Решение по делу № 2-7173/2015 ~ М-7264/2015 от 04.09.2015

2-7173\15

РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации

10 ноября 2015 года <адрес>

Судья Советского районного суда <адрес> Джунайдиев Г.Г.

при секретаре ФИО2,

с участием помощника прокурора <адрес> ФИО3

представителя Управления образования Администрации городской округ « <адрес>» ФИО4

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело иску заместителя Прокурора <адрес> к Администрации МО городской округ <адрес> об обязании создать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

УСТАНОВИЛ

Заместитель Прокурора <адрес> обратился в суд с исковым заявлением обязать Администрацию муниципального образования городской округ «<адрес>» создать в соответствии со Строительными нормами, правилами СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», требованиями ФИО5 51671-2000 условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в здание в здание администрации МО ГО «<адрес>», расположенное в <адрес> на пл. Ленина,2, а также на автостоянку администрации МО ГО «<адрес>», находящимся за зданием администрации, расположенным на пл. Ленина,2.

Обязать Управления образования администрации МО ГО «<адрес>», создать в соответствии со Строительными нормами, правилами СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», требованиями ФИО5 51671-2000 условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в здание Управления образования администрации МО ГО «<адрес>», расположенное в <адрес>,

Как указано в исковом заявлении в деятельности Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>» имеются нарушения требований указанного законодательства. Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражда­нами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правитель­ство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвали­дов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятствен­ного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружени­ям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также длябеспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, меж­дугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и приго­родного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства,

обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигна­лов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транс­портные коммуникации).

В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" администрация города как орган местного самоуправления обязана создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ, правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стан­дартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требо­ваний настоящего Федерального закона.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней. Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительст­во и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и инфор­мации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно п. 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", утвержденного Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1521, в указанный перечень включены СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Свод правил 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и со­оружений для маломобильных групп населения" является актуализированной ре­дакцией СНиП 35-01-2001.

Однако, проведенной проверкой установлено, что в администрации <адрес> не в полной мере исполняются требования законодательства, на­правленного на создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Так, в нарушение требований п.4.2 вышеуказанных норм СНиП 35-01-2001 на автостоянке администрации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, пл.Ленина, <адрес>, (за зданием администрации <адрес>) не орга­низованы места для парковки специальных автотранспортных средств инвали­дов с установкой знаков «Инвалид», отсутствуют указатели движения, инфор­мационные стенды высокой контрастности.

На пути движения в здании администрации <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, пл. Ленина, 2, в нарушение требований п. 5.2 СНиП 35-01-2001 не установлены опорные поручни, рифленые напольные указатели у лифта и крайних ступеней лестничных маршей и на перилах лестничных мар­шей, графические знаки безопасности и предупреждающие знаки, отсутствуют электронное информационное табло и звуковые маячки у входной двери, кон­трастная маркировка дверных проемов и ручек, поручней и крайних ступеней ле­стничных маршей.

Также, в нарушение требований п. 6 ФИО5 51671-2000, в этом здании не установлены рифленые напольные указатели у входных дверей, отсутствуют дублирующие средства отображения информации общественного назначения выпуклыми символами или азбукой Брайля, не установлены электронные носи­тели статистической и динамической информации (табло, большие экраны, дис­плеи), в т.ч. дублирующих звуковую информацию

Между тем, установлено, что в бюджет города на 2014 год средства на со­циальную защиту детей-инвалидов поступили из республиканского бюджета по программе «Доступная среда», однако средства местного бюджета на вышеука­занные цели остались не использованы и были внесены в бюджет 2015 года.

Кроме того, в нарушение требований ст. 14 Закона №181-ФЗ, администра­цией города не проведены мероприятия, направленные на обеспечение гаранти­рованного и беспрепятственного доступа инвалидов к информации, в частности создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка и иные мероприятия, направленные на обеспечение названного доступа.

В соответствии с Положением об Управлении образования администрации ГО «<адрес>», утвержденным Решением собрания депутатов ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , Управление образования администрации ГО «<адрес>» ( далее Управление), расположенное по адресу: <адрес>, является отраслевым (функциональным) органом Администрации <адрес>, осуществляющим полномочия по вопросам предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования по основным образовательным программам, т.е. осуществляет полномочия по обеспечению государственных гарантий прав и свобод человека, в том числе инвалидов в сфере образования. Управление является структурным подразделением Администрации <адрес> и обеспечивает осуществление полномочий в сфере образования.

Проведенной проверкой также установлено, что беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры - в здание Управления образования инвалидам, в том числе детям - инвалидам, имеющим заболевания опорно-двигательной системы, администрацией ГО «<адрес>» не обеспечен. Перед входом в здание Управления находится площадка, приподнятая над уровнем земли. В нарушение требований п.п. 5.2, 5.5 СНиП 35-01-2001 лестницы и площадки перед входом в Управление не оборудованы пандусами и поручнями, не установлен в доступном для инвалидов месте также звуковой маяк для незрячих.

Согласно ст. 15 Закона №181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Несоблюдение требований закона о создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, является нарушением прав маломобильных групп населения.

В судебном заседании помощник прокурора по изложенным в заявлениях основаниям просить иск удовлетворить.

Представитель Администрации МО городской округ» <адрес>» в суд не явился хотя были извещены под роспись

Представитель Управления образования Администрации городской округ « <адрес> « не оспаривая изложенные в исковом заявлении факты, пояснила, что их финансирует МО городской округ « <адрес> «, у них не имеются необходимых финансовых средств для создании указанных условий и они обратились. Администрации МО городской округ» <адрес>. с ходатайством о выделении необходимых средств..

Выслушав объяснения сторон, исследовав и изучив материалы дела, суд приходит к следующему.

Из материалов дела, следует, что прокуратурой города проведена проверка соблюдения законодательства о социальной защите детей-инвалидов, в том числе в части обеспечения вопросов, касающихся беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

По результатам проверки установлено, что в деятельности Администрации муниципального образования городской округ «<адрес>» имеются нарушения требований указанного законодательства.

Согласно ст. 7 Конституции Российской Федерации Российская Феде­рация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие че­ловека.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражда­нами возможностей участия в жизни общества.

В соответствии со статьей 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Правитель­ство Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Россий­ской Федерации, органы местного самоуправления и организации независимо от организационно-правовых форм создают условия инвалидам (включая инвали­дов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятствен­ного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружени­ям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям), а также для беспрепятственного пользования железнодорожным, воздушным, водным, меж­дугородным автомобильным транспортом и всеми видами городского и приго­родного пассажирского транспорта, средствами связи и информации (включая средства, обеспечивающие дублирование звуковыми сигналами световых сигна­лов светофоров и устройств, регулирующих движение пешеходов через транс­портные коммуникации).

В силу положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" администрация города как орган местного самоуправления обязана создавать условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры.

Органы местного самоуправления в силу конституционного предназначе­ния местного самоуправления как наиболее приближенного к населению уровня власти (статьи 12, 130 - 133 Конституции Российской Федерации) в пределах своих полномочий участвуют в деятельности по обеспечению инвалидам, про­живающим на территории соответствующих муниципальных образований, рав­ных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод, преду­смотренных Конституцией Российской Федерации (статьи 2, 7, 18 и 19).

В соответствии с ч. 1 ст. 6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 384-ФЗ, правительство Российской Федерации утверждает перечень национальных стан­дартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требо­ваний настоящего Федерального закона.

Государственные и муниципальные расходы на создание условий инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктур осуществляются в пределах ассигнований, ежегодно предусматриваемых на эти цели в бюджетах всех уровней.

Расходы на проведение указанных мероприятий, не относящиеся к государственным и муниципальным расходам, осуществляются за счет других источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Планировка и застройка городов, других населенных пунктов, формирование жилых и рекреационных зон, разработка проектных решений на новое строительст­во и реконструкцию зданий, сооружений и их комплексов, а также разработка и производство транспортных средств общего пользования, средств связи и инфор­мации без приспособления указанных объектов для доступа к ним инвалидов и использования их инвалидами не допускаются.

Согласно п. 41 Перечня национальных стандартов и сводов правил, в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений",

утвержденного Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 1521, в указанный перечень включены СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения".

Свод правил 59.13330.2012 "СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и со­оружений для маломобильных групп населения" является актуализированной ре­дакцией СНиП 35-01-2001.

В соответствии со ст. 2 Градостроительного кодекса Российской Федерации законодательство о градостроительной деятельности и изданные в соответствии с ним нормативно-правовые акты основываются, в том числе, на принципе обеспечения инвалидам условий для беспрепятственного доступа к объектам социального и иного назначения.

Однако, проведенной проверкой установлено, что в администрации <адрес> не в полной мере исполняются требования законодательства, на­правленного на создание условий для беспрепятственного доступа инвалидов к объектам социальной инфраструктуры.

Так, в нарушение требований п.4.2 вышеуказанных норм СНиП 35-01-2001 на автостоянке администрации <адрес>, расположенной по адресу: <адрес>, пл.Ленина, <адрес>, (за зданием администрации <адрес>) не орга­низованы места для парковки специальных автотранспортных средств инвали­дов с установкой знаков «Инвалид», отсутствуют указатели движения, инфор­мационные стенды высокой контрастности.

На пути движения в здании администрации <адрес>, расположенном по адресу: <адрес>, пл. Ленина, 2, в нарушение требований п. 5.2 СНиП 35-01-2001 не установлены опорные поручни, рифленые напольные указатели у лифта и крайних ступеней лестничных маршей и на перилах лестничных мар­шей, графические знаки безопасности и предупреждающие знаки, отсутствуют электронное информационное табло и звуковые маячки у входной двери, кон­трастная маркировка дверных проемов и ручек, поручней и крайних ступеней ле­стничных маршей.

Также, в нарушение требований п. 6 ФИО5 51671-2000, в этом здании не установлены рифленые напольные указатели у входных дверей, отсутствуют дублирующие средства отображения информации общественного назначения выпуклыми символами или азбукой Брайля, не установлены электронные носи­тели статистической и динамической информации (табло, большие экраны, дис­плеи), в т.ч. дублирующих звуковую информацию.

Как видно из материалов дела и установлено судом, что в бюджет города на 2014 год средства на со­циальную защиту детей-инвалидов поступили из республиканского бюджета по программе «Доступная среда», однако средства местного бюджета на вышеука­занные цели остались не использованы и были внесены в бюджет 2015 года.

В нарушение требований ст. 14 Закона №181-ФЗ, администра­цией города не проведены мероприятия, направленные на обеспечение гаранти­рованного и беспрепятственного доступа инвалидов к информации, в частности создание условий в подведомственных учреждениях для получения инвалидами по слуху услуг по переводу с использованием русского жестового языка и иные мероприятия, направленные на обеспечение названного доступа.

В соответствии с Положением об Управлении образования администрации ГО «<адрес>», утвержденным Решением собрания депутатов ГО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ , Управление образования администрации ГО «<адрес>» ( далее Управление), расположенное по адресу: <адрес>, является отраслевым (функциональным) органом Администрации <адрес>, осуществляющим полномочия по вопросам предоставления общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего (полного) общего и дополнительного образования по основным образовательным программам, т.е. осуществляет полномочия по обеспечению государственных гарантий прав и свобод человека, в том числе инвалидов в сфере образования. Управление является структурным подразделением Администрации <адрес> и обеспечивает осуществление полномочий в сфере образования.

Проведенной проверкой установлено, что беспрепятственный доступ к объекту социальной инфраструктуры - в здание Управления образования инвалидам, в том числе детям - инвалидам, имеющим заболевания опорно-двигательной системы, администрацией ГО «<адрес>» не обеспечен. Перед входом в здание Управления находится площадка, приподнятая над уровнем земли. В нарушение требований п.п. 5.2, 5.5 СНиП 35-01-2001 лестницы и площадки перед входом в Управление не оборудованы пандусами и поручнями, не установлен в доступном для инвалидов месте также звуковой маяк для незрячих.

Согласно ст. 15 Закона №181-ФЗ, в случаях, когда действующие объекты невозможно полностью приспособить для нужд инвалидов, собственниками этих объектов должны осуществляться по согласованию с общественными объединениями инвалидов меры, обеспечивающие удовлетворение минимальных потребностей инвалидов.

Несоблюдение требований закона о создании условий инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла - коляски) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры, является нарушением прав маломобильных групп населения.

В соответствии со ст. 258 ГПК РФ, суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

При изложенных обстоятельствах, суд признает исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковое заявление заместителя прокурора <адрес>, удовлетворить.

Обязать Администрацию муниципального образования городской округ «<адрес>» создать в соответствии со Строительными нормами, правилами СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», требованиями ФИО5 51671-2000 условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в здание в здание администрации МО ГО «<адрес>», расположенное в <адрес> на пл. Ленина,2, а также на автостоянку администрации МО ГО «<адрес>», находящимся за зданием администрации, расположенным на пл. Ленина,2.

Обязать Управления образования администрации МО ГО «<адрес>», создать в соответствии со Строительными нормами, правилами СниП 35-01-2001 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», требованиями ФИО5 51671-2000 условия инвалидам для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры в здание Управления образования администрации МО ГО «<адрес>», расположенное в <адрес>,

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд РД в течение одного месяца со дня вынесения.

Судья Г. Г. Джунайдиев

2-7173/2015 ~ М-7264/2015

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Зам.прокурора г.Махачкалы
Ответчики
Администрация г.Махачкала
Суд
Советский районный суд города Махачкалы Республики Дагестан
Судья
Джунайдиев Гасанкади Гасанович
Дело на странице суда
sovetskiy--dag.sudrf.ru
04.09.2015Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
04.09.2015Передача материалов судье
04.09.2015Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
04.09.2015Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
25.09.2015Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
20.10.2015Судебное заседание
10.11.2015Судебное заседание
10.11.2015Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.12.2015Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.12.2015Дело оформлено
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее