Дело № 2 – 283/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И м е н е м Российской Федерации
г. Березники 05 февраля 2015 года
Березниковский городской суд Пермского края
в составе судьи Холодковой ТВ
при секретаре Елькиной ЕМ
с участием истца Галеевой Р.С.
представителей истца Галеевой РС - Горюнова С.Г., Поротикова О.Е., действующих на основании доверенности от <дата>
представителей муниципального образования «Город Березники» - Ворошковой С.А., действующей на основании доверенности от <дата>, Вылегжаниной Л.Н., действующей на основании доверенности от <дата>,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Березники Пермского края гражданское дело по иску Галеевой Р.С. к муниципальному образованию «Город Березники» в лице администрации г. Березники, Правительству Пермского края о признании незаконными бездействий, о возложении обязанности по выкупу жилого помещения и земельного участка, по изданию акта о реквизиции земельного участка, по возмещению убытков,
у с т а н о в и л:
Истец Галеева РС обратилась в суд с иском к ответчикам МО «Город Березники» в лице администрации г. Березники, Правительству Пермского края о признании незаконными бездействий, о возложении обязанности по выкупу жилого помещения и земельного участка, по изданию акта о реквизиции земельного участка, по возмещению убытков Исковые требования обосновывает тем, что является собственником жилого дома и земельного участка по адресу: <адрес>. В ..... году на ..... в <адрес> произошла техногенная катастрофа. Согласно заключения ГИ УрО РАН и ОАО «.....» « О ситуации в районе отработки панели переходного периода рудника ..... во втором квартале ..... года» существует большая вероятность внезапного обрушения пород в ..... году, а также этим документом определены пределы опасной зоны, где существует высокая степень вероятности наступления чрезвычайной ситуации в связи с просадками земной поверхности, в которую попал дом по <адрес>. <дата> комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности в г. Березники принято решение об освобождении собственниками жилых домов, в том числе по <адрес>, в срок до <дата>; главе г. Березники рекомендовано ввести режим функционирования повышенной готовности для органов управления и сил Березниковского муниципального звена ..... Пермского края, организовать расселение расположенных в границах опасной зоны жилых домов; и.о. главы г. Березники издано постановление, предписывающее собственникам жилых домов, в том числе истцу, освободить жилые помещения. Постановлением администрации г. Березники от <дата> введен режим функционирования «повышенной готовности» на территории г. Березники для органов управления и сил звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Березники Пермского края с <дата> и о выселении либо отселении собственников жилья из опасной зоны. Администрацией <адрес> в адрес истца направлено уведомлена о необходимости срочного временного отселения из жилого помещения в срок до <дата>. Распоряжением Правительства Пермского края от <дата> предписано провести эвакуацию населения из жилых домов, расположенных в границах опасной зоны в районе выработок рудника ..... ОАО «.....» <адрес>, в срок до <дата>; в приложенном списке жилых домов указан жилой дом, принадлежащий истцу. В <дата> администрация г. Березники предъявила исковые требования о выселении граждан из домов опасной зоны. Наличие угрозы для жизни и здоровья людей свидетельствуют о невозможности использования данного земельного участка в соответствии с его целевым назначением, указанные выше действия администрация по отселению и ограничению доступа, ограничивают права истицы, как собственника на владение, пользование и распоряжение земельным участком и домовладением по <адрес> <адрес>. Однако администрацией г. Березники мер по изменению категории земельного участка, о его изъятии путем выкупа, во возмещению убытков, связанных с невозможностью пользоваться принадлежащим истцу имуществом, не принимается. Аналогичное бездействие проявляется со стороны Правительства Пермского края. Правительство Пермского края также незаконно бездействовало, земельный участок с возмещением собственнику земельного участка убытков не изъят, письменное требование истицы о реквизиции ее земельного участка не исполнено, убытки не возмещены. Иного жилого помещения на праве собственности истец не имеет. Просит признать незаконным бездействие МО «Город Березники» в части не совершения действий по изъятию путем выкупа жилого дома и земельного участка, расположенных по <адрес>; возложить обязанность на МО «Город Березники» издать акт об изъятии путем выкупа жилого дома и земельного участка по <адрес>, оформить с истицей сделку (заключить соглашение) об изъятии жилого дома и земельного участка путем выкупа в сумме ..... руб., исходя из стоимости земельного участка – ..... руб., стоимости жилого дома с надворными постройками – ..... руб., убытков, связанных с переездом – ..... руб., расходов на поиск иного земельного участка и жилого дома с целью приобретения права собственности на них и расходов на оформление права собственности на дом и земельный участок с помощью лица, занимающегося риэлторской деятельностью – ..... руб. Признать незаконным бездействие Правительства Пермского края в части не совершения действий по реквизиции принадлежащего истцу земельного участка по <адрес>. Обязать Правительство Пермского края издать акт о реквизиции данного земельного участка, оформить нормативный акт по возмещению истцу убытков при реквизиции земельного участка на сумму ..... руб., исходя из стоимости жилого дома с надворными постройками – ..... руб., убытков, связанных с переездом – ..... руб., расходов на поиск иного земельного участка и жилого дома – ..... руб.
В ходе судебного заседания истец Галеева РС исковые требования утонила, просит признать незаконным бездействие МО «Город Березники» в части не совершения действий по изъятию путем выкупа жилого дома и земельного участка, расположенных по .....; возложить обязанность на МО «Город Березники» издать акт об изъятии путем выкупа жилого дома и земельного участка по <адрес>, оформить с истцом сделку (заключить соглашение) об изъятии жилого дома и земельного участка путем выкупа в сумме ..... руб., исходя из стоимости жилого дома и земельного участка – ..... руб., убытков, связанных с переездом и расходов на поиск иного земельного участка и жилого дома с целью приобретения права собственности на них и расходов на оформление права собственности на дом и земельный участок с помощью лица, занимающегося риэлторской деятельностью – ..... руб. Признать незаконными бездействия Правительства Пермского края в части не совершения действий по реквизиции принадлежащего истцу земельного участка по <адрес>. Обязать Правительство Пермского края издать акт о реквизиции данного земельного участка, оформить нормативный акт по возмещению истцу убытков при реквизиции земельного участка на сумму ..... руб.
Истец Галеева РС на иске настаивает, в ходе судебного заседания обосновала доводами, изложенными в исковом заявлении.
Представитель истца Горюнов С.Г. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме.
Представитель истца Поротиков О.Е. в судебном заседании исковые требования подержал в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации г. Березники – Вылегжанина ЛН, исковые требования не поддержала, в ходе судебного заседания пояснила, что в связи с возникшей ситуацией администрацией г. Березники предприняты все необходимые меры для обеспечения безопасности жителей домов, расположенных в опасной зоне: провели информирование населения о наличие чрезвычайной ситуации, приняли меры к эвакуации населения из опасной зоны, обратились в судебные органы с исковыми требованиями об отселении граждан из указанной зоны. Однако у администрации г. Березники отсутствуют правовые основания для перевода земельного участка, принадлежащего истице, из категории земель населенных пунктов в категорию земель запаса, для последующего его изъятия, выкупе жилого помещения, так как не определен орган, в полномочия которого входит определение зоны вероятных разрушений и у администрации города отсутствуют основания для проведения процедуры по признанию расположенных в данной зоне жилых помещений (в том числе принадлежащего истцу жилого дома) непригодными для проживания. Возражает против рыночной стоимости жилого дома и земельного участка по <адрес>, представленной истцом, считает ее завышенной, не соответствующей рыночным ценам в г. Березники Пермского края. Кроме того, рыночная стоимость земельного участка не может быть определена в размере его кадастровой стоимости. Не подлежат возмещению истцу расходы, связанные с переездом и с поиском новых земельного участка и жилого дома, так как отсутствуют доказательства несения данных расходов истцом.
Представитель ответчика – администрации г. Березники – Ворошкова СА, исковые требования не поддержала, в ходе судебного заседания поддержала доводы представителя Вылегжаниной ЛН.
Ответчик - Правительство Пермского края, о времени и месте рассмотрения дела извещен, представитель в судебное заседание не явился, ранее представитель Максимов АВ, действующий на основании доверенности от <дата>, в письменном заявлении указал, что исковые требования не поддерживает, так как администрацией г. Березники принимались меры к переселению истца в другое жилое помещение, находящееся вне опасной зоны. В настоящее время земельный участок, принадлежащий истцу, не подвергся влиянию техногенной аварии, чрезвычайного бедствия и др., в связи с чем, отсутствует обязанность по реквизиции земельного участка. Правительство Пермского края принимает все необходимые меры, связанные с предотвращением последствий техногенной аварии, в Правительстве РФ на согласовании находится проект постановления «Об утверждении Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Пермского края на финансовое обеспечение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодным вследствие техногенной аварии на руднике ..... ОАО «.....» г. Березники», после принятия которого будет разработан порядок переселения граждан, проживающих в границах опасной зоны, в том числе, из частного сектора. Стоимость причиненных убытков при реквизиции земельного участка в размере ..... руб. завышены.
Суд, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы данного гражданского дела, материалы гражданского дела № по исковому заявлению администрации г. Березники к Галеевой РС о выселении, представленные сторонами документы, пришел к следующему.
Истец Галеева РС является собственником жилого .....-х этажного дома площадью ..... кв.м, земельного участка площадью ..... кв.м, категория земель – земли населенных пунктов, расположенных по <адрес> (лд 15, 16 т. 1).
Согласно заключения ГИ УрО РАН и ОАО «.....» о ситуации в районе отработки панели переходного периода рудника ..... во втором квартале ..... года, исходя из мониторинговых исследований сделан прогноз возможного развития ситуации в пределах опасной зоны. При сохранении регистрируемой интенсивности негативных изменений в контролируемых параметрах породного массива и скоростях оседания земной поверхности в пределах всей опасной зоны панели переходного периода, согласно выполненному анализу и расчетам существует вероятность внезапного обрушения пород в ..... году. В случае значимого снижения скоростей оседания в течение ..... - ..... годов возможным является статическое деформирование территории со значительными суммарными просадками земной поверхности. Предложено принять все меры по обеспечению безопасности населения, до сих пор находящегося в пределах опасной зоны в жилых домах по <адрес> и <адрес>. В приложенном к заключению списке домов указан жилой дом по <адрес>, принадлежащий Галеевой РС (лд 205 – 206, 218 – 222 т. 1).
На заседании Рабочей группой Правительственной комиссии по недопущению негативных последствий техногенной аварии, вызванной затоплением рудника БКПРУ -1 ОАО «.....» Верхнекамского месторождения калийно – магниевых солей в г. Березники <дата> принято решение согласиться с рекомендованными границами зоны вероятных разрушений (лд 210 – 211, 212 – 215 т. 1, лд 1 – 2 т. 2).
Комиссией по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности г. Березники принято решение об освобождении собственниками жилых домов, в том числе по <адрес>, в срок до <дата>. (протокола № от 30<дата>) (л.д. 79 – 82 т. 1).
Постановлением и.о. главы г. Березники от <дата> собственникам жилых домов, в том числе по <адрес>, предписано освободить жилое помещение в срок до <дата> (лд 78 гр. дело №).
На заседании комиссии по предупреждению, ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Пермского края (п. 2.1., п. 2.2, п. 2.3, п. 2.4 протокола № от <дата>) принято решение о признании угрозы чрезвычайной ситуации, связанной с внезапным обрушением зданий, сооружений и пород вследствие оседания земной поверхности в прогнозируемой опасной зоне в районе выработок БКПРУ – 1 ОАО «.....» в городе Березники (опасная зона). Аппарату КЧС и ОПБ Пермского края предложено подготовить предложения о проведении эвакуации населения из опасной зоны, в связи с угрозой чрезвычайного положения и проект соответствующего правового акта. Главе г. Березники рекомендовано в целях обеспечения оперативного реагирования и организации управления при возможных ЧС для органов управления и сил Березниковского муниципального звена ТП РСЧС Пермского края ввести режим функционирования «повышенной готовности», организовать расселение жилых домов, расположенных в границах опасной зоны. Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства Пермского края предложено подготовить правовой акт, определяющий порядок, условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых жителям расселяемых домов, находящихся в границах опасной зоны, в связи с угрозой чрезвычайной ситуации.(лд 75 – 78 т. 1)
<дата> в адрес Галеевой РС направлены уведомления об освобождении жилого помещения по <адрес> 9Лд 32 - 33 гр. дело №
Постановлением администрации г. Березники Пермского края № от <дата> на территории МО «Город Березники» введен режим функционирования «повышенной готовности» для органов управления и сил звена территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций г. Березники Пермского края с <дата>. (лд 226).
Распоряжением Правительства Пермского края № от <дата>. «О проведении эвакуации населения из жилых домов, расположенных в границах опасной зоны в районе выработок рудника БКПРУ-1 ОАО «.....» города Березники» предписано провести эвакуацию населения из жилых домов, расположенных в границах опасной зоны в районе выработок рудника БКПРУ-1 ОАО «.....» в г. Березники, в том числе жилого дома по <адрес>, в срок до <дата>. (лд 227).
Решением Березниковского городского суда Пермского края от <дата> Галеева РС отселена из жилого помещения по <адрес> на администрацию г. Березники возложена обязанность предоставить Галеевой РС на период отселения благоустроенное жилое помещение маневренного фонда. Решение суда обращено к немедленному исполнению. Вступило в законную силу <дата> (гр. дело №).
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 21. 05. 2007 года N 304 "О классификации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", ст. 1, ст. 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" произошедшее в г. Березники событие в опасной зоне в районе выработок БКПРУ – 1 ОАО «.....» в городе Березники является чрезвычайной ситуацией, в связи с наличием которой граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу. Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации, устанавливаются законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
В силу пп. "л" п. 1 ст. 11 указанного Закона органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают решения об осуществлении единовременных денежных выплат гражданам Российской Федерации в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая определение случаев осуществления единовременных денежных выплат, а также круга лиц, которым указанные выплаты будут осуществлены.
Правительством Российской Федерации правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджету Пермского края на финансовое обеспечение мероприятий по переселению граждан из жилищного фонда, признанного непригодных вследствие техногенной аварии на руднике БКПРУ – 1 ОАО «.....» г. Березники Пермского края, не утверждены, в связи с чем, Правительством Пермского края нормативный правовой акт, регламентирующий порядок переселения граждан, проживающих в опасной зоне, не разработан (лд 74 т. 1).
Таким образом, судом установлено и не оспаривается ответчиками, что в связи с нахождением в границах опасной зоне принадлежащих истцу дома и земельного участка по <адрес> и отселением, последняя лишена возможности проживать в доме и пользоваться земельным участком и жилым домом, однако в установленном законом порядке нормативный правовой акт, позволяющий выплатить Галеевой РС компенсацию как собственнику данного имущества, до настоящего времени не принят.
Каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище. (ст. 40 Конституции Российской Федерации).
Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Жилищные права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. (ст. 1 Жилищного кодекса РФ).
Органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище (ст. 2 Жилищного кодекса РФ).
Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) установлено, что жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Постановлением Правительством Российской Федерации от 28 января 2006 года N 47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" (далее - Положение), действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации (пункт 2 Положения).
Согласно п. 36 данного Положения, непригодными для проживания следует признавать жилые помещения, расположенные в определяемой уполномоченным федеральным органом исполнительной власти зоне вероятных разрушений при техногенных авариях, если при помощи инженерных и проектных решений невозможно предотвратить разрушение жилых помещений. Многоквартирные дома, расположенные в указанных зонах, признаются аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В настоящем Положении под зоной вероятных разрушений при техногенных авариях понимается территория, в границах которой расположены жилые помещения и многоквартирные дома, которым грозит разрушение в связи с произошедшей техногенной аварией.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесенным к их компетенции (пункт 7, 47 Положения).
На основании полученного заключения соответствующий орган исполнительной власти либо орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием дальнейшего использования помещения, сроков отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о непризнании необходимости проведения ремонтно -восстановительных работ.(пункт 49 Положения).
В Пермском крае уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит определение границ зоны вероятных разрушений при техногенных авариях, не создан. (лд 75 – 78, 216, 225 т. 1). Данное обстоятельство является препятствием для проведения процедуры признания жилых помещений, находящихся в районе отработки панели переходного периода рудника БКПРУ-1, непригодными для проживания.
Вместе с тем, решением Березниковского городского суда Пермского края от <дата>, вступившего в законную силу, установлено, что дом, принадлежащий Галеевой РС, находится в пределах опасной зоны – зоны вероятного обрушения, где существует угроза чрезвычайной ситуации, связанной с вероятным, прогнозируемым обрушением зданий, сооружений и пород в <дата>; истец из принадлежащего ей жилого помещения отселена. Срок отселения не определен. Невозможность проведения процедуры изъятия жилого дома и земельного участка существенно ограничивает жилищные права истца.
В соответствии со ст. 7 Жилищного кодекса РФ в случаях, если жилищные отношения не урегулированы жилищным законодательством или соглашением участников таких отношений, и при отсутствии норм гражданского или иного законодательства, прямо регулирующих такие отношения, к ним, если это не противоречит их существу, применяется жилищное законодательство, регулирующее сходные отношения (аналогия закона).
При невозможности использования аналогии закона права и обязанности участников жилищных отношений определяются исходя из общих начал и смысла жилищного законодательства (аналогия права) и требований добросовестности, гуманности, разумности и справедливости.
С учетом того, что отсутствуют правовые нормы, регулирующие сложившиеся жилищные отношения, суд считает возможным применить к данным правоотношениям по аналогии положения ст. 32 ЖК РФ.
Согласно ч. 1 ст. 32 ЖК РФ жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных и муниципальных нужд. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Согласно ч. 10 ст. 32 ЖК РФ признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Принадлежащие на праве собственности истцу земельный участок и жилой дом находятся в границах опасной зоны, что не оспаривается ответчиками. Проживание в доме и пользование земельным участком и жилым домом невозможно в связи со сложившейся опасной ситуацией и отселением истца.
К полномочиям органов местного самоуправления, установленных Федеральным законом от 06.10.2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на соответствующей территории.
С учетом изложенного, исковые требования Галеевой РС о возложении на муниципальное образование «Город Березники» обязанности заключить соглашение об изъятии жилого дома и земельного участка путем выкупа являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно п. 6 ст. 32 Жилищного кодекса РФ выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения. Соглашение включает в себя обязательство Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования уплатить выкупную цену за изымаемое жилое помещение.
Согласно п. 7 ст. 32 ЖК РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Если собственник жилого помещения не согласен с решением об изъятии жилого помещения либо с ним не достигнуто соглашение о выкупной цене жилого помещения или других условиях его выкупа, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие такое решение, могут предъявить в суд иск о выкупе жилого помещения (п. 9 ст. 32 ЖК РФ).
Согласно п.7 ст.32 Жилищного кодекса РФ при определении выкупной цены жилого помещения в нее включается рыночная стоимость жилого помещения, а также все убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, включая убытки, которые он несет в связи с изменением места проживания, временным пользованием иным жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения (в случае, если указанным в части 6 настоящей статьи соглашением не предусмотрено сохранение права пользования изымаемым жилым помещением до приобретения в собственность другого жилого помещения), переездом, поиском другого жилого помещения для приобретения права собственности на него, оформлением права собственности на другое жилое помещение, досрочным прекращением своих обязательств перед третьими лицами, в том числе упущенную выгоду.
Соглашение о выкупной цене жилого помещения и земельного участка между сторонами не достигнуто.
Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Истцом Галеевой РС представлены отчеты ООО «.....», ИП Х.О. ответчиком администрацией г. Березники - отчет ООО «.....».
Согласно отчета № от <адрес>, составленного ООО «.....», рыночная стоимость земельного участка по <адрес> составляет ..... руб., рыночная стоимость жилого .....-х этажного здания (1 подземный этаж), общей площадью ..... кв. м, составляет ..... руб. (лд 17 – 70 т. 1).
Данная оценка выполнена с использованием затратного и сравнительного подходов, доходный подход не использовался.
Согласно отчета об оценке № от <дата>, выполненного ИП Х.О. рыночная стоимость объектов недвижимости по <адрес>: жилого .....-х этажного здания (..... подземный этаж), общей площадью ..... кв. м; бани, общей площадью ..... кв. м; земельного участка, общей площадью ..... кв.м, составляет ..... руб. Убытки, причиненные собственнику жилого помещения его изъятием, составляют ..... руб. (лд 41 – 159 т. 2).
Данная оценка выполнена с использованием затратного и сравнительного подходов, доходный подход не использовался.
Согласно отчета № от <дата>, составленного ООО «.....», рыночная стоимость .....-х этажного жилого здания (..... подземный этаж), общей площадью ..... кв. м, расположенного на земельном участке по <адрес>, составляет ..... руб., в том числе рыночная стоимость земельного участка составляет ..... руб. (лд 93 – 185 т. 1).
В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 135 - ФЗ от 29.07.1998 (ред. от 23.07.2013) "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" под рыночной стоимостью объекта оценки понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие - либо чрезвычайные обстоятельства.
Отчет об оценке объекта оценки не должен допускать неоднозначного толкования или вводить в заблуждение. В отчете в обязательном порядке указываются дата проведения оценки объекта оценки, используемые стандарты оценки, цели и задачи проведения оценки объекта оценки, а также приводятся иные сведения, которые необходимы для полного и недвусмысленного толкования результатов проведения оценки объекта оценки, отраженных в отчете.
В отчете должны быть указаны: стандарты оценки для определения соответствующего вида стоимости объекта оценки, обоснование их использования при проведении оценки данного объекта оценки, перечень использованных при проведении оценки объекта оценки данных с указанием источников их получения, а также принятые при проведении оценки объекта оценки допущения; последовательность определения стоимости объекта оценки и ее итоговая величина, а также ограничения и пределы применения полученного результата. (ст. 11 ФЗ № 135 от 29. 07. 1998 года).
В соответствии со ст. ст. 14, 15 данного Федерального закона оценщик имеет право применять самостоятельно методы проведения оценки объекта оценки в соответствии со стандартами оценки; запрашивать в письменной или устной форме у третьих лиц информацию, необходимую для проведения оценки объекта оценки. Оценщик обязан соблюдать при осуществлении оценочной деятельности требования настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, федеральные стандарты оценки, а также стандарты и правила оценочной деятельности, утвержденные саморегулируемой организацией оценщиков, членом которой он является.
В соответствии с п.6 ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки» итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.
В соответствии с п. 6 Федерального стандарта оценки, утвержденного Приказом Минэкономразвития РФ от 20. 07. 2007 года N 256 (ФСО № 1 «Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки») итоговая стоимость объекта оценки определяется путем расчета стоимости объекта оценки при использовании подходов к оценке и обоснованного оценщиком согласования (обобщения) результатов, полученных в рамках применения различных подходов к оценке.
Подход к оценке представляет собой совокупность методов оценки, объединенных общей методологией. Методом оценки является последовательность процедур, позволяющая на основе существенной для данного метода информации определить стоимость объекта оценки в рамках одного из подходов к оценке. (п. 7 ФСО № 1).
Информация, используемая при проведении оценки, должна удовлетворять требованиям достаточности и достоверности. Информация считается достаточной, если использование дополнительной информации не ведет к существенному изменению характеристик, использованных при проведении оценки объекта оценки, а также не ведет к существенному изменению итоговой величины стоимости объекта оценки. Информация считается достоверной, если данная информация соответствует действительности и позволяет пользователю отчета об оценке делать правильные выводы о характеристиках, исследовавшихся оценщиком при проведении оценки и определении итоговой величины стоимости объекта оценки, и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.(п. 19 ФСО № 1).
Итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, за исключением кадастровой, указанная в отчете об оценке, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектами оценки, если с даты составления отчета об оценке до даты совершения сделки с объектом оценки или даты представления публичной оферты прошло не более шести месяцев. (п. 26 ФСО № 1).
Согласно п. 4 ФСО № 3 «Требования к отчету об оценке» при составлении отчета об оценке оценщик должен придерживаться следующих принципов: информация, приведенная в отчете об оценке, использованная или полученная в результате расчетов при проведении оценки, существенная с точки зрения стоимости объекта оценки, должна быть подтверждена (принцип обоснованности); содержание отчета об оценке не должно вводить в заблуждение пользователей отчета об оценке, а также допускать неоднозначного толкования (принцип однозначности); состав и последовательность представленных в отчете об оценке материалов и описание процесса оценки должны позволить полностью воспроизвести расчет стоимости и привести его к аналогичным результатам (принцип проверяемости).
В соответствии с п. 13 ФСО № 3 в отчете об оценке должно содержаться описание последовательности определения стоимости объекта оценки, позволяющее пользователю отчета об оценке, не имеющему специальных познаний в области оценочной деятельности, понять логику процесса оценки и значимость предпринятых оценщиком шагов для установления стоимости объекта оценки.
В отчете об оценке должно содержаться обоснование выбора примененных оценщиком методов оценки в рамках затратного, сравнительного и доходного подходов (п. 14 ФСО № 3).
В отчете об оценке должно содержаться описание расчетов, расчеты и пояснения к расчетам, обеспечивающие проверяемость выводов и результатов, указанных или полученных оценщиком в рамках применения подходов и методов, использованных при проведении оценки (п.15 ФСО № 3).
Проверив представленные отчеты, суд принимает в качестве надлежащего доказательства рыночной стоимости объектов недвижимости отчет ООО «.....», представленный администрацией г. Березники, так как данная оценка наиболее соответствует вероятной цене, по которой принадлежащие истцу жилой дом и земельный участок с постройками на данный момент могут быть отчуждены на открытом рынке в условиях конкуренции.
Указанная оценка объективна и достоверна, проведена по состоянию на <дата>, оценщиком применяемые при оценке подходы обоснованы надлежащим образом, при определении рыночной стоимости жилого дома использованы 8 аналогов, которые расположены в том же городе, что и оцениваемый объект - в г. Березники, сопоставимы с оцениваемым объектом по метражу и классу внутренней отделки, по площади земельного участка, который занимает жилой дом. Указанные в отчете выводы согласуются также с данными об имеющихся предложениях на рынке жилья указанного сегмента в г. Березники (лд 229 – 249 т. 1, лд 180 – 183 т. 2). Кроме того, рыночная стоимость объектов определена с учетом стоимости затрат на замещение улучшений земельного участка, в связи с наличием капитальных надворных построек.
При составлении указанного отчета нарушений требований Федерального закона от 29. 07. 1998 года № 135 - ФЗ «Об оценочной деятельности», Федеральных стандартов оценки от 20. 07. 2007 года, от 25. 09. 2014 года судом не установлено.
Показания допрошенного в ходе судебного заседания свидетеля Пономарева ВС о том, что при определении рыночной стоимости недвижимости необходимо использовать и затратный подход, так как при использовании только сравнительного подхода не отражается реальная картина рыночной стоимости недвижимого имущества, затратный подход позволяет учесть индивидуальные особенности объекта; экспертное заключение № от <дата> о том, что отчет № соответствует требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности, не опровергают выводы, содержащиеся в отчете ООО «.....».
В представленных истцом отчетах в качестве объектов – аналогов взяты земельные участки и дома, расположенные в основном не на территории г. Березники, площади данных объектов – аналогов значительно превышают площади оцениваемых объектов, что в совокупности привело к значительному увеличению рыночной стоимости данных объектов.
Включение в выкупную цену кадастровой стоимости земельного участка не соответствует требованиям ст. 281 ГК РФ, согласно которой в выкупную цену включается рыночная стоимость земельного участка.
Размер рыночной стоимости объекта оценки (жилого дома и земельного участка), определенный ООО «.....», является равноценным возмещением, позволяющим истице приобрести аналогичное по своим качествам имущество взамен утраченного.
Рыночная стоимость земельного участка определена оценщиком с учетом требований абз. 5 п. 4 ст. 35 Земельного кодекса РФ, согласно которого отчуждение земельного участка без находящихся на нем здания, строения, сооружения в случае, если они принадлежат одному лицу, не допускается.
Таким образом, при определении выкупной цены рыночная стоимость .....-х этажного жилого здания (..... подземный этаж), общей площадью ..... кв. м, расположенного на земельном участке по <адрес>, составляет ..... руб., в том числе рыночная стоимость земельного участка составляет ..... руб.
С учетом изложенного, исковые требования Галеевой РС об определении выкупной цены жилого дома и земельного участка, о возложении обязанности на МО «Город Березники» по изъятию путем выкупа жилого дома и земельного участка по <адрес>, о взыскании с МО «Город Березники» в пользу истца выкупной цены жилого дома и земельного участка в размере ..... руб. (в том числе рыночная стоимость земельного участка – ..... руб.), подлежат удовлетворению.
Исковые требования Галеевой РС о включении в выкупную стоимость убытков, связанных с переездом и расходов на поиск иного земельного участка и жилого дома с целью приобретения права собственности на них и расходов на оформление права собственности на дом и земельный участок с помощью лица, занимающегося риэлторской деятельностью, в сумме ..... руб. удовлетворению не подлежат, так как указанные расходы истцом не понесены.
Представленные истцом документы не свидетельствуют, что истец будет нести данные убытки. (лд 195, 196, 197 т. 1). Согласно п. 8 Порядка выкупа изымаемых для муниципальных нужд жилых помещений, утвержденного решением Березниковской городской Думы от 18. 07. 2007 года № 315, определение размера убытков, подлежащих включению в выкупную цену, устанавливается в каждом конкретном случае муниципальным правовым актом администрации города.
Кроме того, исковые требования Галеевой РС о признании незаконным бездействия Правительства Пермского края в части непринятия мер по реквизиции земельного участка истца и возложении на Правительство Пермского края обязанности по изданию акта о реквизиции земельного участка и оформлению нормативного акта по возмещению истцу причиненных убытков, удовлетворению не подлежат, так как в силу ч. 1 ст. 51 Земельного кодекса РФ временное изъятие у собственника земельного участка (реквизиция) является правом, а не обязанностью уполномоченного исполнительного органа государственной власти; кроме того, судом удовлетворяются исковые требования о выкупе у истца данного земельного участка, с расположенным на нем жилым домом, то есть об отчуждении земельного участка в ином порядке.
На основании ч. 1 ст. 98 ГПК РФ в пользу истца с МО «Город Березники» подлежат взысканию расходы по оплате госпошлины в размере ..... руб. (лд 3).
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
Р е ш и л:
Исковые требования Галеевой Р.С. удовлетворить частично.
Обязать муниципальное образование «Город Березники» изъять путем выкупа жилой дом и земельный участок, расположенные по адресу: <адрес>, принадлежащие на праве собственности Галеевой Р.С., определив выкупную цену жилого дома и земельного участка в размере ..... руб. (в том числе рыночная стоимость земельного участка – ..... руб.).
Взыскать с муниципального образования «Город Березники» в пользу Галеевой Р.С. выкупную цену жилого дома и земельного участка в размере ..... руб. (в том числе рыночная стоимость земельного участка – ..... руб.); расходы по оплате госпошлины – ..... руб.
В остальной части исковые требования Галеевой Р.С. к муниципальному образованию «Город Березники», Правительству Пермского края – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Березниковский городской суд в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья – (подпись). Копия верна, судья - Холодкова ТВ