РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 марта 2014 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,
с участием истца Ткаченко Ю.С.,
представителя истца – старшего помощника прокурора г. Жигулевск – Архангельского Е.А.,
при секретаре Шушкановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-342/2014 по иску прокурора г. Жигулевск, действующего в интересах Ткаченко К. С., к администрации г.о. Жигулевск, Министерству строительства Самарской области о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор г. Жигулевск, действуя в интересах Ткаченко К.С., обратился в суд с указанным выше иском, требуя обязать администрацию городского округа Жигулевск и Министерство строительства <адрес> предоставить Ткаченко К.С. жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью не ниже установленных социальных норм, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим требованиям.
Согласно доводам иска Ткаченко К.С., 21.01.1993 года рождения, является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Постановлением администрации г.о. Жигулевск от ДД.ММ.ГГГГ № 840, Ткаченко К.С. поставлена на учет для предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилищного фондам. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов РФ и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ (введенной в действие с ДД.ММ.ГГГГ законом от ДД.ММ.ГГГГ N 15-ФЗ) жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное. Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций. Указанный жилищный фонд в администрации г.о. Жигулевск отсутствует субвенции из областного бюджета в него не поступили. Таким образом, орган местного самоуправления в лице администрации г.о. Жигулевск, обязан был предоставить Ткаченко Ю.С., по прекращении опеки, по договору найма жилое помещение из специализированного жилого фонда, однако до настоящего времени этого не сделано, чем нарушены права Ткаченко Ю.С. Обращение прокурора в суд с иском в защиту нарушенных социальных прав и интересов Ткаченко К.С. обусловлено тем, что она относится к категории социально не защищенных граждан, не обладает знаниями необходимого уровня, а также находится в тяжелом материальном положении, в связи с чем, не имеет возможности обратиться за квалифицированной юридической помощью.
В судебном заседании представитель истца - старший помощник прокурора г.о. Жигулевск Архангельский Е.А. исковые требования и доводы иска поддержал полностью.
Истец Ткаченко К.С. в судебном заседание исковые требования поддержала.
Представитель ответчика – администрации г.о. Жигулевск в судебное заседание не явился, в своем заявлении просил рассмотреть дело в его отсутствие, указав, что возражает против удовлетворения исковых требований. 06.05.2013 года Ткаченко К.С. включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда. В соответствии со ст. <адрес> № –ГД от ДД.ММ.ГГГГ формирование специализированного жилищного фонда для предоставления детям-сиротам, оставшимся без попечения родителей, осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. В настоящее время подлежащих обеспечению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями муниципального специализированного жилищного фонда в г.о. Жигулевск 49, из которых Ткаченко К.С. числиться под номером 24 (л.д. 35-36).
Представитель ответчика – Министерства строительства <адрес> в судебное заседание не явился, в отзыве просил в удовлетворении исковых требований прокурора <адрес> отказать, указал, что действующим законодательством полномочия по предоставлению детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилых помещений на министерство строительства <адрес> не возложены, в связи с чем требования прокурора <адрес> о возложении на министерство обязанности по предоставлению Ткаченко К.С. жилого помещения являются необоснованными. Министерство права и охраняемые законом интересы Ткаченко К.С. не нарушало, препятствий в реализации права заявителя на предоставление жилого помещения не чинило (л.д. 24-29).
Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Из имеющихся в материалах дела документов усматривается, что Ткаченко К.С., 21.01.1993 года рождения, осталась без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасти вследствие лишения их родительских прав (л.д. 39,40-41,48).
Согласно Постановлению администрации городского округа Жигулевск от 06.05.2013 года № 840, Ткаченко К.С. принята на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, как лицо из числа детей, оставшихся без попечения родителей, с составом семьи 1 человек, согласно заявлению от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7).
Согласно ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В соответствии со ст. 98.1 ЖК РФ жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предназначены для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Согласно ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Жилые помещения, предназначенные для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений не предоставляются иностранным гражданам, лицам без гражданства, если международным договором Российской Федерации не предусмотрено иное.
В силу ст. 8 ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия. В случаях, предусмотренных законодательством субъектов Российской Федерации, жилые помещения могут быть предоставлены лицам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, ранее, чем по достижении ими возраста 18 лет.
По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом настоящего пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.
<адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделяются отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями, указанными в части 1 настоящей статьи, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - государственные полномочия).
В соответствии со ст. 2 названного закона финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Предоставление субвенций местным бюджетам производится в пределах средств, предусмотренных на эти цели в областном бюджете на соответствующий финансовый год.
Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций.
Органы местного самоуправления могут за счет собственных средств включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются лицам, указанным в части 2 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, которая составляет 33 квадратных метра общей площади жилого помещения на одного ребенка-сироту или ребенка, оставшегося без попечения родителей. Жилые помещения могут предоставляться с превышением нормы предоставления (ст. <адрес>).
В силу пункта 2 статьи <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № 135-ГД его действие распространяется на правоотношения, возникшие до дня вступления в силу Федерального закона "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", в случае, если лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не реализовали принадлежащее им право на обеспечение жилыми помещениями до ДД.ММ.ГГГГ.
Нуждаемость Ткаченко К.С. в жилом помещении, как и ее право на предоставление жилого помещения, не оспаривается стороной ответчика и подтверждается принятием ее на учет граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, актом обследования жилищно-бытовых условий от ДД.ММ.ГГГГ года, утвержденным начальником отдела по делам семьи, охране материнства и детства департамента социального развития администрации г.о. Жигулевск, выпиской из ЕГРП и поквартирной карточки от ДД.ММ.ГГГГ года, согласно которым Ткаченко К.С. принадлежит 1/7 доля в праве общей (долевой) собственности на жилое помещение площадью 55,6 кв.м, расположенное по адресу: <адрес>, что составляет менее установленной учетной нормы общей площади жилого помещения на одно лицо (л.д. 41оборот-44,45оборот).
Оценивая вышеуказанные нормы закона и представленные доказательства, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению, поэтому орган местного самоуправления – администрация г.о. Жигулевск обязан обеспечить истицу жилым помещением по договору найма из специализированного жилищного фонда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск прокурора <адрес> в интересах Ткаченко К. С. удовлетворить.
Обязать администрацию городского округа Жигулевск предоставить Ткаченко К. С., ДД.ММ.ГГГГ год рождения жилое помещение по договору найма по месту жительства из специализированного жилищного фонда, площадью по нормам предоставления площади жилого помещения, благоустроенное, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме путем подачи жалобы через Жигулевский городской суд.
Судья Жигулевского городского суда Н.А. Сафонова