерческие организации имеют разный правовой статус, в связи с чем, в представленном заявителем виде данная некоммерческая организация зарегистрирована быть не может, в связи с чем, правильно отказал Коньшину Е.В. в удовлетворении заявленных требований.
Ссылка в жалобе на то, что распоряжение № 673-р об отказе в государственной регистрации некоммерческой организации было подписано временно исполняющим обязанности начальника Управления Маховой Т.В., которая не имела на то полномочий, не может повлечь отмену решения, поскольку опровергается материалами дела.
Из приказа №558 от 24.12.2010г. Управления Министерства Юстиции РФ по Орловской области следует, что на период отпуска начальника Управления ФИО2. с 27.12.10г. по 11.01.11г. исполнение обязанностей начальника Управления были возложены на заместителя начальника Управления ФИО1
Руководствуясь ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Советского районного суда г.Орла от 15 апреля 2011года оставить без изменения, а кассационную жалобу Коньшина Е.В. – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи: