Решение по делу № 2[1]-600/2014 ~ М[1]-401/2014 от 14.03.2014

гр. дело № 2(1)-600/2014г.

Решение

Именем Российской Федерации

15 апреля 2014 года г. Бугуруслан

Бугурусланский районный суд Оренбургской области

в составе председательствующего судьи Рябчиковой М.В.,

при секретаре Устименко Е.А.,

с участием представителя истца Рываевой И.В., Селезнёва Д.В., представителя ответчика Вишняковой Л.В., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры, действующего в интересах Селезнёва Д.В. к администрации муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области (администрация МО «г.Бугуруслан»), Управлению образованием администрации муниципального образования «город Бугуруслан» (УО администрации МО «г.Бугуруслан») о признании незаконным отказа в постановке на очередь в качестве нуждающегося в жилом помещении, возложении обязанности о включении в очередь и предоставлении жилого помещения,

установил:

Прокурор Бугурусланской межрайонной прокуратуры обратился в суд, с иском, в интересах Селезнёва Д.В. указывая на то, что на основании заявления последнего была проведена проверка соблюдения жилищных прав детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В ходе проверки было установлено, что в целях реализации социальной поддержки детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Селезнёв Д.В. обратился ДД.ММ.ГГГГг с заявлением, в администрацию МО «г.Бугуруслан» о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения, в связи с отсутствием у него закреплённого жилья и наличия статуса оставшегося без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГг. управлением образования администрации МО «г.Бугуруслан» Селезнёву Д.В. было отказано в принятии на учёт, в связи с отсутствием постоянной регистрации на территории г.Бугуруслана.

Считают данный отказ незаконным, противоречащим нормам действующего законодательства.

При подаче заявления Селезнёвым Д.В. были приложены свидетельство о рождении, справка о рождении, подтверждающая, что в свидетельстве о рождении не указаны сведения об отце, копия решения суда от ДД.ММ.ГГГГ о лишении родительских прав матери – ФИО10. в отношении ребёнка, копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ ода о том, что Селезнёв Д.В. был поставлен на льготную очередь на получение жилья по категории дети, оставшиеся без попечения родителей, справку с ГАОУ СПО «<данные изъяты>» об обучении на очном отделении в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., справку о регистрации по месту пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг по адресу: <адрес> (здание общежития техникума), распоряжение администрации города Бугуруслана от ДД.ММ.ГГГГг. об определении Селезнёва Д.В. в детский дом, справки об отсутствии в собственности или на ином законном основании объектов недвижимого имущества.

Селезнёв Д.В. приобрёл статус оставшегося без попечения родителей проживая в г.Бугуруслане, был поставлен на очередь для получения жилья, то есть вышеуказанными распорядительными документами администрация МО «г.Бугуруслан» предоставила ребёнку гарантии на дальнейшее право обеспечением жильём.

С учётом специфики дети–сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и не имеющие закреплённого за ними жилого помещения не могут иметь постоянную регистрацию.

Селезнёв Д.В. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закреплённого жилья.

Считают, что по смыслу жилищного законодательства право детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки и сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли.

Наличие списка лиц – вне очередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жильём, не является основанием для отказа в предоставлении жилого помещения.

В связи с чем, просит суд признать незаконным отказ управления образованием администрации МО «город Бугуруслан» от ДД.ММ.ГГГГ в принятии Селезнёва Д.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Признать Селезнёва Д.В. нуждающимся в жилом помещении по категории детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с включением в список подлежащих обеспечению жилым помещением детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей и детей – сирот по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать администрацию МО «Город Бугуруслан» предоставить Селезнёву Д.В. жилое благоустроенное помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счёт средств субъекта РФ Оренбургской области, выделенных на эти цели.

В судебном заседании представитель истца Рываева И.В. поддержала заявленные исковые требования, по основаниям, изложенным в иске. Также пояснила о том, что действующее законодательство не содержит требований о наличии постоянной регистрации.

Селезнёв Д.В. в судебном заседании поддержал позицию представителя истца.

Представитель ответчика УО администрации МО «г.Бугуруслан» Вишнякова Л.В., действующая по доверенности, исковые требования истца не признала.

Представитель ответчика администрации МО «г.Бугуруслан», в судебное заседание не явился. Суд располагает сведениями о надлежащем извещении.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные исковые требования на стороне ответчика, в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, сведениями о причинах неявки суд не располагает. В дело представлен отзыв.

С учётом мнения сторон, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика и представителя третьего лица, в соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ.

Заслушав объяснения сторон, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

Статьёй 40 Конституции РФ каждому гражданину гарантируется право на жилище и на органы государственной власти возложена обязанность создавать условия для реализации данного права.

В соответствии со ст. 44 Конституции РФ дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, имеют преимущественное право на социальное обеспечение.

В судебном заседании установлено, что ДД.ММ.ГГГГг. Селезнёв Д.В. обратился в администрацию МО «г.Бугуруслан» с заявлением о принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения в связи с отсутствием закреплённого жилого помещения и наличия статуса оставшегося без попечения родителей, на состав семьи 1 человек (л.д.6).

ДД.ММ.ГГГГг. УО администрации МО «г.Бугуруслан» за было отказано Селезнёву Д.В. в удовлетворении заявления о принятии на учёт в качестве нуждающегося в получении жилья в связи с тем, что последний имеет временную регистрацию по адресу: <адрес> (общежитие) (л.д<данные изъяты>).

Суд считает данный отказ необоснованным, по следующим основаниям.

В соответствии с абз. 3 части 2 ст. 2 Закона Оренбургской области от 18 марта 2013г. № 1420/408–V–ОЗ «Об обеспечении жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Оренбургской области» к заявлению о включении в Список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, лиц, из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, прилагаются документы, перечень которых устанавливается Правительством Оренбургской области.

Постановлением Правительства Оренбургской области от 19 сентября 2013 г. № 782-п утверждён Перечень документов, необходимых для включения в список подлежащих обеспечению жилыми помещениями детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц, из числа детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Пунктом 1 Перечня 782 – п для включения в Список лица из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, или законные представители детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, представляют в уполномоченный орган местного самоуправления по месту жительства в том числе документ, подтверждающий факт проживания заявителя на территории городского округа (муниципального района) Оренбургской области.

Селезнёвым Д.В. с заявлением были предоставлены документы, свидетельствующие о фактическом проживании на территории МО «г.Бугуруслан»: копия распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ ода о том, что Селезнёв Д.В. был поставлен на льготную очередь на получение жилья по категории дети, оставшиеся без попечения родителей, справку с ГАОУ СПО «Бугурусланский сельскохозяйственный техникум» об обучении на очном отделении в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг., справку о регистрации по месту пребывания в период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг по адресу: <адрес> (здание общежития техникума), распоряжение администрации города Бугуруслана от ДД.ММ.ГГГГг. об определении Селезнёва Д.В. в детский дом, справки об отсутствии в собственности или на ином законном основании объектов недвижимого имущества.

Обеспечение жилым помещением детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких либо условий.

Судом установлено что мать – ФИО10 лишена родительских прав в отношении Селезнёва Д.В. на основании решения Бугурусланского городского суда Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ, в свидетельстве о рождении в графе «отец» - прочерк.

Распоряжением главы администрации города Бугуруслана от ДД.ММ.ГГГГг. было определено поместить Селезнёва Д.В. в детский дом.

ДД.ММ.ГГГГ распоряжением администрации города Бугуруслана Селезнёв Д.В. был поставлен на льготную очередь на получения жилья по категории дети, оставшиеся без попечения родителей.В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Селезнёв Д.В. находился в Детском доме <адрес>, на полном государственном обеспечении, что подтверждается материалами, имеющимися в деле.

В период с ДД.ММ.ГГГГг. по ДД.ММ.ГГГГг. Селезнёв Д.В. обучался на очном отделении в ГАОУ СПО «<данные изъяты>» по специальности «автомеханик».

С ДД.ММ.ГГГГ Селезнёв Д.В. зарегистрирован по адресу: <адрес> здании общежития ГАОУ СПО «<данные изъяты>» до ДД.ММ.ГГГГг.

Судом установлено, что Селезнёв Д.В. не имеет в собственности жилого помещения или закреплённого жилого помещения, что подтверждается материалами, имеющимися в деле.

Таким образом, Селезнёв Д.В. имеет статус лица, оставшегося без попечения родителей и является нуждающимся в жилом помещении, в связи с чем,

В связи с чем, суд считает требования истца о признании отказа в постановке Селезнёва Д.В. на очередь и включении последнего в очередь подлежащими удовлетворению.

Законными и обоснованными суд считает требования о возложении на ответчика обязанности по предоставлению Селезнёву Д.В. жилого помещения.

Федеральным законом от 21.12.1996 № 159 - ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее Закона) определены общие принципы, содержание и меры социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет.

В соответствии со ст. 4 Закона дополнительные гарантии социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

Статьёй 8 Закона определён порядок обеспечения жильём детей указанной категории, в соответствии с которой дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям – сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признаётся невозможным, органом исполнительной власти субъекта РФ, на территории которых находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта РФ, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным выше, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

По заявлению в письменной форме вышеуказанных лиц и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных учреждениях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законно порядке для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершению обучения в образовательных организациях профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях.

В силу п.п. 14.2 пункта 2 ст. 26.3 ФЗ от 06 октября 1999 года № 184 – ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» к полномочиям органов государственной власти субъекта РФ по предметам совместного, осуществляемым данными органами самостоятельно за счёт средств бюджета субъекта РФ (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится решение вопросов в том числе обеспечения детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями.

Согласно п.8 ч.1 ст.92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда (далее специализированные жилые помещения) относятся жилые помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Частью 2 ст.92 ЖК РФ предусмотрено, что в качестве специализированных жилых помещений используются жилые помещения государственного и муниципального жилищных фондов.

Статьёй 109.1 ЖК РФ предусмотрено, что предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.

По договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в черте соответствующего населённого пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

В соответствии со ст. 1, ст. 2 Закона Оренбургской области от 29.12.2007 № 1853/389-1У-03 «О наделении органов местного, самоуправления Оренбургской области отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жильем по договору социального найма отдельных категорий граждан» отдельными государственными полномочиями Оренбургской области наделяются органы местного самоуправления городских округов, муниципальных районов.

Органы местного самоуправления Оренбургской области наделяются отдельными государственными полномочиями Оренбургской области по обеспечению жилыми помещениями муниципального жилищного фонда, в том числе следующих категорий граждан, признанных нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма:

детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закреплённого жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приёмных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 2 Закона Оренбургской области от 13.07.2007 № 1347/285-1У-ОЗ «О предоставлении гражданам, проживающим на территории Оренбургской области, жилых помещений жилищного фонда

Оренбургской области» жилые помещения жилищного фонда Оренбургской области предоставляются по следующим нормам:

одиноко проживающим гражданам - 33 кв. метра общей площади жилья.

на семьи из двух человек - 42 кв. метра общей площади жилья.

Право на обеспечение жилым помещением возникло у Селезнёва Д.В. в силу закона. При этом законодатель не ставит разрешение требования о предоставлении жилой площади в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, нуждающихся в улучшении жилищных условий от времени постановки их на учёт нуждающихся в получении жилья.

По смыслу жилищного законодательства право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на получение жилья является одной из гарантий их социальной поддержки, оно сохраняется за лицами из числа таких детей на весь период до получения ими соответствующего жилья независимо от того, какого возраста они достигли. Таким образом, социальная поддержка в виде обеспечения жилой площадью будет реализована только после предоставления жилого помещения.

Селезнёв Д.В. имеет право на получение жилого помещения, поскольку относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Для данной категории детей действующим законодательством не установлен срок предоставления жилья, поэтому они, как указано в законе, должны быть обеспечены жильём после окончания пребывания в образовательном учреждении органами исполнительной власти по месту жительства жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Жилищное законодательство не признает основанием к отказу в иске наличие списка лиц – очередников, обладающих аналогичной льготой и своевременно не обеспеченных жилыми помещениями. Все они имеют одинаковую юридическую возможность на получение жилого помещения. Эта возможность (субъективное право) возникает с момента принятия на учёт и по их требованию должна быть реализована. Закон не связывает осуществление этого права с какими-либо иными обстоятельствами, кроме правового статуса лица и нуждаемости его в улучшении жилищных условий.

Учитывая в совокупности все обстоятельства дела, суд считает заявление подлежащим удовлетворению в полном объёме.

Руководствуясь ст. ст.39, 194 - 198 ГПК РФ

Решил:

Иск прокурора Бугурусланской межрайонной прокуратуры действующего в интересах Селезнёва Д.В. удовлетворить.

Признать незаконным отказ управления образованием администрации Муниципального образования «город Бугуруслан» Оренбургской области от ДД.ММ.ГГГГ о принятии Селезнёва Д.В. на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору найма специализированного жилого помещения.

Признать Селезнёва Д.В. нуждающимся в жилом помещении по категории детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с включением в список подлежащих обеспечению жилым помещением детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей оставшихся без попечения родителей и детей – сирот по договору найма специализированных жилых помещений.

Обязать администрацию МО «Город Бугуруслан» предоставить Селезнёву Д.В. жилое благоустроенное помещение специализированного жилищного фонда по договору найма специализированных жилых помещений за счёт средств субъекта РФ Оренбургской области, выделенных на эти цели.

Решение может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Бугурусланский районный суд в течение месяц со дня изготовления в окончательной форме.

Председательствующий: М.В.Рябчикова

Решение изготовлено в окончательной форме 18 апреля 2014 года

2[1]-600/2014 ~ М[1]-401/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Селезнев Дмитрий Владимирович
Бугурусланский межрайонный прокурор в интересах Селезнева Дмитрия Владимировича
Ответчики
Администрация муниципального образования "город Бугуруслан"
Управление образованием администрации муницпального образования "город Бугуруслан"
Другие
Правительство Оренбургской области
Суд
Бугурусланский районный суд Оренбургской области
Судья
Рябчикова М.В.
Дело на сайте суда
buguruslansky--orb.sudrf.ru
14.03.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.03.2014Передача материалов судье
17.03.2014Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
17.03.2014Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
17.03.2014Вынесено определение о назначении предварительного судебного заседания
03.04.2014Предварительное судебное заседание
15.04.2014Судебное заседание
18.04.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
22.04.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
22.04.2014Дело оформлено
10.03.2015Дело передано в архив
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее