РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РФ
01 декабря 2014 года Железнодорожный районный суд г.Самары в составе: председательствующего Вельминой И.Н., при секретаре Галиевой А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Шаписковской И.И., Шаписковской Е.И. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара о восстановлении выплаты пенсии на территории РФ в соответствии с законодательством РФ,
УСТАНОВИЛ:
Шаписковская И.И. и Шаписковская Е.И. обратились в суд с вышеуказанным иском, указывая на то, что Шаписковская И.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ проживала в <адрес>. Достигнув пенсионного возраста с ДД.ММ.ГГГГ она стала получать пенсию по старости.
В июне 1991 года она выехала на постоянное место жительства в государство Израиль. На момент выезда она являлась гражданкой РСФСР. При выезде на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации ей приостановили выплату пенсии на весь период проживания за границей.
Она родилась на территории Российской Федерации (СССР), проживала на территории Российской Федерации (СССР) более 65 лет.
Трудовой стаж Шаписковской И.И. на территории Российской Федерации составляет более 45 лет. Работодатели истицы в течение более 45 лет в счет её будущей пенсии выплачивали в Пенсионной фонд Российской Федерации пенсионные взносы. Право на пенсию было заработано истицей на территории Российской Федерации. Общий срок получения пенсии составляет более 10 лет.
Шаписковская Е.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, до ДД.ММ.ГГГГ, проживала по <адрес>.
Достигнув пенсионного возраста, с ДД.ММ.ГГГГ она стала получать пенсию по старости.
В декабре 1990 года она выехала на постоянное место жительства в государство Израиль. На момент выезда она являлась гражданкой РСФСР.
При выезде истицы на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации ей приостановили выплату пенсии на весь период проживания за границей. Она родилась на территории Российской Федерации (СССР).
Она проживала на территории Российской Федерации (СССР) более 65 лет. Её трудовой стаж на территории Российской Федерации составляет более 35 лет.
Работодатели истицы в течении более 35 лет на счет её будущей пенсии выплачивали в Пенсионный Фонд Российской Федерации пенсионные взносы. Право на пенсию было заработано истицей на территории Российской Федерации. Общий срок получения пенсии составляет более 10 месяцев.
Закон СССР «О государственных пенсиях», в соответствии с которым ей была назначена пенсия, действовал до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Закон Российской Федерации от 2 июля 1993 года № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации», впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2001 года № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации». Согласно статье 5 закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.
ДД.ММ.ГГГГ истцы обратились в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Самарской области с заявлениями о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Отделение Пенсионного фонда (Государственное учреждение) по Самарской области, рассмотрев их заявления о восстановлении выплаты трудовой пенсии, отказало им в удовлетворении их требований в связи с отсутствием права. Свой отказ Управление мотивировало тем, что оснований для восстановления выплаты пенсии истцам не имеется, так как до выезда в Израиль пенсия по закону Российской Федерации им не назначалась. Кроме того, как следует из ответов, восстановление (возобновление) выплаты истцам пенсии возможно только в том случае, если они являются гражданами России. Каких-либо требований о предоставлении дополнительных документов Управление не выдвигало.
ДД.ММ.ГГГГ истцы повторно обратились с заявлением о выплате пенсии на территории РФ в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Самары. К заявлениям истцов были приложены документы: оригинал справки о дате выезда из России и месте постоянного проживания за пределами территории РФ, оригинал свидетельства, подтверждающего факт нахождения в живых. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о восстановлении пенсии, установлен пунктами 24 и 12 Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.05.2012 N 427), расширительному толкованию не подлежит.
Несмотря на то, что все документы, необходимые для восстановления выплаты пенсии, были предоставлены в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Самары им пенсия так и не была восстановлена.
Просят суд обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара восстановить /возобновить/ выплату пенсии Шаписковской И.И. с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за три года предшествующие моменту обращения за получением трудовой пенсии. Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара восстановить /возобновить/ выплату пенсии Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за три года предшествующие моменту обращения за получением трудовой пенсии. Обязать ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара произвести Шаписковской И.И. и Шаписковской Е.И. расчет пенсии в соответствии с ч. 5 ст. 22, ст. 17 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ за весь взыскиваемый период в дальнейшем производить индексацию пенсионных выплат, методика которых устанавливается Правительством РФ.
Истицы и их представитель в судебное заседание не явились, представитель истцов просил дело рассмотреть в их отсутствие, исковые требования поддерживают.
Представитель ГУ УПФ РФ в Железнодорожном районе г.Самары Плотников А.Ю. иск не признал, пояснив, что истцам отказано в возобновлении выплаты пенсии обоснованно.
Выслушав объяснения представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Закон СССР «О государственных пенсиях», в соответствии с которым Шаписковской И.И. и Шаписковской Е.И. была назначена пенсия, действовал до введения в действие Закона Российской Федерации от 20 ноября 1990 года № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации».
Анализ пенсионного законодательства, действовавшего в СССР и Российской Федерации, свидетельствует о том, что право на получение пенсии по Закону СССР «О государственных пенсиях» обусловлено наличием тех же обстоятельств, с наступлением которых Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации» связывает наличие права на получение пенсии, и в новом подтверждении не нуждается.
Закон Российской Федерации от 2 июля 1993 года № 5318-1 «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации», впервые предусмотревший право на выплату пенсии лицам, выезжающим на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации, утратил силу в связи с принятием Федерального закона от 6 марта 2001 года № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное место жительство за пределы Российской Федерации». Согласно статье 5 закона, его действие распространяется на граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, которым государственные пенсии в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой) назначены в соответствии с законодательством Российской Федерации, независимо от даты их выезда за пределы Российской Федерации, переезда из одного государства в другое и места жительства. При этом если выезд состоялся до 1 июля 1993 года или после этой даты, но не с территории Российской Федерации, выплата государственных пенсий производится не ранее чем с 15 июня 1998 года.
ДД.ММ.ГГГГ Шаписковская И.И. и Шаписковская Е.И. обратились в ГУ - Отделение Пенсионного Фонда РФ по Самарской области с заявлениями о восстановлении выплаты пенсии на территории Российской Федерации.
ДД.ММ.ГГГГ Отделение Пенсионного фонда (Государственное учреждение) по Самарской области, рассмотрев заявления истиц о восстановлении выплаты трудовой пенсии, отказало им в удовлетворении их требований в связи с отсутствием права. Свой отказ Управление мотивировало тем, что оснований для восстановления выплаты пенсии не имеется, так как до выезда в Израиль пенсия по закону Российской Федерации им не назначалась. Кроме того, восстановление (возобновление) выплаты пенсии возможно только в том случае, если они являются гражданами России.
ДД.ММ.ГГГГ Шаписковские И.И. и Е.И. повторно обратились с заявлением о выплате пенсии на территории РФ в Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (Государственное учреждение) в Железнодорожном районе г. Самары. К заявлениям были приложены документы: оригинал справки о дате выезда из России и месте постоянного проживания за пределами территории РФ, оригинал свидетельства, подтверждающего факт нахождения в живых. Перечень документов, прилагаемых к заявлению о восстановлении пенсии, установлен пунктами 24 и 12 Положения о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510 (в ред. Постановления Правительства РФ от 03.05.2012 N 427), расширительному толкованию не подлежит.
Учитывая, что все документы, необходимые для восстановления выплаты пенсии, были предоставлены в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе города Самары истцам пенсия не была восстановлена.
Лишение истцов права на получение пенсии по старости, которую они заслужили предшествующим трудом, службой, выполнением определенных значимых для общества обязанностей, является нарушением Конституции Российской Федерации, гарантирующей каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39 Конституции РФ).
Постановлением Конституционного Суда РФ от 15 июня 1998 года № 18-П «По делу о проверке конституционности положений статей 2, 5, 6 Закона РФ от 2 июля 1993 года «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» указанные статьи Закона от 2 июля 1993 года признаны несоответствующими Конституции РФ в той мере, в какой ими допускается лишение пенсионеров права на получение назначенных им трудовых пенсий, если они выехали на постоянное жительство за границу до 1 июля 1993 года, либо после этой даты, но не проживали непосредственно перед выездом на территории Российской Федерации.
Президиум Верховного Суда Российской Федерации также рассматривает правоотношения, связанные с выплатой пенсии, как имущественные отношения. Так, в пункте 21 Постановления № 25 от 20 декабря 2005 года Пленум Верховного Суда РФ указывает, что нарушение пенсионных прав затрагивает имущественные права граждан.
Таким образом, пенсионные средства являются имуществом гражданина. Главной целью выплаты этого имущества (пенсионного обеспечения) является предоставление человеку средств к существованию (пункт 22 того же Постановления).
Суд считает, что отказ Управления в удовлетворении требований истцов о восстановлении (возобновлении) выплаты им пенсии противоречит Федеральному Закону РФ 06 марта 2001 года № 21-ФЗ «О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации» и Постановлению Правительства РФ от 08 июля 2002 года № 510, которым оно ввело в действие «Положение о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации».
Что касается даты, с которой должна быть восстановлена выплата пенсии, суд приходит к следующему.
При выезде или сразу после своего выезда на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации истцы имели право подать заявление о восстановлении выплаты пенсии.
02 июля 1993 года был принят закон Российской Федерации № 5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации".
Согласно Постановлению 18-П от15 июня 1998 года Конституционного Суда Российской Федерации, нормы данного закона должны распространяться и на тех граждан, которые выехали на постоянное место жительства за пределы Российской Федерации до принятия данного закона.
В соответствии с п. 2 закона Российской Федерации от 02 июля 1993 года № 5318-1 "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" гражданин должен был обратиться с письменным заявлением о восстановлении выплаты пенсии.
В соответствии с Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации", а также в соответствии с Положением о порядке выплаты пенсий гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 июля 2002 г. N 510 гражданин также должен был обратиться с письменным заявлением о восстановлении выплаты пенсии.
Истцы своевременно с такими заявлениями не обратились. С соответствующим заявлением о восстановлении выплаты пенсии истцы обратились ДД.ММ.ГГГГ.
Европейский Суд по правам человека в своем решении по жалобе Пичкур против Украины (case of PICHKUR v. UKRAINE (Application no. 10441/06), § 41) пришел к выводу о том, что если законодательство государства-участника предусматривает социальные выплаты как право, независимо от выплаты соответствующих взносов, то данное законодательство следует рассматривать как законодательство, создающее имущественные права, подпадающие под действие Статьи 1 Протокола 1 к Конвенции, в отношении тех, кто соответствует требованиям данного законодательства.
В соответствии со ст. 196 "Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая)" от 30.11.1994 N 51-ФЗ Общий срок исковой давности составляет три года.
В соответствии с п. 2 ст. 23 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ начисленные суммы базовой части и страховой части трудовой пенсии, выплата которых была приостановлена органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, и которые не были востребованы пенсионером своевременно, выплачиваются ему за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие моменту обращения за получением начисленной трудовой пенсии. Трудовая пенсия (часть трудовой пенсии), не полученная пенсионером своевременно по вине органа, осуществляющего пенсионное обеспечение, выплачивается ему за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.
Специальное законодательство, регулирующее вопросы восстановления выплаты пенсии гражданам, выезжающим (выехавшим) на постоянное жительство за пределы Российской Федерации, предусматривает выплату пенсии за три года.
Так, Федеральным законом от 6 марта 2001 г. N 21-ФЗ "О выплате пенсий гражданам, выезжающим на постоянное жительство за пределы Российской Федерации" статьей 4 предусматривается, что при возвращении граждан на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенных государственных пенсий в связи с трудовой и иной общественно полезной деятельностью (службой), право на получение которых имелось ко дню выезда за пределы Российской Федерации, не полученные за время постоянного проживания за пределами Российской Федерации, выплачиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для выплаты государственной пенсии, не полученной пенсионером своевременно.
В соответствии с п. 4 статьи 24 ФЗ РФ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ. При возвращении лиц, выехавших на постоянное место жительства за пределы территории Российской Федерации, на постоянное жительство в Российскую Федерацию суммы назначенной им трудовой пенсии (части трудовой пенсии), не полученные ими за время их проживания за пределами территории Российской Федерации, выплачиваются за прошедшее время, но не более чем за три года, предшествующие дню обращения за получением указанной пенсии (части трудовой пенсии).
Установлено, что истцы на постоянное жительство в Российскую Федерацию не вернулись. Однако, данное обстоятельство не может являться поводом к нарушению имущественных прав истцов, к применению дискриминации по отношению к ним исключительно на том основании, что они не вернулись на постоянное место жительства в РФ.
Таким образом, суд считает, что исковые требования истцов обоснованны и подлежат удовлетворению в полном объеме, выплата пенсии подлежит восстановлению с ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара восстановить /возобновить/ выплату пенсии Шаписковской И.И. с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за три года предшествующие моменту обращения за получением трудовой пенсии.
Обязать Государственное Учреждение Управление пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара восстановить /возобновить/ выплату пенсии Шаписковской Е.И. с ДД.ММ.ГГГГ, т.е. за три года предшествующие моменту обращения за получением трудовой пенсии.
Обязать ГУ –Управление Пенсионного фонда РФ в Железнодорожном районе г.Самара произвести Шаписковской И.И. и Шаписковской Е.И. расчет пенсии в соответствии с ч. 5 ст. 22, ст. 17 ФЗ РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 года № 173-ФЗ за весь взыскиваемый период в дальнейшем производить индексацию пенсионных выплата, методика которых устанавливается Правительством РФ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Cамарский областной суд через Железнодорожный районный суд г.Самары в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение изготовлено 02.12.2014 года.
Судья Вельмина И.Н.