Дело № 2-263
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
04 июня 2013 года г. Питкяранта
Питкярантский городской суд Республики Карелия в составе:
Председательствующего судьи Пуцыкиной Н.Ю.
При секретаре Тупиной Т.А.
Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Алексеевой Ирины Викторовны к администрации Питкярантского городского поселения о предоставлении жилого помещения
УСТАНОВИЛ:
Иск предъявлен по тем основаниям, что истец ДД.ММ.ГГГГ по договору купли-продажи приобрела неблагоустроенную трехкомнатную квартиру, общей площадью 49,2 кв.м., №, расположенную в доме <адрес>
В апреле 2013 года вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу.
Истец просит обязать администрацию Питкярантского городского поселения предоставить истцу жилое помещение из расчета 49,2 кв.м..
Определением от 27 мая 2013 года в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований, привлечен Алексеев И.В..
В судебном заседании истец и ее представитель Перякина Н.Ф., действует на основании ордера, исковые требования изменили, просили обязать администрацию Питкярантского городского поселения предоставить ей жилое помещение из расчета социальной нормы предоставления - 15 кв.м.. Истец пояснила, что когда приобретала жилое помещение, дом не был признан аварийным. Летом 2012 года она проживала в квартире № В настоящее время в доме проживать небезопасно. Пояснила, что иного жилья в собственности не имеет. Квартира, в которой она проживает и зарегистрирована в настоящее время, принадлежит на праве собственности ее несовершеннолетнему сыну Алексееву В.И..
Представитель ответчика - представитель администрации Питкярантского городского поселения Кириллов В.А., действует на основании доверенности, иск не признал. Пояснил, что после признания дома аварийным не принималось решений об изъятии земельного участка и изъятии у Алексеевой И.В. жилого помещения. Также Администрация не заключила и не предлагала заключить Алексеевой И.В. соглашение о выкупе жилого помещения либо о предоставлении ей жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения.
Третье лицо Алексеев И.В. исковые требования поддержал.
Суд, изучив материалы дела, заслушав истца Алексееву И.В., ее представителя Перякину Н.Ф., представителя ответчика Кириллова В.А., третье лицо Алексеева И.В., приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Основания признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном законом порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Согласно статьи 85 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане выселяются из жилых помещением с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма в случае, если жилое помещение признано непригодным для проживания.
В соответствии со статьей 87 Жилищного кодекса Российской Федерации, если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит переводу в нежилое помещение или признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма.
Как разъяснено в п. 37 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации" по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 ЖК РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение подлежит переводу в нежилое помещение; жилое помещение признано непригодным для проживания; в результате реконструкции или капитального ремонта жилого дома жилое помещение не сохраняется или уменьшается, в результате чего граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях (статья 51 ЖК РФ), или увеличивается, в результате чего общая площадь жилого помещения на одного члена семьи существенно превысит норму предоставления (статья 50 ЖК РФ), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 ЖК РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.
В судебном заседании установлено, что на основании договора купли-продажи квартиры от ДД.ММ.ГГГГ Алексеева И.В. приобрела в собственность трехкомнатную неблагоустроенную квартиру, находящуюся по адресу: <адрес> Данное обстоятельство подтверждается договором купли-продажи квартиры, свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ №
В указанном жилом помещении никто не зарегистрирован.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 05 апреля 2013 года жилой дом ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу. Степень износа по данным государственного технического учета составляет 71 %. Основные конструкции дома находятся в ограниченно работоспособном состоянии.
Как пояснил в суде представитель ответчика Кириллов В.А., никаких мероприятий по отселению нанимателей и собственников из жилых помещений указанного дома не проводилось. В настоящее время проводится мониторинг квартир, находящихся в собственности, выясняется количество зарегистрированных лиц в доме.
Согласно сведениям Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Карелия Алексеева И.В. не имеет прав на какие-либо другие жилые помещения.
Из материалов дела усматривается, что до настоящего времени истец жилым помещением не обеспечен. Состояние конструкций жилого дома в настоящее время не обеспечивает безопасное пребывание людей в жилом помещении и создает реальную угрозу жизни и здоровью граждан. Как следует из акта обследования, в доме имеются провисания потолочных перекрытий второго этажа, шифер в неудовлетворительном состоянии, полы имеют проседания, находятся в неудовлетворительном состоянии, оконные проемы отсутствуют, дверные проемы отсутствуют, электроснабжение отсутствует, печи в нерабочем состоянии.
Поскольку действующим законодательством на государство возложена обязанность по обеспечению дополнительных гарантий жилищных прав путем предоставления жилища бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных или иных жилищных фондов в соответствии с установленным законом нормами не любым, а только малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, а законодатель не связывает возможность признания гражданина нуждающимся в получении жилого помещения с конкретным правом, на котором ему принадлежит или ранее принадлежало жилое помещение, то нуждающимся может быть признан как наниматель, так и собственник помещения.
Судом установлено, что жилой дом признан в установленном законом порядке непригодным для проживания, у органов городского поселения в силу ст. 57 ЖК РФ возникла обязанность предоставить истцу жилое помещение, однако до сих пор указанная обязанность не исполнена.
Доводы представителя ответчика относительно того, что суд не вправе обязать администрацию Питкярантского городского поселения предоставить другое жилое помещение собственнику жилого помещения, признанного непригодным для проживания, суд находит несостоятельными, так как в силу закона обязанность по предоставлению жилья нуждающимся в улучшении жилищных условий в связи с указанными основаниями возникает независимо от формы собственности помещения, признанного аварийным.
В соответствии с пунктом 20 разъяснений, данных в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 02.07. 2009 года N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ" не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях.
Статья 32 Жилищного кодекса Российской Федерации регулирует обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд и не исключает действия статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации о предоставлении жилых помещений.
Из Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за третий квартал 2012 года (утв. Президиумом Верховного Суда РФ от 26.12.2012 г.), усматривается, что если аварийный многоквартирный дом, в котором находится жилое помещение собственника, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в силу ст. 16, п.3 ст. 2 Федерального закона от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ «О фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения либо его выкуп (ст. 32 Жилищного кодекса Российской Федерации).
При этом, собственник имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
В случае невключения многоквартирного дома, признанного аварийным и подлежащим сносу, в адресную программу жилищные права собственника жилого помещения обеспечиваются в порядке, предусмотренном статьей 32 Жилищного кодекса Российской Федерации. Как установлено судом, дом № в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда не включен.
Согласно части 10 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном ч. ч. 1 - 3, 5 - 9 данной статьи. Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления и подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
В соответствии с частью 6 статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации выкупная цена жилого помещения, сроки и другие условия выкупа определяются соглашением с собственником жилого помещения.
По соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену (ч. 8 ст. 32 ЖК РФ). При этом собственнику жилого помещения другое жилое помещение взамен изымаемого должно предоставляться на праве собственности. Вместе с тем не исключена возможность предоставления собственнику с его согласия другого жилого помещения на иных правовых основаниях (например, по договору социального найма).
Согласно разъяснениям, указанным в пункте 22 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 02.07.2009 N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации", судам следует учитывать, что Жилищным кодексом РФ не установлены правовые последствия признания в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу или реконструкции многоквартирного дома, в котором проживают не только собственники жилых помещений, но и наниматели жилых помещений по договору социального найма. Учитывая это, при рассмотрении споров, связанных с обеспечением жилищных прав собственников жилых помещений в таком многоквартирном доме, суд вправе исходя из норм ч. 1 ст. 7 ЖК РФ о применении жилищного законодательства по аналогии применить к названным отношениям положения ч. 10 ст. 32 ЖК РФ об изъятии жилого помещения у собственника путем выкупа либо о предоставлении ему другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену.
Довод представителя ответчика о том, что в материалах дела нет сведений, подтверждающих факт нуждаемости Алексеевой И.В. в улучшении жилищных условий и отнесения к категории малоимущих граждан, суд находит несостоятельными по следующим основаниям.
Ни из статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, ни из каких-либо других его положений не следует, что обязательным условием внеочередного предоставления жилья гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания, является нахождение гражданина на учете в момент возникновения обстоятельств, обусловивших непригодность жилого помещения для проживания. Закрепление такого условия применительно к ситуациям непредвиденной утраты пригодного для проживания жилого помещения противоречило бы принципам равенства и справедливости как конституционным критериям правомерного регулирования прав и свобод человека и гражданина.
Таким образом, по своему правовому смыслу в системе действующего законодательства пункт 1 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не исключает возможность предоставления жилых помещений гражданам, лишившимся жилища в результате его непригодности для проживания во внеочередном порядке, если на момент утраты жилища они не состояли на учете в качестве нуждающихся в жилом помещении.
Администрацией Питкярантского городского поселения после признания дома аварийным не принималось решений об изъятии земельного участка и изъятии у Алексеевой И.В. жилого помещения. При разрешении вопроса о предоставлении Алексеевой И.В. другого жилого помещения администрация не заключила и не предлагала ей заключить соглашение о выкупе жилого помещения либо о предоставлении ей жилого помещения взамен изымаемого жилого помещения.
Доводы представителя ответчика о том, что Алексеева И.В. зарегистрирована по адресу: Республика <адрес>, совместно со своим несовершеннолетним сыном и супругом, а, следовательно, не является нуждающейся в улучшении жилищных условий, суд считает не состоятельными. Как установлено судом, вышеуказанная квартира принадлежит на праве собственности несовершеннолетнему сыну Алексеевой И.В.. В суде Алексеева И.В. пояснила, что квартиру по <адрес>, приобрела, чтобы в дальнейшем проживать отдельно от сына и супруга, поскольку намерена расторгнуть брак с супругом. В настоящее время она вынуждена проживать в квартире сына, поскольку в приобретенной ею квартире проживать небезопасно. Доказательств обратного стороной ответчика не представлено.
Удовлетворяя исковые требования о возложении обязанности по предоставлению жилого помещения, решении вопроса о размере предоставляемого жилого помещения, суд учитывает положения статей 57 и 89 Жилищного Кодекса Российской Федерации, согласно которым предоставление гражданам вне очереди другого жилого помещения в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания носит компенсационный характер, не связано с решением вопроса об улучшении жилищных условий, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними и, с учетом данных о площади жилого помещения, содержащихся в правоустанавливающих документах, суд приходит к выводу о том, что Алексеевой И.В. должно быть предоставлено благоустроенное жилое помещение, равнозначное ранее занимаемому, в пределах города Питкяранта, на праве собственности, в связи с чем, не принимает во внимание изменение исковых требований Алексеевой И.В. в части определения площади жилого помещения.
Указанная обязанность по предоставлению жилого помещения должна быть возложена на администрацию Питкярантского городского поселения, на которую в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению жилыми помещениями граждан, проживающих в домах, непригодных к проживанию.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Обязать администрацию Питкярантского городского поселения предоставить Алексеевой Ирине Викторовне в собственность благоустроенное жилое помещение, общей площадью не менее 49,2 кв.м. в городе Питкяранта Республики Карелия. После фактического предоставления жилого помещения в собственность, прекратить право собственности Алексеевой Ирины Викторовны на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Питкярантский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина
Мотивированное решение составлено в порядке ст. 199 ГПК РФ 10 июня 2013 года.
Председательствующий Н.Ю.Пуцыкина