Дело № 2-108/2020 (№2-4411/19)
39RS0001-01-2019-005353-35
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
18 февраля 2020 года г. Калининград
Ленинградский районный суд г. Калининграда в составе:
председательствующего судьи Нартя Е.А.,
при помощнике Погорельцевой Н.В.,
с участием истца Христофорова А.Ж., представителя ответчика – ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Скуратовой Ю.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Христофорова А.Ж. к Министерству социальной политики <адрес>, ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» о признании отказа незаконным, признании права на получение социального пособия на погребение, обязании произвести выплату социального пособия на погребение,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратился в суд с названными выше исковыми требованиями, ссылаясь на то, что ДД.ММ.ГГГГ умерла его мать – ФИО10. Через 2 недели после ее смерти он обратился в ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» зеленоградский отдел, а также в клиентскую службу Управление пенсионного фонда в г. Зеленоградске по месту регистрации матери по вопросу выплаты ему социального пособия на погребение, однако получил отказ. ДД.ММ.ГГГГ он обратился с заявлением в ГУ – Отделение Пенсионного фонда РФ по Калининградской области, по результатам рассмотрения заявления истцом получен ответ, из которого следует, что выплата пособия на погребение от Пенсионного фонда РФ не представляется возможной, поскольку такое пособие выплачивается органом, в котором умерший получал пенсию. В своем исковом заявлении истец указал, что выплата пенсии Христофоровой Л.Ф. переводилась компетентным учреждением Эстонской Республики в Российскую Федерацию в соответствии с Договором, заключенным между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, которым вопрос о выплате пособия на погребение не урегулирован. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство социальной политики по вопросу выплаты социального пособия на погребение, однако ДД.ММ.ГГГГ получил отказ №. Поскольку решить вопрос о получении пособия на погребение в досудебном порядке не представилось возможным, истец обратился в суд с исковым заявлением, в котором просит признать незаконным отказ Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в выплате социального пособия на погребение; обязать ответчиков признать за ним право на получение социального пособия на погребение; обязать ответчиков выплатить социальное пособие на погребение в размере <данные изъяты>
Истец Христофоров А.Ж. в судебном заседании заявленные исковые требования поддержал, просил удовлетворить.
Представитель ответчика по доверенности ОГКУ «Центр социальной поддержки населения» Скуратова Ю.П. в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, пояснив, что поскольку на момент смерти Христофорова Л.Ф. являлась пенсионером, правовые основания для выплаты истцу социального пособия на погребение органом социальной защиты населения отсутствуют.
Представители ответчиков – Министерства социальной политики Калининградской области, Управления пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное), Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное), ГУ – Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда РФ в Калининградской области в судебное заседание не явились, представили письменные возражения, в которых просили в иске отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела и дав им оценку в соответствии с положениями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ), суд приходит к следующим выводам.
Как следует из представленных материалов, ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в ОГКУ «Центр социальной защиты населения» Зеленоградский отдел с заявлением о выплате социального пособия на погребение в связи со смертью своей матери – Христофоровой Л.Ф., приложив необходимые документы.
После рассмотрения представленных документов ДД.ММ.ГГГГ принято решение об отказе в выплате социального пособия на погребение в виду того, что на момент смерти ФИО1 являлась пенсионером, в связи с чем правовые основания для выплаты истцу социального пособия на погребение органом социальной защиты населения отсутствуют.
Не согласивших с данным ответом ОГКУ «Центр социальной защиты населения» Зеленоградский отдел истец ДД.ММ.ГГГГ обратился в Министерство социальной защиты населения Калининградской области по вопросу выплаты ему социального пособия на погребение.
Однако, сообщением Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в выплате социального пособия на погребение истцу было отказано.
Не согласившись с указанной позицией ответчиков, истец обратился в суд с настоящим иском.
В соответствии с частью 2 статьи 7 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Отношения, связанные с погребением умерших, регулирует Федеральный закон от 12 января 1996 года N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Так, на территории Российской Федерации каждому человеку после его смерти гарантируется погребение с учетом его волеизъявления, предоставление участка земли для погребения тела (останков) или праха в соответствии с Федеральным законом "О погребении и похоронном деле" (пункт 1 его статьи 7).
Статьей 10 указанного Закона установлено, что в случае, если погребение осуществлялось за счет средств супруга, близких родственников, иных родственников, законного представителя умершего или иного лица, взявшего на себя обязанность осуществить погребение умершего, им выплачивается социальное пособие на погребение в размере, равном стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению, указанному в пункте 1 статьи 9 настоящего Федерального закона, но не превышающем 4000 рублей, с последующей индексацией один раз в год с 1 февраля текущего года исходя из индекса роста потребительских цен за предыдущий год. Коэффициент индексации определяется Правительством Российской Федерации. Социальное пособие на погребение выплачивается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня смерти. Размер социального пособия на погребение определяется в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи. Выплата социального пособия на погребение производится соответственно за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации.
Выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
- органом, в котором умерший получал пенсию;
- организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
- территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего (ч.2 ст.10 Закона).
Согласно свидетельству о смерти серии I-PE №, выданному отделом ЗАГС администрации МО «Зеленоградский ГО» ДД.ММ.ГГГГ, мать истца, ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ.
При жизни ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, гражданка РФ, являлась получателем пенсии Эстонской Республики в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 8 Соглашения между Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации и Министерством социальных дел Эстонской Республики о применении Договора между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, в связи с переменой места жительства выплата пенсии ФИО1 производилась компетентным учреждением Эстонской республики на территорию нового места жительства пенсионера – в Российскую Федерацию путем перевода на банковский счет кредитного учреждения Калининградской области 1 раз в квартал через Центр по выплате пенсий и обработке информации пенсионного фонда РФ в Калининградской области на основании соответствующих платежных ведомостей на выплату пенсий в соответствии с вышеназванным Договором от 14 июля 2011 года.
В ходе рассмотрения настоящего гражданского дела по ходатайству истца судом к участию в деле в качестве ответчиков привлечено Управление пенсионного фонда Российской Федерации в г. Калининграде Калининградской области (межрайонное), Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное).
Как следует из письменного отзыва Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное), поскольку ФИО1 получателем пенсии на территории РФ не являлась, оснований для выплаты пособия на погребение ее сыну – Христофорову А.Ж. Управлением пенсионного фонда не имеется.
Однако, суд не может согласиться с такой позицией пенсионного органа по следующим основаниям.
Как указывалось выше, согласно ст.10 ФЗ "О погребении и похоронном деле" выплата социального пособия на погребение производится в день обращения на основании справки о смерти:
- органом, в котором умерший получал пенсию;
- организацией (иным работодателем), которая являлась страхователем по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по отношению к умершему на день смерти либо по отношению к одному из родителей (иному законному представителю) или иному члену семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего;
- органом социальной защиты населения по месту жительства в случаях, если умерший не подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством на день смерти и не являлся пенсионером, а также в случае рождения мертвого ребенка по истечении 154 дней беременности;
- территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, в котором был зарегистрирован в качестве страхователя умерший на день смерти либо зарегистрирован в качестве страхователя один из родителей (иной законный представитель) или иной член семьи умершего несовершеннолетнего на день смерти этого несовершеннолетнего (ч.2 ст.10 Закона).
Из системного анализа и буквального толкования приведенных норм следует, что выплата пособия на погребение производится пенсионным органом, в котором умерший получал пенсию. При этом, указанная норма не содержится обязательных условий, предусматривающих получение умершим пенсии, назначенной на территории Российской Федерации, указанной нормой также не установлено, пенсионером какого государства должен являться умерший.
При таких обстоятельствах, учитывая, что ФИО1 являлась гражданкой Российской Федерации и получателем пенсии Эстонской Республики в соответствии с Договором между Российской Федерацией и Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от 14 июля 2011 года, при этом названным Договором вопрос о выплате социального пособия на погребение не урегулирован, что не может ущемлять право истца на получение указанного пособия, суд приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае именно на пенсионном органе лежит обязанность по выплате истцу социального пособия на погребение его умершей матери. Учитывая, что ФИО1 на дату смерти была зарегистрирована в г. Зеленоградске Калининградской области, надлежащим ответчиком по делу является Управление пенсионного фонда Российской Федерации в Светлогорском районе Калининградской области (межрайонное). В связи с чем, суд полагает необходимым возложить на данного ответчика обязанность по выплате истцу социального пособия на погребение ФИО1
При этом, оснований для удовлетворения заявленных требований в части признания незаконным отказа Министерства социальной политики Калининградской области от ДД.ММ.ГГГГ № в выплате социального пособия на погребение не имеется, поскольку выплата пособия на погребение органом социальной защиты населения производится в случае, если умерший пенсионером не являлся.
Поскольку ФИО12 являлась получателем пенсии Эстонской Республики в соответствии с Договором от Эстонской Республикой о сотрудничестве в области пенсионного обеспечения от ДД.ММ.ГГГГ, правовые основания для выплаты истцу социального пособия на погребение органом социальной защиты населения отсутствуют.
На основании изложенного, руководствуясь положениями ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Христофорова А.Ж. удовлетворить частично.
Признать за Христофоровым А.Ж. право на выплату социального пособия на погребение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ.
Возложить на Управление пенсионного фонда Российской Федерации в <адрес> (межрайонное) обязанность по выплате ФИО3 социального пособия на погребение ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершей ДД.ММ.ГГГГ, в размере, установленном Федеральным законом от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле", на дату смерти умершей.
В удовлетворении остальной части иска отказать.
Решение может быть обжаловано в Калининградский областной суд через Ленинградский районный суд г. Калининграда в апелляционном порядке в течение одного месяца с момента изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 26 февраля 2020 года.
Судья Е.А. Нартя