Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-803/2012 ~ М-375/2012 от 27.02.2012

подлинник

Дело № 2-803/2012 г.

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 апреля 2012 года г. Канск

Канский городской суд Красноярского края в составе: председательствующего судьи Артеменко К.Г.

при секретаре Богатых Н.С.

с участием помощника Канского межрайонного прокурора Савченко З.Р.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о признании бездействия, выражающегося в непринятии мер по обеспечению уличного освещения, незаконным, обязании администрацию г. Канска обеспечить уличное освещение,

УСТАНОВИЛ:

Канский межрайонный прокурор обратился в суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц к администрации г. Канска о признании бездействия, выражающееся в непринятии мер по обеспечению уличного освещения по улице 1-я Речная г. Канска, незаконным, обязании администрацию г. Канска обеспечить уличное освещение по ул. 1-я Речная г. Канска, с начала улицы до перекрестной улицы Краевая г. Канска, мотивируя свои требования тем, что по улице 1-я Речная г. Канска, состоящей из 37 жилых домов, расположенных с начала улицы до ул. Краевая г. Канска полностью отсутствует уличное освещение. В силу ст. 16 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог, организация освещения улиц и установки указателей с наименованием улиц и номерами домов относится к вопросам местного значения, установление наружного (стационарного) электрического освещения в населенном пункте является безусловной обязанностью органа местного самоуправления. Неисполнение органом местного самоуправления требований закона в области организации уличного освещения, влечет нарушение конституционных прав граждан и нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств. В связи с чем, прокурор просит признать бездействие администрации г. Канска, выражающееся в непринятии мер по обеспечению уличного освещения по ул. 1-я Речная г. Канска, незаконным, обязать администрацию г. Канска обеспечить уличное освещение по улице 1-я Речная г. Канска с начала улицы до перекрестной улицы Краевая г. Канска.

Помощник Канского межрайонного прокурора Савченко З.Р. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по изложенным основаниям.

Ответчик - представитель администрации г. Канска Козлов А.О. в судебное заседание не явился, представлено заявление о рассмотрении дела в его отсутствие и письменные возражения на исковые требования, согласно которым администрация г. Канска исковые требования не признает, поскольку согласно положению о Министерстве регионального развития РФ оно производит разработку и утверждение сводов правил и других нормативных технических документов добровольного применения в области градостроительной деятельности, эксплуатации зданий и сооружений. Свод правил «СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение, «СНиП 2.07.01-89 Планировка и застройка городских и сельских поселений» не являются обязательными к применению и распространяются на проектирование новых объектов; согласно Правилам благоустройства и санитарного содержания территории г. Канска освещение территории г. Канска должно осуществляться энергоснабжающими организациями по договорам с физическими и юридическими лицами, являющимися собственниками отведенных им в установленном порядке земельных участков, землепользователями или собственниками зданий, строений и сооружений; строительство, эксплуатация, текущий и капитальный ремонт сетей наружного освещения улиц осуществляются специализированными организациями по договорам с администрацией г. Канска. Обязанностью администрации г. Канска является создание сетей наружного освещения, что было сделано, опоры линий сетей имеются, электроэнергия проведена. В связи с чем, считает, что обязанность администрации в создании условий для исполнения обязанности владельцев зданий и земельных участков на территории г. Канска исполнена в надлежащем виде.

Суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося представителя ответчика с учетом заявленного им ходатайства.

Суд, заслушав помощника Канского межрайонного прокурора Савченко З.Р., исследовав письменные материалы дела, считает, что исковые требования обоснованны и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

В соответствии со ст. 150 ГК РФ жизнь, здоровье и другие нематериальные блага подлежат защите в судебном порядке.

Согласно ст. 2 ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно.

В соответствии с п. 25 ч.1 ст. 16 ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в РФ", организация освещения улиц относится к вопросам местного значения.

Согласно п. 18, п. 22 ст. 6 Устава города Канска к вопросам местного значения города относятся: в том числе, дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог в границах города, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществление деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации, и организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов.

Пункт 5 ч. 1 ст. 16 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» относит к вопросам местного значения городского округа дорожную деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Как установлено п. 6 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 08 ноября 2007 г. № 257-ФЗ под дорожной деятельностью понимается, в том числе, и деятельность по содержанию автомобильных дорог.

