Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-266/2017 ~ М-478/2017 от 26.10.2017

Дело 2-266/2017

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Лахденпохья Республика Карелия 15 декабря 2017 года

Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Лахденпохского района в интересах неопределенного круга лиц о признании информации запрещенной,

у с т а н о в и л:

Прокурор Лахденпохского района обратился в суд с заявлением о признании информации запрещенной.

Заявление мотивировано тем, что прокуратурой Лахденпохского района проведена проверка исполнения законодательства о противодействии экстремизму. По результатам проверки в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на ресурсе «YouTube по сетевому адресу: <данные изъяты>» создан канал, на котором пользователь под именем Чубиков Александр размещает видеоматериалы, в которых обобщает и освещает опыт незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации. При переходе по вышеназванной ссылке неограниченному количеству сети Интернет предоставляется возможность в свободном доступе просмотреть видеозаписи. Ссылаясь на положения ст.ст. 10, 15 Федерального закона от 27.07.2006 №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», п. «н» ст. 71 Конституции РФ, ч. 6 ст. 13.15 КоАП РФ, ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О государственной границе РФ», ч. 1 ст. 322 УК РФ, прокурор указал, что канал на ресурсе «YouTube по сетевому адресу: <данные изъяты>» подлежит признанию в качестве информации, распространение которой в РФ запрещено, для последующего включения в URL адреса в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в РФ запрещено. Признание указанной информации запрещенной необходимо для предотвращения ее дальнейшего свободного распространения и использования в целях побуждения пользователей сети Интернет к совершению преступлений и правонарушений, а также для последующего включения сайтов в указанный Единый реестр. Кроме того, службой в г. Сортавала Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия в текущем году были задержаны граждане ФИО2 и ФИО3, которые в ходе опроса пояснили, что для незаконного пересечения государственной границы пользовались советами ФИО5, размещенными на указанном Интернет-ресурсе.

На основании изложенного, прокурор просил признать информацию, размещенную в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на ресурсе «YouTube по сетевому адресу: <данные изъяты>» (канал, на котором размещены видеоматериалы с обобщением опыта незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации), информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

В судебном заседании помощник прокурора Лахденпохского района Костина Д.В. требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель заинтересованного лица: Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по РК, извещенный надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Представил отзыв, в котором полагал заявленные требования подлежащими удовлетворению. Кроме того указал, что Президентом РФ 28.11.2014 утверждена Стратегия противодействия экстремизму в РФ до 2025 года, которая в частности определяет основные направления государственной политики по противодействию экстремизму в сфере миграционной политики. В соответствии с п. 20 указанной Стратегии, основными факторами, оказывающими негативное влияние на состояние национального рынка труда, межнациональные отношения в обществе, а также порождающими экстремистские проявления, является неконтролируемая (в том числе незаконная) миграция и недостаточно регулируемые на региональном и муниципальном уровнях миграционные процессы, зачастую нарушающие сложившийся в отдельных регионах и муниципальных образованиях этноконфессиональный баланс населения. Кроме того, Президентом РФ утверждена «Концепция государственной миграционной политики РФ на период до 2025 года». Одним из основных направлений государственной миграционной политики РФ в области противодействия незаконной миграции данная Концепция называет создание и совершенствование системы иммиграционного контроля, совершенствование системы государственного контроля въезда и пребывания иностранных граждан на территории РФ. Также указал, что в соответствии со ст. 8 Закона РФ от 27.12.1991 № 2124-I, указанный в заявлении интернет-сайт не является средством массовой информации, так как не зарегистрирован в качестве сетевого издания.

Заинтересованное лицо Чубиков А.В., извещался надлежащим образом, в судебное заседание не явился. Судом ему направлялась повестка о явке в судебное заседание. Повестка возвращена за истечением срока хранения. В силу ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующих равенство всех перед судом, неявка лица в суд по указанным основаниям признается его волеизъявлением, свидетельствующим об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, поэтому не является преградой для рассмотрения дела. Аналогичная позиция отражена в Постановлении Европейского суда по правам человека от 15 мая 2007 г. Как указал Пленум Верховного Суда Российской Федерации в п. 67 Постановления от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» юридически значимое сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено, но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним (п. 1 ст. 165.1 ГК РФ). Например, сообщение считается доставленным, если адресат уклонился от получения корреспонденции в отделении связи, в связи с чем она была возвращена по истечении срока хранения. В связи с изложенным суд считает, что Чубиков А.В. надлежащим образом извещен о месте и времени судебного заседания, и полагает возможным рассмотреть дело без его участия.

Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материала дела, суд приходит к следующему выводу.

В ходе судебного разбирательства установлено следующее.

В ходе проведения проверки исполнения законодательства о противодействии экстремизму прокуратурой Лахденпохского района, по результатам которой установлено в информационно-телекоммуникационной сети Интернет на ресурсе «YouTube по сетевому адресу: <данные изъяты>» создан канал, на котором пользователь под именем Чубиков Александр размещает видеоматериалы, в которых обобщает и освещает опыт незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 10 Федерального закона от 27.07.2006 N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» в Российской Федерации распространение информации осуществляется свободно при соблюдении требований, установленных федеральным законодательством. В силу ч. 6 той же статья запрещается распространение информации, которая направлена на пропаганду войны, разжигание национальной, расовой или религиозной ненависти и вражды, а также иной информации, за распространение которой предусмотрена уголовная или административная ответственность.

В силу статьи 9 названного Федерального закона ограничение доступа к информации устанавливается федеральными законами в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона от 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» к экстремистской деятельности (экстремизму) относятся, в том числе: насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации; воспрепятствование законной деятельности государственных органов; публичные призывы к осуществлению указанных деяний; организация и подготовка указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению.

Согласно части 5 статьи 15 названного Федерального закона передача информации посредством использования информационно-телекоммуникационных сетей осуществляется без ограничений при условии соблюдения установленных федеральными законами требований к распространению информации и охране объектов интеллектуальной собственности и может быть ограничена в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами.

В силу части 1 статьи 15.1 указанного Федерального закона № 149-ФЗ в целях ограничения доступа к сайтам в сети Интернет, содержащим информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено, создается единая автоматизированная информационная система "Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет".

Согласно части 2 статьи 15.1 данного Федерального закона в реестр включаются сетевые адреса, позволяющие идентифицировать сайты в сети Интернет, содержащие информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено; доменные имена и (или) указатели страниц сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

Основанием для включения в реестр указанных сведений является, в том числе, вступившее в законную силу решение суда о признании информации, распространяемой посредством сети Интернет, информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено (часть 5 указанной статьи).

Статьей 4 Закона Российской Федерации от 27.12.1991 №2124-1 «О средствах массовой информации» не допускается использование средств массовой информации в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для распространения материалов, содержащих публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публично оправдывающих терроризм, других экстремистских материалов, а также материалов, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокости, и материалов, содержащих нецензурную брань.

Одним из уголовно наказуемых деяний в силу ст. 322 УК РФ являются действия, направленные на пересечение Государственной границы Российской Федерации без действительных документов на право въезда в Российскую Федерацию или выезда из Российской Федерации либо без надлежащего разрешения, полученного в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а также действия, направленные на пересечение Государственной границы Российской Федерации при въезде в Российскую Федерацию иностранным гражданином или лицом без гражданства, въезд которым в Российскую Федерацию заведомо для виновного не разрешен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации.

Также в соответствии со ст. 322.1 УК РФ предусмотрена уголовная ответственность за организацию незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации.

Согласно ст. 3 Закона РФ от 01.04.1993 № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», защита Государственной границы как часть системы обеспечения безопасности Российской Федерации и реализации государственной пограничной политики Российской Федерации заключается в согласованной деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, осуществляемой ими в пределах своих полномочий путем принятия политических, организационно-правовых, дипломатических, экономических, оборонных, пограничных, разведывательных, контрразведывательных, оперативно-розыскных, таможенных, природоохранных, санитарно-эпидемиологических, экологических и иных мер. В этой деятельности в установленном порядке участвуют организации и граждане.

Меры по защите Государственной границы принимаются в соответствии со статусом Государственной границы, определяемым международными договорами Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.

Российская Федерация сотрудничает с иностранными государствами в сфере защиты Государственной границы на основе общепризнанных принципов и норм международного права и международных договоров Российской Федерации.

Защита Государственной границы обеспечивает жизненно важные интересы личности, общества и государства на Государственной границе в пределах приграничной территории (пограничной зоны, российской части вод пограничных рек, озер и иных водных объектов, внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, пунктов пропуска через Государственную границу, а также территорий административных районов и городов, санаторно-курортных зон, особо охраняемых природных территорий, объектов и других территорий, прилегающих к Государственной границе, пограничной зоне, берегам пограничных рек, озер и иных водных объектов, побережью моря или пунктам пропуска) и осуществляется всеми федеральными органами исполнительной власти в соответствии с их полномочиями, установленными законодательством Российской Федерации.

Охрана Государственной границы является составной частью защиты Государственной границы и осуществляется пограничными органами федеральной службы безопасности (далее - пограничные органы) в пределах приграничной территории, Вооруженными Силами Российской Федерации в воздушном пространстве и подводной среде и другими силами (органами) обеспечения безопасности Российской Федерации в случаях и в порядке, определяемых законодательством Российской Федерации. Охрана Государственной границы осуществляется в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу. Меры по охране Государственной границы рассматриваются в настоящем Законе как пограничные меры.

Пограничные меры входят в систему мер безопасности, осуществляемых в рамках единой государственной политики обеспечения безопасности и соответствующих угрозе жизненно важным интересам личности, общества и государства.

В соответствии со ст. 9 Закона РФ от 01.04.1993 №4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации», пересечение Государственной границы на суше лицами и транспортными средствами осуществляется на путях международного железнодорожного, автомобильного сообщения либо в иных местах, определяемых международными договорами Российской Федерации или решениями Правительства Российской Федерации. Этими актами может определяться время пересечения Государственной границы, устанавливается порядок следования от Государственной границы до пунктов пропуска через Государственную границу и в обратном направлении; при этом не допускается высадка людей, выгрузка грузов, товаров, животных и прием их на транспортные средства.

Таким образом, перечисленными правовыми нормами в их взаимосвязи предусмотрен запрет на распространение информации, побуждающей, в частности к незаконному пересечению границы, как способной существенно повлиять на пограничный режим и режим Государственной границы.

В заявлении и объяснениях прокурор указал, что целью его обращения с заявлением в интересах неопределенного круга лиц о признании размещенного в сети Интернет на ресурсе «YouTube по сетевому адресу: <данные изъяты>», где создан канал, на котором пользователь под именем Чубиков Александр размещает видеоматериалы, в которых обобщает и освещает опыт незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации, что является основанием для его последующего включения в реестр сведений, указанных в ч. 2 ст. 15.1 ФЗ № 149-ФЗ, для ограничения доступа к указанной информации, как незаконной.

В судебном заседании установлено, что наличие в свободном доступе на Интернет-ресурсе по электронному адресу https://youtube.com/channel1/UCcqGvp1-aWt4tVasYtCU7A» нарушает права неопределенного круга лиц - потребителей информационных услуг.

Кроме того, службой в г. Сортавала Пограничного управления ФСБ России по Республике Карелия в текущем году были задержаны граждане ФИО2, ФИО3, ФИО6, которые в ходе опроса пояснили, что для незаконного пересечения государственной границы пользовались советами Чубикова А.В., размещенными на указанном Интернет-ресурсе.

При таких обстоятельствах, оценив представленные в материалы дела доказательства, учитывая, что имеются правовые основания к установлению факта признания означенной информации запрещенной к распространению, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований, которые направлены на защиту нарушенных прав и интересов неопределенного круга лиц.

Руководствуясь ст. ст. 264, 265, 194-198 ГПК РФ, суд

р е ш и л:

Заявление удовлетворить.

Признать информацию – видеоматериал с обобщением опыта незаконного пересечения государственной границы Российской Федерации, размещенный в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по сетевому адресу: <данные изъяты>», информацией, распространение которой в Российской Федерации запрещено.

    Решение является основанием для внесения сетевого адреса <данные изъяты>», содержащего информацию запрещенную к распространению, в «Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети Интернет».

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

    

Судья:                      И.В.Жданкина

Мотивированное решение изготовлено 19.12.2017.

2-266/2017 ~ М-478/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокуратура Лахденпохского района
Другие
Чубиков А.В.
Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаци
Суд
Лахденпохский районный суд Республики Карелия
Судья
Жданкина И.В.
Дело на странице суда
lahdenpohsky--kar.sudrf.ru
26.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.10.2017Передача материалов судье
30.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
30.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
30.10.2017Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
13.11.2017Предварительное судебное заседание
13.11.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.12.2017Судебное заседание
19.12.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
21.12.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.01.2018Дело оформлено
22.01.2018Дело передано в архив
19.03.2018Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
22.03.2018Изучение поступившего ходатайства/заявления
05.04.2018Судебное заседание
13.04.2018Дело сдано в архив после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее