.
Дело № 2-178/ 2012
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
г. Спасск
Пензенской области «28» августа 2012 года
Спасский районный суд Пензенской области в составе :
председательствующего судьи Артамоновой Г.А.,
при секретаре Юдашкиной Т.И.,
с участием прокурора Савёлова М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в зале районного суда
гражданское дело по заявлению прокурора Спасского района Пензенской области в интересах неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия администрации города Спасска <адрес> (ОГРН №), выразившееся в отсутствии государственного кадастрового учета земельных участков под автомобильные дороги в <адрес> и регистрации права на них,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Спасского района Пензенской области обратился в суд с вышеуказанным заявлением, указав, что в результате проведенной прокуратурой района проверки установлено, что в муниципальной собственности <адрес> находятся автомобильные дороги площадью <данные изъяты>., в том числе с твердым покрытием на улицах: <адрес>. На основании ч.ч.1,8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее в тексте - Федеральный закон №257-ФЗ), а также п.5 ч.1 ст.14, п.2 ч.2 ст.50 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"автомобильные дороги могут находиться в муниципальной собственности, и к собственности поселения относятся автодороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения. Согласно п.9 ст.5 Федерального закона №257-ФЗ перечень автомобильных дорог общего пользования местного поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения. В ходе проверки установлено, что вышеперечисленные автодороги на улицах <адрес> не прошли государственный кадастровый учет и регистрация вещных прав на них не произведена. Статьей 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" определен предмет регулирования настоящего закона, в ст.ст.24,25 установлены особенности осуществления кадастрового учета отдельных видов объектов недвижимости. Согласно ч.2 ст.43 данного закона, государственный учет сооружений, к которым относятся автодороги, осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу закона (01.03.2008г.) нормативными правовыми актами в сфере соответственно осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, в частности Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. №921 «О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капительного строительства». В нарушение вышеизложенных требований, администрацией города Спасска государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для размещения автодорог, не производился. В то время как в силу ст.2, абз.3 п.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", а также п.1 ст.130, п.1 ст.131 ГК РФ права на недвижимое имущество в составе автомобильных дорог и земельные участки подлежат государственной регистрации. В соответствии с п.2 «Положения об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>, утвержденного решением Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, администрация г.Спасска является уполномоченным органом местного самоуправления <адрес>, обеспечивающим осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города. К полномочиям администрации относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Прокурор считает, что неисполнением требований вышеизложенного законодательства нарушаются права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение сохранности автодорог, организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автодорогам и безопасных условий такого движения. В соответствии с требованиями ст.ст.254, 45 ГПК РФ прокурор просит признать незаконным бездействие администрации г.Спасска, выразившееся в неисполнении требований федеральных законов № 221-ФЗ от 24.07.2007г. и № 122-ФЗ от 21.07.1997г. и обязать произвести государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог в <адрес> и зарегистрировать права на них как на объекты недвижимого имущества. (л.д.4-8).
В судебном заседании прокурор Савёлов М.А. заявление поддержал, сославшись на изложенные в нем доводы.
Представитель администрации г.Спасска - ФИО5 (по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ- л.д.40) с заявлением прокурора полностью согласен. Суду объяснил, что кадастровый учет автомобильных дорог, расположенных в <адрес> не осуществлялся. Они внесены лишь в реестр. После проведенной проверки прокуратурой района подготовлена заявка в ФИО6 на проведение работ по изготовлению технического и кадастровых паспортов для последующей постановки автомобильных дорог на кадастровый учет и регистрацию их права в Управлении Росреестра.
Выслушав объяснения, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.1, п.8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильные дороги могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, а также в собственности физических или юридических лиц. К собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и необщего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.
Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения поселения относится: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения и обеспечение безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), осуществление муниципального контроля за сохранностью автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации;
Статья 50 пункт 2 подпункт 2 того же закона устанавливает, что в собственности поселений могут находиться автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог.
В соответствии с п.9 ст.5 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения.
Согласно пункту 3 статьи 1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" государственным кадастровым учетом недвижимого имущества признаются действия уполномоченного органа по внесению в государственный кадастр недвижимости сведений о недвижимом имуществе, которые подтверждают существование такого недвижимого имущества с характеристиками, позволяющими определить такое недвижимое имущество в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение существования такого недвижимого имущества, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений о недвижимом имуществе.
Пункт 10 статьи 25 Федерального закона № 221-ФЗ устанавливает, что особенности осуществления кадастрового учета отдельных типов сооружений (линейных и тому подобных) и земельных участков, на которых расположены такие сооружения, учета частей этих земельных участков, ограничений, возникших в результате расположения таких сооружений на этих земельных участках, могут быть установлены органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.
Согласно п.2.1 ст.43 того же закона, в переходный период государственный учет сооружений, к которым относятся автомобильные дороги, осуществляется в порядке, установленном на день вступления в силу настоящего Федерального закона (01 марта 2008 года) нормативными правовыми актами в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, а именно Постановлением Правительства РФ от 04.12.2000г. N 921 "О государственном техническом учете и технической инвентаризации в Российской Федерации объектов капитального строительства".
Статья 2 п.1 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" - государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним - юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на недвижимое имущество в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
В силу п.1 ст.17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания.
Согласно п.10 ст. 33 того же закона до 1 января 2013 года обязательным приложением к документам, необходимым для осуществления по установленным пунктом 1 статьи 17 настоящего Федерального закона основаниям государственной регистрации прав на здание, сооружение, помещение или объект незавершенного строительства, является кадастровый паспорт такого объекта недвижимого имущества.
Пункт 1 статьи 130 ГК РФ относит к недвижимым вещам (недвижимое имущество, недвижимость) земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.
Статья 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" определяет, что автомобильная дорога это объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
Согласно ч.1 ст.131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней. Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законами.
Исходя из изложенных норм законодательства, права на недвижимое имущество в составе автомобильных дорог и земельные участки подлежат государственному кадастровому учету и регистрации в установленном порядке.
Материалами дела подтверждается, что в муниципальной собственности <адрес> находятся автомобильные дороги площадью <данные изъяты>., в том числе автомобильные дороги с твердым покрытием на улицах: <адрес>. (л.д.11-12).
Как установлено в судебном заседании, и подтверждается материалами дела, в нарушение вышеизложенных норм, администрацией города Спасска государственный кадастровый учет земельных участков, предназначенных для размещения автомобильных дорог с последующей регистрацией не производился.
В соответствии с пунктом 2 решения Собрания представителей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ № «Об утверждении Положения об осуществлении дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах <адрес>», администрация г.Спасска является уполномоченным органом местного самоуправления <адрес>, обеспечивающим осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения в границах города. Согласно разделу 2 названного Положения, к полномочиям администрации относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
В соответствии с ч.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц муниципальных образований.
Статья 255 ГПК РФ предусматривает, что к решениям, действиям (бездействию) органов местного самоуправления, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
На основании ч.1 ст.254 ГПК РФ - гражданин, организация вправе оспорить в суде бездействие органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Суд исходит из того, что неисполнением требований Федерального закона от 08.11.2007г. N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федерального закона от 21.07.1997г. N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" администрация г.Спасска нарушает права и интересы неопределенного круга лиц на обеспечение сохранности автомобильных дорог, организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автодорогам и безопасных условий такого движения.
В связи с чем прокурор обоснованно обратился в суд с заявлением в защиту интересов неопределенного круга лиц.
Доводы прокурора являются законными и обоснованными, подтверждены материалами дела, а потому являются подлежащими удовлетворению.
С администрации г.Спасска подлежит взысканию госпошлина.
Исходя из изложенного, и руководствуясь ст.ст.194 - 198, 206, 255, 257-258 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> (░░░░ №) ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ <░░░░░>, ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░ ░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░ <░░░░░░ ░░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ (░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ <░░░░░>), ░░░ №, ░░░ №, ░░░░ ░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ <░░░░░>
░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ 28 ░░░░░░░ 2012 ░░░░.
░░░░░ - ░/░ - ░.░.░░░░░░░░░░