Согласно п. 5 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» элементами обустройства автомобильных дорог являются, в том числе, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог.

На основании ст. 34 Закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях.

В соответствии со ст. 12 ГК РФ одним из способов защиты гражданских прав, в том числе и пресечение действий, нарушающих права или создающих угрозу их нарушения, является принуждение к исполнению обязанности в натуре.

Как установлено в судебном заседании, на улице 1-я Речная г. Канска, состоящей из 37 жилых домов, с начала улицы до улицы Краевая г. Канска полностью отсутствует уличное освещение, что подтверждается сообщением и.о. начальника МО МВД России «Канский» (л.д. 5), и не отрицалось представителем ответчика.

Согласно сообщению начальника Управления строительства и жилищного хозяйства администрации г. Канска № 224 от 15 марта 2012 г. улица 1-я Речная г. Канска значится в реестре улично-дорожной сети и предназначена для движения автомобильного транспорта (л.д. 18).

Таким образом, в нарушение действующего законодательства администрация г. Канска ненадлежащим образом организовала в границах города уличное освещение, о чем свидетельствует отсутствие освещения на ул. 1 Речная. При таких обстоятельствах, поскольку администрация г. Канска является органом местного самоуправления, обязанным обеспечить освещение улиц города Канска, суд считает необходимым удовлетворить заявленные прокурором исковые требования.

Также суд учитывает, что в соответствии с положениями ФЗ от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению местного самоуправления относятся вопросы обеспечения жизнедеятельности населения муниципальных образований, т.е. вопросы удовлетворения самых насущных, жизненных потребностей людей, к которым, в частности, относятся и вопросы организации уличного освещения в муниципальных образованиях.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установление наружного (стационарного) электрического освещения в населенном пункте является безусловной обязанностью органа местного самоуправления.

При этом, суд полагает, что отсутствие уличного освещения нарушает права граждан на личную безопасность в вечернее и ночное время суток, а также на безопасность дорожного движения.

Суд считает необоснованными доводы представителя администрации г. Канска согласно которым уличное освещение должно быть организовано энергоснабжающими организациями, поскольку уличное освещение на данной улице должно быть организовано именно администрацией города, так как ею пользуются не только жители конкретного дома, но и другие жители города. Учитывая, что действующим законодательством установлена обязанность органов местного самоуправления по организации уличного освещения, то они обязаны исполнять ее надлежащим образом, привлекая в случае необходимости специализированные организации. Тот факт, что свод правил «СНиП 23-05-95 Естественное и искусственное освещение», «СНиП 2.07.01-89 Градостроительство, Планировка и застройка городских и сельских поселений» не являются обязательными к применению и распространяются на проектирование вновь строящихся и реконструируемых зданий и сооружений, по мнению суда также не является законным основанием для неисполнения администрацией г. Канска возложенных на нее действующим законодательством полномочий по организации уличного освещения.

Отсутствие уличного освещения создает угрозу нарушения конституционных прав граждан, нарушает права неопределенного круга лиц на благоприятную среду обитания, создает угрозу неприкосновенности граждан от преступных посягательств.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,

РЕШИЛ:

Исковое заявление Канского межрайонного прокурора в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации г. Канска незаконным, обязании администрацию г. Канска обеспечить уличное освещение по улице 1-я Речная г. Канска с начала улицы до перекрестной улицы Краевая г. Канска - удовлетворить.

Признать бездействие администрации г. Канска, выражающееся в непринятии мер по обеспечению уличного освещения по улице 1-я Речная г. Канска незаконным.

Обязать администрацию города Канска обеспечить уличное освещение по ул. 1-я Речная г. Канска с начала улицы до перекрестной улицы Краевая г. Канска.

Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд через Канский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    Судья                 Артеменко К.Г.

2-803/2012 ~ М-375/2012

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
прокурор в инт. неопределенного круга лиц
Ответчики
Администрация
Суд
Канский городской суд Красноярского края
Судья
Теплякова Ксения Геннадьевна
Дело на странице суда
kanskgor--krk.sudrf.ru
27.02.2012Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
27.02.2012Передача материалов судье
29.02.2012Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
29.02.2012Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
29.02.2012Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2012Судебное заседание
27.04.2012Судебное заседание
05.05.2012Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее