Решение по делу № 2-3424/2019 ~ М-3097/2019 от 23.07.2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 ноября 2019 г.                                                                                                           г. Иркутск

Кировский районный суд города Иркутска в составе

председательствующего судьи Бакановой О.А.,

при секретаре Терентьевой И.С.,

с участием истца Филипповой С.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шипову О.Н., Шипову В.Н.,

представителя истца Филипповой В.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шишкову С.Г., Шишкову Я.Г. - Филипповой С.А., действующей на основании доверенности,

представителя истца Филиппова Н.А. - Филипповой С.А., действующей на основании доверенности,

представителя ответчика Администрации г. Иркутска – Чичигина Е.Н., действующего на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-3424/2019 по исковому заявлению Филиппова С.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шипова О.Н., Шипова В.Н., Филиппова В.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шишкова С.Г., Шишкова Я.Г., Филиппова И.А., действующей за себя и несовершеннолетних Каландаров Е.Д., Каландаров С.Д,, Филиппова К.А., Филиппов Н.А. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Филиппова С.А., действующая за себя и несовершеннолетних Шипову О.Н., Шипову В.Н., Филиппова В.А., действующая за себя и несовершеннолетних Шишкову С.Г., Шишкову Я.Г., Филиппова И.А., действующая за себя и несовершеннолетних Каландарова Е.Д., Каландарова С.Д., Филиппова К.А., Филиппов Н.А., Ивайловская Л.А. обратились в суд с исками к администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма.

Определениями суда иски указанных лиц объединены в одно производство.

Определением от ДД.ММ.ГГГГ производство по настоящему гражданскому делу в части исковых требований Ивайловской Л.А. к администрации г. Иркутска о возложении обязанности предоставить вне очереди жилое помещение по договору социального найма взамен жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>, прекращено в связи с отказом истца Ивайловской Л.А. от исковых требований. В последующем Ивайловская Л.А. привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.

В обоснование исковых требований указано, что истцы зарегистрированы и проживают в жилом помещении по адресу: <адрес>, на основании договора социального найма.

Истцы были поставлены на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях как малоимущие. Квартира по адресу: <адрес>, состоит из двух комнат общей площадью 29 кв.м., в том числе жилой 18 кв.м.

Жилой дом по адресу: <адрес>, признан в установленном порядке не пригодным для проживания, подлежащим сносу, ремонту или реконструкции не подлежит. В связи с чем, истцы были включены в список на внеочередное предоставление жилого помещения.

Как полагают истцы, имеют право на получение жилого помещения по нормам предоставления, то есть по <данные изъяты>. на каждого члена семьи, а всего <данные изъяты>.

Просят суд возложить на администрацию г. Иркутска обязанность по предоставлению Филипповой С.А., Шиповой О.Н., Шиповой В.Н., Филипповой В.А., Шишковой С.Г., Шишковой Я.Г., Филипповой И.А., Каландарову Е.Д., Каландарову С.Д., Филипповой К.А., Филиппову Н.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиями г. Иркутска, общей площадью не менее 165 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г.Иркутска, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

В судебном заседании истец Филиппова С.А., действующая за себя и несовершеннолетних Шипову О.Н., Шипову В.Н., представитель истца Филипповой В.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шишкову С.Г., Шишкову Я.Г. по доверенности Филиппова С.А., представитель истца Филиппова Н.А. по доверенности Филиппова С.А. исковые требования поддержала в полном объеме, просила суд об их удовлетворении, суду пояснила, что истцы не имеют правоустанавливающих документов на право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, площадью более, чем <данные изъяты>., оплату за содержание жилья и коммунальные услуги производят из расчета за <данные изъяты>., вместе с тем, настаивает на предоставлении истцам жилого помещения по нормам предоставления, то есть по <данные изъяты>. на каждого члена семьи, а всего <данные изъяты>.

В судебном заседании представитель ответчика Администрации г. Иркутска по доверенности Чичигин Е.Н. исковые требования полагал удовлетворению не подлежащими по доводам, изложенным в возражениях на иск.

В судебное заседание истцы Филиппова В.А., действующая за себя и несовершеннолетних Шишкову С.Г., Шишкову Я.Г., Филиппова И.А., действующая за себя и несовершеннолетних Каландарова Е.Д., Каландарова С.Д., Филиппова К.А., Филиппов Н.А., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, обратились к суду с заявлениями о рассмотрении дела в свое отсутствие.

В судебное заседание третьи лица Правительство Иркутской области, Ивайловская Л.А., Филиппова Е.С., ОГБУСО «Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей», действующий в интересах недееспособного Филиппова И.А., уведомленные о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, не явились, юридические лица представителей не направили, просили о рассмотрении дела в свое отсутствие, в отсутствие представителей. Согласно информации Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ, представленной на запрос суда, недееспособный Филиппов И.А. включен в список лиц, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда Иркутской области согласно Закону Иркутской области от 28.12.2012 г. № 164 – ОЗ.

Выслушав участников процесса, изучив материалы гражданского дела № 2-3424/2019, исследовав представленные по делу доказательства в их совокупности и взаимной связи, суд приходит к следующему выводу.

Все равны перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ).

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

В соответствии со ст. 72 Конституции РФ жилищное законодательство находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

Согласно ст. 76 Конституции РФ законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам ведения РФ и по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (ч. 1 ст. ГК РФ).

        Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

        При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (ч. 2 ст. 1 ГК РФ).

        В соответствии со ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

        Согласно ст. 18 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

        Все гарантированные Конституцией РФ права должны осуществляться гражданами с соблюдением принципа, установленного ст. 17 Конституции РФ, которая гласит, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

        Реализация конституционных прав на получение жилого помещения должна осуществляться с соблюдением указанного принципа.

    Статьей 1 ЖК РФ определено, что жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности, на неприкосновенности и недопустимости произвольного лишения жилища, на необходимости беспрепятственного осуществления вытекающих из отношений, регулируемых жилищным законодательством, прав (далее – жилищные права), а также на признании равенства участников регулируемых жилищным законодательством отношений (далее жилищные отношения) по владению, пользованию и распоряжению жилыми помещениями, если иное не вытекает из Кодекса, другого федерального закона или существа соответствующих отношений, на необходимости обеспечения восстановления нарушенных жилищных прав, их судебной защиты. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

        В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности. В соответствии с этим жилищные права и обязанности возникают: из договоров и иных сделок, предусмотренных федеральным законом, а также из договоров и иных сделок, хотя и не предусмотренных федеральным законом, но не противоречащих ему; из актов государственных органов и актов органов местного самоуправления, которые предусмотрены жилищным законодательством в качестве основания возникновения жилищных прав и обязанностей; из судебных решений, установивших жилищные права и обязанности; в результате приобретения в собственность жилых помещений по основаниям, допускаемым федеральным законом; из членства в жилищных или жилищно-строительных кооперативах; вследствие действий (бездействия) участников жилищных отношений или наступления событий, с которыми федеральный закон или иной нормативный правовой акт связывает возникновение жилищных прав и обязанностей.

В соответствии со ст. 60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных названным Кодексом. Договор социального найма жилого помещения заключается без установления срока его действия.

В соответствии со ст. 62 Жилищного кодекса РФ предметом договора социального найма жилого помещения является жилое помещение (жилой дом, квартира, часть жилого дома или квартиры).

        В судебном заседании установлено, что истцы состоят на учете малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Кроме того, с учетом признания многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, истцы включены в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

        Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова С.А. состоит на учете малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Приказом начальника департамента жилищной политики администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова С.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с составом семьи: дочь – Шипова О.Н., Шипова В.Н.

        Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова В.А., с составом семьи: дочь - Шишкова С.Г., дочь – Шишкова Я.Г., поставлены на учет малоимущих граждан, нуждающихся в предоставлении жилого помещения по договору социального найма. Приказом начальника департамента жилищной политики администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова В.А., включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с составом семьи: дочь – Шишкова С.Г., дочь – Шишкова Я.Г.

        Приказом начальника департамента жилищной политики администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Филиппов Н.А. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

        Приказом начальника департамента жилищной политики администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ Филиппова И.А. включена в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, с составом семьи: дочь – Филиппова К.А., сын - Каландаров С.Д., сын – Каландаров Е.Д.

        В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Исполнительным комитетом Куйбышевского городского районного Совета народных депутатов Ивайловской Л.А. с семьей из 6 человек выдан ордер , серия АБ на право занятия комнаты площадью 18 кв.м. в <адрес> в г. Иркутске. В указанный ордер были включены: Филиппов А.Ф. (муж, на момент рассмотрения дела умер), Филиппова И.А. (дочь), Филиппова С.А. (дочь), Филиппова В.А. (дочь), Филиппов Н.А. (сын).

        Как следует из представленной по запросу суда справки МКУ «Сервисно – регистрационный центр» г. Иркутска отдел по работе с населением Правобережного округа от ДД.ММ.ГГГГ, в жилом помещении по адресу: <адрес>, зарегистрировано 12 человек: Филиппова С.А., Шипова О.Н., Шипова В.Н., Филиппова В.А., Шишкова С.Г., Шишкова Я.Г., Филиппова И.А., Каландаров Е.Д., Каландаров С.Д., Филиппова К.А., Филиппов Н.А., Филиппова Е.С.

        Согласно выписки из карты реестра муниципального имущества г. Иркутска, реестровый № , квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования г. Иркутск, общая площадь объекта <данные изъяты>., в том числе жилая – <данные изъяты>.

В соответствии со ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся, в том числе, признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса РФ установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Во исполнение данной нормы Правительством РФ принято Постановление от 28.01.2006г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции".

        В соответствии с п. 7 названного Положения, оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях (далее - комиссия), и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным в настоящем Положении требованиям.

        В соответствии с п. 42 Положения, комиссия на основании заявления собственника помещения, федерального органа исполнительной власти, осуществляющего полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, правообладателя или гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и принимает решения в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.

        В соответствии с п.47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям:

        о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания;

        о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями;

        о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания;

        о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции;

        о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу.

        В соответствии с пунктом 49 Положения, на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Таким образом, Правительством Российской Федерации установлена процедура принятия решения о признании помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, включающая в себя принятие соответствующего решения межведомственной комиссией и распоряжение органа власти о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения жильцов.

Как указал Верховный Суд РФ в «Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденной Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.

        В судебном заседании установлено, что Заключением межведомственной комиссии по признанию помещений жилыми помещениями, жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирный жилой дом по адресу: <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу.

        Основанием к принятию данного решения является, в том числе, заключение по инженерному освидетельствованию строительных конструкций жилого дома, по адресу: <адрес>, выполненное ООО «Фактор».

        Как следует из выводов, изложенных в заключении по инженерному освидетельствованию строительных конструкций жилого дома, по адресу: <адрес>, выполненного ООО «Фактор», техническое состояние основных несущих конструкций здания оценивается по результатам обследования, при этом под наружными и внутренними отделочными покрытиями могут быть обнаружены скрытые дефекты и повреждения конструкций. В результате визуального осмотра выявлено, что отдельные конструкции жилого дома находятся в недопустимом или аварийном состоянии, в частности при учете возможного сейсмического воздействия, что представляет опасность для пребывания людей и требует выполнения комплекса ремонтно- восстановительных работ, направленных на обеспечение их эксплуатационной пригодности. Фактическое техническое состояние основных строительных конструкций жилого дома по адресу: <адрес>, классифицируется как: фундаменты – недопустимое: стены и перегородки – аварийное; междуэтажное перекрытия – недопустимое, полы – недопустимое, стропильная система и кровельное покрытие – аварийное, инженерные системы – аварийное, состояние лестниц – недопустимое. Для сохранения дома и дальнейшей его эксплуатации необходимо проведение следующих основных ремонтно-восстановительных работ: восстановление и усиление конструкций фундаментов, полная замена междуэтажного и чердачного перекрытий, замена не менее 30- 50 % брусовой кладки стен, замена отдельных узлов и элементов стропильной системы, полная замена конструкций пола первого этажа, утепление наружных стен, проведение биоцидной и огнезащитной обработки строительных материалов, изделий и конструкций, огнезащита деревянных конструкций, полный цикл отделочных работ, благоустройство территории с гарантированным отводом поверхностных вод от здания, выполнение работ по замене и устройству внутреннего инженерного оборудования. Ввиду высокого физического износа, выполнение указанных работ необходимо проводить только по специально разработанному проекту и согласно действующим строительным нормам и правилам, что потребует проведения детального обследования объекта с обязательным привлечением строительной лаборатории. Учитывая техническое состояние строительных конструкций и их узлов, в частности с точки зрения сейсмостойкого строительства, эксплуатация жилого дома на сегодняшний день является небезопасной. Стоимость необходимых ремонтно-восстановительных работ, в том числе по обеспечению сейсмостойкости, соизмерима со стоимостью возведения подобного объекта в новоделе.

