Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-1550/2021 ~ М-1378/2021 от 11.05.2021

Дело № 2-1550/2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МАГАДАНСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД МАГАДАНСКОЙ ОБЛАСТИ

в составе председательствующего судьи Сергиенко Н.В.,

при секретаре Береза Е.А.,

с участием помощника прокурора города Магадана Духаниной Е.А., представителя ответчика Новикова Р.О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Магадане в помещении Магаданского городского суда Магаданской области 9 июля 2021 года гражданское дело по иску прокурора Ягоднинского района Магаданской области в защиту прав неопределенного круга лиц к обществу с ограниченной ответственностью «Регионтеплоресурс» о возложении обязанности разработать и согласовать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ягоднинского района Магаданской области обратился в Магаданский городской суд с иском в защиту прав неопределенного круга лиц к ООО «Регионтеплоресурс» о возложении обязанности разработать и согласовать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения.

В обоснование иска указано о том, что прокуратурой Ягоднинского района в ходе проведения проверки исполнения законодательства о водоснабжении в деятельности ООО «Регионтеплоресурс» выявлены нарушения федерального законодательства о водоснабжении.

Проведенной проверкой установлено, что ООО «Регионтеплоресурс» является ресурсоснабжающей организацией и осуществляет деятельность по тепло- водоснабжению потребителей на территории поселка Оротукан Ягоднинского городского округа.

Постановлением администрации Ягоднинского городского округа от 12 марта 2019 г. № 187 утверждено техническое задание для ООО «Регионтеплоресурс» на разработку инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории п. Оротукан Ягоднинского городского округа на 2020 – 2021 годы».

Однако по состоянию на 15 марта 2021 года в ООО «Регионтеплоресурс» действующая (утвержденная и согласованная в установленном законом порядке) инвестиционная программа в сфере водоснабжения отсутствует, что не позволяет дать объективную оценку состояния ветхих сетей (водопроводных, канализационных) на территории поселка Оротукан и препятствует своевременной реконструкции и модернизации систем жилищно-коммунальной инфраструктуры на обслуживаемой территории, что создает угрозу нормальной жизнедеятельности населения поселка Оротукан.

Ссылаясь на положения статей 2, 6, 8, 10, 16, 17, 32, 40 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», пункт 6 Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, просит суд обязать ООО «Регионтеплоресурс» разработать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения, и принять меры по её согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Определением судьи от 17 мая 2021 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне истца привлечена администрация Ягоднинского городского округа Магаданской области.

Определением суда, зафиксированном в протоколе судебного заседания от 9 июня 2021 г., к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, на стороне ответчика привлечен департамент цен и тарифов Магаданской области.

В судебном заседании прокурор, участвующий в деле, предъявленные исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика против удовлетворения исковых требований возражал по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление. В частности, пояснил, что в силу части 2 статьи 40 Федерального закона от 7.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается. Отсутствие разработанной и утвержденной органом местного самоуправления схемы водоснабжения и водоотведения п. Оротукан явилось основанием для отказа в 2019 г. в рассмотрении и утверждении департаментом цен и тарифов Магаданской области инвестиционной программы в сфере водоснабжения ООО «Регионтеплоресурс» по развитию систем горячего и холодного водоснабжения посёлка Оротукан Ягоднинского района на 2019 – 2021 годы. По запросу ответчика схема водоснабжения и водоотведения пос. Оротукан администрацией Ягоднинского района не представлена.

Представитель администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области в судебное заседание не явился, извещен надлежаще, просил рассматривать дело в свое отсутствие. В письменных пояснениях от 5 июля 2021 года сообщено, что на основании договора от 27 августа 2020 г. № 10/1 на выполнение работ по актуализации схем водоснабжения и водоотведения Ягоднинского городского округа Магаданской области, схема водоснабжения и водоотведения пос. Оротукан разработана. Управлением ЖКХ администрации Ягоднинского городского округа проводится работа по подготовке постановления об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения пос. Оротукан.

Представитель третьего лица – департамента цен и тарифов Магаданской области в судебном заседании участия не принимал, извещен надлежаще, просил рассматривать дело в отсутствие представителя.

Представил суду письменное мнение, в котором указано, что 18 марта 2019 г. в департамент цен и тарифов Магаданской области от ООО «Регионтеплоресурс» поступили документы, в том числе инвестиционная программа по развитию систем горячего и холодного водоснабжения посёлка Оротукан Ягоднинского района Магаданской области на 2019 – 2021 годы с приложениями.

28 марта 2019 г. сопроводительным письмом департаментом цен и тарифов Магаданской области ООО «Регионтеплоресурс» отказано в рассмотрении и утверждении проекта инвестиционной программы …в связи с нарушением положений Правил разработки, утверждения и корректировки производственных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.07.2013 № 641, а также в связи с несоответствием перечня документов составу фактически представленных. В последующем от ООО «Регионтеплоресурс» инвестиционная программа на 2019 – 2021 года не поступала.

Суд, с учетом мнения участников процесса, руководствуясь положениями статьи 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, определил рассмотреть дело в отсутствие представителей третьих лиц.

Заслушав объяснения участников процесса, исследовав письменные доказательства, представленные в материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.

Отношения в сфере водоснабжения и водоотведения регулируются Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» (далее - Федеральный закон № 416-ФЗ) и принятыми в соответствии с названным Федеральным законом постановлениями Правительства Российской Федерации.

Согласно ч. 1 ст. 6 и ст. 12 Федерального закона № 416-ФЗ органы местного самоуправления поселений, городских округов для каждой централизованной системы холодного водоснабжения и (или) водоотведения определяют гарантирующую организацию и устанавливают зоны ее деятельности.

Гарантирующей организацией, согласно п. 6 ст. 2 Федерального закона № 416-ФЗ, признается организация, осуществляющая холодное водоснабжение и (или) водоотведение, определенная решением органа местного самоуправления поселения, городского округа, которая обязана заключить договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения с любым обратившимся к ней лицом, чьи объекты подключены (технологически присоединены) к централизованной системе холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В силу подп. 8 статьи 2 Федерального закона № 416-ФЗ под инвестиционной программой организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее также - инвестиционная программа), понимается программа мероприятий по строительству, реконструкции и модернизации объектов централизованной системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения относится утверждение инвестиционных программ и контроль за выполнением инвестиционных программ, в том числе за достижением в результате реализации мероприятий инвестиционных программ плановых значений показателей надежности, качества, энергетической эффективности.

На основании статьи 40 Федерального закона № 416-ФЗ инвестиционная программа должна содержать: плановые значения показателей надежности, качества, энергетической эффективности; перечень мероприятий по строительству новых, реконструкции и (или) модернизации существующих объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, включая мероприятия, необходимые для подключения (технологического присоединения) новых абонентов; объем финансовых потребностей, необходимых для реализации инвестиционной программы, с указанием источников финансирования; график реализации мероприятий инвестиционной программы; расчет эффективности инвестирования средств; предварительный расчет тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения; иные сведения (часть 3).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 года № 641 утверждены Правила разработки, согласования, утверждения и корректировки инвестиционных программ организаций, осуществляющих горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведения (далее - Правила), пунктом 2 которых предусмотрено, что проект инвестиционной программы разрабатывается регулируемой организацией, инвестиционная программа утверждается уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления поселения (городского округа), в случае если законом субъекта Российской Федерации ему переданы полномочия по утверждению инвестиционной программы (далее - уполномоченный орган местного самоуправления поселения (городского округа), по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (в случае утверждения инвестиционных программ органами местного самоуправления или органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, в полномочия которых не входит установление регулируемых цен (тарифов).

Согласно ст. 38 Федерального закона № 416-ФЗ развитие централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения осуществляется в соответствии со схемами водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов. Схемы водоснабжения и водоотведения разрабатываются в соответствии с документами территориального планирования, а также с учетом схем энергоснабжения, теплоснабжения, газоснабжения.

Схемы водоснабжения и водоотведения должны содержать плановые значения показателей развития централизованных систем водоснабжения и водоотведения, предусматривать мероприятия, необходимые для осуществления горячего, питьевого, технического водоснабжения и водоотведения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе учитывать утвержденные в соответствии с настоящим Федеральным законом планы снижения сбросов, планы мероприятий по приведению качества горячей воды в соответствие с установленными требованиями, планы мероприятий по приведению качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями, а также решения органов местного самоуправления о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения. Схемы водоснабжения и водоотведения поселений и городских округов утверждаются органами местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 40 Федерального закона № 416-ФЗ основанием для разработки инвестиционной программы является техническое задание на разработку инвестиционной программы, утвержденное органом местного самоуправления, с учетом: 1) результатов технического обследования централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения; 2) целевых показателей деятельности организации, осуществляющей горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение; 3) схемы водоснабжения и водоотведения; 4) плана снижения сбросов; 5) решений органов местного самоуправления поселений, городских округов о прекращении горячего водоснабжения с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) и о переводе абонентов, объекты которых подключены (технологически присоединены) к таким системам, на иные системы горячего водоснабжения.

С 1 января 2014 года утверждение инвестиционной программы без утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения не допускается (ст. 43 Федерального закона № 416-ФЗ).

Как установлено судом и подтверждается представленными в дело доказательствами, постановлением администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области от 17 мая 2018 г. № 379 общество с ограниченной ответственностью «Регионтеплоресурс» наделено статусом гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения на территории посёлка Оротукан муниципального образования «Ягоднинский городской округ». Зоной деятельности гарантирующей организации в сфере холодного водоснабжения определена территория пос. Оротукан, системы холодного водоснабжения пос. Оротукан.

Постановлением администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области от 12 марта 2019 г. № 187 утверждено техническое задание для ООО «Регионтеплоресурс» на разработку инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории пос. Оротукан Ягоднинского городского округа на 2020-2021 годы» (далее – Техническое задание).

В пункте 4.1 Технического задания определен срок разработки проекта инвестиционной программы – в течение трех месяцев с момента утверждения технического задания.

Как следует из представленных в деле доказательств, 18 марта 2019 года ООО «Регионтеплоресурс» направило в департамент цен и тарифов Магаданской области проект инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории пос. Оротукан Ягоднинского городского округа на 2019-2020 годы».

Указанный проект изучен уполномоченным органом. Письмом департамента цен и тарифов Магаданской области от 28 марта 2019 г. № 681/040-4 в рассмотрении и утверждении проекта инвестиционной программы отказано. Одним из основных оснований к отказу послужило нарушение ответчиком п. 4 Правил № 641, согласно которому утверждение инвестиционной программы в отсутствие утвержденной в установленной порядке схемы водоснабжения и водоотведения, не допускается.

Департаментом цен и тарифов Магаданской области разъяснено ООО «Регионтеплоресурс», что согласно ответу управления ЖКХ администрации Ягоднинского городского округа от 7 ноября 2018 г. № 3697, в Ягоднинском городском округе схемы водоснабжения и водоотведения не разработаны. По поселениям Ягоднинского городского округа актуализация схем водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 8 постановления Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782 «О схемах водоснабжения и водоотведения» не проводилось. Также указано на иные недоработки проекта инвестиционной программы.

Судом установлено, что 28 марта 2019 г. (исх. № 14/э) ООО «Регионтеплоресурс» обращалось в администрацию Ягоднинского городского округа о получении копии схемы водоснабжения и водоотведения пос. Оротукан. Копия схемы ответчику представлена не была.

Прокуратурой Ягоднинского района Магаданской области к исковому заявлению копия утвержденной схемы водоснабжения и водоотведения пос. Оротукан не прилагалась.

Определением судьи от 17 мая 2021 г. в администрации Ягоднинского городского округа Магаданской области также была истребована схема водоснабжения пос. Оротукан. Определение судьи третьим лицом не исполнено. На повторный запрос суда от 1 июля 2021 года сообщено 5 июля 2021 года, что на основании договора от 27 августа 2020 г. на выполнение работ по актуализации схем водоснабжения и водоотведения Ягоднинского городского округа Магаданской области разработана схема водоснабжения и водоотведения пос. Оротукан. Проводится работа по подготовке постановления об утверждении схемы водоснабжения и водоотведения пос. Оротукан.

При этом в материалы гражданского дела 8 июля 2021 г. по электронной почте из прокуратуры Ягоднинского района поступила копия постановления администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» от 27 октября 2014 г. № 80/1-па «Об утверждении схем водоснабжения и водоотведения муниципального образования «поселок Оротукан» с копией приложения № 1 на 1 листе. Из представленной копии постановления усматривается, что утверждены две схемы: в приложении № 1 – схема водоснабжения (графическое изображение) и в приложении № 2 – схема водоотведения. Приложение № 2 к постановлению суду не поступило.

