Дело № 33-1787/2015 Судья: Кальная Е.Г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
30 июля 2015 года г.Орел
Судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда в составе:
председательствующего судьи Сабаевой И.Н.,
судей Сафроновой Л.И., Георгиновой Н.А.,
при секретаре Ноздрачевой Я.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании в г. Орле гражданское дело по иску <...> к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ <...> о признании права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом
по апелляционной жалобе Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ <...> на решение Заводского районного суда г. Орла от 29 мая 2015 года, которым постановлено:
«Исковые требования <...> удовлетворить.
Признать за <...> право на досрочное назначение пенсии по старости с учетом снижения пенсионного возраста на <...> года в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. №1244-1 «О
социальной защите, граждан подвергшихся воздействию радиации
вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного
фонда РФ <...> назначить и
производить выплату <...> пенсии по старости с <...> февраля 2015 года».
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного
фонда РФ <...> в пользу <...> расходы по уплате государственной пошлины в размере <...>».
Заслушав доклад судьи областного суда Сабаевой И.Н., объяснения представителя Управления Пенсионного фонда РФ <...> по доверенности <...> И.В., полагавшую, что решение суда подлежит отмене, истца <...> С.Д.. возражавшую против удовлетворения апелляционной жалобы, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
установила:
<...> С.Д. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ <...> (далее ГУ – УПФ РФ <...>) о признании права на досрочное назначение пенсии по старости в связи с работой в зоне с льготным социально-экономическим статусом.
В обоснование иска указывала, что в феврале 2015 года она обратилась в ГУ - УПФ РФ <...> с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в связи с работой в периоды с <...> 1986 года по <...> 1994 года на овощной базе ОРО «<...>», которая располагалась на территории дер.<...>, относящейся к зоне с льготным социально-экономическим статусом вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС.
Однако ответчиком в назначении пенсии ей было отказано по тем основаниям, что организация, в которой она работала, располагалась по адресу: <...> то есть, на территории, не поименованной в Перечне населенных пунктов, относящихся к зоне радиоактивного загрязнения.
Считая отказ в назначении пенсии незаконным, просила суд признать за ней право на снижение пенсионного возраста на <...> года в соответствии с Законом РФ от 15.05.1991 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» и обязать ГУ-УПФ РФ <...> назначить льготную пенсию по старости с <...> февраля 2015года.
Представитель ответчика ГУ – УПФ РФ <...> области <...> Н.Л. исковые требования не признала.
Судом постановлено обжалуемое решение.
В апелляционной жалобе ГУ – УПФ РФ <...> просит решение суда отменить как вынесенное с нарушением норм материального права.
Полагает, что у суда не имелось законных оснований для удовлетворения заявленных требований, поскольку в спорные периоды <...> С.Д. работала на овощной базе оптово-розничного объединения «<...>», расположенной в <...>, территория которой не относилась к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Кроме того, выражает несогласие с выводом суда о возложении на ответчика обязанности производить <...> С.Д. выплату пенсии ранее вступления решения суда в законную силу.
Рассмотрев дело в пределах доводов, изложенных в апелляционной жалобе в соответствии с положениями ст. 327.1 ГПК РФ, судебная коллегия не находит оснований для отмены состоявшегося решения суда ввиду следующего.
В силу ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (часть 1); государственные пенсии устанавливаются законом (часть 2).
В соответствии со ст. 8 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет. Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа и величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.
В силу п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом относятся к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие настоящего Закона.
Согласно ст. 34 Закона РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гражданам, постоянно работающим (проживающим) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, пенсия по старости назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» на 1 год и дополнительно на 1 год за каждые 4 года проживания или работы на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом, но не более чем на 3 года в общей сложности.
Из примечания к ст. 35 приведенного Закона РФ следует, что первоначальная величина снижения пенсионного возраста, установленная ст.ст. 32 – 35 настоящего Закона, предусматривается для граждан, проживающих (работающих) или проживавших (работавших) на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, в период от момента катастрофы на Чернобыльской АЭС по 30 июня 1986 года, независимо от времени пребывания на указанной территории до момента переселения (выезда) с этой территории или до принятия решения Правительством РФ об изменении границ зон радиоактивного загрязнения.
При определении права на пенсию со снижением пенсионного возраста в соответствии со ст. 10 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» и ст. 34 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» применяется Перечень населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы Чернобыльской АЭС.
В соответствии с абз. 3 ст. 7 Закона РФ от 15 мая 1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» границы зон радиоактивного загрязнения и перечень населенных пунктов, находящихся в них, устанавливаются в зависимости от изменения радиационной обстановки и с учетом других факторов и пересматриваются Правительством Российской Федерации не реже чем один раз в пять лет.
Согласно правовой позиции Конституционного Суда РФ, выраженной в определении от 11 июля 2006 года № 403-О назначение досрочных пенсий по старости со снижением общеустановленного пенсионного возраста на дополнительную величину пропорционально периодам проживания (работы) в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом должно производиться независимо от места проживания (работы) на момент обращения за назначением пенсии.
При рассмотрении дела судом установлено, что <...> с <...>1986 была принята <...> в оптово-розничное объединение «<...>», с <...>1988 назначена временно <...>, с <...>1990 в связи с введением новых условий оплаты труда аттестована <...>, с <...>1992 уволена в порядке перевода в государственную торговую фирму <...> ФОК в связи с ликвидацией оптово-розничного объединения «<...>», с <...>1992 принята в порядке перевода <...> базы <...> государственной фирмы «<...> ФОК», с <...>.1993 года переведена в должность <...>, с 26.09.1994 года уволена по собственному желанию.
Таким образом, период ее работы в оптово-розничном объединении «<...>» составлял с <...> 1986 года по <...> 1994 года.
Судом при разрешении дела установлено, что наименование и юридический адрес овощной базы оптово-розничного объединения «<...>» неоднократно изменялся.
При этом указанная организация фактически находилась в д. <...>.
Данное обстоятельство подтверждается: уставом ГУДП «<...> ФОК», ответом главы администрации <...> от <...>05.2010г. № <...>, схемой территории <...> сельского поселения <...>, справками администрации <...> сельского поселения <...> от <...> 2010 года и от <...> 1997 года.
Деревня <...> с <...> 1986 года по 1998 год входила в Перечень населенных пунктов, относящихся к территории радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на ЧАЭС, утвержденный распоряжением Правительства РСФСР от 28.12.1991 года №237-р.
Согласно Перечню населенных пунктов, находящихся в границах зон радиоактивного загрязнения вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.12.1997 г. № 1582, указанный населенный пункт также относится к зоне с льготным социально-экономическим статусом.
Из материалов дела усматривается, что всем работникам овощной базы в период с 1994 года по 2005год, в том числе и <...> С.Д., производились компенсационные выплаты в соответствии с ФЗ РФ от 15.05.1991 года № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на ЧАЭС.
Указанные обстоятельства были подтверждены в судебном заседании показаниями свидетелей <...> Г.Н., <...> В.В., <...> Л.И., пояснявших суду, что в спорный период времени они работали вместе с <...> С.Д. в данной организации, местом их работы являлась д. <...>, за работу в зоне с льготным социально-экономическим статусом они получали дополнительные денежные выплаты и дни к отпуску.
Установив изложенные обстоятельства, свидетельствующие о том, что в период времени с <...> 1986 года по <...> 1994 года истец постоянно работала в населенном пункте, относящимся к зоне с льготным социально-экономическим статусом, суд пришел к обоснованному выводу об удовлетворении исковых требований.
В связи с изложенным, довод жалобы о отсутствии у суда законных оснований для назначения истцу досрочной пенсии по старости в соответствии со ст. 34 Закона РФ от 15.05.1991г. № 1244-1, судебная коллегия считает несостоятельным.
Не может служить основанием к отмене решения суда и довод жалобы ответчика о необоснованности назначения <...> С.Д. пенсии с момента обращения за ней в пенсионный орган по следующим основаниям.
В силу ч. 1 с. 22 ФЗ от 28.12.2013 N 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию.
Удовлетворяя требования <...> С.Д. об обязании ГУ – УПФ РФ в <...> назначить пенсию с <...> года, суд первой инстанции правильно исходил из того, что на указанную дату у истца возникло право на назначение льготной пенсии, однако ей в этом было необоснованно отказано.
Иных доводов, опровергающих выводы суда первой инстанции, апелляционная жалоба не содержит, ввиду чего отсутствуют основания для ее удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Орловского областного суда
определила:
решение Заводского районного суда г. Орла от 29 мая 2015 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ГУ – УПФ РФ <...> – без удовлетворения.
Председательствующий судья
Судьи