Дело № 2-49/2018 г.
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
22 января 2018 года г. Беломорск
Беломорский районный суд Республики Карелия
в составе председательствующего судьи Полузеровой С.В.,
при секретаре Весниной С.В.,
с участием прокурора Айвазяна А.А.,
представителя ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Малоземовой М.А., действующей на основании доверенности от 09.01.2018,
третьего лица Зенина П.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению прокурора Беломорского района Республики Карелия, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» об обязании расторгнуть трудовой договор от 01.02.2017, заключенный с Зениным П.А.,
установил:
Прокурор Беломорского района обратился в суд к Администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» (Далее - АМО «Беломорский муниципальный район, администрация) с названным выше иском по следующим основаниям: прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства о муниципальной службе и противодействию коррупции в администрации, по результатам которой установлено, что 01.02.2017 администрацией с Зениным П.А. заключен трудовой договор, в соответствии с которым он принят на главную муниципальную должность – заместителя главы администрации. Вместе с тем, в момент заключения договора и до настоящего времени у Зенина П.А. отсутствует высшее образование, что является нарушением квалификационных требований. Прокурор просит обязать АМО «Беломорский муниципальный район» расторгнуть трудовой договор от 01.12.2017, заключенный с Зениным П.А.
В судебном заседании прокурор поддержал заявленные требования в полном объеме.
Представитель ответчика АМО «Беломорский муниципальный район» Малоземова М.А. в судебном заседании с исковым заявлением не согласилась, пояснив, что при назначении Зенина П.А. на должность заместителя главы администрации у него отсутствовало высшее образование, которое требуется для назначения на главную должность муниципальной службы, но на заседании комиссии по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов было учтено, что Зенин П.А. имеет большой опыт и стаж работы в отрасли жилищно-коммунального хозяйства и принято решение считать возможным назначение Зенина П.А. на указанную должность.
Третье лицо Зенин П.А. в судебном заседании с иском не согласился, пояснив, что он имеет техническое образование, и, считает, что если к должности Главы администрации не требуется наличие высшего образования, то, являясь заместителем Главы, он может работать на указанной должности. В настоящее время он не проходит обучение в высшем учебном заведении, проходил курсы повышения квалификации, но из-за неоплаты администрацией курсов, аттестован не был.
Суд, заслушав участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, находит заявление прокурора подлежащим удовлетворению.
В соответствии со ст.45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ (далее – Закон) в соответствии с Конституцией Российской Федерации устанавливает общие правовые, территориальные, организационные и экономические принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, определяет государственные гарантии его осуществления.
В силу ст. 42 Закона правовое регулирование муниципальной службы, включая требования к должностям муниципальной службы, определение статуса муниципального служащего, условия и порядок прохождения муниципальной службы, осуществляется федеральным законом, а также принимаемыми в соответствии с ним законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований и иными муниципальными правовыми актами.
В ст. 4 Федерального закона от 02.03.2007 №25-ФЗ «О муниципальной службе в РФ» (далее – ФЗ №25) закреплен принцип профессионализма и компетентности муниципальных служащих, отражающий сущность муниципальной службы как профессиональной деятельности.
Статьей 2 ФЗ №25 определено понятие муниципальной службы, это профессиональная деятельность граждан, которая осуществляется на постоянной основе на должностях муниципальной службы, замещаемых путем заключения трудового договора (контракта).
В силу положений ст. 9 ФЗ №25 для замещения должности муниципальной службы требуется соответствие квалификационным требованиям к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или работы по специальности, направлению подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, а также при наличии соответствующего решения представителя нанимателя (работодателя) - к специальности, направлению подготовки. Квалификационные требования к уровню профессионального образования, стажу муниципальной службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, необходимым для замещения должностей муниципальной службы, устанавливаются муниципальными правовыми актами на основе типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы, которые определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с классификацией должностей муниципальной службы. Квалификационные требования к знаниям и умениям, которые необходимы для исполнения должностных обязанностей, устанавливаются в зависимости от области и вида профессиональной служебной деятельности муниципального служащего его должностной инструкцией. Должностной инструкцией муниципального служащего могут также предусматриваться квалификационные требования к специальности, направлению подготовки.
Из раздела 2 Реестра должностей муниципальной службы в РК, утвержденного Законом РК от 24.07.2007 №1107-ЗРК «О муниципальной службе» следует, что должность заместителя главы администрации отнесена к категории главных должностей муниципальной службы.
Подпунктом «а» п.1 ч.1 ст.4 Закона РК №1107-ЗРК установлены типовые квалификационные требования к главным должностям муниципальной службы – наличие высшего образования.
Согласно п.3 ст.6 ФЗ "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ профилактика коррупции осуществляется путем предъявления в установленном законом порядке квалификационных требований к гражданам, претендующим на замещение государственных или муниципальных должностей и должностей государственной или муниципальной службы, а также проверка в установленном порядке сведений, представляемых указанными гражданами.
Комиссией администрации по соблюдению требований к служебному поведению муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов проведено заседание 31.01.2017, по итогам которого комиссия решила считать возможным назначение Зенина П.А. на должность заместителя главы администрации.
01.02.2017 администрация заключила трудовой договор с Зениным П.А., согласно которому он принимается на главную муниципальную должность муниципальной службы администрации – заместителя главы администрации, на неопределенный срок без испытательного срока.
Должностной инструкцией от 01.02.2017 предусмотрено, что должность заместителя главы администрации относится к главным должностям муниципальной службы.
Согласно сведениям об уровне образования заместителя главы администрации Зенина П.А. он имеет специальность «электромеханическое оборудование гражданских зданий и коммунальных предприятий», квалификацию «техник-электромеханик» на основании Диплома №, что также подтверждается копией диплома.
В судебном заседании установлено, что администрацией заключен трудовой договор на главную муниципальную должность муниципальной службы администрации - заместителя главы администрации с Зениным П.А., не имеющим высшего образования.
При изложенных выше обстоятельствах, проанализировав действующее законодательство, исследовав представленные суду доказательства, суд приходит к выводу, что Зенин П.А. был назначен на должность заместителя главы администрации с нарушением требований законодательства в сфере муниципальной службы, отступлений от требований при принятии на указанную должность не предусмотрено, таким образом, исковые требования прокурора являются обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Заявление прокурора Беломорского района Республики Карелия удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования «Беломорский муниципальный район» расторгнуть трудовой договор от 01.02.2017, заключенный с Зениным П.А. на замещение главной муниципальной должности муниципальной службы администрации муниципального образования «Беломорский муниципальный район» - заместителя главы администрации.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Беломорский районный суд в течение месяца со дня вынесения решения в окончательной форме.
Судья С.В. Полузерова
Мотивированное решение вынесено 23 января 2018 года.