Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-7952/2011 ~ М-7798/2011 от 09.09.2011

Дело № 2-7952/2011

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

***                                                                                                    г. Благовещенск

Благовещенский городской суд Амурской области в составе:

председательствующего судьи Фирсовой Е.А.,

при секретаре                             Красавцевой О.Н.,

с участием истца Яковлевой В.В., представителя истца Динер А.В.,

представителя ответчика Гадимова Д.Т.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Яковлевой Виктории Викторовны ФКУ СИЗО-1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании незаконным отказа в постановке на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Яковлева В.В. обратилась в суд с настоящим исковым заявлением к ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области, в обоснование заявленных требований указала, что проходит службу в ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амурской области. В собственности либо в пользовании жилья истец не имеет. *** она обратилась по месту службы с заявлением о признании нуждающейся в жилом помещении. Ответом *** от *** ей было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, поскольку принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органами местного самоуправления по месту жительства. Истец считает указанный отказ незаконным, поскольку полномочия по постановке на учет сотрудников учреждения органов уголовно-исполнительной системы в силу Инструкции о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** г.г.» обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, а не органы местного самоуправления. На основании изложенного, истец просила признать незаконным отказ ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Амурской области *** от *** в постановке Яковлевой В.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий; обязать ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Амурской области рассмотреть вопрос о постановке Яковлевой В.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Определением от *** к производству суда приняты уточненные исковые требования, согласно которым истец Яковлева В.В. просила признать незаконным решение ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Амурской области *** от *** об отказе Яковлевой В.В. в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством», признать Яковлеву В.В. нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством», обязать Администрацию ФКУ СИЗО -1 УФСИН России по Амурской области поставить Яковлеву В.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий в целях включения в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных Федеральным законодательством».

В судебном заседании истец и ее представитель на уточненных требованиях настаивали, пояснили об обстоятельствах, изложенных в исковом заявлении, представитель истца в дополнение указал, что отказ в признании истца нуждающейся в жилом помещении является незаконным не по тем основаниям, что ею не были приложены документы и не верно оформлено заявление, а по основаниям того, что ответчик юридически не имеет возможности рассмотреть вопрос о постановке ее на учет в качестве нуждающейся. В собственности истца и ее детей никогда не было жилого помещения, рапорт на увольнение истец не подавала.

Представитель ответчика с требованиями не согласился, суду пояснил, что основанием для отказа в постановке истца на учет в качестве нуждающейся в жилом помещении явилось письмо, согласно которому в связи с введением Жилищного кодекса РФ к компетенции УФСИН России по Амурской области не относятся полномочия по постановке на учет сотрудников в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Кроме того, согласно федеральной целевой программе "Жилище" на *** - *** годы" в уголовно-исполнительной системе участвовать в Программе имеет право сотрудник, прослуживший в УИС не менее 10 лет и увольняемый из органов УИС. Истец не обращалась в жилищно-бытовую комиссию с заявлением с приложением всех необходимых документов, подтверждающих нуждаемость в жилом помещении. Жилищно-бытовая комиссия вправе только признать сотрудника нуждающимся в жилом помещении, но постановка на очередь граждан, признанных нуждающимися в улучшении жилищных условий, в ее компетенцию не входит. Проверка нуждаемости по заявлению истца не проводилась, так как принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства, кроме того, истцом не были представлены документы, подтверждающие ее нуждаемость. Просил в удовлетворении исковых требований Яковлевой В.В. отказать.

Выслушав пояснения истца, представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы настоящего дела, суд пришел к следующим выводам.

Как установлено судом и подтверждается приказом *** ИЗ-28/1 УИН России по Амурской области *** от ***, контрактом о службе в уголовно-исполнительной системе от ***, Яковлева В.В. с *** по настоящее время проходит службу в ФБУ «Следственный изолятор № 1» УФСИН России по Амурской области в должности ***.

*** Яковлева В.В. обратилась к ответчику с заявлением о включении ее в очередь нуждающихся в получении жилых помещений.

Письмом *** от *** Яковлевой В.В. было отказано в постановке на учет в качестве нуждающейся в получении жилья в связи с тем, что в соответствии с положениями Жилищного кодекса РФ, вступившего в действие с ***, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется только органами местного самоуправления по месту жительства, в связи с чем юридической возможности постановки сотрудников УИС на жилищный учет по месту службы не имеется.

