Р Е Ш Е Н И Е
именем Российской Федерации
21 января 2014 года город Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Дмитриевой Е.Н.,
при секретаре Копьевой М.Д.
рассмотрев в судебном заседании гражданское дело № по исковому заявлению Маркелова Н. Б., М.вой М. Н., Маркеловой О. Н., Маркеловой И. Ю. к Департаменту управления имуществом г.о. Самара о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
Маркеловы обратились в суд с иском к ответчику о признании права собственности на квартиру в порядке приватизации мотивируя свои требования тем, что они проживают и постоянно зарегистрированы с 1995 года в квартире, расположенной по адресу: <адрес>. На его имя, как нанимателя был открыт лицевой счет, он регулярно оплачивает коммунальные платежи. В 2012 году, собрав все необходимые документы, он обратилась в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» для подготовки договора передачи в собственность граждан квартиры. Однако ему было отказано по тем основания, что <адрес> по адресу: <адрес>, является служебной и приватизации не подлежит.
Не согласившись с таким ответом, истица обратилась в суд и в обоснование своих требований ссылаются на ст. 2 Закона РФ № «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 04.07.91г. и просят признать за ними право собственности в порядке приватизации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, общей площадью 110,2 кв.м., жилой – 64,1 кв.м.
В судебном заседании представитель истцов, действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала, по основаниям изложенным в исковом заявлении.
Представитель Департамента управления имуществом г.о. Самара, действующая на основании доверенности исковые требования не признала, указав, что квартира, в которой проживают истцы имеет статус служебной, а приватизация служебных жилых помещений законодательством не предусмотрена.
Представитель третьего лица – Управление Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Самарской области, в судебное заседание не явился, о дне слушания извещался надлежащим образом.
Суд, выслушав пояснения сторон, изучив материалы дела, находит, что исковые требования Маркеловых являются обоснованными и подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Из материалов дела следует, что Маркеловы зарегистрированы в квартире по адресу: <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, данное обстоятельство подтверждается справкой МП г.о. Самара «Единый информационно-расчетный центр» (л.д. 7) и не оспаривается стороной ответчика.
Согласно ордера № от ДД.ММ.ГГГГ, выданного КЭЧ <адрес> ПриВО, военнослужащему Маркелову Н. Б. на состав семьи из 4-х человек предоставлено право на занятие трех комнат площадью 64,1 кв.м. в <адрес> в <адрес>.
Из справки Самарской квартирно-эксплуатационной части района № от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Маркеловым Н.Б. при получении ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на квартиру по адресу: <адрес> все необходимые документы сданы в Самарскую КЭЧ района.
Из копии свидетельства о государственной регистрации права следует, что собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес> является муниципальное образование городского округа Самара на основании Распоряжения Правительства РФ № 1521-р от ДД.ММ.ГГГГ «О передаче в муниципальную собственность <адрес> объектов самарской квартирно-эксплуатационной части района, расположенных в городе Самаре».
Согласно выписке из реестра муниципальной собственности объект недвижимости – <адрес>, расположенный по адресу: <адрес> является муниципальной собственностью, включен в реестр муниципального имущества ДД.ММ.ГГГГ за номером 015584 на основании Распоряжения Правительства РФ № 1521-р от ДД.ММ.ГГГГ.
Нормами статьи 12 Гражданского кодекса РФ закреплено, что одним из способов защиты нарушенных гражданских прав осуществляются путем признания права.
В соответствии с пунктом 1 статьи 217 Гражданского кодекса Российской Федерации имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном Законами о приватизации государственного и муниципального имущества.
Основные принципы осуществления приватизации государственного и муниципального жилищного фонда социального использования на территории Российской Федерации, целью которой является, среди прочего, создание условий для осуществления права граждан на свободный выбор способа удовлетворения потребностей в жилище, устанавливает Закон Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-I "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации".
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, названный Закон служит правовой основой преобразования отношений собственности в жилищной сфере. При этом право граждан на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения не имеет конституционного закрепления и не подпадает под характеристики основных прав и свобод человека и гражданина, а появляется, существует и реализуется как субъективное право конкретного физического лица, фактически занимающего на правах нанимателя жилое помещение в государственном или муниципальном жилом фонде. При этом ограничение законодателем данного права допустимо в случае, если целевое назначение жилого помещения, место его нахождения и другие обстоятельства, обусловливающие особенности правового режима жилья, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П, от ДД.ММ.ГГГГ N 13-П и от ДД.ММ.ГГГГ N 6-П, определения от ДД.ММ.ГГГГ N 220-О и от ДД.ММ.ГГГГ N 11-О-О).
Согласно статьям 2 и 6 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане, занимающие жилые помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, вправе приобрести их в собственность в порядке приватизации. Передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилой фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" не подлежат приватизации жилые помещения, находящиеся в общежитиях, а также служебные жилые помещения.
Статьей 93 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом местного самоуправления, муниципальным учреждением, либо в связи с избранием на выборные должности в органы местного самоуправления.
Согласно статье 104 Жилищного кодекса Российской Федерации служебные жилые помещения предоставляются гражданам в виде жилого дома, отдельной квартиры.
Категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения, устанавливаются: органом государственной власти Российской Федерации - в жилищном фонде Российской Федерации; органом государственной власти субъекта Российской Федерации - в жилищном фонде субъекта Российской Федерации; органом местного самоуправления - в муниципальном жилищном фонде.
Договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Право пользования Богдановой на спорное жилое помещение никем не оспаривается, истица приобрела право пользования данным жилым помещением, была вселена в указанную выше квартиру в установленном законом порядке.
Доводы ответчика о том, что данное жилое помещение является служебным и приватизации не подлежит, в связи с чем истцу отказано в приватизации жилого помещения и исключении квартиры из специализированного жилого фонда суд считает несостоятельными по следующим причинам.
Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 25-П и Определению Конституционного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 220-О государство, закрепляя в законе "О приватизации жилищного фонда в РФ" право на приватизацию, обязано обеспечить возможность его реализации гражданам, гарантируя при передаче определенного имущества в собственность субъектов частного права соблюдение принципов и норм, закрепленных Конституцией РФ. При этом ограничение прав и свобод человека и гражданина путем определения круга объектов, не подлежащих приватизации, допустимо только в том случае, если обстоятельства, фактически обуславливающие особенности правового режима жилья, прежде всего целевое назначение, исключают возможность передачи жилого помещения в частную собственность.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 92 ЖК РФ служебные жилые помещения отнесены к жилым помещениям специализированного жилищного фонда. Их правовое положение регулируется нормами гл. 9 "Жилые помещения специализированного жилищного фонда" Жилищного кодекса РФ. Как указано в ч. 2 ст. 92 ЖК РФ, включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд и исключение его из указанного фонда осуществляются на основании решений органа, управляющего государственным или муниципальным жилищным фондом.
Правила отнесения жилого помещения к специализированному жилому фонду утверждены Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 42. Согласно п. п. 12, 14 указанных Правил включение жилого помещения в специализированный жилищный фонд с отнесением такого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда и исключение из указанного фонда производится на основании решения органа, осуществляющего управление государственным или муниципальным жилищным фондом. Решение об отнесении жилого помещения к определенному виду жилых помещений специализированного жилищного фонда направляется в орган, осуществляющий регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в течение 3 рабочих дней с даты принятия такого решения.
Помимо этого, согласно пункту 2 Положения о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1301, государственному учету подлежат независимо от формы собственности жилые дома, специализированные дома (общежития, гостиницы-приюты, дома маневренного фонда, специальные дома для одиноких престарелых, дома-интернаты для инвалидов, ветеранов и другие), квартиры, служебные жилые помещения, иные жилые помещения в других строениях, пригодные для проживания. Включение жилых строений и жилых помещений в жилищный фонд и исключение из жилищного фонда производится в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.
Исходя из вышеприведенных положений закона, на жилые помещения распространяется правовой режим служебного жилого помещения при условии соблюдения установленного законом порядка включения его в число специализированного жилищного фонда, несоблюдение данной процедуры является основанием для применения в отношении таких помещений правил, предусмотренных для жилых помещений, занимаемых по договору социального найма.
Порядок отнесения жилых помещений к специализированным жилым помещениям установлен «Правилами отнесения жилых помещений к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений», утвержденных Постановление правительства РФ.
Доказательств, свидетельствующих об отнесении спорного жилого помещения к специализированному жилому фонду, в соответствии с действующим законодательством представителем ответчика не представлено.
Из выписки из реестра муниципального имущества не следует, что спорное жилое помещение включено в реестр муниципального имущества со статусом специализированного жилищного фонда.
При этом отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда не препятствует осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов.
Более того, согласно пункту 41 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" основанием для вселения в служебное жилое помещение и заключения договора найма служебного жилого помещения по действующему до ДД.ММ.ГГГГ законодательству являлся установленной формы ордер (статьи 47, 105 Жилищного кодекса Р.), а основанием для вселения в общежитие - ордер на занятие по найму жилой площади в общежитии по установленной форме (статья 109) Жилищного кодекса Р.).
В соответствии с нормами п. 2 ст. 105 ЖК Р. служебные жилые помещения предоставляются по решению администрации предприятия, учреждения, организации, правления колхоза, органа управления другой кооперативной и иной общественной организации, в ведении которых находятся эти помещения. На основании принятого решения исполнительным комитетом соответствующего местного Совета народных депутатов гражданину выдается ордер на служебное жилое помещение.
Форма ордера на служебное жилое помещение была установлена Постановлением Совета М. Р. от ДД.ММ.ГГГГ N 328.
Между тем в ордере, выданном КЭЧ <адрес> ПриВО, N 5 от ДД.ММ.ГГГГ Маркелову, отсутствует указание, что предоставленное жилое помещение является служебным.
Ордер в установленном законном порядке не оспорен и подтверждает факт заключения договора социального найма жилого помещения.
Исходя из вышеизложенного, суд приходит к выводу, что требования Маркеловых являются обоснованными и подлежат удовлетворению, поскольку каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации, жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз (ст. 11 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации"), сведений о том, что Маркеловы ранее использовали право на приватизацию в материалы дела не представлено.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление Маркеловых – удовлетворить.
Признать за Маркеловым Н. Б., Маркеловой И. Ю., М.вой М. Н., Маркеловой О. Н. право общей долевой собственности (по 1\4 доле каждому) в порядке приватизации на жилое помещение – квартиру, общей площадью 110,2 кв.м., жилой площадью 64,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>.
Решение может быть обжаловано в самарский областной суд через Ленинский районный суд г. Самары в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме.
Решение изготовлено 24 января 2014 года.
Председательствующий подпись Е.Н.Дмитриева
Копия верна Судья
.