        Как следует из СП 13-102-2003. Правила обследования несущих строительных конструкций зданий и сооружений, утв. Постановлением Госстроя РФ от 21.08.2003 г. N 153, недопустимое состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся снижением несущей способности и эксплуатационных характеристик, при котором существует опасность для пребывания людей и сохранности оборудования (необходимо проведение страховочных мероприятий и усиление конструкций); аварийное состояние - категория технического состояния строительной конструкции или здания и сооружения в целом, характеризующаяся повреждениями и деформациями, свидетельствующими об исчерпании несущей способности и опасности обрушения (необходимо проведение срочных противоаварийных мероприятий).

        Таким образом, угроза безопасности для пребывания людей и наличие опасности обрушения жилого дома, по адресу: <адрес>, установлена заключением по инженерному освидетельствованию строительных конструкций жилого дома, выполненным ООО «Фактор».

        В силу правовой позиции, изложенной в Обзоре судебной практики по делам, связанным с обеспечением жилищных прав граждан в случае признания жилого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 29.04.2014 г., если при рассмотрении дела будет установлено, что помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана и срока сноса дома. Суд может обязать орган местного самоуправления предоставить истцу другое благоустроенное жилое помещение во внеочередном порядке на основании части 2 статьи 57 ЖК РФ, учитывая и то, что помещение, не соответствующее санитарным и техническим правилам и нормам, не может быть отнесено к категории жилых (часть 2 статьи 15 ЖК РФ). Приведенная позиция также нашла свое подтверждение в Определении Верховного Суда РФ от 06.02.2018 г. № 70-КГ17-22.

        Как установлено ранее Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ собственникам помещений многоквартирного жилого дома по адресу: <адрес>, предписано осуществить расселение граждан и снос указанного дома в течение 1,5 лет со дня принятия настоящего распоряжения, то есть до ДД.ММ.ГГГГ

        На момент рассмотрения настоящего гражданского дела многоквартирный дом по адресу: <адрес>, не расселен, что не оспорено в судебном заседании ответчиком, доказательств обратного суду не представлено.

Из доводов стороны истца следует, что проживание в указанном доме невозможно, ранее в данном доме был пожар, внутри дома горелые брусья, под домом скапливаются грунтовые воды, в подвале постоянно стоит вода, даже зимой летают комары, ползают дождевые черви, бегают крысы, перекрытия осыпаются, стены «ходят», невозможно поклеить обои, водоснабжение только холодная вода, электропроводку постоянно приходится чинить, стены и балки прогоревшие и прогнившие, существует угроза обрушения.

        Указанные доводы стороны истцов подтверждаются заключением по инженерному освидетельствованию строительных конструкций жилого дома, выполненным ООО «Фактор», установившим наличие угрозы безопасности для проживания, а также наличие опасности обрушения жилого дома, по адресу: <адрес>.

        Кроме того, письмом МУП «Водоканал» от ДД.ММ.ГГГГ подтверждено, что в подвале жилого дома, по адресу: <адрес>, скапливаются грунтовые воды, для устранения данного обстоятельства предложено поднять грунт в подвале выше уровня грунтовых вод.

В силу п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.

Согласно правовой позиции, отраженной в определении Конституционного Суда РФ от 05.03.2009г. N 376-О-П федеральный законодатель предусмотрел для случаев признания жилого помещения в установленном порядке непригодным для проживания и не подлежащим ремонту и реконструкции возможность предоставления гражданам жилых помещений по договорам социального найма во внеочередном порядке (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ) - при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении.

В силу положений ст. 57 ЖК РФ, взамен жилых помещений, признанных в установленном порядке непригодными для проживания, предоставляются жилые помещения по договорам социального найма во внеочередном порядке.

При этом, не включение многоквартирного дома по адресу: <адрес>, в Перечень объектов аварийного жилищного фонда г. Иркутска, планируемых к расселению Плана мероприятий по реализации муниципальной программы «Жилище на 2013 – 2021 годы» на 2019 г. и плановый период 2020 и 2021 годов, утвержденного Распоряжением заместителя мэра – председателя комитета по градостроительной политике администрации г. Иркутска от ДД.ММ.ГГГГ , не может являться основанием для отказа в предоставлении истцу жилого помещения взамен занимаемого, поскольку если жилое помещение, в котором проживает гражданин, представляет опасность для жизни и здоровья по причине его аварийного состояния или по иным основаниям, то предоставление иного жилого помещения, отвечающего санитарным и техническим требованиям, взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока сноса дома и наличия свободных жилых помещений.

Доводы ответчика относительно невозможности предоставления администрацией г. Иркутска истцам во внеочередном порядке благоустроенного жилого помещения взамен аварийного и подлежащего сносу по причине недостаточности средств бюджета г. Иркутска на выводы суда не влияют.

В силу существующего правового регулирования обязанность предоставить во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение возложена на собственника жилого фонда, которым в данном случае является муниципальное образование г. Иркутск (п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

При этом суд учитывает, что собственник администрация г. Иркутска обязана была предоставить жилое помещение истцам согласно распоряжению от ДД.ММ.ГГГГ в срок до ДД.ММ.ГГГГ.

Истцами путем предъявления настоящего иска избран надлежащий способ защиты права, соответствующий действующему нормативному регулированию. То, каким образом администрация г. Иркутска будет предоставлять истцу во внеочередном порядке жилое помещение, является реализацией способа защиты права истцов и значения не имеет.

В силу положений п. 1 ст. 89 ЖК РФ, предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

        Исходя из доводов искового заявления, истцы требуют предоставить жилое помещение общей площадью не менее <данные изъяты>. с учетом нормы предоставления 15 кв.м. на одного человека.

        Из представленной в материалы дела выписки из карты реестра муниципального имущества г. Иркутска, реестровый № МКК48394, судом установлено, что квартира, расположенная по адресу: <адрес>, является собственностью муниципального образования г. Иркутск, общая площадь объекта <данные изъяты>., в том числе жилая – <данные изъяты>.

        Согласно ордеру, выданному Исполнительным комитетом Куйбышевского городского районного Совета народных депутатов ДД.ММ.ГГГГ, серия АБ, истцы имеют право на занятие комнаты площадью 18 кв.м. в <адрес> в <адрес>.

        Согласно доводам стороны ответчика администрации <адрес> зафиксированные в технических паспортах параметры квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, свидетельствуют о наличии самовольной реконструкции.

        В судебном заседании истец Филиппова С.А., действующая за себя и несовершеннолетних Шипову О.Н., Шипову В.Н., представитель истца Филипповой В.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шишкову С.Г., Шишкову Я.Г. по доверенности Филиппова С.А., представитель истца Филиппова Н.А. по доверенности Филиппова С.А. суду пояснила, что истцы не имеют правоустанавливающих документов на право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, площадью более, чем 29 кв.м., оплату за содержание жилья и коммунальные услуги производят из расчета за 29 кв.м., факт наличия самовольной реконструкции жилого помещения жильцами, проживающими в данном помещении до истцов, не оспаривала. При этом обратила внимание суда, что истцы исходят в своих требованиях не из фактически находящейся в пользовании истцов площади, а из нормы предоставления.

        Оценивая представленные доказательства суд приходит к выводу, что площадь жилого помещения по адресу: <адрес>, указанная по данным фактических обмеров и зафиксированная в технических паспортах, правового значения для разрешения данного спора не имеет; факт наличия самовольной реконструкции сторонами не оспаривается, право пользования на объект в реконструированном виде не подтверждался.

        По информации ОГБУ «Центр государственной кадастровой оценки объектов недвижимости», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Иркутской области сведений о принадлежности объектов недвижимого имущества Филипповой С.А., Шиповой О.Н., Шиповой В.Н., Филипповой В.А., Шишковой С.Г., Шишковой Я.Г., Филипповой И.А., Каландарову Е.Д., Каландарову С.Д., Филипповой К.А., Филиппову Н.А. не имеется.

Истцы состоят на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, в администрации г. Иркутска с октября 2018 г. в связи с признанием жилого помещения по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу, что подтверждается материалами дела.

Согласно разъяснениям, содержащимся в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, т.е. в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ - оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Оценивая вышеизложенное, учитывая, что право пользования жилым помещением по адресу: <адрес>, по договору социального найма принадлежит истцам, которые состоят на учете, указанное жилое помещение располагается в многоквартирном жилом доме, признанном в установленном законом порядке аварийным и подлежащим сносу, в ходе рассмотрения дела установлена угроза безопасному пребыванию в данном жилом помещении, наличие угрозы обрушения многоквартирного жилого дома, суд приходит к выводу о том, что истцы имеют право на обеспечение жилым помещением вне очереди по договору социального найма, в связи с чем, суд приходит к выводу об удовлетворении исковых требований о возложении на администрацию г. Иркутска обязанности по предоставлению истцам вне очереди по договору социального найма жилого помещения, благоустроенного применительно к условиями г. Иркутска, общей площадью <данные изъяты>., отвечающего установленным требованиям и находящегося в границах г.Иркутска, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

Разрешая требования истцов, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме, о предоставлении истцам жилого помещения общей площадью 165 кв.м., поскольку в силу положений ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта.

При таких обстоятельствах, исковые требования в заявленном размере, о предоставлении жилого помещения общей площадью не менее <данные изъяты>., удовлетворению не подлежат, поскольку предоставляемое истцам вне очереди по договору социального найма жилое помещение с учетом действующего правового регулирования должно быть не менее <данные изъяты>.

В связи с изложенным исковые требования Филипповой С.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шипову О.Н., Шипову В.Н., Филипповой В.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шишкову С.Г., Шишкову Я.Г., Филипповой И.А., действующей за себя и несовершеннолетних Каландарова Е.Д., Каландарова С.Д., Филипповой К.А., Филиппова Н.А. к администрации г. Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма подлежат частичному удовлетворению.

Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Филиппова С.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шипова О.Н., Шипова В.Н., Филиппова В.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шишкова С.Г., Шишкова Я.Г., Филиппова И.А., действующей за себя и несовершеннолетних Каландаров Е.Д., Каландаров С.Д,, Филиппова К.А., Филиппов Н.А. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить жилое помещение во внеочередном порядке по договору социального найма – удовлетворить частично.

Обязать администрацию г. Иркутска предоставить Филиппова С.А., Шипова О.Н., Шипова В.Н., Филиппова В.А., Шишкова С.Г., Шишкова Я.Г., Филиппова И.А., Каландаров Е.Д., Каландаров С.Д,, Филиппова К.А., Филиппов Н.А. вне очереди по договору социального найма жилое помещение, благоустроенное применительно к условиями г. Иркутска, общей площадью не менее 29, 00 кв.м., отвечающее установленным требованиям и находящееся в границах г.Иркутска, взамен занимаемого жилого помещения по адресу: <адрес>.

В удовлетворении исковых требований Филиппова С.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шипова О.Н., Шипова В.Н., Филиппова В.А., действующей за себя и несовершеннолетних Шишкова С.Г., Шишкова Я.Г., Филиппова И.А., действующей за себя и несовершеннолетних Каландаров Е.Д., Каландаров С.Д,, Филиппова К.А., Филиппов Н.А. к Администрации г.Иркутска об обязании предоставить во внеочередном порядке жилое помещение по договору социального найма общей площадью по 15 кв.м. на одного человека, всего общей площадью 165 кв.м., - отказать.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Иркутский областной суд через                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              Кировский районный суд г. Иркутска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированный текст решения будет изготовлен 29.11.2019 г.

Председательствующий                                                                                         О.А. Баканова

Мотивированный текст решения изготовлен 29.11.2019 г.

2-3424/2019 ~ М-3097/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Филиппова Ирина Анатольевна, действующая за себя и несовершеннолетних Каландарова С.Д., Каландарову Е.Д.
Филиппова Светлана Анатольевна, действующая за себя и несовершеннолетних Шипову О.Н., Шипова В.Н.
Филиппова Кристина Анатольевна
Филиппова Валентина Анатольевна, действующая за себя и несовершеннолетних Шишкову С.Г., Шишкову Я.Г.
Филиппов Николай Анатольевич
Ответчики
Администрация г.Иркутска
Другие
Саянский детский дом-интернат для умственно отсталых детей ОГБУСО, действующего в интересах недееспособного Филиппова Игоря Анатольевича
Правительство Иркутской области
Ивайловская Лидия Александровна
Филиппова Елена Сергеевна
Суд
Кировский районный суд г. Иркутска
Судья
Баканова Ольга Андреевна
Дело на сайте суда
kirovsky--irk.sudrf.ru
23.07.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
23.07.2019Передача материалов судье
25.07.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
25.07.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
21.08.2019Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
22.08.2019Судебное заседание
18.09.2019Судебное заседание
29.10.2019Судебное заседание
31.10.2019Судебное заседание
21.11.2019Судебное заседание
22.11.2019Судебное заседание
29.11.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
03.02.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее