Дело №2-1945/2014
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ г. ФИО1
Феодосийский городской суд в составе
председательствующего судьи Быстряковой Д.С.,
при секретаре ФИО3,
представителей ФИО8, ФИО4, ФИО5,
прокурора ФИО6,
рассмотрев гражданское дело по заявлению <данные изъяты> о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии г. <адрес> <адрес> <адрес> по ограничению избирательных прав; отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 <адрес> ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты <данные изъяты> городского Совета, выдвинутых политической партией «<данные изъяты>»; обязательстве Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 Республики ФИО1 зарегистрировать список кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета, выдвинутых избирательным объединением политическая партия «<данные изъяты> и совершить иные необходимые действия для восстановления нарушенных избирательных прав, заинтересованное лицо – Территориальная избирательная комиссия г. ФИО1, -
установил:
Заявитель обратился в суд с заявление о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 Республики ФИО1 по ограничению избирательных прав; отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 ФИО10 ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета, выдвинутых политической партией «<данные изъяты>»; обязательстве Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 ФИО11 ФИО1 зарегистрировать список кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета, выдвинутых избирательным объединением политическая партия «<данные изъяты>» и совершить иные необходимые действия для восстановления нарушенных избирательных прав, заинтересованное лицо – Территориальная избирательная комиссия г. ФИО1.
Заявитель мотивирует свои требования тем, что ДД.ММ.ГГГГ Президиум Центрального Совета Политической партии «<данные изъяты>» выдвинул по единому избирательному округу список кандидатов в депутаты <адрес> городского совета ФИО12 ФИО1 первого созыва в количестве 16 человек. Уполномоченным представителем данного избирательного объединения – ФИО8 в территориальную избирательную комиссию были предоставлены документы необходимые для выдвижения списка кандидатов. ДД.ММ.ГГГГ решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 № заверен список кандидатов в депутаты <адрес> горсовета РК первого созыва, выдвинутый Политической партией «<данные изъяты> в количестве 16 человек. ДД.ММ.ГГГГ решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 № уполномоченным представителем указанного избирательного объединения был зарегистрирован ФИО8, однако, последний с данным решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 ознакомлен не был, удостоверение установленного образца выдано не было. ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным представителем избирательного объединения в территориальную избирательную комиссию г. ФИО1 были предоставлены все документы необходимые для регистрации списка кандидатов в депутаты Феодосийского горсовета, включая и подписные листы с 452 подписями избирателей в поддержку выдвижения. Ни избирательное объединение, ни уполномоченный представитель не получили своевременно уведомлений о проверке подписных листов рабочей группой и о дате ее заседании, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем не смогли принять в нем участие. Копию итогового протокола рабочей группы территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 о проверке подписных листов уполномоченный представитель – ФИО8 получил ДД.ММ.ГГГГ года, в связи с чем, не смог предоставить письменные возражения о несогласии с ее выводами. Поскольку уполномоченный представитель избирательного объединения не был своевременно уведомлен о дате заседания рабочей группы по проверке подписей он, как следствие, отсутствовал при принятии соответствующего решения. ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия г. ФИО1 решением № отказала в регистрации списка кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета, выдвинутых политической партией <данные изъяты> Указанное решение не было мотивировано, не содержало фактических мотивов отказа, так в нем было указано, что основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является недостоверность и недействительность 452 подписей избирателей. Перечень оснований для признания подписей избирателей недостоверными и недействительными предусмотрен пунктами 6.3, 6.4 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» и является исчерпывающим. Вывод территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 о недостоверности и недействительности 452 подписей избирателей является ошибочным, поскольку подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 имеется указанный Федеральный закон в виде типографской книги с приложениями 7.1 и 8 с изменениями, отпечатанный в типографии в июне 2014 года, этим законом и указанными в нем формами приложений руководствовался заявитель, когда заказывал изготовление подписных листов. Уполномоченному представителю избирательного объединения в территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 устно пояснили, что подписи недействительны потому, что у кандидатов в подписном листе не указаны гражданство и даты рождения, а значит, подписной лист не соответствует форме. Кроме того, решение территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 об отказе в регистрации списка кандидатов было принято после истечения 10-ти дневного срока, установленного ч.1 ст. 48 Законом Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ «О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в ФИО1». Оспариваемым решением № от ДД.ММ.ГГГГ преждевременно прекращены полномочия уполномоченного представителя ФИО8, уполномоченного представителя по финансовым вопросам – ФИО7 и заблокирован специальный избирательный счет избирательского объединения политической партии <данные изъяты>