Согласно пункту 2 Правил разработки и утверждения схем водоснабжения и водоотведения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 05.09.2013 № 782, схемы водоснабжения и водоотведения - совокупность графического (схемы, чертежи, планы подземных коммуникаций на основе топографо-геодезической подосновы, космо- и аэрофотосъемочные материалы) и текстового описания технико-экономического состояния централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения и направлений их развития.

Вместе с тем, из представленного муниципального правового акта следует, что утвержденная схема водоснабжения не соответствует требованиями к содержанию схем водоснабжения и водоотведения, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782. Кроме графического изображения, никаких данных и сведений схема водоснабжения пос. Оротукан, утвержденная постановлением администрации муниципального образования «Поселок Оротукан» от 27 октября 2014 г. № 80/1-па, не содержит. Схема водоотведения не представлена.

Следовательно, при таких обстоятельствах, до утверждения актуализированной схемы водоснабжения и водоотведения пос. Оротукан, соответствующей постановлению Правительства Российской Федерации от 5 сентября 2013 г. № 782, на основании вышеуказанного постановления от 27 октября 2014 г. № 80/1-па ООО «Регионтеплоресурс» в установленный в Техническом задании срок, по объективным, независящим от ответчика причинам, не связанным с неправомерными действиями или бездействием последнего, было лишено фактической возможности в полном объеме доработать инвестиционную программу и представить её на рассмотрение и утверждение в департамент цен и тарифов Магаданской области.

9 июля 2021 г. в материалы дела представлена копия постановления администрации Ягоднинского городского округа от 8 июля 2021 г. № 351 «Об утверждении актуализированных схем водоснабжения и водоотведения на территории муниципального образования «Ягоднинский городской округ» до 2030 года». Одновременно в материалы дела приобщена копия постановления администрации Ягоднинского городского округа от 9 июля 2021 г. № 352, которым утверждено техническое задание для ООО «Регионтеплоресурс» на разработку инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории п. Оротукан Ягоднинского городского округа на 2021-2023 годы». Этим же постановлением признано утратившим силу постановление администрации Ягоднинского городского округа от 12 марта 2019 г. № 187 об утверждении технического задание для ООО «Регионтеплоресурс» на разработку инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории п. Оротукан Ягоднинского городского округа на 2020 – 2021 годы».

В соответствии с подп. 1, 2 п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают, в том числе из актов государственных органов и органов местного самоуправления, которые предусмотрены законом в качестве основания возникновения гражданских прав и обязанностей.

Пунктом 4.1 технического задания для ООО «Регионтеплоресурс» на разработку инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории п. Оротукан Ягоднинского городского округа на 2021-2023 годы» определено, что проект инвестиционной программы должен быть разработан в течение трех месяцев с момента утверждения технического задания, то есть, исчисляя срок с 9 июля 2021 года.

Копия названного постановления ответчику не направлена, в средствах массовой информации постановление не опубликовано.

На дату рассмотрения настоящего гражданского дела срок разработки проекта инвестиционной программы на 2021-2023 годы ответчиком не нарушен, в связи с чем ООО «Регионтеплоресурс» нельзя признать недобросовестно уклоняющимся от исполнения обязанности по разработке инвестиционной программы «Приведение качества питьевой воды в соответствие с установленными требованиями на территории п. Оротукан Ягоднинского городского округа на 2021-2023 годы».

При таких обстоятельствах суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

прокурору Ягоднинского района Магаданской области в удовлетворении исковых требований к обществу с ограниченной ответственностью «Регионтеплоресурс» о возложении обязанности разработать и согласовать инвестиционную программу в сфере водоснабжения и водоотведения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Магаданский областной суд через Магаданский городской суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Установить день составления мотивированного решения суда – 16 июля 2021 года.

Судья                                  Н.В. Сергиенко

2-1550/2021 ~ М-1378/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Прокурор Ягоднинского района
Ответчики
ООО "Регионтеплоресурс"
Другие
Департамент цен и тарифов Магаданской области
Администрация Ягоднинского городского округа
Суд
Магаданский городской суд Магаданской области
Судья
Сергиенко Наталья Витальевна
Дело на сайте суда
magadansky--mag.sudrf.ru
11.05.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
11.05.2021Передача материалов судье
17.05.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.05.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
09.06.2021Судебное заседание
09.06.2021Судебное заседание
30.06.2021Судебное заседание
08.07.2021Судебное заседание
09.07.2021Судебное заседание
16.07.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.08.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2021Дело оформлено
26.08.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее