Дело № 2-10/2014
Р Е Ш Е Н И Е Именем Российской Федерации<адрес>
<адрес> ДД.ММ.ГГГГ
Касторенский районный суд <адрес> в составе
председательствующего судьи Вялых М.В.,
при секретаре ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Егорьевского сельсовета <адрес>,
у с т а н о в и л:
<адрес> обратился в суд с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Егорьевского сельсовета <адрес>, выразившегося в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории д. Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес>.
В судебном заседании помощник прокурора <адрес> ФИО3 заявленные требования поддержала и пояснила, что прокуратурой <адрес> была проведена проверка исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления, в ходе которой было установлено, что Администрацией Егорьевского сельсовета <адрес> нарушаются требования действующего экологического, природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно: на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета по <адрес>, между домами № и № находится несанкционированная свалка бытовых отходов, которая занимает территорию площадью 6х5 м. Данная территория для складирования отходов не предназначена, не огорожена и надлежащим образом не оборудована. Сбор и утилизация бытовых отходов, находящихся на свалке, не производится. Несанкционированное размещение свалки бытовых отходов на территории д. Егорьевка Егорьевского сельсоветасвидетельствует о том, что Администрация Егорьевского сельсовета не выполняет обязанности, установленные федеральным законодательством. В результате бездействия Администрации Егорьевского сельсовета нарушаются права неопределенного круга лиц на благоприятную природную среду, оказывается негативное воздействие на окружающую среду, её загрязнение. Просила заявленные требования удовлетворить, признать незаконным бездействие администрации Краснознаменского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, обязать администрацию Егорьевского сельсовета <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес>, и привести занимаемый участок в надлежащее состояние.
Глава администрации Егорьевского сельсовета <адрес> ФИО4 в судебное заседание не явилась, о дне, месте и времени слушания дела извещена надлежащим образом, представила суду заявление, в котором просила рассмотреть дело без её участия, указала, что заявленные требования признает в полном объеме.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд считает заявленные требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с положениями Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.. 42); каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58).
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» каждый гражданин имеет право на благополучную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Данное право обеспечивается в первую очередь выполнением требований природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства.
Согласно ч. 2 ст. 2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» органы государственной власти и органы местного самоуправления, организации всех форм собственности, индивидуальные предприниматели, граждане обеспечивают соблюдение требований законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения за счет собственных средств.
Согласно положениям Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 89-ФЗ (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ года) «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления поселений в области обращения с отходами относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (ст. 8); территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации. Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды (пищевые отходы, текстиль, бумага и другие), определяется органами местного самоуправления и должен соответствовать экологическим, санитарным и иным требованиям в области охраны окружающей среды и здоровья человека (ст. 13).
Как следует из положений Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора (п. 18 ст. 14); в структуру органов местного самоуправления входит местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) (ст. 34).
В соответствии со ст. 5 Устава МО «Егорьевский сельсовет» в структуру органов местного самоуправления МО «Егорьевский сельсовет» входит местная администрация.
Согласно п. 19 ст. 3 Устава к вопросам местного значения и к компетенции администрации муниципального образования относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.
Согласно международному стандарту ГОСТ 30772-2001 «Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения», утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 607-ст, несанкционированные свалки отходов - это территории используемые, но не предназначенные для размещения на них отходов.
Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № введены в действие санитарно-эпидемиологические правила и нормативы «Гигиенические требования к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления. Сан Пин 2.1.7.1322-03», согласно п. 3.2 которых временное складирование и транспортировка отходов производства и потребления допускается только на открытых, специально оборудованных для этого площадках.
В соответствии с п. 1.2 Сан Пин 42-128-4690-88 «Санитарные правила содержания территорий населенных мест» система санитарной очистки и уборки территорий населенных мест должна предусматривать рациональный сбор, быстрое удаление, надежное обезвреживание и экономически целесообразную утилизацию бытовых отходов (хозяйственно-бытовых, в том числе пищевых отходов из жилых и общественных зданий, уличного мусора и других бытовых отходов, скапливающихся на территории населенного пункта).
Из акта от ДД.ММ.ГГГГ по результатам проведенной прокуратурой <адрес> проверки исполнения законодательства в сфере обращения с отходами производства и потребления следует, что органом местного самоуправления - администрацией Краснознаменского сельсовета <адрес> нарушаются требования действующего экологического, природоохранного, санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета по <адрес>, между домами № и № находится несанкционированная свалка бытовых отходов (отходов от жилищ, бытового мусора). Указанная свалка находится на земельном участке площадью 6х5 м, территория свалки не огорожена и надлежащим образом не оборудована, сбор и утилизация бытовых отходов, находящихся на свалке, не производится. На территории муниципального образования «Егорьевский сельсовет» не созданы условия для сбора, вывоза и утилизации твердых бытовых отходов (не установлены контейнеры для сбора мусора, договоры с населением о централизованном сборе и вывозе твердых бытовых отходов не заключены), что является причиной для образования несанкционированной свалки.
То есть в ходе поверки установлено, что несанкционированная свалка размещается на территории МО «Егорьевский сельсовет» с нарушением санитарно-эпидемиологических норм и правил.
Указанные обстоятельства не опровергаются главой администрации Егорьевского сельсовета ФИО4, что следует из её объяснения в акте проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в котором она согласилась с содержанием акта и обязалась принять меры по ликвидации несанкционированной свалки.
В соответствии с вышеприведенными положениями действующего законодательства администрация Егорьевского сельсовета при выявлении фактов несанкционированного размещения свалки бытовых отходов обязана выполнить мероприятия по очистке территории от мусора.
Несанкционированное размещение и эксплуатация свалки бытовых отходов на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес> свидетельствует о бездействии местной администрации, выразившемся в непринятии мер по ликвидации несанкционированной свалки, несоблюдении требований действующего законодательства, в результате чего оказывается негативное воздействие на окружающую среду, ее загрязнение, ухудшение санитарно-эпидемиологической обстановки данного муниципального образования, нарушаются законные интересы и права неопределенного круга лиц на благоприятную окружающую среду, что влечет вред здоровью граждан.
В силу части 1 статьи 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
Согласно части четвертой статьи 27 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № «О прокуратуре Российской Федерации» в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде иск в интересах пострадавших.
Заявление прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц в защиту гарантированного Конституцией Российской Федерации права на безопасность граждан, охрану их жизни и здоровья, не выходит за рамки предоставленных ему законом полномочий в целях предупреждения причинения вреда.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с ч. 2 ст. 206 ГПК РФ суд считает необходимым установить для исполнения решения суда трехмесячный срок со дня вступления его в законную силу, и считает указанный срок разумным и достаточным.
Руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Заявление прокурора <адрес> в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации Егорьевского сельсовета <адрес> удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Егорьевского сельсовета <адрес>, выразившееся в непринятии мер к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес>.
Обязать администрацию Егорьевского сельсовета <адрес> принять меры к ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов, расположенной на территории деревни Егорьевка Егорьевского сельсовета <адрес>, и привести занимаемый участок в надлежащее состояние в трехмесячный срок со дня вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Курский областной суд через Касторенский районный суд <адрес> в течение месяца.
Судья