Представитель заявителя в судебном заседании требования заявления поддержал, пояснил, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов изготавливались и оформлялись избирательным объединением по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» без учета изменений, внесенных в них Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым действительно необходимо указывать, в том числе, даты рождения, гражданство не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов. Подписные листы избирательного объединения были изготовлены без указания этих сведений о кандидатах из списка кандидатов т.к. ранее они не были предусмотрены. Он, как уполномоченный представитель избирательного объединения, не был извещен о дате заседания рабочей группы территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 по проверке подписей избирателей, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ и, соответственно, не смог при нем присутствовать и дать письменные пояснения. Итоговый протокол по результатам заседания рабочей группы территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ он получил лишь ДД.ММ.ГГГГ то есть уже после того как было принято оспариваемое решение об отказе в регистрации списка кандидатов избирательного объединения. Он также не знал о том, что ДД.ММ.ГГГГ состоится заседание территориальной избирательной комиссии г. ФИО1, на котором рассматривался вопрос о регистрации списка кандидатов избирательного объединения. Так, после ДД.ММ.ГГГГ года, но еще до заседания избирательной комиссии, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ года, он обращался в территориальную избирательную комиссию г. ФИО1 с просьбой выдать итоговый протокол рабочей группы избирательной комиссии о проверке подписных листов, однако, ему пояснили, что итоговый протокол и уведомление о времени заседания территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 получила уполномоченный представитель по финансовым вопросам избирательного объединения – ФИО7. Настаивает на том, что указанные документы могли быть вручены только ему. Кроме того, ФИО7 ДД.ММ.ГГГГ только расписалась о получении итогового протокола и уведомления о времени заседания территориальной избирательной комиссии по вопросу регистрации списка кандидатов избирательного объединения, но фактически указанные документы не получала. Он сам, как уполномоченный представитель избирательного объединения, не присутствовал на заседание территориальной избирательной комиссии г. ФИО1, состоявшемся ДД.ММ.ГГГГ года, на котором было принято решение об отказе в регистрации списка кандидатов от избирательного объединения <данные изъяты> В связи с изложенным был лишен возможности дать письменные объяснения по поводу подписных листов.
Представители заинтересованного лица пояснили, что с требованиями не согласны по основаниям, указанным в письменных возражениях. В соответствии с письменными возражениями и устными пояснениями представителей заинтересованного лица основанием отказа является недостаточность подписей избирателей. В соответствии с решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О количестве подписей избирателей, в поддержку списка кандидатов при проведении выборов депутатов <адрес> городского совета ФИО17 ФИО1 первого созыва» для регистрации списка кандидатов в депутаты в едином избирательном округе необходимо предоставить в комиссию не менее 416 достоверных и действительных подписей избирателей. Территориальной избирательной комиссией г. ФИО1 была создана рабочая группа для проверки достоверности содержащихся в подписных листах сведений. По окончанию проверки подписных листов был составлен итоговый протокол, который был предоставлен в избирательную комиссию для принятия соответствующего решения. Из 452 представленных избирательным объединением <данные изъяты> подписей избирателей ни одна не признана действительной, по причине того, что форма подписного листа не соответствует требованиям, установленным приложением 7.1 к Федеральному закону от ДД.ММ.ГГГГ «Об основных гарантиях избирательных правил права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». В результате подписи избирателей были признаны недействительными согласно п. «и» части 6-4 статьи 38 указанного Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №67-ФЗ, подпункт 9 пункта 12 статьи 47 Закона Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ №17-ЗРК. Доводы, изложенные в заявлении избирательного объединения <данные изъяты> о нарушениях избирательных прав не соответствуют действительности. Так, ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 27 минут заявителем от Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 было получено подтверждение получения документов, предоставленных для регистрации списка кандидатов в депутаты <адрес> городского совета ФИО18 ФИО1 первого созыва, выдвинутого избирательным объединением <данные изъяты> в перечень которых входила 1 папка, содержащая 49 подписных листов, с 452 подписями избирателей. ДД.ММ.ГГГГ по результатам работы рабочей группы был составлен итоговый протокол проверки вышеуказанных подписных листов, один экземпляр которого ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 05 минут, был получен ФИО7, которая является уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения «<данные изъяты> согласно решения территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам Политической партии «<данные изъяты>». Кроме того, ФИО7 в это же время было получено уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут по адресу: г. ФИО1, <адрес>, состоится заседание Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 на котором будет рассмотрен вопрос о регистрации (об отказе в регистрации) списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, выдвинутом избирательным объединением «<данные изъяты>». Таким образом, избирательное объединение было извещено о времени и месте проведения заседания территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 и уполномоченный представитель ФИО8 присутствовал на заседании, которое состоялось ДД.ММ.ГГГГ года. Поскольку действующим законодательством установлен запрет на внесение каких-либо изменений и дополнений в поданные избирательным объединением подписные листы, то утверждение заявителя о нарушениях избирательных прав со стороны территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 являются несостоятельными. Кроме того, решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в оспариваемое решение, а именно пункты 5 и 6 оспариваемого решения признаны недействительными, что также свидетельствует о несостоятельности доводов заявителя об ограничении прав уполномоченного представителя по финансовым вопросам – ФИО7.
Прокурор в судебном заседании просил отказать в удовлетворении заявления избирательного объединения <данные изъяты>, поскольку решение Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 ФИО13 ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета, выдвинутых политической партией <данные изъяты> не нарушает избирательных прав, порядок и основания признания подписей избирателей недействительными соответствовало требованиям Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».
Суд, заслушав пояснения участников процесса, пришел к следующим выводам.
Решением территориальной комиссии г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № назначены выборы депутатов <адрес> городского совета Республики ФИО1 первого созыва на ДД.ММ.ГГГГ.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 № заверен список кандидатов в депутаты <адрес> горсовета Республики ФИО1 первого созыва, выдвинутый Политической партией «<данные изъяты> в количестве 16 человек.
ДД.ММ.ГГГГ решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 № уполномоченным представителем указанного избирательного объединения был зарегистрирован ФИО8.
ДД.ММ.ГГГГ решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 № уполномоченным представителем по финансовым вопросам указанного избирательного объединения была зарегистрирована ФИО7.
В соответствии с решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № «О количестве подписей избирателей, в поддержку списка кандидатов при проведении выборов депутатов <адрес> городского совета ФИО14 ФИО1 первого созыва» для регистрации списка кандидатов в депутаты в едином избирательном округе необходимо предоставить в комиссию не менее 416 достоверных и действительных подписей избирателей.
ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 27 минут заявителем в Территориальную избирательную комиссию г. ФИО1 сданы документы, предоставленные для регистрации списка кандидатов в депутаты <адрес> городского совета ФИО19 ФИО1 первого созыва, выдвинутого избирательным объединением «<данные изъяты>, в перечень которых входила 1 папка, содержащая 49 подписных листов, с 452 подписями избирателей, о чем свидетельствует соответствующее подтверждение, полученное уполномоченным представителем избирательного объединения – ФИО8.
ДД.ММ.ГГГГ по результатам работы рабочей группы был составлен итоговый протокол проверки вышеуказанных подписных листов, в соответствии с которым: фактически предоставлено подписей избирателей – 452, проверено подписей избирателей – 452, из них признаны недействительными – 452, по следующим основаниям: код:1. Количество недостоверных и недействительных подписей – 452, что составляет 100%.
ДД.ММ.ГГГГ территориальная избирательная комиссия г. ФИО1 решением № отказала в регистрации списка кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета, выдвинутых политической партией <данные изъяты> Основанием для отказа в регистрации списка кандидатов является то, что 452 подписей избирателей признаны недействительными, что составляет 100%. Также в решении указано, что подписные листы были переданы в территориальную избирательную комиссию г. ФИО1 ДД.ММ.ГГГГ в 14 часов 27 минут. Действующим законодательством не предусмотрено внесение каких-либо исправлений, дополнений в подписные листы после передачи их в территориальную избирательную комиссию.
В соответствии с подпунктом «и» пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" недействительными признаются: все подписи избирателей, участников референдума в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям, установленным приложениям 4.1, 5, 6, 7.1, 8, 9, 10 к настоящему Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 настоящего Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом «д» пункта 24, пунктом 27 ст. 38 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" основаниями отказа в регистрации кандидата являются: недостаточное количество достоверных подписей избирателей, предоставленных для регистрации кандидата. Перечни оснований отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов по решению комиссии, отказа в проведении референдума, установленные пунктами 24-26 настоящей статьи, являются исчерпывающими.
Согласно п.п. 5, 8 ст. 37 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", ст. 43 Закон Республики ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N 17-ЗРК
"О выборах депутатов представительных органов муниципальных образований в ФИО1", подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов, списков кандидатов изготавливаются и оформляются по форме согласно приложениям 7.1 и 8 к Федеральному закону "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации". Подписные листы должны изготавливаться за счет средств соответствующего избирательного фонда.
В соответствии с пунктом 3.1, подпунктом 12 пункта 3.2 раздела ІІІ Методических рекомендаций по приему и проверку подписных листов с подписями избирателей в поддержку выдвижения (самовыдвижения) кандидатов на выборах, проводимых в субъектах Российской Федерации, утвержденных постановлением Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ подпись признается недействительной проверяющим самостоятельно в случае несоблюдении формы подписного листа либо порядка его заполнения (неполнота сведений об избирателе, лице, осуществлявшим сбор подписей, отсутствие установленных законом сведений о кандидате и т.п.). С учетом положений статей 37, 38 Федерального закона при проведении региональных и муниципальных выборов можно выделить следующие случаи, когда подпись может быть признана недействительной. Подпись избирателя в случае, если в соответствующем подписном листе сведения о лице, осуществляющим сбор подписей избирателей, и (или) о кандидате указаны не в полном объеме или не соответствуют действительности либо подписной лист заверен лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей и не достигшем к моменту сбора подписей 18 лет, и (или) указанное лицо признано судом недееспособным (подпункт «з» пункта 6-4 статьи 38 Федерального закона).
В пункте 4.1 Постановления Центральной избирательной комиссии РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О методических рекомендациям по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления» указывается на то, что ответственность за предоставление избирательных документов, полноту и достоверность содержащихся в них сведений, а также за соответствие оформления предоставляемых документов требованиям закона несет кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения.
Судом установлено, что подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку выдвижения списков кандидатов изготавливались и оформлялись избирательным объединением <данные изъяты> по форме согласно приложениям 7.1 к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» без учета изменений внесенных в них Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ года, в соответствии с которым, необходимо указывать, в том числе, даты рождения, гражданство не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов. Подписные листы избирательного объединения были изготовлены им без указания этих сведений о кандидатах из списка кандидатов.
В исследованных судом подписных листах не указаны даты рождения, гражданство не менее чем первых трех кандидатов из списка кандидатов, что является основанием для признания их недействительными.
Таким образом, выводы территориальной комиссии о недействительности подписей в подписных листах, представленных избирательным объединением <данные изъяты> являются правильными.
В соответствии с пунктом 6 статьи 38 Федерального Закона №67-ФЗ, при проведении проверки подписей избирателей, участников референдума, в том числе при выборке подписей для проверки, вправе присутствовать любой кандидат, представивший необходимое для регистрации количество подписей избирателей, его уполномоченные представители или доверенные лица, уполномоченные представители или доверенные лица любого избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов и представившего необходимое для регистрации количество подписей избирателей, уполномоченные представители инициативной группы по проведению референдума, представившей необходимое для назначения референдума количество подписей участников референдума. О соответствующей проверке должны извещаться кандидат, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума, представившие установленное количество подписей избирателей, участников референдума.
Согласно пункта 7 статьи 38 Федерального Закона №67-ФЗ, по окончании проверки подписных листов составляется итоговый протокол, в котором указывается количество заявленных подписей, количество представленных подписей и количество проверенных подписей избирателей, участников референдума, а также количество подписей, признанных недостоверными и (или) недействительными с указанием оснований (причин) признании их таковыми, копия протокола передается кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума не позднее чем за двое суток до заседании комиссии, на котором долен рассматриваться вопрос о регистрации этого кандидата, списка кандидатов, проведении референдума. В случае, если проведена комиссией проверка подписных листов повлечет за собой последствия, предусмотренные подпунктом «д» пункта 24 или подпунктом «г» пункта 25 настоящей статьи, кандидат, уполномоченный представитель избирательного объединения, уполномоченный представитель инициативной группы по проведению референдума вправе получить от комиссии одновременно с копией итогового протокола заверенные копии ведомостей проверки подписных листов, в которых указываются основания (причины) признания подписей избирателей, участников референдума недостоверными и (или) недействительными с указанием номеров папки, подписного листа и строки в подписном листе, в которых содержится каждая из таких подписей, а также получить копии официальных документов, на основании которых соответствующие подписи были признаны недостоверными и (или) недействительными. Итоговый протокол прилагается к решению комиссии о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации кандидата, списка кандидатов, о результатах выдвижения инициативы проведении референдума. Повторная проверка подписных листов после принятия комиссией указанного решения может быть осуществлена только судом или комиссией в соответствии с пунктом 6 статьи 76 настоящего Федерального закона и только в пределах подписей, подлежавших проверке.
Согласно п.п. 18, 23 статьи 38 Федерального Закона №67-ФЗ, избирательная комиссия в течение установленного законом срока, который не должен превышать десять дней, обязана проверить соответствие порядка выдвижения кандидата, списка кандидатов требованиям закона, а при проведении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) – также соблюдение требований федерального закона к представлению сведений о кандидатах для наделения полномочиями члена Совета Федерации и принять решение о регистрации кандидата, списка кандидатов либо об отказе в регистрации. В случае отказа в регистрации кандидата, списка кандидатов, исключения кандидата из списка кандидатов, отказа в проведении референдума соответствующая комиссия в течении одних суток с момента принятии ею решения об отказе в регистрации, исключении из списка, отказе в проведении референдума обязана выдать соответственно кандидату, уполномоченному представителю избирательного объединения, выдвинувшего кандидата, список кандидатов, уполномоченному представителю инициативной группы по проведению референдума копию соответствующего решения с изложением оснований отказа, исключения кандидата из списка кандидатов.
Согласно п 1.1. ст. 38 Федерального Закона №67-ФЗ, при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (выдвинутых им кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с пунктами 2 и 3 (при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, выборов глав муниципальных районов и глав городских округов также документы, представленные в соответствии с пунктом 3.1) статьи 33 настоящего Федерального закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей и списка лиц, осуществлявших сбор подписей избирателей), представленные в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению. Кандидат, избирательное объединение вправе заменить представленный документ только в случае, если он оформлен с нарушением требований закона. В случае отсутствия копии какого-либо документа, представление которой предусмотрено пунктом 2.2 статьи 33 настоящего Федерального закона, кандидат, избирательное объединение вправе представить ее не позднее, чем за один день до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов.
Статьей 48 Закона РК №17-ЗРК установлено, что при выявлении неполноты сведений о кандидате, отсутствия каких-либо документов, представление которых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено настоящим Законом или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, письменно извещает об этом кандидата, избирательное объединение. Не позднее чем за один день до дня заседания соответствующей избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, кандидат вправе вносить уточнения и дополнения в документы, содержащие сведения о нем, а избирательное объединение - в документы, содержащие сведения о выдвинутом им кандидате (кандидатах), в том числе в составе списка кандидатов, и представленные в соответствии с частью 1, пунктами 1 - 3 части 3, пунктами 3 - 5 части 4 статьи 40, пунктами 1 - 3 части 4 статьи 41 настоящего Закона, а также в иные документы (за исключением подписных листов с подписями избирателей), представленные в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата, списка кандидатов и его регистрации, в целях приведения указанных документов в соответствие с требованиями закона, в том числе к их оформлению.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ по результатам работы рабочей группы был составлен итоговый протокол проверки вышеуказанных подписных листов, один экземпляр которого ДД.ММ.ГГГГ в 20 часов 05 минут, был получен ФИО7, которая является уполномоченным представителем по финансовым вопросам избирательного объединения <данные изъяты>, согласно решения территориальной избирательной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ № «О регистрации уполномоченного представителя по финансовым вопросам Политической партии «<данные изъяты>». Кроме того, ФИО7 в это же время было получено уведомление о том, что ДД.ММ.ГГГГ в 17 часов 00 минут по адресу: г. ФИО1, <адрес>, состоится заседание Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 на котором будет рассмотрен вопрос о регистрации (об отказе в регистрации) списка кандидатов в депутаты по единому избирательному округу, выдвинутом избирательным объединением <данные изъяты>
Таким образом, избирательное объединение было извещено о времени и месте проведения заседания территориальной избирательной комиссии г. ФИО1.
Суду не предоставлены сведения об извещении заявителя о дате и времени проверки рабочей комиссии подписных листов, однако это не может являться основанием признания незаконности оспариваемого решении избирательной комиссии, поскольку данное обстоятельство не свидетельствует о наличии таких нарушений, которые могли бы являться основанием к отмене решении избирательной комиссии.
По тем же основаниям не может являться основанием к отмене решения избирательной комиссии, доводы заявителя о том, что п.п. 5, 6 оспариваемого решения № от ДД.ММ.ГГГГ преждевременно прекращены полномочия уполномоченного представителя ФИО8, уполномоченного представителя по финансовым вопросам – ФИО7 и заблокирован специальный избирательный счет избирательского объединения политической партии «<данные изъяты> Кроме того, решением территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ № были внесены изменения в оспариваемое решение, а именно пункты 5 и 6 оспариваемого решения признаны недействительными.
Доводы заявителя о том, что он был лишен возможности дать пояснения при проведении проверки рабочей комиссии, после получения итогового протокола и при принятии решения об отказе в регистрации списка кандидатов избирательного объединения, суд считает несостоятельными, поскольку действующим законодательством установлен запрет на внесение каких-либо изменений и дополнений в поданные избирательным объединением подписные листы, в связи с чем, выявленные в подписных листах нарушения влекут за собой безусловную недействительность подписей избирателей по основаниям, предусмотренным действующим законодательством, вне зависимости от пояснений кандидата, уполномоченного представителя избирательного объединения.
В соответствии с ч.3 ст. 107 ГПК РФ, течение процессуального срока. Исчисляемого годами, месяцами или днями, начинается на следующий день после даты или наступления события, которым определено его начало.
Принимая во внимание то, что документы в территориальную избирательную комиссию г. ФИО1 для регистрации списка кандидатов избирательного объединения предоставлены заявителем ДД.ММ.ГГГГ, а оспариваемое решение принято ДД.ММ.ГГГГ года, предусмотренный законом десятидневный срок не пропущен.
Кроме того, вынесение решения об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты <адрес> городского совета РК первого созыва, выдвинутого Политической партией <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ не повлекло для заявителя нарушения срока на обращение в суд.
В силу пункта 6 статьи 76 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата (списка кандидатов), об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) может быть отменено судом, а решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов) – также избирательной комиссией в порядке, предусмотренном статьей 75 настоящего Федерального закона, по заявлению зарегистрировавшей кандидата (список кандидатов) избирательной комиссии, кандидата, избирательного объединения, в отношении которых вынесено такое решение, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, избирательного объединения, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24-26 статьи 38 настоящего Федерального закона, иных требований, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иным законом.
Поскольку в судебном заседании таких нарушений не установлено, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления.
Полный текст решения составлен ДД.ММ.ГГГГ.
Руководствуясь ст.ст.с 194-198 ГПК РФ, суд, -
решил:
В удовлетворении требований заявления <данные изъяты> о признании незаконными действий территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 ФИО15 ФИО1 по ограничению избирательных прав; отмене решения Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 ФИО16 ФИО1 № от ДД.ММ.ГГГГ «Об отказе в регистрации списка кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета, выдвинутых политической партией <данные изъяты> обязательстве Территориальной избирательной комиссии г. ФИО1 <адрес> ФИО1 зарегистрировать список кандидатов в депутаты <адрес> городского Совета, выдвинутых избирательным объединением политическая партия <данные изъяты> и совершить иные необходимые действия для восстановления нарушенных избирательных прав - отказать.
Решение может быть обжаловано в течение 5 дней с момента его постановления в апелляционном порядке путем подачи апелляционной жалобы через Феодосийский городской суд.
Председательствующий