Дело № 2-3222/2015
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 апреля 2015 года г. Уфа
Кировский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан в составе:
председательствующего судьи Зайдуллина Р.Р.,
при секретаре судебного заседания Валинуровой Г.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его для подписания истцам,
УСТАНОВИЛ:
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 обратились в суд с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, в обоснование иска указав, что являются сособственниками на праве общей долевой собственности жилого дома общей площадью 74,6 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>. Указанный жилой дом расположен на земельном участке общей площадью 1148 кв.м., относится к категории земель: земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек, поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер: 02:55:010124:27. Истцы обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении им указанного земельного участка в общую долевую собственность за плату соразмерно принадлежащим им долям в праве общей долевой собственности на жилой дом. Из Управления по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ поступил ответ за исх. № Х-8963 от 23.12.2014. о том, что указанный земельный участок входит в число земельных участков, подлежащих изъятию, в связи с чем, предоставление в собственность данного земельного участка не представляется возможным.
Считая данный отказ незаконным, истцы согласно уточненным исковым требованиям просят суд обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1148 кв.м., с кадастровым номером: 02:55:010124:27, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, ФИО1 - 1/4 доли; ФИО2 - 19/200 доли; ФИО3 - 19/200 доли; ФИО4 - 19/200 доли; ФИО5 - 19/200 доли; ФИО6 - 1/16 доли; ФИО8 - 1/16 доли; ФИО7 - 1/8 доли; ФИО9 - 12/100 доли, и направить его истцам для подписания.
Истцы ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 в судебное заседание не явились, надлежащим образом извещены.
Представитель истцов по доверенности ФИО11 в судебном заседании поддержала исковые требования, просила их удовлетворить, в обоснование привела доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представители ответчика Администрации ГО г. Уфа РБ, представитель ЗАО «Регион Стройкомплекс», привлеченного к суду в качестве третьего лица, в судебное заседание не явились, надлежащим образом были извещены.
Суд в соответствии со ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Исследовав материалы дела, выслушав представителя истцов, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 36 Конституции Российской Федерации, граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю.
В соответствии с п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ (в редакции действующей в момент возникновения спорных правоотношений), граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с п. 5 ст. 36 Земельного кодекса РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
В соответствии с п. 6 ст. 36 Земельного кодекса РФ, в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
Из пункта 6 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации в системной связи с иными названными его нормами вытекает, таким образом, обязанность исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 данного Кодекса, - с учетом обеспечения баланса публичных и частных интересов - подготовить проект договора купли-продажи или аренды земельного участка и направить его заинтересованному лицу - собственнику расположенного на этом участке здания, строения, сооружения.
В соответствии с п. 4 ст. 28 Земельного кодекса РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Судом установлено, что истцы являются сособственниками на праве общей долевой собственности жилого дома общей площадью 74,6 кв.м., расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, в следующих долях:
- ФИО1 принадлежит 1/4 доли в праве собственности на основании договора, реестровый № от ДД.ММ.ГГГГ г., удостоверенного ФИО12, нотариусом г. Уфы РБ;
- ФИО2 принадлежит 19/200 доли в праве общей долевой собственности на вышеназванный жилой дом на основании договора, реестровый № от 15.10.1988, удостоверенного нотариусом г. Уфы ФИО13, Соглашения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., договора дарения №б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированных в Управлении Федеральной регистрационной службы по РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от 22.10.2009;
- ФИО3 принадлежит 19/200 доли в праве общей долевой собственности на вышеназванный жилой дом на основании Соглашения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от 12.08.2009;
- ФИО4 и ФИО5 принадлежит по 19/200 доли каждому в праве общей долевой собственности на вышеназванный жилой дом на основании договора дарения №б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного в Управлении Федеральной регистрационной службы по РБ, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права серии 04 АВ №№ №, № от 22.10.2009;
- ФИО6 принадлежит 1/16 доли в праве собственности на основании договора дарения № б/н от 14.05.2010, договора дарения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированных в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от 03.09.2014;
- ФИО7 - 1/8 доли в праве собственности на основании договора дарения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от 09.06.2010;
- ФИО8 - 1/16 доли в праве собственности на основании договора дарения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г., зарегистрированного в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от 03.09.2014;
- ФИО9 — 12/100 доли в праве собственности на основании договора дарения № б/н от ДД.ММ.ГГГГ г.,зарегистрированного в Государственной регистрационной палате при МЮ РБ, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии <адрес> от 04.07.2001, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним № от ДД.ММ.ГГГГ
Истцы обратились в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан с заявлением о предоставлении им указанного земельного участка в общую долевую собственность за плату соразмерно принадлежащим им долям в праве общей долевой собственности на жилой дом.
Управлением по земельным ресурсам Администрации ГО г. Уфа РБ на указанное обращение истцам дан ответ за исх. № Х-8963 от 23.12.2014. о том, что указанный земельный участок входит в число земельных участков, подлежащих изъятию, в связи с чем, предоставление в собственность данного земельного участка не представляется возможным.
ДД.ММ.ГГГГ в ЕГРП зарегистрировано путем наложения обременения Постановление Главы администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ г.об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>.
Согласно ст. 56.1 Земельного кодекса РФ, резервирование земель является одним из видов ограничений прав на землю. Согласно п. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ, ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю ответчиком суду не представлено.
Согласно п. 4 ст. 70.1 Земельного кодекса РФ, порядок резервирования земель для государственных или муниципальных нужд определяется Правительством РФ. Согласно п. 8 Положения о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд, утвержденного постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № 561, орган государственной власти или орган местного самоуправления, принявшие решение о резервировании земель, направляют копию решения о резервировании земель и прилагаемую к нему схему резервируемых земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости в порядке, установленном ст. 15 ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Между тем, ответчиком не представлено доказательств государственной регистрации ограничения прав на землю, направления копии решения о резервировании земель в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий ведение государственного кадастра недвижимости, в материалах дела таких доказательств не имеется. В кадастровом паспорте земельного участка сведения о его резервировании для государственных и муниципальных нужд отсутствуют.
Следовательно, установленный порядок резервирования земель для муниципальных нужд не соблюден, факт невозможности передачи в собственность вышеуказанного земельного участка в связи с его резервированием ответчиком не доказан.
Кроме того, пункт 4 статьи 28 ЗК РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность при резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельномучастке. В данном же случае земельный участок уже был первоначально предоставлен, для строительства не испрашивается.
В соответствии со ст.35 Конституции Российской Федерации каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения.
Согласно ч.1 ст.40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии со ст.32 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть изъято у собственника путем выкупа в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Выкуп части жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется Российской Федерацией, соответствующим субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием.
Решение об изъятии жилого помещения принимается органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии соответствующего земельного участка для государственных или муниципальных нужд. Порядок подготовки и принятия такого решения определяется федеральным законодательством.
Решение органа государственной власти или органа местного самоуправления об изъятии жилого помещения подлежит государственной регистрации в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Собственник жилого помещения не позднее чем за год до предстоящего изъятия данного помещения должен быть уведомлен в письменной форме о принятом решении об изъятии принадлежащего ему жилого помещения, о дате осуществленной в соответствии с частью 3 настоящей статьи государственной регистрации такого решения органом, принявшим решение об изъятии. Выкуп жилого помещения до истечении года со дня получения собственником такого уведомления допускается только с согласия собственника.
В соответствии с ч.2 ст.63 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков не позднее чем за один год до предстоящего изъятия, в том числе путем выкупа, земельных участков должны быть уведомлены об этом исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение об изъятии, в том числе путем выкупа, земельных участков. Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков до истечения года со дня получения уведомления допускается только с согласия собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков.
Следовательно, применительно к данному иску, жилой дом может быть изъят у его собственников путём выкупа лишь в случае, если земельный участок, на котором расположен этот жилой дом, изымается для государственных или муниципальных нужд.
В соответствии с п. 1 ст. 49 Земельного кодекса Российской Федерации Изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, связанных с:
1) выполнением международных обязательств Российской Федерации;
2) размещением следующих объектов государственного или муниципального значения при отсутствии других вариантов возможного размещения этих объектов:
объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения;
объекты использования атомной энергии;
объекты обороны и безопасности;
объекты федерального транспорта, путей сообщения, информатики и связи, а также объекты транспорта, путей сообщения, информатики и связи регионального значения;
объекты, обеспечивающие космическую деятельность;
объекты, обеспечивающие статус и защиту Государственной границы Российской Федерации;
линейные объекты федерального и регионального значения, обеспечивающие деятельность субъектов естественных монополий;
объекты электро-, газо-, тепло- и водоснабжения муниципального значения;
автомобильные дороги федерального, регионального или межмуниципального, местного значения;
3) иными обстоятельствами в установленных федеральными законами случаях, а применительно к изъятию, в том числе путем выкупа, земельных участков из земель, находящихся в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации.
В ходе судебного разбирательства установлено, что истцы не уведомлялись ответчиком в письменной форме о предстоящем изъятии земельного участка и о сносе находящегося у них в собственности жилого дом, следовательно, ответчиком не соблюдена процедура изъятия земельного участка для муниципальных нужд.
В соответствии с кадастровым паспортом земельного участка и выписками из ЕГРП, какая-либо информация о существовании зарегистрированных прав или ограничений прав на вышеуказанный земельный участок отсутствует. Следовательно, спорный земельный участок не является зарезервированным или подлежащим изъятию.
В тоже время, судом установлено, что фактическое изъятие земельного участка в настоящий момент не произошло, как не произошло и принятие решения об изъятии жилых помещений, расположенных на испрашиваемом земельном участке.
Регистрация в ЕГРП путем наложения обременения постановления Главы администрации ГО г. Уфа РБ № от ДД.ММ.ГГГГ об изъятии для муниципальных нужд жилых помещений, в том числе жилого дома, расположенного по адресу: РБ, г. Уфа, Кировский район, <адрес>, при разрешении данного спора правового значения не имеет.
Подпунктом 5 п.1 ст.1 Земельного кодекса РФ закреплен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому все прочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельных участков.
Согласно п. 2 ст. 39.1 Земельного кодекса РФ земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании договора купли-продажи в случае предоставления земельного участка в собственность за плату.
В соответствии со ст. 39.20 ЗК РФ если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
В п. 2 данной статьи указывается, что в случае, если здание, сооружение, расположенные на земельном участке, раздел которого невозможно осуществить без нарушений требований к образуемым или измененным земельным участкам, или помещения в указанных здании, сооружении принадлежат нескольким лицам на праве частной собственности, либо на таком земельном участке расположены несколько зданий, сооружений, принадлежащих нескольким лицам на праве частной собственности, эти лица имеют право на приобретение такого земельного участка в общую долевую собственность или аренду с множественностью лиц на стороне арендатора.
Как следует из ст. 39.16 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность граждан в случаях, предусмотренных Земельным кодексом РФ, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Земельное законодательство РФ предусматривает возможность отказа гражданам в передаче земельного участка в собственность при резервировании земельных участков для государственных или муниципальных нужд в случае первичного предоставления земельного участка для целей строительства, а не в случае изменения титула прав на земельный участок для граждан, проживающих в принадлежащем им на праве собственности доме, расположенном на этом земельном участке. В данном случае земельный участок уже был первоначально предоставлен, для строительства не испрашивается.
Какие-либо препятствия истцам в предоставлении в собственность за плату спорного земельного участка отсутствуют. Иного судом не установлено, ответчиком, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ, доказательств, свидетельствующих об обратном, не представлено.
В ходе рассмотрения дела судом установлено, что спорный земельный участок общей площадью 1148 кв.м., поставлен на кадастровый учет, ему присвоен кадастровый номер: 02:55:010124:27, относится к категории земель - земли населенных пунктов, с разрешенным использованием: для обслуживания индивидуального жилого дома и надворных построек.
Доказательств того, что истцы были уведомлены ответчиком в письменной форме о предстоящем выкупе жилого помещения и изъятии земельного участка в связи со сносом жилого дома, Ответчиком представлено в суд не было.
Более того, вышеприведенные нормы Земельного кодекса РФ не содержат положений, ограничивающих право гражданина на платное получение в собственность земельного участка, на котором находится принадлежащий ему на праве собственности объект недвижимости, в случае планируемого размещения на этом земельном участке объектов капитального строительства, дорог, улиц.
Пари таких обстоятельствах, исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4 и ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст. 194, 197, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО1, ФИО2, ФИО3, ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9 к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании подготовить проект договора купли-продажи земельного участка и направить его для подписания истцам удовлетворить.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан подготовить проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 1 148 кв.м., с кадастровым номером: 02:55:010124:27, расположенного по адресу: Республика Башкортостан, город Уфа, Кировский район, <адрес> следующем соотношении: ФИО1 - 1/4 доли; ФИО2 - 19/200 доли; ФИО3 - 19/200 доли; ФИО4 - 19/200 доли; ФИО5 - 19/200 доли; ФИО6 - 1/16 доли; ФИО8 - 1/16 доли; ФИО7 - 1/8 доли; ФИО9 - 12/100 доли, и направить его истцам для подписания.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Башкортостан в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме через Кировский районный суд г. Уфы РБ.
Председательствующий Р.Р. Зайдуллин
Решение суда принято в окончательной форме 21.04.2015.