63RS0039-01-2022-006497-51
2а-5493/2022
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
21 декабря 2022 года г.Самара
Ленинский районный суд г.Самары в составе председательствующего судьи Ивановой А.И., при секретаре Ахметовой Л.И., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-5493/2022 по административному исковому заявлению Абдулманова Дмитрия Амберовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными распоряжений,
установил:
Абдулманов Д.А. обратился в суд с административным иском к Департаменту градостроительства г.о.Самара о признании незаконными распоряжений об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков.
В обоснование заявления указано, что административный истец является собственником смежных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:1325 площадью 605 кв.м и №:1324 площадью 603 кв.м. Административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлениями о перераспределении земельных участков, находящихся в его собственности, и смежных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена. Распоряжением № РД-1187 от 27.08.2022 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №:1325 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказано по причине того, что земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, относится к земельному участку общего назначения. Распоряжением № РД-1188 от 27.08.2022 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №:1324 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказано по аналогичным причинам. С данными распоряжениями истец не согласен, считает, что они не соответствуют закону и нарушают его права на оформление в собственность земельных участков, используемых более 15 лет в фактических границах. Просит признать незаконными и отменить распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара № РД-1187 от 27.08.2022, № РД-1188 от 27.08.2022 об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков и обязать Департамент градостроительства г.о.Самара возобновить работу по рассмотрению заявлений о перераспределении земельных участков в течение одного месяца после вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании представитель административного истца по доверенности Томилина О.А. требования поддержала по основаниям, изложенным в иске.
Представитель Департамента градостроительства г.о.Самара по доверенностиЖукова М.Б. просила в административном иске отказать по доводам, изложенным в письменном отзыве.
Заинтересованные лица Астапов Ю.П., Маевский И.Ю., являющиеся собственники земельных участков, расположенных напротив земельных участков административного истца, в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом. Ранее в судебном заседании Маевский И.Ю. разрешение требований оставил на усмотрение суда, пояснил, что его права и законные интересы не затрагиваются, проезд между его земельным участком и земельными участками Абдулманова Д.А. фактически является проходом, проезд автотранспорта затруднен из-за деревьев и кустарников.
Астапов Ю.П. представил письменный отзыв, согласно которому не возражает против удовлетворения административного иска, просит рассмотреть дело в его отсутствие, указывает, что расстояние между его земельным участком и земельными участка истца составляет более 5 метров. Сквозного проезда между участками нет из-за произрастающих деревьев. Кроме этого проведение дороги по 7 линии было запрещено решением общего собрания дачного кооператива в целях недопущения разрушения накопительной емкости. Дорогой пользуются только собственники земельных участков, расположенных вдоль нее. Земельные участки заинтересованного лица и истца расположены в тупике этой дороги. Спора о пользовании территорией между их участками нет, права и законные интересы заинтересованного лица существующие границы земельных участков Абдулманова Д.А. не нарушают, оформляемый им земельный участок находится за забором истца.
Заинтересованное лицо ДПК "Победа Октября" представителя в судебное заседание не направило, извещено надлежащим образом, отзыв на административный иск не представило.
Изучив материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218, частью 2 статьи 227 КАС РФ необходимым условием для удовлетворения административного иска, рассматриваемого в порядке главы 22 КАС РФ, является наличие совокупности обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии оспариваемых решения, действий (бездействия) административного ответчика требованиям действующего законодательства и нарушении прав административного истца. При этом на административного истца процессуальным законом возложена обязанность доказать обстоятельства, свидетельствующие о нарушении его прав, а также соблюдении срока обращения в суд за защитой нарушенного права. Административный ответчик обязан доказать, что принятое им решение, действия (бездействие) соответствуют закону (части 9 и 11 статьи 226, статья 62 КАС РФ).
Статьей 39.28 Земельного кодекса Российской Федерации установлено, что перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения между уполномоченными органами и собственниками земельных участков, в соответствии с утвержденным проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка.
Пунктом 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ предусмотрен закрытый перечень оснований для принятия уполномоченным органом решения об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков. При этом решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков должно быть обоснованным и содержать указание на все основания отказа (п. 10 ст. 39.29 ЗК РФ).
Из материалов дела следует, что административный истец является собственником смежных земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, с кадастровым номером №:1325 площадью 605 кв.м и №:1324 площадью 603 кв.м.
30.06.2022 административный истец обратился в Департамент градостроительства г.о.Самара с заявлениями о перераспределении земельных участков, находящихся в его собственности, и смежных земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.
Распоряжением № РД-1187 от 27.08.2022 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №:1325 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказано на основании подпункта 11 пункта 9 статьи 39.29, пункта 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ со ссылкой на то, что земельный участок из земель, государственная собственность на которые не разграничена, относится к земельному участку общего назначения. Правообладатели земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, вправе использовать земельные участки общего назначения в границах такой территории для прохода и проезда к своим земельным участкам свободно и без взимания платы. Никто не вправе ограничивать доступ правообладателей земельных участков, расположенных в границах территории садоводства или огородничества, к таким земельным участкам.
Распоряжением № РД-1188 от 27.08.2022 в заключении соглашения о перераспределении земельного участка с кадастровым номером №:1324 и земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, отказано по аналогичным основаниям.
В соответствии с подп.11 п.9 ст.39.29 Земельного кодекса РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков в случае, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса.
В силу подп.3 п.16 ст.11.10 Земельного кодекса РФ основанием для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка является разработка схемы расположения земельного участка с нарушением предусмотренных статьей 11.9 настоящего Кодекса требований к образуемым земельным участкам.
Пунктом 6 статьи 11.9 Земельного кодекса РФ установлено, что образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
Также в оспариваемых распоряжениях административный ответчик ссылается на Свод правил СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения (СНиП 30-02-97* Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения)» без указания конкретных пунктов и норм данного СП, ссылаясь на то, что испрашиваемые земельные участки являются участками общего назначения.
Согласно п. 5.4 указанного СП 53.13330.2019 к земельным участкам общего назначения относятся земли, занятые дорогами, улицами, проездами (в пределах красных линий), пожарными водоемами (и резервуарами), площадками и участками объектов имущества общего пользования (включая их санитарно-защитные зоны).
Согласно пункту 11 статьи 1 ГрК РФ красными линиями обозначаются существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования.
Под территорией общего пользования понимаются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары) (п.12 ст.1 ГрК РФ).
Установление границ территорий общего пользования, в соответствии с частью 1 статьи 42 ГрК РФ, осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются в том числе красные линии (часть 3). Согласно части 6 статьи 43 ГрК РФ на чертежах межевания территории отображаются также красные линии, утвержденные в составе проекта планировки территории, или красные линии, утверждаемые, изменяемые проектом межевания территории в соответствии с пунктом 2 части 2 этой статьи.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона от 29 июля 2017 года N 217-ФЗ "О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" образование земельных участков общего назначения осуществляется в соответствии с утвержденным проектом межевания территории.
Как следует из материалов дела, принадлежащие истцу земельные участки с кадастровыми номерами №:1325, №:1324 и испрашиваемые смежные земельные участки полностью расположены в границах согласованной схемы ДПК "Победа Октября".
Согласно выписке из ИСОГД г.о. Самара утвержденные проект планировки и проект межевания территории, на которой расположены земельные участки, отсутствуют. Сведений о нахождении земельных участков в границах красных линий не имеется.
Согласованная Главой г.о. Самара план-схема территории ДПК "Победа Октября" определяет только внешние границы территории ДПК, границы земельных участков, в том числе земельных участков общего назначения, не устанавливает.
Таким образом, доказательств того, что испрашиваемые земельные участки находятся на территории общего пользования, границы которой установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства, материалы дела не содержат.
Исходя того, что согласно пояснениям представителя административного истца и заинтересованных лиц, испрашиваемые земельные участки находятся в фактическом пользовании административного истца, данные участки заведомо не являются территорией, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц. Доказательств того, что в результате перераспределения земельных участков ограничивается проход и проезд к земельным участкам, расположенным в границах территории садоводства, не представлено.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ в заключении соглашения о перераспределении земельных участков по мотиву отнесения земельных участков к земельным участкам общего назначения в границах территории садоводства не соответствует закону и нарушает права и законные интересы административного истца, что является основанием для признания оспариваемых распоряжений незаконным.
В случае признания решения, действия (бездействия) незаконными на соответствующий орган или должностное лицо возлагается обязанность в течение определенного судом срока принять решение по конкретному вопросу, совершить определенные действия либо иным способом устранить допущенные нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца (статья 227 КАС РФ).
Учитывая существующую административную процедуру заключения соглашения о перераспределения земельных участков, которую суд не должен подменять, в целях восстановления нарушенных прав административного истца на административного ответчика следует возложить обязанность заново рассмотреть заявления о перераспределении земельных участков.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление Абдулманова Дмитрия Амберовича к Департаменту градостроительства г.о. Самара удовлетворить.
Признать незаконными распоряжения Департамента градостроительства г.о.Самара об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков № РД-1187 от 27.08.2022 и № РД-1188 от 27.08.2022.
Обязать Департамент градостроительства г.о.Самара в течение 30 дней после вступления решения суда в законную силу заново рассмотреть заявления Абдулманова Дмитрия Амберовича о перераспределении земельных участков.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г.Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено11.01.2023.