Дело № 12-80/2020
УИД № 13RS0023-01-2019-001177-19
РЕШЕНИЕ
27 февраля 2020 года город Саранск
Судья Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия Чибрикин А.К.,
рассмотрев жалобу директора кредитного потребительского кооператива «Партнер» Герасимова Г.Д. на постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия от 8 февраля 2019 года, представление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия от 8 февраля 2019 года, решение заместителя руководителя УФНС России по Республике Мордовия от 1 марта 2019 года вынесенные в отношении директора кредитного потребительского кооператива «Партнер» (далее – кооператив) Герасимова Г. Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия от 8 февраля 2019 года директор кооператива Герасимов Г.Д. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 4 000 руб.
Установив причины административного правонарушения и условия, способствовавшие его совершению, 8 февраля 2019 года начальник ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия, руководствуясь частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, внес представление, в котором указано на необходимость устранить причины и условия, способствовавшие совершению указанного административного правонарушения, и сообщить о результатах рассмотрения представления и принятых мерах в ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия в течение месяца с момента его получения.
Названные постановление и представление должностного лица были обжалованы Герасимовым Г.Д. в УФНС России по Республике Мордовия.
Решением заместителя руководителя УФНС России по Республике Мордовия от 1 марта 2019 года постановление и представление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия оставлены без изменения.
Герасимов Г.Д. обратился с жалобой на постановление, представление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия и решение заместителя руководителя УФНС России по Республике Мордовия в Ленинский районный суд г. Саранска. Привел доводы о том, что: выдача займов пайщикам из денежных средств, которые не поступали в кассу КПК «Партнер» с его банковского счёта, не образует состав вменённого административного правонарушения; выдача займов осуществлялась КПК «Партнер» пайщикам данного кооператива, который не осуществляет продажу товаров, выполнение работ, оказание услуг и получение страховых премий, поэтому требования о том, что операции между участниками наличных расчётов и физическими лицами по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), осуществляется за счёт наличных средств, поступивших в кассу участника наличных расчётов с его банковского счёта, не распространяются на пайщиков кооператива.
В судебном заседании директор КПК «Партнер» Герасимов Г.Д. и его защитник по доверенности Курамшин В.Ш. жалобу поддержали по изложенным в ней доводам.
Необходимости в допросе должностных лиц, вынесших обжалуемые постановление и решение, не усматриваю. Необходимости избрания протокольной формы рассмотрения дела с учетом положений части 1 статьи 29.8, части 1 статьи 30.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при отсутствии ходатайства о ведении протокола, не имеется.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы заявителя, прихожу к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В соответствии с пунктом 8 части 1 статьи 30.6 названного Кодекса при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяются на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное должностным лицом, и (или) решение вышестоящего должностного лица по жалобе на это постановление могут быть обжалованы в суд по месту рассмотрения жалобы, а затем в вышестоящий суд.
Частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Согласно ст.7 Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" Центральный банк Российской Федерации уполномочен по вопросам, отнесенным к его компетенции, издавать в форме указаний, положений и инструкций нормативные акты, обязательные для федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц.
В соответствии с п.2 Указания Центрального банка Российской Федерации от 7 октября 2013 года N3073-У "Об осуществлении наличных расчетов" (далее - Указание N 3073-У) индивидуальные предприниматели и юридические лица (участники наличных расчетов) не вправе расходовать поступившие в их кассы наличные деньги в валюте Российской Федерации за проданные ими товары, выполненные ими работы и (или) оказанные ими услуги, а также полученные в качестве страховых премий, за исключением следующих целей: выплаты работникам, включенные в фонд заработной платы, и выплаты социального характера; выплат страховых возмещений (страховых сумм) по договорам страхования физическим лицам, уплатившим ранее страховые премии наличными деньгами; выдачи наличных денег на личные (потребительские) нужды индивидуального предпринимателя, не связанные с осуществлением им предпринимательской деятельности; оплаты товаров (кроме ценных бумаг), работ, услуг; выдачи наличных денег работникам под отчет; возврата за оплаченные ранее наличными деньгами и возвращенные товары, невыполненные работы, неоказанные услуги; выдачи наличных денег при осуществлении операций банковским платежным агентом (субагентом) в соответствии с требованиями статьи 14 Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ "О национальной платежной системе".
Согласно п.4 Указания N 3073-У наличные расчеты в валюте Российской Федерации между участниками наличных расчетов (с соблюдением предельного размера наличных расчетов, установленного пунктом 6 названного Указания), между участниками наличных расчетов и физическими лицами по операциям с ценными бумагами, по договорам аренды недвижимого имущества, по выдаче (возврату) займов (процентов по займам), по деятельности по организации и проведению азартных игр осуществляются за счет наличных денег, поступивших в кассу участника наличных расчетов с его банковского счета.
В соответствии с п.2 Указания Банка России от 11 марта 2014 года N 3210-У "О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства" (далее – Указание N 3210-У) для ведения операций по приему наличных денег, включающих их пересчет, выдаче наличных денег (далее - кассовые операции) юридическое лицо распорядительным документом устанавливает максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций, определенном руководителем юридического лица (далее - касса), после выведения в кассовой книге 0310004 суммы остатка наличных денег на конец рабочего дня (далее - лимит остатка наличных денег). Юридическое лицо самостоятельно определяет лимит остатка наличных денег в соответствии с приложением к названному Указанию, исходя из характера его деятельности с учетом объемов поступлений или объемов выдач наличных денег. Юридическое лицо хранит на банковских счетах в банках денежные средства сверх установленного в соответствии с абзацами вторым - пятым названного пункта лимита остатка наличных денег, являющиеся свободными денежными средствами.
Согласно п.3 Указания N 3210-У уполномоченный представитель юридического лица сдает наличные деньги в банк или в организацию, входящую в систему Банка России, осуществляющую перевозку наличных денег, инкассацию наличных денег, операции по приему, пересчету, сортировке, формированию и упаковке наличных денег клиентов банка, для зачисления их сумм на банковский счет юридического лица.
Юридическое лицо обеспечивает организацию ведения кассовых операций в соответствии с Указаниями № 3210-У, 3073-У, в том числе: устанавливают максимально допустимую сумму наличных денег, которая может храниться в месте для проведения кассовых операций (лимит остатка наличных денег); учитывают в кассовой книге 0310004 все поступающие и выдаваемые наличные денежные средства на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег); не допускают расходование поступивших в кассу наличных денег за проданные товары, выполненные работы и (или) оказанные услуги на цели, не предусмотренные Указанием 3073-У; не допускают накопления в кассе наличных денег установленного лимита остатка наличных денег; хранят на банковских счетах в банках свободные денежные средства.
Самостоятельное деяние, охватываемое объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, образует нарушение порядка работы с денежной наличностью, который установлен Указанием № 3073-У.
Также отдельным нарушением признается нарушение порядка ведения кассовых операций, которые определены Указанием № 3210-У, и выражающиеся в следующем: осуществление расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров; неоприходование (неполное оприходование) в кассу денежной наличности; несоблюдение порядка хранения свободных денежных средств; - накопление в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.
Как усматривается из материалов дела, 4 февраля 2019 года налоговым органом по адресу: <адрес>, проводилась проверка соблюдения кооперативом требований Указаний N 3073-У и N 3210-У. При проведении проверки установлено, что в нарушение п.4 Указания № 3073-У 2 февраля 2019 года по расходному кассовому ордеру № 70 кооперативом выданы денежные средства для предоставления займа ФИО1 в размере 25 008 руб., при этом с 1 января 2019 года по 2 февраля 2019 года денежные средства с расчётного счёта кооператива в кассу не поступали. Фактически наличные денежные средства поступают в кассу кооператива по приходным кассовым ордерам от погашения займов и сберегательных средств. За период с 1 января 2019 года по 2 февраля 2019 года кооперативом выдано займов на общую сумму 1 913 842 руб.
Между тем наличные денежные средства подлежат сдаче в банк, кроме тех, которые могут быть израсходованы на вышеуказанные цели. Соответственно, для выдачи займов деньги могли быть использованы только после того, как они поступили в кассу кооператива с банковского счета.
Нарушение порядка ведения кассовых операций выразилось в несоблюдении порядка хранения и расходования свободных денежных средств, поскольку кооператив вместо передачи их в банк использует на операцию, не предусмотренную в п.2 Указания № 3073-У.
Соответственно, кооператив при осуществлении операций по выдаче займов наличными денежными средствами нарушил установленный Центральным банком Российской Федерации порядок ведения кассовых операций и допустил расходование наличных денежных средств, поступивших в его кассу не с банковского счёта, а полученных при погашении займов, паевых, членских взносов, не принял все зависящие от него меры по соблюдению требований Указания № 3073-У.
Результаты проверки отражены в акте № 000140 от 4 февраля 2019 года (л.д. 45); 5 февраля 2019 года в отношении директора кооператива Герасимова Г.Д. составлен протокол № 219 об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 43 - 44).
Данные обстоятельства послужили основанием для привлечения 8 февраля 2019 года Герасимова Г.Д. к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (л.д. 39 – 40) и внесения 8 февраля 2019 года представления № 05 об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения (л.д. 41).
Решением заместителя руководителя УФНС России по Республике Мордовия от 1 марта 2019 года постановление и представление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия оставлены без изменения (л.д. 190 - 202).
Доводы заявителя жалобы и его защитника в судебном заседании о том, что кооператив не является банком или иной кредитной организацией, выдающей займы, поскольку кооператив только координирует деятельность пайщиков, а услуги по предоставлению займов оказывают пайщики друг другу, внося в кассу кооператива личные сбережения в счет погашения займов и фактически осуществляют наличные расчеты между собой путем создания кредитного кооператива, который обеспечивает контроль этого процесса, не оказывает услуги по выдаче займов и не получает прибыли, не приняты судом во внимание в силу следующего.
В силу статьи 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон № 395-1) под кредитной организацией понимается юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции, предусмотренные названным Законом. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество. Согласно пункту 1 статьи 1 названного Федерального закона № 395-1 небанковской кредитной организацией признается кредитная организация, имеющая право осуществлять исключительно банковские операции, указанные в пунктах 3 и 4 (только в части банковских счетов юридических 7 лиц в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов), а также в пункте 5 (только в связи с осуществлением переводов денежных средств без открытия банковских счетов) и пункте 9 части первой статьи 5 данного Закона (далее - небанковская кредитная организация, имеющая право на осуществление переводов денежных средств без открытия банковских счетов и связанных с ними иных банковских операций). Таким образом, кредитной организацией может быть только коммерческая организация - хозяйственное общество в виде банка либо небанковской кредитной организации, которой в соответствии с законом предоставлено право осуществлять отдельные банковские операции. Между тем в соответствии с частью 3 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации» кредитный потребительский кооператив - это добровольное объединение физических и (или) юридических лиц на основе членства и по территориальному, профессиональному, и (или) иному принципу в целях удовлетворения финансовых потребностей членов кредитного кооператива (пайщиков). Кредитный кооператив является некоммерческой организацией и создается в организационно-правовой форме потребительского кооператива. Соответственно, при осуществлении кооперативом действий по выдаче займов, оснований утверждать об отсутствии обязанности соблюдения ограничения, предусмотренные пунктом 2 Указаний № 3073-У, в рассматриваемом случае не имеется, а довод о том, что кооператив, организуя финансовую взаимопомощь, не преследует никаких самостоятельных экономических интересов, а действует в интересах всех пайщиков, осуществляя только координирующую деятельность, отклонен судом, поскольку не имеет правового значения для настоящего спора.
Директор кооператива Герасимов Г.Д., исходя из положений статьи 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и совокупности возложенных на него обязанностей, является должностным лицом, наделенным административно-хозяйственными функциями.
С учётом изложенного, вывод административного органа, с которым согласен суд, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 названного Кодекса, является правильным.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении со стороны административного органа не допущено.
Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом соблюден.
В соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решать дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния.
Оценив представленные в дело доказательства, характер совершенного правонарушения, суд не усматривает в действиях директора кооператива Герасимова Г.Д. малозначительности вмененного деяния.
Материалы дела не свидетельствуют об исключительности рассматриваемого случая.
Суд также не усматривает оснований для замены административного штрафа на предупреждение в порядке части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение как мера административного наказания в случаях, если оно не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса, назначается взамен административного штрафа при наличии совокупности обстоятельств, установленных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при наличии у организации статуса субъекта малого предпринимательства.
Заявителем жалобы не представлены в суд доказательства, подтверждающие указанную совокупность обстоятельств исходя из обстоятельств совершения правонарушения, в том числе, применительно к части 2 статьи 3.4 названного Кодекса. Из текста жалобы и приложенных к ней материалов указанная совокупность обстоятельств также не усматривается.
Административное наказание назначено Герасимову Г.Д. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оно является справедливым и соразмерным содеянному.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 5 части 1 статьи 30.7 названного Кодекса могли повлечь изменение или отмену обжалуемого акта, не установлено.
Директор кооператива Герасимов Г.Д. также оспаривает законность вынесенного ему представления начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия № 05 от 8 февраля 2019 года об устранении причин и условий, способствовавших совершению правонарушения.
В соответствии с частью 1 статьи 29.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело об административном правонарушении, при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносят в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представление о принятии мер по устранению указанных причин и условий.
Предусмотренные данной статьей представления об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения, в случае, если они вынесены на основании обстоятельств, отраженных в постановлении по делу об административном правонарушении, могут быть обжалованы вместе с таким постановлением.
В данном случае одновременно с постановлением о привлечении к административной ответственности административный орган выдал директору кооператива Герасимову Г.Д. и представление об устранении причин и условий, способствующих совершению нарушения.
Оспариваемое представление констатирует отраженное в постановлении о привлечении к административной ответственности от 08.02.2019 № 05 нарушение норм действующего законодательства и обязывает нарушителя принять меры по устранению выявленных нарушений.
В связи с тем, что представление от 08.02.2019 № 05 выдано на основании постановления от 08.02.2019 № 05, которое признано судом соответствующим закону, следовательно, основания для его отмены отсутствуют.
Заявитель жалобы оспаривает решение заместителя руководителя УФНС России по Республике Мордовия от 1 марта 2019 года № 13- 22/02236, которым постановление и представление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия, вынесенные в отношении него, оставлены без изменения.
Поскольку представление от 08.02.2019 № 05 и постановление от 08.02.2019 № 05 признаны судом соответствующими закону, правовые основания для отмены вынесенного УФНС России по Республике Мордовия решения от 01.03.2019 № 13-22/02236 также отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 30.6 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья Ленинского районного суда города Саранска Республики Мордовия
решил:
постановление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия от 8 февраля 2019 года, представление начальника ИФНС России по Ленинскому району г. Саранска Республики Мордовия от 8 февраля 2019 года, решение заместителя руководителя УФНС России по Республике Мордовия от 1 марта 2019 года вынесенные в отношении директора кредитного потребительского кооператива «Партнер» Герасимова Г. Д. по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменения, жалобу Герасимова Г.Д. - без удовлетворения.
На решение может быть подана жалоба в Верховный суд Республики Мордовия через Ленинский районный суд города Саранска Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения копии настоящего решения.
Судья А.К. Чибрикин