Судья Попов П.А. дело № 33а-34955/2017
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
16 ноября 2017 года город Краснодар
Судебная коллегия по административным делам Краснодарского краевого суда в составе:
председательствующего Казакова Д.А.
судей Кузьминой А.В., Кривцова А.С.,
по докладу судьи Кривцова А.С.,
секретарь Бондаренко Д.И.
рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по иску Инспекции ФНС России по городу-курорту Геленджику к Кузнецову С.И. о взыскании задолженности по страховым взносам, пени за неуплату страховых взносов,
с апелляционной жалобой Кузнецова С.И. на решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31.08.2017 г.
Заслушав доклад судьи, судебная коллегия,
установила:
Инспекция ФНС России по городу-курорту Геленджику обратилась в суд с административным исковым заявлением к Кузнецову С.И. о взыскании недоимки по страховым взносам, пени и штрафов в общей сумме <...> рублей <...> копеек.
В обоснование исковых требований указано, что административный ответчик Кузнецов С.И. являлся индивидуальным предпринимателем без образования юридического лица и 11.03.2016 г. прекратил предпринимательскую деятельность. За время осуществления предпринимательской деятельности ответчик не уплатил страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и на обязательное медицинское страхование, задолженность по их уплате за 2015-2016 г.г. составила <...> руб. <...> коп. В связи с неуплатой страховых взносов были начислены пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в сумме <...> руб. <...> коп., по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме <...> руб. <...> коп.
Административный истец просил взыскать с ответчика задолженность в указанных суммах.
Решением Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31.08.2017 г. исковые требования Инспекции ФНС России по городу-курорту Геленджику удовлетворены. Суд взыскал с Кузнецова С.И. задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме <...> руб. <...> коп., пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии в сумме <...> руб. <...> коп., задолженность по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме <...> руб. <...> коп., пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в сумме <...> руб. <...> коп.
В апелляционной жалобе Кузнецов С.И. просит решение отменить, считая его незаконным и необоснованным, принятым с нарушением норм материального и процессуального права. В обоснование указывает, что выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам по делу.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции Кузнецов С.И. не явился, о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, что подтверждается уведомлением о вручении судебной повестки. Ранее в адрес судебной коллегии поступило ходатайство Кузнецова С.И. об отложении судебного заседания назначенного на 24.10.2017 г. в связи с его нахождением на больничном в период с 17.10.2017 г. по 19.10.2017 г. Ходатайств об отложении судебного заседания, назначенного на 16.11.2017 г. с доказательствами невозможности явки от административного истца не поступало.
В заявлении административного истца, адресованного судебной коллегии, содержится просьба о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
При таких обстоятельствах, с учетом положений части 1 статьи 307 и части 7 статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия полагает возможным рассмотреть данное дело в отсутствие сторон, в порядке упрощенного (письменного) производства.
До начала слушания дела судом апелляционной инстанции от административного истца поступило заявление об отказе от исковых требований в части взыскания с Кузнецова С.И. задолженности по страховым взносам в размере <...> руб. <...> коп.
Как указано в заявлении, в связи с частичным сторнированием, общая сумма задолженности административного ответчика составила <...> руб. <...> коп., из которых: страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, зачисляемые в Пенсионный фонд России на выплату страховой пенсии составили <...> руб. <...> коп.; пени за неуплату страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в фиксированном размере, на выплату страховой пенсии составили <...> руб. <...> коп.; страховые взносы на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС составили <...> руб. <...> коп.; пени за неуплату страховых взносов на обязательное медицинское страхование в фиксированном размере в бюджет Федерального фонда ОМС составили <...> руб. <...> коп.
Учитывая, что вопрос о прекращении производства по делу может быть поставлен на рассмотрение судом по заявлению лиц, участвующих в деле, на любой стадии процесса, наличие у заявителя предусмотренного статьей 46 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации права на отказ от заявленных требований, процессуальные последствия которого ему известны, а также, не усматривая указанных в части 5 упомянутой статьи Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для непринятия отказа, судебная коллегия, руководствуясь ст.ст. 194, 195 и 304 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, пришла к выводу о необходимости удовлетворения заявления административного истца и прекращения производства по делу в указанной части.
Проверив материалы дела в остальной части, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 №243-Ф3 «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» и Федеральным законом от 03.07.2016 №250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» с 01.01.2017 г. полномочия по администрированию страховых взносов возлагаются на налоговые органы.
В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщики, не производящие выплат и иных вознаграждений физическим лицам уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование.
Согласно ч. 6 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ плательщики не исчисляют и не уплачивают страховые взносы на обязательное пенсионное страхование и обязательное медицинское страхование в фиксированных размерах за периоды, указанные в пунктах 1 (в части военной службы по призыву), 3, 6 - 8 части 1 статьи 12 Федерального закона от 28 декабря 2013 года №400-ФЗ "О страховых пенсиях", в течение которых ими не осуществлялась соответствующая деятельность, при условии представления документов, подтверждающих отсутствие деятельности в указанные периоды.
Налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период, определяемых в соответствии с частью 8 настоящей статьи, не позднее 15 июня года, следующего за истекшим расчетным периодом. После указанной даты до окончания текущего расчетного периода налоговые органы направляют сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период в органы контроля за уплатой страховых взносов в срок не позднее 1-го числа каждого следующего месяца.
Сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.
В случае, если в указанной информации отсутствуют сведения о доходах налогоплательщиков в связи с непредставлением ими необходимой отчетности в налоговые органы до окончания расчетного периода, страховые взносы на обязательное пенсионное страхование за истекший расчетный период взыскиваются органами контроля за уплатой страховых взносов в фиксированном размере, определяемом как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.
Согласно позиции Конституционного суда РФ, выраженной в определении от 29.05.2014 №1116-О, исходя из того, что индивидуальные предприниматели осуществляют предпринимательскую деятельность на свой риск, как это вытекает из положения статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации, а следовательно, их доход не является постоянным и гарантированным в отличие от заработной платы работающих по трудовому договору, федеральный законодатель предусмотрел для них особый порядок исчисления страховых взносов, в том числе в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом. Более того, закрепляя круг лиц, на которых распространяется обязательное медицинское страхование, законодатель включил в него лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой (индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, адвокаты, арбитражные управляющие), как в качестве застрахованных, имеющих право на бесплатное оказание медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая, так и страхователей, обязанных уплачивать страховые взносы. Таким образом, лицам, самостоятельно обеспечивающим себя работой, в том числе индивидуальным предпринимателям, наравне с другими работающими гражданами гарантируется бесплатное оказание медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования, сформированных с учетом страховых взносов.
Как было установлено судом, Кузнецов С.И. с 23.11.2015 по 11.03.2016 являлся индивидуальным предпринимателем, при этом им не были уплачены страховые взносы в фиксированном размере на обязательное пенсионное страхование на страховую часть трудовой пенсии и страховые взносы на обязательное медицинское страхование за 2015 и 2016 годы. Расчет указанных взносов был произведен Управлением Пенсионного фонда России в г. Геленджике.
В силу части 2 статьи 18 Закона №212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страхователем страховых взносов в установленный срок взыскание недоимки по страховым взносам производится в порядке, предусмотренном названным Федеральным законом.
До принятия решения о взыскании, орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 названного Федерального закона.
В целях соблюдения досудебного порядка урегулирования спора Управлением Пенсионного фонда России в г. Геленджике в адрес административного ответчика были направлены требования об уплате недоимки по страховым взносам и пеням от 28.03.2016 г., от 22.04.2016 г., однако до установленного срока требования остались без исполнения.
Управление Пенсионного фонда России в г. Геленджике обратилось к мировому судье судебного участка 16 г. Геленджика с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с ответчика задолженности по взносам и пени по фиксированным платежам.
10.08.2016 г. мировым судьей был вынесен судебный приказ, однако определением от 31.01.2017 г. приказ был отменен.
В соответствии с п. 3 ст. 48 Налогового кодекса Российской Федерации требование о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Учитывая изложенное, довод административного ответчика о том, что в 2015-2016 гг. он не производил выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, в связи с чем не имеет оснований для уплаты страховых взносов, является несостоятельными противоречащим действующему законодательству. Документов, подтверждающих отсутствие обязанности по уплате указанных взносов согласно ч. 6 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ, ответчиком не представлено.
Довод жалобы о том, что административное дело было рассмотрено в его отсутствие без надлежащего уведомления о времени и месте судебного заседания, что привело к нарушению его права на судебную защиту, основанием для отмены решения суда служить не может, поскольку как усматривается из материалов дела, административное исковое заявление Инспекции ФНС России по городу-курорту Геленджику рассматривалось судом, на основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства.
28.07.2017 г. судьей Геленджикского городского суда Краснодарского края вынесено определение о рассмотрении дела в порядке упрощенного (письменного) судопроизводства на основании п. 3 ст. 291 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, который не связывает возможность перехода к рассмотрению дела в порядке упрощенного (письменного) производства с фактом извещения сторон административного дела о судебном заседании, либо наличием (отсутствием) согласия административного ответчика с применением такого порядка. Административному ответчику предоставлен срок для предоставления в письменном виде возражения против заявления, доказательств своих возражений. Указанное определение Кузнецовым С.И. получено, письменных возражений в установленный срок не представлено.
Учитывая изложенное, судебная коллегия полагает необходимым отменить решение суда первой инстанции в той части, в которой административный истец отказался от исковых требований, с прекращением производства по делу в данной части, в остальной части решения суда оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова С.И. – без удовлетворения.
Руководствуясь статьями ст.ст. 194, 195, 304, 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31 августа 2017 года отменить в части взыскания с Кузнецова Семена Ивановича задолженности по уплате установленных законом обязательных платежей, санкций и пени с физических лиц в общей сумме <...> рубля <...> копейки, производство по делу в данной части прекратить.
В остальной части решение Геленджикского городского суда Краснодарского края от 31 августа 2017 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Кузнецова С.И. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: