№ 2-531/2012
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
11 апреля 2012 года Железногоский городской суд Красноярского края в составе председательствующего судьи Потехиной О.Б., при секретаре Бугиной Ю.В., с участием истца Годунова А.В., представителя ответчика Толпыгиной О.Ю., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ГОДУНОВА А.В. к ГУ о признании решения комиссии об отказе в досрочном назначении трудовой пенсии по старости незаконным и возложении обязанности включить стаж работы в стаж, дающий право на льготное назначение пенсии, назначении досрочной трудовой пенсии по старости,
УСТАНОВИЛ:
Годунов А.В. обратился в суд с иском к ГУ о признании незаконным отказ в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, возложении обязанности включить стаж работы в должности врача анестезиолога- реаниматолога анестезиологического отделения с 05.08.1992 г. по 22.10.2002 г., дающий право на льготное назначение пенсии по старости в соответствии с подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в льготном исчислении как (один год и 6 месяца), назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему лечебную и иную деятельность по охране здоровья. Свои требования истец мотивировал тем, что в указанный период он работал врачом анестезиологом- реаниматологом анестезиологического отделения в Краевой городской больнице, при этом отличий между отделением «анестезиологи-реанимации» и отделением «анестезиологическим» нет. Все функциональные обязанности сотрудников, медицинская нагрузка, график работы и прочие характеристики труда, имеющие значение для оценки права на досрочное назначение пенсии по старости, являются абсолютно одинаковыми. Однако ответчиком указанный период не был включен в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости. Не включение указанного периода в стаж работы, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости, является неправомерным, нарушающим его право.
В судебном заседании истец Годунов А.В. поддержал доводы и требования, изложенные в исковом заявлении.
Представитель ответчика Толпыгина О.Ю. исковые требования не признала, пояснила, что в связи с тем, что согласно Спискам должностей и учреждений работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. № 464, Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781, Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 г. №1066 предусмотрены отделение анестезиологии-реанимации и отделения (палаты) реанимации и интенсивной терапии. В связи с тем, что необходимый 30- летний стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию на дату обращения отсутствовал и составлял 24 года 11 месяцев 06 дней, Годунову А.В. отказано в назначении пенсии.
Выслушав пояснения сторон, исследовав письменные материалы дела, суд полагает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В судебном заседании материалами дела и пояснениями сторон установлено, что истец работал:
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ врачом-интерном <данные изъяты>;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ анестезиологом- <данные изъяты>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ анестезиологом-<данные изъяты>
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ анестезиологом- <данные изъяты>
ДД.ММ.ГГГГ истец, реализуя право на пенсионное обеспечение, обратился с заявлением о досрочном назначении пенсии по старости в ГУ.
Решением от декабря 2011 года ГУ истцу отказано в досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» в связи с отсутствием необходимого 30- летнего стажа работы, дающего право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по указанному основанию; период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ анестезиологом- реаниматологом анестезиологического отделения <данные изъяты> включен в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, пенсионным органом календарно, не в льготном исчислении.
При разрешении указанного спора по существу, наряду с нормативными актами и законами, регулирующими пенсионные отношения, суд руководствуется правовой позицией выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в Определении от 06 марта 2003 года № 107-О «По запросу Сормовского районного суда города Нижнего Новгорода о проверке конституционности подпункта 2 пункта 1, пунктов 2 и 3 ст.27 и пунктов 1 и 3 ст.31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», Постановлении от 3 июня 2004 года по делу о проверке конституционности положений подпунктов 10, 11, 12 пункта 1 статьи 28, пунктов 1 и 2 статьи 31 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", в Определении от 18 июня 2004 года № 197-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы граждан Путинцевой Е.Л. и Федоровой Е.С. на нарушение их конституционных прав положениями п.3 ст.28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст.39 ч.1). Конституционное право на социальное обеспечение включает и право на получение пенсии в определенных законом случаях и размерах.
Федеральном законом от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" устанавливаются основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии и закрепляется в качестве условия назначения трудовой пенсии по старости достижение пенсионного возраста (60 лет для мужчин и 55 лет для женщин) и наличие страхового стажа не менее 5 лет (ст.7).
В соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 N 173-ФЗ года "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.
Пунктом 2 этой же нормы Закона предусмотрено, что списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.
До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года № 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью".
Списком № 464 предписано: установить, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: наряду с прочими, врачам - анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев.
Постановлением Минтруда РФ от 22 ноября 2001 г. № 81 "О применении пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464", установлено, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464 работу в должности врача - анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача - анестезиолога-реаниматора. При этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, при работе в должности врача - анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии применяется для определения права на пенсию за выслугу лет.
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно пункту 3 Правил в стаж работы засчитываются в порядке, предусмотренном настоящими Правилами, периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее именуется - список).
В разделе "Наименование должностей" вышеуказанных Списков указана должность врачи- анестезиологи- реаниматологи, а согласно разделу "Наименование учреждений" Списков к учреждениям, работа в которых врача- анестезиолога- реаниматолога дает право на досрочное назначение пенсии указаны отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии реанимации, а также реанимации интенсивной терапии.
Согласно материалов дела, истец в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал <данные изъяты>.
Приказом № от ДД.ММ.ГГГГ главного врача <данные изъяты>, руководствуясь письмом МЗ РФ от 14.07.1995 г. №2510/1835-95-27 «О льготном пенсионном обеспечении», постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и приказом МЗ РФ от 11.06.1986 г. №841 отделение анестезиологии переименовано отделением анестезиологии- реанимации с 15.12.1980 года.
Согласно Положению об отделении анестезиологии от 28.01.2000 г. основными задачами отделении являются: осуществление комплекса мероприятий по подготовке и проведению общей или региональной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах; осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии лицам с острыми нарушениями функций жизненно важных органов до стабилизации их деятельности, позволяющей осуществлять перевод в отделение реанимации и интенсивной терапии или палату интенсивной терапии; повышение уровня теоретических знаний и обучение медицинского персонала учреждения практическими навыками в области анестезии и реанимации.
Из должностной инструкции врача- анестезиолога-реаниматолога отделения анестезиологии от 28.01.2000 года следует, что должностными обязанностями наряду с прочими, являются: обеспечение надлежащего уровня обследования больных, проведение анестезии и оказания реанимационной помощи больным, нуждающимся в этих мероприятиях.
В соответствии с заключением государственной экспертизы условий труда от 18.06.2004 г. №23 о характере фактически выполняемой работы медицинским персоналом в отделении анестезиологии и в отделении анестезиологии- реанимации <данные изъяты> проведенной экспертом Комитета труда Администрации Красноярского края, штатные расписания отделения анестезиологии <данные изъяты> до 2002 года аналогичны штатным расписаниям отделения анестезиологии- реанимации <данные изъяты> за 2002-2004 г.г. с учетом ТОО, что фактически выполняемая работа врачом- анестезиологом соответствует должностным обязанностям врача анестезиолога- реаниматолога. Исходя из историй болезней, наркозных карт медицинская помощь, оказываемая медицинским персоналом отделения анестезиологии <данные изъяты> и медицинским персоналом отделения анестезиологии- реанимации <данные изъяты> (после переименования в 2002 г.) одинакова и соответствует мероприятиям и должностным обязанностям медперсонала, установленным приказами Минздрава СССР от 19.08.69 №605, от 11.06.86 №841, от 27.07.70 №501 для отделений анестезиологии-реанимации лечебно-профилактических учреждений без палат реанимации и интенсивной терапии.
В системе действующего правового регулирования пенсионного обеспечения установление для некоторых категорий лиц льготных условий приобретения права на трудовую пенсию по старости направлено, главным образом, на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности ранее достижения общего пенсионного возраста. Поэтому право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости связывается не с любой работой в учреждениях здравоохранения, а лишь с такой, при выполнении которой организм работника подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером профессиональной деятельности; учитываются также и различия в характере труда, функциональных обязанностях лиц, работающих на одних и тех же должностях, но в разных по профилю и задачам деятельности учреждениях и организациях.
При таких обстоятельствах поставленный истцом вопрос, по сути, связан с установлением тождественности должностей, с учетом работы в которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения и которые предусмотрены Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года № 464 и Постановлением от 22 сентября 1999 года № 1066 и аналогичных должностей, имевших иные наименования, а также тождественности выполняемой лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.
Как следует из правовой позиции Конституционного суда РФ, высказанной в приведенных постановлениях и определениях, в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях).
В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия.
Исходя из конкретных обстоятельств дела установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемой им должностям), суд приходит к выводу о тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности должности, которая дает право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а именно о тождественности выполняемых в период с 05 августа 1992 года по 22 октября 2002 года работ в должности врача анестезиолога- реаниматолога анестезиологического отделения, работе врача анестезиолога- реаниматолога отделения анестезиологии-реанимации.
На этом основании период работы истца с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ анестезиологом- реаниматологом анестезиологического отделения <данные изъяты> подлежит включению в стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии в льготном исчислении- один год работы за один год и 6 месяцев.
В соответствии со ст.19 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» трудовая пенсия назначается со дня обращения за указанной пенсией, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию. Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами.
В судебном заседании установлено, что за назначением пенсии с письменным заявлением истец обратился в ГУ 12 декабря 2011 года.
На день обращения за пенсией, истец имел специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, а поэтому его требования о признании решения ГУ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости незаконным являются обоснованными, истец имеет право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости с момента обращения с заявлением- то есть сДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ,-
РЕШИЛ:
Исковые требования Годунова А.В. удовлетворить.
Признать решение ГУ об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости Годунову А.В. в связи с отсутствием права на досрочное назначение трудовой пенсии по старости согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»- незаконным.
Обязать ГУ включить Годунову А.В. в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» его работу в должности анестезиолога- реаниматолога анестезиологического <данные изъяты> в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ с применением льготного порядка исчисления стажа- год работы как год и шесть месяцев и назначить Годунову А.В. трудовую пенсию по старости с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Красноярский краевой суд через Железногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме, то есть с 16 апреля 2012 года.
Судья Железногорского городского суда О.Б. Потехина