Таким образом, основанием для отказа послужило отсутствие, по мнению ответчика, соответствующих полномочий ФСИН России по признанию сотрудников нуждающимся в предоставлении жилых помещений. Тем самым, по существу вопрос о постановке Яковлевой В.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий не рассматривался.

Согласно Постановлению Правительства РФ от *** *** «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы», утвердившему «Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на ***-*** годы» (далее Правила), предусмотрено право сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, содержащихся за счет средств федерального бюджета, и увольняемых со службы по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, на участие в подпрограмме для получения государственного жилищного сертификата (п. 5 Правил).

В рамках реализации Постановления Правительства РФ от *** *** Приказом ФСИН РФ от *** *** была утверждена Инструкция о порядке формирования списков получателей государственных жилищных сертификатов, оформления и выдачи сертификатов гражданам - участникам подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на *** - *** годы» в уголовно-исполнительной системе (далее Инструкция).

Согласно п. 3 положениям указанной Инструкции для участия в подпрограмме сотрудники уголовно-исполнительной системы, указанные в подпункте «а» пункта 5 Правил, граждане, уволенные со службы в учреждениях и органах УИС по достижении ими предельного возраста пребывания на службе, сокращению штатов, болезни, ограниченному состоянию здоровья, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 лет и более, и состоящие после увольнения в списках очередников на получение жилых помещений (улучшение жилищных условий) в учреждениях и органах УИС, в которых они проходили службу, подают заявление (рапорт) на участие в подпрограмме согласно приложению *** к Правилам по месту постановки па жилищный учет, а граждане, подлежащие переселению из поселков учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности, - учреждение (орган) УИС по месту расположения поселка.

Из положений п. 4 Инструкции следует, что для получения сертификата сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, изъявившие желание участвовать в подпрограмме, представляют вместе с заявлением (рапортом) еще и выписку из решения органа по учету и распределению жилья (жилищная, жилищно-бытовая комиссия) о постановке на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), утвержденную начальником учреждения или органа УИС и заверенную оттиском мастичной печати, за исключением граждан, подлежащих переселению из поселков.

Таким образом, из анализа указанных норм права следует, что для участия в подпрограмме с целью улучшения жилищных условий сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы должны быть поставлены на учет в качестве нуждающихся решением жилищно-бытовой (жилищной) комиссии учреждения или органа УИС.

Из п. 7 Инструкции также следует, что организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями и органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений) и в учреждении (органе) УИС по месту расположения поселка.

Также для получения сертификатов представитель территориального органа образовательного учреждения УИС представляет в ФСИН России доверенности на их получение, заверенную начальником территориального органа, образовательного учреждения и оттиском мастичной печати, оригиналы учетных дел участников подпрограммы, а также их копии, заверенные начальником территориального органа, образовательного учреждения УИС и оттиском мастичной печати (п. 24 Инструкции).

ФСИН России на основании информации, предоставляемой государственным заказчиком подпрограммы, направляет в территориальные органы, образовательные учреждения УИС, вручившие сертификаты, выписки из реестра оплаченных сертификатов которые являются основанием для снятия учреждениями (органами) УИС гражданина -участника подпрограммы с учета в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий (получении жилых помещений), как реализовавшего свое право на улучшение жилищных условий (получение жилых помещений) с использованием средств субсидии, удостоверяемой сертификатом (п. Инструкции).

Таким образом, полномочиями по постановке на учет сотрудников учреждений органов уголовно-исполнительной системы в силу указанных норм права обладает жилищно-бытовая (жилищная) комиссия учреждения или органа УИС, но не органы местного самоуправления, в связи с чем доводы представителя УФСИН по Амурской области являются необоснованными.

УФСИН по Амурской области не применило указанные нормы закона, руководствуясь лишь телеграммой ФСИН России от ***, которая нормативным актом не является.

При этом ответчиком не было учтено, что органы ФСИН России в связи с вступлением в силу Жилищного кодекса РФ утратили право постановки на учет сотрудников по нормам жилищного законодательства для обеспечения жильем на условиях социального найма, о чем и указано в телеграмме ФСИН России от ***. Однако в рамках подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», вопросы которой телеграмма ФСИН России от *** не затрагивает, такое полномочие ФСИН России прямо предусмотрено в целях предоставления государственных жилищных сертификатов.

В нарушение указанных выше правовых норм, которыми на УФСИН по Амурской области возложена обязанность рассмотреть вопрос о постановке Яковлевой В.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, ответчик отказал Яковлевой В.В. в решении данного вопроса.

Доводы представителя ответчика об отсутствии оснований для включения истца для участия в федеральной целевой программе "Жилище" на *** - *** годы" в уголовно-исполнительной системе, поскольку согласно условиям Программы участвовать имеет право сотрудник, прослуживший в УИС не менее 10 лет и увольняемый из органов УИС, суд находит не имеющими правового значения, поскольку истцом не заявлялись требования о включении ее для участия в Программе, ею заявлены требования о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, что согласно положению о комиссии по жилищным и социально-бытовым вопросам, утвержденным приказом *** от ***, входит в полномочия данной комиссии.

На основании изложенного, отказ ФКУ СИЗО-1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области от *** в постановке Яковлевой В.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий является незаконным.

Поскольку по существу вопрос о нуждаемости Яковлевой В.В. в улучшении жилищных условий не рассматривался, и наличие для этого оснований уполномоченным органом не проверялось, суд считает необходимым возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Яковлевой В.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. При таких обстоятельствах требование истца в указанной части являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

При этом, суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика относительно того, что истец не обращалась в жилищно-бытовую комиссию с заявлением с приложенными документами, подтверждающими нуждаемость, в связи чем у ответчика отсутствуют основания для рассмотрения ее заявления, поскольку истцом заявлены требования об оспаривании ответа ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области от *** по существу отказа в постановке на учет. Кроме того, при рассмотрении ее заявления необходимо учесть поданное истцом *** заявление с приложенными к нему документами, подтверждающими ее нуждаемость.

Рассматривая требования Яковлевой В.В. о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий и обязании ФКУ СИЗО-1 УФСИН по Амурской области поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд не находит оснований для их удовлетворения, поскольку решение данных вопросов отнесено к компетенции уполномоченного органа - комиссии ФБУ ИЗ-28/1 УФСИН по Амурской области, что следует из положения о комиссии по жилищным и социально-бытовым вопросам, утвержденного приказом *** от ***, согласно которому в полномочия комиссии входит рассмотрения материалов о принятии на учет сотрудников, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставлении жилых помещений.

Таким образом, поскольку по существу вопрос о нуждаемости Яковлевой В.В. в улучшении жилищных условий не рассмотрен, и наличие для этого оснований уполномоченным органом не проверялось, суд не вправе подменять уполномоченный орган и принимать решение о нуждаемости Яковлевой В.В. в жилом помещении, в качестве способа восстановления нарушенного права на ответчика следует возложить обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке Яковлевой В.В. на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Яковлевой Виктории Викторовны удовлетворить частично.

Признать незаконным отказ ФКУ СИЗО-1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области от *** в постановке Яковлевой Виктории Викторовны на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Обязать ФКУ СИЗО-1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области повторно рассмотреть вопрос о постановке на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий Яковлеву Викторию Викторовну.

Яковлевой Виктории Викторовне в удовлетворении иска к ФКУ СИЗО-1 Управления федеральной службы исполнения наказаний по Амурской области о признании нуждающейся в улучшении жилищных условий, обязании поставить на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий, отказать.

Решение может быть обжаловано в Амурский областной суд через Благовещенский городской суд в течение десяти дней со дня принятия в окончательной форме, то есть ***.

Председательствующий:         Е.А. Фирсова

2-7952/2011 ~ М-7798/2011

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН ЧАСТИЧНО
Истцы
Яковлева Виктория Викторовна
Ответчики
ФКУ СИЗО-1 УФСИН России по Амур.обл.
Другие
УФСИН по Амур.обл.
Суд
Благовещенский городской суд Амурской области
Судья
Фирсова Е.А.
Дело на странице суда
blag-gs--amr.sudrf.ru
09.09.2011Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
12.09.2011Передача материалов судье
14.09.2011Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
14.09.2011Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.09.2011Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.10.2011Судебное заседание
26.10.2011Судебное заседание
30.11.2012Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее